Главная Иностранные армии

Отрезвляющая правда о провальных проектах Пентагона

9
1978

Согласно множеству исследований, рейтингов и т.д. Соединенные Штаты в настоящее время располагают самой мощной в мире армией. По количественным и качественным показателям вооруженные силы США превосходят армии других государств, в том числе крупных и развитых. Подобное лидерство является поводом для гордости американской нации, а также вызывает беспокойство у руководителей и граждан других стран. Кроме того, беспокоятся и американские специалисты. Нередко звучат высказывания, авторы которых не разделяют общей гордости или даже критикуют руководство Пентагона и страны в целом.

7 февраля американское издание The National Interest опубликовало статью с громким названием «The Sobering Truth About the Pentagon’s Acquisition Failures» («Отрезвляющая правда о провальных проектах Пентагона»). Автором материала является подполковник Дэниел Л. Дэвис, бывший офицер сухопутных войск США, ранее занимавший должность в командовании американского контингента в Афганистане, а ныне работающий военным аналитиком. Д. Дэвис не разделяет оптимистичные взгляды других военных и политического руководства страны. Прошлым и текущим проблемам Пентагона бывший офицер посвятил свою статью.

В начале своей публикации Д. Дэвис напоминает о недавней речи американского президента Барака Обамы. Во время своего выступления глава государства назвал несколько причин того, что США являются сильнейшей страной планеты и будет иметь светлое будущее. Одной из главных причин этого, по мнению Б. Обамы, является мощь вооруженных сил. Президент заявил, что в настоящее время армия США является самой мощной силой за всю историю человечества. После этого заявления выступление Б. Обамы было прервано бурными аплодисментами. Д. Дэвис полагает, что более внимательное изучение некоторых вопросов, связанных с боеспособностью войск, привело бы к менее бурной реакции на слова президента.

По мнению Д. Дэвиса, правда состоит в том, что США не настолько мощны и влиятельны, как это принято считать. Именно этому и посвящена его «отрезвляющая» статья.

Автор напоминает, какой была реакция на завершение операции «Буря в пустыне» два с половиной десятилетия назад. Победа над Ираком и Саддамом Хусейном позволила американцам говорить, что армии наконец-то удалось избавиться от «вьетнамского синдрома». Кроме того, в это время Соединенные Штаты ощутили себя единственной сверхдержавой в мире. Тогда это не было беспочвенным хвастовством. Основные конкуренты США в лице Москвы и Пекина признали свое отставание в отношении военной мощи. Американцы, в свою очередь, гордились победой и с оптимизмом смотрели в будущее.

Тем не менее, вполне оправданная гордость со временем «мутировала» и превратилась в неприятное высокомерие. Теперь такое преображение мнений может быть опасным для страны. Д. Дэвис полагает, что лучше всего эту ситуацию иллюстрирует ситуация с безуспешными попытками Пентагона реализовывать новые проекты.

Известны различные официальные исследования, которые сообщают о проблемах в системе разработки новых проектов и закупок необходимых изделий. В этой области наблюдаются нарушения, а также неэффективное расходование финансирования. Масштаб подобных проблем чаще всего оценивается как «тревожный». Однако подробное изучение вопроса показывает, что ситуация намного серьезнее и уже связана с рисками для национальной безопасности.

В качестве одной из самых громких неудач американского военного ведомства последних лет Д. Дэвис приводит проект Future Combat System (FCS). По его мнению, неудача этого проекта негативно сказалась на безопасности государства, причем сразу по двум причинам.

Автор напоминает, что программа FCS стартовала еще в конце девяностых годов. Все началось с доклада начальника штаба армии генерала Эрика Шинсеки, в котором были изложены перспективы сухопутной военной техники. К 2003 году предварительные работы по новой программе были завершены, после чего ей придали официальный статус и начали полноценные работы. Работы продолжались до 2009 года, когда были прекращены министром обороны ввиду наличия массы нерешенных проблем. Таким образом, десять лет работы были потрачены впустую. США попросту потеряли время, которое можно было использовать для модернизации сухопутных войск и сохранения мирового лидерства.

Помимо потери денег закрытие программы FCS привело к ухудшению репутации США. Пентагон показал свое бессилие в деле создания новой техники, однако другие страны смогли обойтись без подобных проблем. Вследствие этого зияющий разрыв между США и третьими странами значительно сократился. Ярким примером такого изменения ситуации – особенно обидным для Соединенных Штатов – Д. Дэвис считает появление российского проекта «Армата», а также запуск серийного производства новой техники этого семейства.

Проект Future Combat System подразумевал создание «системы систем». Основой проекта должно было стать универсальное гусеничное шасси, пригодное для строительства техники различного назначения. Планировалось разработать восемь типов специализированной техники, включая танк, бронетехнику для пехоты и другие машины. Работы по программе FCS продолжались около десяти лет и «съели» порядка 20 миллиардов долларов, однако не дали никаких результатов.

