Уважаемые читатели! Два дня назад, 17 января, мы опубликовали на нашем сайте статью Сергея Ищенко «Сирии придется подождать «Адмирала Кузнецова»» взятую на интернет-портале «Свободная пресса». А сегодня наше внимание привлекла статья на «Военном обозрении», которая является своеобразным ответом на рассуждения С.Ищенко. Ну, а окончательные выводы по данному вопросу Вам придется сделать самим. Не ждите готовых решений…
*****
Мы не любители дважды попадать в одну и ту же воронку, но коль вышел такой расклад, то пришлось. В мире информации такое СМИ, как «Свободная пресса», пользуется репутацией именно как площадка, где может выступать любой желающий. Ибо свобода. И выступают, и мы внимательно наблюдаем за тем, что там печатают.
Наше внимание привлекла статья экс-капитана украинских ВМС господина Ищенко «Сирии придется подождать «Адмирала Кузнецова»«. И вот по какой причине. Несколько непонятно, чей друг этот господин. Пишет, вроде бы, о вещах злободневных и насущных. Но осадочек остается странный. В своем предыдущем материале он убеждал читателей о необходимости затянуть пояса в угоду создания танковой армии (и даже не одной). Теперь вот странные рассуждения о применении «Адмирала Кузнецова» в Сирии, точнее, о том, почему его не применяют. Хотя очень и очень надо бы.
Но — пойдем по тексту.
«Одна из главных интриг продолжающейся в Сирии войны: почему к боевым усилиям нашей авиагруппы, ежедневно штурмующей позиции боевиков ИГИЛ * с авиабазы «Хмеймим», до сих пор не подключен единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов»? Ведь любой подобный конфликт с участием американцев как раз и начинается с того, что к берегам противника подходят авианосные ударные группы, а палубные самолеты поднимаются в воздух с максимальной бомбовой нагрузкой. Почему мы не действуем так же? Если без «Адмирала Кузнецова» можно обойтись и в Сирии, то к чему он вообще нашей стране?»
Вопрос о надобности «Адмирала Кузнецова» мы пока вынесем за скобки. Пока. Что же касается основного посыла, то прежде всего хотелось бы отправить господина Ищенко хотя бы в «Википедию». Для того, чтобы понять разницу между ударным авианосцем США (любым) и российским ТАВКР «Адмирал Кузнецов».
Нам она ясна, как белый день. И, видимо, в Министерстве обороны России тоже понятна. Потому-то и не стали гонять корабль через полмира для того, чтобы с его борта «с максимальной бомбовой нагрузкой» взлетали истребители Су-33. А просто перебросили на наземный аэродром то, что сейчас гоняет игиловских вояк. И успешно гоняет.
Кстати, нам, абсолютно нелетучим товарищам, понятно и то, что штурмовик или бомбардировщик, взлетающий с наземного аэродрома, несет значительно большую ударную нагрузку, чем его коллега с авианосца. Жаль, что Ищенко этого не понимает.
«С конца октября летчики 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка на тяжелых истребителях Су-33 энергично летают с его палубы. Все они минувшим летом прошли обучение на крымском тренировочном комплексе НИТКА, в точности воспроизводящем палубу «Адмирала Кузнецова». И сейчас уже в море отрабатывают взлеты и посадки с авианосца.
Вообще-то это очень не вовремя. Потому что в Заполярье сейчас полярная ночь и в почти круглосуточной тьме летчикам сложно приступать к восстановлению навыков подобных полетов над морем. Считается, что в условиях Северного флота целесообразнее это делать летом или ранней осенью. А к зиме единственному российскому авианосцу желательно выбираться на боевую службу куда-нибудь значительно южнее. Там и совершенствовать летное мастерство пилотам можно в более благоприятных условиях, и корабль сохраннее».
Вообще-то, это очень даже глупость. Несколько непонятно, кто считает, что «Кузнецов» должен играть роль этакого гуся перелетного. Летом в своих водах, а к зиме надо обязательно на юга перебираться.
