Главная Аналитические статьи и мнения

Опять на грабли…

6
1879

На прежние места дислокации в арктической зоне возвращают войска. Однако АРКТИКА – это другой мир, в нём свои очень суровые законы и расплата ЖИЗНЬЮ за их нарушение это нормальное явление. Образ жизни в этих районах создавался десятилетиями и стоил не одной жизни. Кто научит «новых полярников», как жить в Арктике?

Один мой знакомый высказал довольно интересную мысль: — «Мы неоднократно наступаем на грабли, для закрепления результата».

Большинство частей Советской Армии за Полярным Кругом находилось с конца 40–х, начала 60–х годов. За это время не одно «поколение» офицеров, «набивая шишки», смогли приспособиться и в конечном счёте создать «арктический образ жизни». Во всех районах лесо-тундровой и тундровой зоны, крайне не устойчивые погодные условия (порой сравнимые только с погодой в горах). За 45 минут – 1 час, возможны перепады с -40°С, через оттепель до +5°С, до снежного «заряда» при «штормовом» (25–35 м/с) ветре и -20°С. Снегопады – по-северному «заряды», такие, что локоть поднятой руки уже не видно, плюс такие же туманы (в зоне досягаемости Гольфстрима, а это почти до Новой земли), и вынуждают по всем наиболее используемым маршрутам, протягивать канаты, без которых в условиях такой видимости выжить практически нет никаких шансов.

Единственный способ, для тех, кто в такой обстановке потерял ориентацию в пространстве, ориентируясь только по направлению ветра, которое при ветре такой силы не меняется (!) — выходить на протяжённые ориентиры (в зоне тундры – это только граница воды и суши, т. е. побережье), и по ним выходить на ближайших «соседей». Но для этого надо, во-первых, их иметь, а не быть отдельной «точкой» на сотню – другую километров. Во-вторых, знать не только где эти «соседи» расположены, но и особенности ландшафта в их окрестностях. И ИДТИ. Ни в коем случае нельзя ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ. Остановка – это СМЕРТЬ. Если человек остановился, он по-любому, хотя бы присядет, а потом уснёт… Смерть от холода не пугает, она лёгкая и приходит незаметно. Единственный выход – идти. Сутки, двое, трое… Столько, сколько понадобиться.

Другая зимняя особенность – дороги. Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ ЧИСТИТЬ. Дорога, почищенная накануне, будет заметена сильнее, чем просто накатанная. Только «накатанные» дороги можно использовать зимой за Полярным Кругом. Но поскольку снежные «заряды» заносили ракеты на ПУ под углом в 30° к горизонту, при длине ракеты почти 11 метров, по трубку Приёмника Воздушного Давления, то, чтобы в таких условиях иметь представление где находится дорога, по её краям ставят «вешки». Обычно в небольшой каменный тур ставят ветку высотой метра два. Такие вешки за Полярным Кругом стоят по обочинам даже стратегических трасс. Но в отличии от них, на полуостровах, и даже островах, до которых смогли добраться «туристы – вандалы», просто так, от «нечего делать» эти вешки порушили. Следовательно, тем военнослужащим, кто опять будет служить в этих местах, их предстоит восстанавливать. Только сначала предстоит понять их значимость, ведь проявится она только зимой. Следовательно восстановить их надо до выпадения снега. Вроде мелочь, но те, кто заблудятся в тундре из-за отсутствия этой «мелочи», так считать не будут. Если останутся живы.

Жизнь в Арктике делиться на два далеко не равных этапа. Первый, короткий – подготовка к зиме, второй – борьба со снегом. Который уже лежит в сентябре – октябре, а сходит в лучшем случае в июне, а чаще всего в июле, хотя в отдельных местах не тает вечно. Конечно прикольно, собирая грибы, заодно поиграть в снежки. Насчёт сбора грибов, ягод, рыбалки тоже есть особое предупреждение. Внешне незначительная на вид лужица, каких полно по всей стране, здесь может стать СМЕРТЕЛЬНОЙ ловушкой, при попадании в которую выхода НЕТ. Дело в том, что такая обычная лужица, обычно по самому краю покрытая бледно-зелёной водной растительностью, но обязательно имеющая по центру ЧИСТУЮ воду, не что иное, как «ОКНО», т. е. выходящая на поверхность промоина из подземных ручьёв. Имея обычно незначительный диаметр, «окна» могут иметь глубину свыше 15 метров. Опасность именно в небольшом диаметре, попав в который, руки, опущенные вдоль тела, поднять уже не удастся.

Каждый зимний выезд из подразделения, должен быть подготовлен с учётом ЛЮБЫХ неожиданностей. В идеале, каждый выходящий транспорт, должен быть оборудован средствами связи, гарантирующими возможность запросить помощь.

Ещё одна коварная опасность таится в зоне отлива. По сравнению с бездорожьем тундры, эта зона настоящее шоссе. Но на этом шоссе могут оказаться зыбучие пески. Поэтому, несмотря на привлекательность такой поездки, даже если этот маршрут сулит выигрыш во времени, от неё лучше ОТКАЗАТЬСЯ. Потому что, выигрыш во времени может оказаться проигрышем в жизни. Попытки вытащить застрявшую машину, до отлива, с его началом должны быть немедленно ПРЕКРАЩЕНЫ. В противном случае, удастся ли спасти технику, большой вопрос, а вот человеческие жертвы – вполне реальны, как это было уже не раз. Обычно до следующего отлива, в этом месте, уже не остаётся даже никаких следов.