Тем временем на другой стороне земного шара российские специалисты всего за шесть лет разработали собственный аналогичный проект. За это время специалисты из России осуществили проектирование, построили, испытали и поставили в серию современные «продвинутые» боевые машины нескольких типов. Результатом российской программы «Армата» стало появление перспективного основного танка Т-14 и тяжелой боевой машины пехоты Т-15, построенных на базе универсального шасси.

Новые российские образцы имеют совершенное бронирование, современное вооружение и боеприпасы, а также оснащаются соответствующими системами управления огнем. По мнению Д. Дэвиса, российский танк Т-14 по живучести и огневой мощи не уступает американским танкам семейства Abrams.

Также автор The National Interest напоминает, что в 1991 году танки Abrams показали свой высокий потенциал в деле борьбы с танками противника. Было продемонстрировано большое преимущество перед бронетехникой других стран. Однако за прошедшие годы это преимущество было потеряно.

Д. Дэвис задает серьезный вопрос: как неудача Вашингтона с программой FCS может быть объяснена в свете успеха Москвы? Американские вооруженные силы постепенно слабеют в сравнении с российскими. США опережают Россию с точки зрения интеллектуального потенциала, экономической мощи и промышленных возможностей, однако имеют большой недостаток иного характера: самообман, основанный на высокомерии.

Автор полагает, что при продолжении реализации агрессивных планов российского президента Владимира Путина в Европе может наступить день, когда сухопутным войскам США придется поддерживать союзников по НАТО и воевать с российской армией. Таким образом, восстановление военного потенциала и потерянного преимущества перед другими странами должно начинаться уже сейчас. Чтобы это произошло, по мнению Д. Дэвиса, военное и политическое руководство Соединенных Штатов должно, прежде всего, смирить свою непомерную гордость и оценивать ситуацию трезво. В противном случае военное преимущество американской армии перед основными конкурентами может вовсе исчезнуть.

***

Дэниел Л. Дэвис затронул весьма важный вопрос. Действительно, на данный момент армия США, согласно нескольким авторитетным исследованиям, является самой мощной в мире. Однако другие развитые государства не сидят сложа руки и занимаются модернизацией своих вооруженных сил. В результате этого разрыв между США и другими государствами постепенно сокращается, а в ряде случаев уже стал опасно малым. Таким образом, с каждым годом Соединенным Штатам все труднее и труднее отстаивать звание мощнейшей военной силы на планете, поскольку Россия и Китай, что называется, дышат в затылок.

Для сохранения имеющегося преимущества требуется продолжать развитие существующих вооружений и техники, а также создавать новые образцы. С этим у США в последние годы наблюдаются серьезные проблемы. Помимо рассмотренной Д. Дэвисом программы Future Combat System также стоит вспомнить проекты прочей военной техники, которые либо не дали никаких результатов, как проект разведывательно-ударного вертолета RAH-66 Comanche, либо дошли до эксплуатации в войсках, но обошлись слишком дорого. Хорошим примером последних являются истребители F-35, стоимость разработки и строительства которых уже подбирается к отметке в полтора триллиона долларов.

Тем не менее, в статье издания The National Interest рассматривается только программа FCS, на которую в контексте модернизации сухопутных войск возлагались особые надежды. Целью этого проекта была разработка и внедрение массы новой техники и оборудования, предназначенных для сухопутных войск. Следовало создать новые боевые машины, средства связи и управления, экипировку для солдат и т.д. К концу двухтысячных годов программа столкнулась с массой разнообразных проблем, из-за которых было принято решение закрыть ее, а часть наработок использовать в новых проектах.

К моменту закрытия программы FCS американские специалисты успели разработать несколько перспективных боевых машин. Более того, некоторые из них даже смогли дойти до полигонных испытаний. Так, самоходная артиллерийская установка XM1203 NLOS-C, изображенная на иллюстрации, была построена в 2008 году и вскоре отправилась на полигон. Тем не менее, в 2009-м проект заморозили, а через два года окончательно закрыли за отсутствием реальных перспектив. Было решено отказаться от проекта XM1203, а имеющиеся наработки использовать при модернизации строевых самоходок семейства M109.

Из-за провала программы FCS военные и промышленность Соединенных Штатов потеряли десять лет и порядка 20 миллиардов долларов. Своеобразной компенсацией за эти потери стало появление нескольких новых технологий, часть которых уже была освоена и использована в реальных проектах. Тем не менее, затраты времени и денег непропорционально велики для такой «компенсации». Как следствие, мнение Д. Дэвиса о провале программы FCS вполне обосновано и подтверждается реальными фактами.