Господин Ищенко сам себе противоречит. Ибо сперва говорит, что летом пилоты отрабатывали все на НИТКА, а к зиме перебрались обратно в Заполярье. И это плохо. Дескать, все лето тренировались под южным солнышком, а к зиме надо опять на юга. И продолжать тренировки там. А в условиях полярной ночи тренироваться нецелесообразно. Не приведи господи, еще научатся!
Вот тут мы и подошли к вопросу, а зачем нам «Кузнецов». И почему летчики тренируются в условиях полярной ночи. Не знаем, как господину Ищенко, а нам, например, понятно, что арктическая группировка — это наш северный щит. И действовать корабли и экипажи должны именно в тех широтах и в тех условиях.
Не надо быть военным экспертом, чтобы понять простой факт необходимости именно таких тренировок. Противник, если что, вряд ли будет выбирать комфортные условия для наших военных. Никогда не выбирали исторически, вряд ли практика изменится в будущем. И в подобной (гипотетической) ситуации ответ на вопрос «почему не действует наша палубная авиация» по господину Ищенко должен был бы выглядеть так: «А нас не готовили к действиям в условиях Арктики и полярной ночи». Красота!
Далее приводится список предыдущих походов «Кузнецова». С указанием того, что все семь, с 1995 по 2014 проходили именно так, «правильно», то есть, период полярной ночи экипажи проводили в теплых южных морях.
«График боевого использования авианосца и его авиакрыла в предыдущие годы выдерживался четко. Начинать пробные взлеты-посадки с палубы в самое неподходящее для этого время года могли заставить только чрезвычайные обстоятельства. Очевидно, война в Сирии к таковым и относится. Тогда почему же «Адмирал Кузнецов» до сих пор не на пути в восточное Средиземноморье?»
Все просто, господин капитан! Люди впервые занялись тем делом, которое должны были освоить еще вон когда. А именно, действия в неблагоприятных условиях зимы в Заполярье. Взлеты, посадки, стрельбы. Именно в условиях полярной ночи, именно зимой. Потому что первоочередная задача «Адмирала Кузнецова» — не рассекать по югам, демонстрируя свое присутствие, а учить экипажи действовать в условиях региона, на котором находится его основная база. Все просто.
А то, что в предыдущие годы ТАВКР «Адмирал Кузнецов» «зимовал» на юге, так достаточно вспомнить, кто у нас рулил армией и флотом. И много станет на свои места. А вот теперь крейсер и его авиакрыло занялись своим настоящим делом: защите северных рубежей. Понимающих с нашей стороны это не может не радовать, понимающих с другой стороны не может не огорчать.
Далее следует довольно пространные рассуждения о 100-м отдельном корабельном истребительном авиаполку. Дескать, не готовы пилоты, не готовы самолеты, «Адмирал Кузнецов» воевать не готов и все в таком духе.
Рыдания взахлеб. Ах, как нужен сейчас «Адмирал Кузнецов» в Сирии, как его там ждут, и как плохо, что он раньше лета, или даже декабря не сможет там оказаться. Без его авиакрыла победы нам не видать.
Как хорошо, все-таки, что в нашем Министерстве обороны сидят не такие вот Ищенко. А люди, ясно понимающие цели и задачи завтрашнего дня. Потому-то в Сирии воюют бомбардировщики и штурмовики, под прикрытием истребителей. Наземного базирования. С большим радиусом действия, с большей бомбовой и ракетной нагрузкой.
«У МиГов шире номенклатура средств поражения, которые можно на них подвесить. Прежде всего — ракет «воздух-поверхность». Что незаменимо против боевиков в Сирии. Так что они там очень бы пригодились. Но если пилоты МиГов пока не готовы к таким боевым действиям — что делать в Средиземном море «Адмиралу Кузнецову»?»
А нечего ему там делать! Потому и тренирует он своих пилотов далеко на севере! Потому что у нас военачальники прекрасно отдают себе отчет, что штурмовик или бомбардировщик однозначно наделает дел больше, чем палубный истребитель, пусть и вооруженный ракетами «воздух-земля». И не гоняют дорогостоящий корабль ради 20 самолетов через полмира.
