Как известно, древнейшие кинжалы делались из камня. Это могли быть кремневые или обсидиановые острия с едва намеченной рукоятью, которые можно было при желании использовать и в качестве наконечника копья. В Дании был найден нож уже с четко намеченной рукоятью, а один из поздних образцов, найденный в Швеции, вообще имитирует бронзовый кинжал и датируется примерно 1600 г. до н.э.
Впрочем, чему удивляться? В музее Мехико можно увидеть ритуальные ножи для человеческих жертвоприношений из обсидиана, отделанные бирюзой и золотом. Наверное, можно было бы сделать золотой кинжал. Ведь делали же их египтяне, но… оставили обсидиан, он острее. Император Гелиогабал в Риме, правда, заказал себе золотые мечи, чтобы зарезаться в случае покушения, но воспользоваться ими не успел.
И вот здесь важно отметить один любопытный факт: холодное оружие с коротким клинком со временем стало украшаться гораздо обильнее, нежели длинноклинковое. Конечно, мы можем найти и богато украшенные турецкие и индийские сабли, и японские мечи, да, конечно, но богато украшенных кинжалов больше в разы. Почему так – понятно! Чем чаще пользуемся, то и украшают.
В романе А.П. Чапыгина «Разин Степан» царские сыщики сговариваются захватить Степана в заходе, то есть в сортире. «На стольчак с саблей не полезет!» – замечает дающим им инструкции дьяк, то есть, с саблей ходить все время было неудобно, приходилось ее снимать, что тоже было неудобно. Но так как времена тогда были суровые, и оружие людям требовалось постоянно, они взяли за моду носить при себе кинжалы, которые начали богато украшать, чтобы вдобавок ко всему еще и подчеркнуть свой социальный статус.
При этом в разных странах выработались и разные формы клинков, и приемы отделки рукоятей и ножен. И если раньше те же римляне на оружие смотрели как на весьма функциональные предмет и не более, то со временем оно превратилось еще и в предмет искусства, средство капитализации и… пиара.
Читаем роман Р.Киплинга «Ким»: «Сахиб подарил мне саблю гурда, и она покраснела от крови моего брата» – говорит один из тамошних персонажей. То есть дорогой подарок ему сделал англичанин-сахиб, ну так ведь это того стоило – воевать чужими руками за красивую цацку — это самый правильный метод, однако. То есть, если человек глуп, то почему бы этим и не воспользоваться? Отсюда, кстати, как раз и происходит обычай дарения оружия: его дарили конунги, короли, императоры, шахи и падишахи, ну, а сейчас его дарят президенты и президентам, и, как и встарь, золота не жалеют.
Какие образцы оружия с коротким клинком считаются наиболее украшенными? Судя по музейным экспонатам, например, образцам, имеющимся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке на звание самых богато украшенных могут претендовать турецкие и индийские образцы. Потом идет Иран, а все остальные – всего лишь бледные копии того, что создавалось тамошними мастерами.
Прекрасную отделку имело кубачинское оружие, но… оно было мастерским, однако все-таки не таким богатым. Турецкие мастера для отделки использовали не только золото и серебро, но и самоцветы, кораллы, жемчуг, акулью кожу – то есть ценность самой отделки иной раз многократно превосходила стоимость самого клинка.
Одновременно мастера-оружейники пытались и сами клинки сделать конструктивно и более красивыми, и более смертоносными, для чего пускались на разные ухищрения. Использовались клинки с прорезями, на самом деле никакой роли не игравшими, с волнистым или зубчатым лезвием.
Иногда это было оправдано, но только иногда в некоторых специфических видах оружия, в частности, абордажного. Но для бытового оружия форма клинка не играла никакой практической роли. Ведь зарезать человека можно и самым обыкновенным кухонным ножом, а самому зарезанному будет небольшим утешением видеть торчащий у себя из груди кинжал с рукоятью из нефрита и отделкой из золота и алмазов!
Но как свидетельство мастерства и умения мастеров-оружейников богато отделанное оружие, конечно же, не знает себе равных. В нем мастерство, сплав технологий многих поколений, эстетика древних взглядов на понятие «красота», местные традиции, отношение к религии и многое, многое другое, что позволяет нам лучше понять духовную культуру других народов!
/Вячеслав Шпаковский, topwar.ru/