Провал американского проекта рассматривается Д. Дэвисом не сам по себе, но на фоне успехов российской промышленности. Вскоре после прекращения работ по FCS Россия начала разработку собственного проекта перспективной бронетехники. Всего за половину десятилетия удалось разработать проект, построить несколько прототипов, провести их испытания, а затем развернуть серийное производство. Даже с учетом имеющихся проблем проект «Армата» выглядит куда успешнее, чем закрытый FCS, что не может не ударить по американской гордости.

По мнению подполковника Д. Дэвиса, одна из главных проблем американской боеспособности кроется в неправильном отношении к своим возможностям. После событий в Ираке в 1991 году Соединенные Штаты начали гордиться своими возможностями, что со временем привело к их переоценке. Подобное неправильное отношение к своим и чужим возможностям может пагубно сказаться на потенциале войск и всей национальной безопасности.

Деньги и время, потраченные на создание проекта FCS и других неудачных разработок, вернуть уже не получится. Тем не менее, можно и нужно принять меры, которые позволят избежать таких проблем в будущем. Немаловажным аспектом борьбы с подобными проблемами Д. Дэвис считает морально-нравственные ориентиры военного и политического руководства. Нынешние руководители Соединенных Штатов предаются гордыне, что прекрасно показывает недавняя речь Б. Обамы. Однако, по мнению автора The National Interest, подобное отношение к своим возможностям является одной из тех вещей, от которых следует как можно быстрее избавиться в интересах национальной обороны.

Свою статью подполковник Д. Дэвис заканчивает советом, касающимся правильных оценок своих возможностей и правильного планирования дальнейшего развития вооруженных сил. При этом автор не затрагивает тему перспектив такого предложения. Прислушается ли нынешнее руководство США к советам Д. Дэвиса – неизвестно, но можно предполагать, что оно даже не узнает о нем, поскольку не следит за всеми публикациями в прессе. Кроме того, продвижению высказываемых идей мешает тот факт, что администрация Б. Обамы активно продвигает идею превосходства США, несмотря на все имеющиеся проблемы, сокращение отрыва от других стран и т.д.

Статья «The Sobering Truth About the Pentagon’s Acquisition Failures»:
http://nationalinterest.org/blog/the-skeptics/the-sobering-truth-about-the-pentagons-acquisition-failures-15138

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

9 КОММЕНТАРИИ

  1. Алексей

    Не, ну проекты то может у них и провальные, но все же не совсем таковые, ибо идеи, задуманные в них, можно будет в дальнейшем использовать в будущих проектах…

  2. Серый Wolf

    Автор все упирает на бездарно потраченные 20 млрд.
    Но деньги потрачены не зря, какой-то выхлоп с них есть.
    И что такое для США 20 млрд за 10 лет, если они на текущие конфликты тратят столько же, но за неделю?
    Наверное, полковнику не дали поучаствовать в распиле. Обиженный.

  3. Доброжил

    Сколько дорогостоящих проектов закрыли в СССР/России? А сколько из них знают простые люди? Тот же «Буран» чего стоит…

  4. Дмитрий

    Авианосные ударные группы США — это главная военная сила США, позволяющая иметь мировое превосходство в военной сфере. Остальное все на продажу. Вот на хрена Америке танки? Правильно, продавать тем же саудовцам, туркам и т.д., а они и абрамсы хорошо берут.

    • Яценюк-злыдень

      Противокорабельный комплекс «Бастион»(и не только) разнесёт всю авианосную группу.»Бастион» можно устанавливать на обычные корабли,например на сухогрузы,т.о.замаскировав их. Дёшево и сердито.

  5. Аноним

    Не-е, автор кивает на высокомерие и недооценку противников нынешним руководством Пентагона, ну и на реализацию оборонных проектов, которые не увенчались успехом, причём их число все растёт.

  6. PPXL

    Чё то вы рано военную машину США в утиль списываете. Тут самим шапкозакидательством заниматься не надо. Ясно одно: С 1991 года помимо РФ и внутри США оборонщики переживают значительный спад. Это выражается в провале программ Ф 35, МБР ПЕЙСКИПЕР, хотели B-52 на прикол аж в 96 году поставить, но заменить его нечем. Говорят амеровские АПЛ настолько старые, что их списывать надо. Там вообще до 90% того что плавает, стреляет, летает, разведывает, надо списывать, но альянс НАТО — это совсем другая история. Как бы нам не пожалеть о своём шапкозакидательстве.

    • кот-333

      Ну если,как говорил Абалкин,’дойти до руды,то щапказакидательством страдают все,как в России,США,так и в НАТО,и все понимают что загонять в угол кого либо опасно,так как ответная реакция может быть концом всего живого. А посидеть на золотом унитазе хотят многие,как в Евро-Азии так и в Америке,и большая войнушка им в хрен не упиралась.
      Так что пока будут взятки и откаты,а у власти взяточники,худо-бедно-мир будет жить.

  7. PPXL

    Так что пока будут взятки и откаты, а у власти взяточники, худо-бедно-мир будет жить.
    Умная мысля — надо записать.