К сожалению, те места, где когда-то стояли подразделения, и куда им сейчас предстоит возвращаться, не первый год посещаются туристами, уничтожающими последние постройки, некоторые из которых, существовали ещё со времени СОР СФ, с 1942 года. Каждый кирпич, гвоздь, доска в этих краях всегда были на вес золота, что, учитывая снабжение морским путём, становится таковым фактически.

Ещё одной особенностью этих краёв, на первый взгляд несерьёзной, но на самом деле, имеющей огромное значение, является Полярная Ночь, которая длится до 25 января, и как ни странно Полярный День. Но если в Полярный День можно в 2–3 часа ночи ходить за грибами, ягодами, на рыбалку, и судить о фактическом времени суток только по электронным часам, желательно с 24–х часовым форматом отображения, то Полярная Ночь имеет намного большее значение. Постоянная темнота не только затрудняет ориентировку, но и «давит» психологически, тянет в сон, повышается утомляемость, и чтобы успешно выполнять свою работу, человек должен мобилизовать все свои силы.

Обобщая всё вышесказанное, можно посоветовать: в первую очередь изучить район местонахождения. Выходы за грибами, ягодами, на рыбалку (по возможности) подходят для этого идеально. Но выходя за уже знакомые пределы, обязательно иметь с собой КОМПАС, не говоря уже об умении им пользоваться. Кроме того, необходимо учитывать, что, не имея видимых ориентиров, человек толчковой ногой делает шаг чуть больше, чем другой. Таким образом и в таких условиях, получается движение по кругу (как в лесу). Поэтому необходимо постоянно корректировать направление движения.

Достаточной страховкой при попадании в «окно», может стать разложенная удочка, положенная на плечи. В таком положении, в случае провала, она не только воспрепятствует уходу в глубину, но и обеспечит руки в поднятом положении, т. е. единственное положение, при котором можно спастись. Вообще, по тундре в одиночку гулять не стоит. Даже люди, имеющие колоссальный опыт, не всегда возвращаются из таких выходов. И ещё один совет, актуальный всегда и в любой местности, а за Полярным Кругом НЕОБХОДИМЫЙ – будьте предельно внимательны друг к другу. Порой только такое внимание позволяет спасти жизнь.

На одну особенность – необходимость солнцезащитных очков, после 25 января, военнослужащие из состава ЗРС С–400, поставленной на о. Новая Земля, уже обратили внимание. Но это только мизер из того, что им ещё предстоит узнать, как верхушка айсберга. Очень жаль, что весь «айсберг» им придётся осваивать самостоятельно.

Очень надеюсь, что эта статья пригодится тем, кому предстоит служить в этих районах.
Что поделать, мы опять наступаем на грабли…

/Сергей Кончаков/

6 КОММЕНТАРИИ

  1. Гангстер

    Интересно конечно описана жизнь за полярным кругом, но мне кажеться был упущен момент с потеплением климата… Интересно как обстаят дела с оттаиванием вечной мерзлоты ?! Кто там работал говорят старые строения уходят в землю, да и зимник стал короче…

    • Сергей Кончаков

      -В основном статья о Северо-Западном ТВД, т. е. о европейской части Арктики, которая образовалась при сползании материкового ледника, который распахал и спрессовал даже каменную основу. Все кто бывал на о-вах Кувшин, Кильдин, Новая и Северная Земля, ЗФИ, п-о Средний, Рыбачий не могли не заметить, что северное побережье имеет вид каменных волн, обрывающихся в море. Это не что иное, как каменные пласты, скрученные мощью ледника. этот же ледник, не оставил в этих местах никакой почвы. Её там нет, а следовательно нет и вечной мерзлоты, которая характерна для материковой части, преимущественно азиатской части Арктики. Глобальное потепление в этой части Арктики, скорее всего приведёт к ещё более резким погодным изменениям. Усилению ветров, снегопадов и зимних туманов.
      На СЗ ТВД планируется до 70% СВКН, т. к. именно через эти районы пролегает кратчайший маршрут с территориальной части США до наших стратегически важных районов. Именно поэтому в советские времена СЗ ТВД придавалось максимальное значение, что не могло не сказаться на концентрации войск на этом ТВД.

      • кот-333

        Да, смена погоды, как правило, сопровождается ветром и метелями, и с каждым годом ветра и метели всё сильнее, хотя бывает исключение: в 2005-м с 28 февраля на 1 марта температура воздуха за 3 утренних часа поднялась с -35°С до +0,+3°С, всё это сопровождалось полным отсутствием ветра и полным небом звёзд, то есть абсолютно ясной погодой.

    • Сергей Кончаков

      Спасибо.
      «Климатический довесок»
      На южном пляже, к офицеру-северянину, подходит местный «антрацит»:
      — «Дарагой. Зачэм, такой блэдный? У тебя что, лэта нэ бэваит?»
      — «Да нет, в этом году было. А я, как назло в наряде стоял»

  2. владимир

    Еще надо выбросить лыжи и купить у норвегов снегоступы ( — своих-то делать не научились) и завести в каждом подразделении по паре ездовых упряжек с каюрами (-не буран -не сломается ) на край и съесть собачку-то можно.