Главная Оружие и экипировка

Холодное оружие: зарезать чем-то покрасивее!

0
5534

Как известно, древнейшие кинжалы делались из камня. Это могли быть кремневые или обсидиановые острия с едва намеченной рукоятью, которые можно было при желании использовать и в качестве наконечника копья. В Дании был найден нож уже с четко намеченной рукоятью, а один из поздних образцов, найденный в Швеции, вообще имитирует бронзовый кинжал и датируется примерно 1600 г. до н.э.

Кельтский кинжал из бронзы. Примерно 1200 г. до н.э. Клинок отлит заодно с рукоятью, причем последняя имеет антропоморфную форму. Известны подобные рукояти, как у кинжалов, так и у мечей, но с чем связана именно такая форма неизвестно. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Кельтский меч из бронзы. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Впрочем, чему удивляться? В музее Мехико можно увидеть ритуальные ножи для человеческих жертвоприношений из обсидиана, отделанные бирюзой и золотом. Наверное, можно было бы сделать золотой кинжал. Ведь делали же их египтяне, но… оставили обсидиан, он острее. Император Гелиогабал в Риме, правда, заказал себе золотые мечи, чтобы зарезаться в случае покушения, но воспользоваться ими не успел.

Кинжал тагарской культуры, V в. до н.э. Обращает на себя внимание технология изготовления кинжала. Клинок железный, а вот рукоять отлита из бронзы в знаменитом «зверином стиле». Государственный Эрмитаж, С. Петербург.

И вот здесь важно отметить один любопытный факт: холодное оружие с коротким клинком со временем стало украшаться гораздо обильнее, нежели длинноклинковое. Конечно, мы можем найти и богато украшенные турецкие и индийские сабли, и японские мечи, да, конечно, но богато украшенных кинжалов больше в разы. Почему так – понятно! Чем чаще пользуемся, то и украшают.

В романе А.П. Чапыгина «Разин Степан» царские сыщики сговариваются захватить Степана в заходе, то есть в сортире. «На стольчак с саблей не полезет!» – замечает дающим им инструкции дьяк, то есть, с саблей ходить все время было неудобно, приходилось ее снимать, что тоже было неудобно. Но так как времена тогда были суровые, и оружие людям требовалось постоянно, они взяли за моду носить при себе кинжалы, которые начали богато украшать, чтобы вдобавок ко всему еще и подчеркнуть свой социальный статус.

Турецкий кинжал XVIII в. с прорезным клинком. Длина 33,8 см; вес 258 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Для сравнения – индийский кинжал также с прорезным клинком XVIII в. В отделке использован нефрит, золото, рубины, изумруды. Длина 43,18 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

И еще один кинжал и клинком с прорезью – тоже Индия и тоже XVIII в. Кожа акулы, золото, рубины, изумруды, сапфиры, серебро. Длина клинка 16,5 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

При этом в разных странах выработались и разные формы клинков, и приемы отделки рукоятей и ножен. И если раньше те же римляне на оружие смотрели как на весьма функциональные предмет и не более, то со временем оно превратилось еще и в предмет искусства, средство капитализации и… пиара.

Читаем роман Р.Киплинга «Ким»: «Сахиб подарил мне саблю гурда, и она покраснела от крови моего брата» – говорит один из тамошних персонажей. То есть дорогой подарок ему сделал англичанин-сахиб, ну так ведь это того стоило – воевать чужими руками за красивую цацку — это самый правильный метод, однако. То есть, если человек глуп, то почему бы этим и не воспользоваться? Отсюда, кстати, как раз и происходит обычай дарения оружия: его дарили конунги, короли, императоры, шахи и падишахи, ну, а сейчас его дарят президенты и президентам, и, как и встарь, золота не жалеют.

Турецкая сабля килыч XVIII в. Дамасская сталь, золото. Длина 96,5 см; длина клинка 83,2 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Польская сабля корабела начала XVII в. По сравнению с турецкой выглядит, конечно, бедновато. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Какие образцы оружия с коротким клинком считаются наиболее украшенными? Судя по музейным экспонатам, например, образцам, имеющимся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке на звание самых богато украшенных могут претендовать турецкие и индийские образцы. Потом идет Иран, а все остальные – всего лишь бледные копии того, что создавалось тамошними мастерами.

Прекрасную отделку имело кубачинское оружие, но… оно было мастерским, однако все-таки не таким богатым. Турецкие мастера для отделки использовали не только золото и серебро, но и самоцветы, кораллы, жемчуг, акулью кожу – то есть ценность самой отделки иной раз многократно превосходила стоимость самого клинка.

«Отделкой золотой блистает мой кинжал…» — кому не известны эти строки М.Ю. Лермонтова? И вот он перед вами: кавказский кинжал кама XIX в. причем дагестанской работы, на что указывает вытянутая головка рукояти. Но какой у него волнистый клинок? Очень необычное оружие, а клинок совершенно нехарактерной для Кавказа формы. Сталь, серебро, эмаль. Длина 54,9 см. Вес 354,4 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

А вот персидская джамбия XIX в. Клинок вообще до половины не заточен. Сталь, золото, резная слоновая кость. Длина 43,8 см. Вес 462,1 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Одновременно мастера-оружейники пытались и сами клинки сделать конструктивно и более красивыми, и более смертоносными, для чего пускались на разные ухищрения. Использовались клинки с прорезями, на самом деле никакой роли не игравшими, с волнистым или зубчатым лезвием.

Иногда это было оправдано, но только иногда в некоторых специфических видах оружия, в частности, абордажного. Но для бытового оружия форма клинка не играла никакой практической роли. Ведь зарезать человека можно и самым обыкновенным кухонным ножом, а самому зарезанному будет небольшим утешением видеть торчащий у себя из груди кинжал с рукоятью из нефрита и отделкой из золота и алмазов!

Кинжал-клинколом. Как им пользовались в бою очень хорошо показано в советском кинофильме «Черная стрела», снятому по одноименному роману Стивенсона. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Но как свидетельство мастерства и умения мастеров-оружейников богато отделанное оружие, конечно же, не знает себе равных. В нем мастерство, сплав технологий многих поколений, эстетика древних взглядов на понятие «красота», местные традиции, отношение к религии и многое, многое другое, что позволяет нам лучше понять духовную культуру других народов!

Штык-пробка – испанский байонет XVIII в. Тот же кинжал, вставлявшийся в ствол мушкета. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Продолжение следует…

/Вячеслав Шпаковский, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