Да и вообще, если есть штурмовики Су-25 и бомбардировщики Су-24 и Су-34, да еще и в таких количествах, зачем нужны для такой работы истребители? Не у киевских коллег Ищенко такую стратегию подсмотрел? Да, по мирному Луганску и Донецку украинские истребители хорошо отрабатывали. До поры. А вот по войскам почему-то особых успехов не было.
Итак, что мы имеем? Имеем то, что с планами господина Ищенко идет полностью вразрез.
1. «Адмирал Кузнецов» находится на севере, в районе своей постоянной дислокации и усиленно тренирует имеющихся пилотов 279-го окиап работать в условиях Заполярья.
2. В Ейске 1 декабря воссоздан 100-й окиап. На вооружении которого поступили новейшие МиГ-29КР и МиГ-29КУБР. Госзаказ на эти самолеты был выполнен как раз к моменту воссоздания полка. В конце прошлого года.
3. Полк выполняет облет техники и тренировки на полигоне-имитаторе крейсера. То есть, проходит полноценную подготовку. Да, подготовка полка продлится не один месяц. Возможно, даже год. Но на выходе мы будем иметь новое авиакрыло для «Адмирала Кузнецова», на вооружении которого будут стоять новейшие, только с завода, самолеты. Далее прогнозируется перелет на север и дальнейшая подготовка летного состава.
Что здесь может не устраивать?
Более того, в таком авторитетнейшем источнике, как «Национальная оборона» товарища Коротченко, мы узнали следующие вещи, которые добавим к уже имеющемуся списку.
4. В 2016 году «Адмирал Кузнецов» встанет на глубокую модернизацию. И модернизация продлиться до 2018 года.
За это время крейсер будет оснащен необходимым оборудованием для использования как самолетов, так и вертолетов. Потому что по итогам модернизации «Адмирал Кузнецов» получит на борт вторую составляющую своего авиакрыла — вертолеты Ка-52К «Катран». Да, те самые, что были построены под проект с «Мистралями».
Вертолеты построены, экипажи также проходят тренировки на Дальнем Востоке. Перебросить на север — сами понимаете, не вопрос.
И что мы будем иметь в конце пути?
Если не слушать Ищенко, который призывает срочно отправить в Сирию крейсер с неподготовленным крылом, якобы, чтобы не простаивал (слушать, конечно, его никто не будет), а на самом деле просто бездарно тратит моторесурс, то картинка ничего себе.
Наконец-то на «Адмирале Кузнецове» будет полноценная для этого корабля авиагруппа. Довольно «уставшие» Су-33 заменят новые Миг-29КР, появятся «Катраны». И, подчеркиваем, с реально подготовленными экипажами.
А что же 279-й окиап? А все просто. Прогнозируем госзаказ на новую партию Су-33. Если 24 МиГа успешно собрали за 2 года, то к 2018 году почему не собрать столько же «Сушек»? И на корабле будет не просто авиакрыло, а состоящее из истребителей двух классов: тяжелых, но убойных Су-33, и легких, но маневренных МиГ-29. У последних еще и «ассортимент» оружия побольше будет.
Причем реально было бы использовать именно смешанное крыло. Половина полка несет боевое дежурство, вторая половина отдыхает или тренируется на НИТКА или в Ейске. Что примерно, почти одно и то же. (Шутка). Хотя, если так задуматься, отдежурив свое в холодных водах севера или еще где, провести отпуск в Крыму, и там же приступить к периоду «реабилитации после отпуска»… Почему нет?
Вот это мы назовем профессиональным подходом. Лишь бы крейсер выдержал такую жизнь. Но это уже отдельная тема.
Так что страдания подобные тем, что изложил господин Ищенко, не более чем попытка гипотетически вернуть все на старые рельсы. Когда летчики сидели на земле, а корабли занимались «демонстрациями». Не те времена нынче, не те. Надо действительно «учиться военному делу настоящим образом».
Жаль, конечно, что господину Ищенко это непонятно. Ну да что можно ожидать от капитана (пусть и первого ранга) утонувшего флота почти уже не существующей страны Украины?
Мы и не требуем. Мы в очередной раз констатируем, что в нашей армии и на флоте все идет так, как должно было бы быть. Ну а то, что это не нравится нашим врагам, так на то они и враги.
/Роман Скоморохов, Александр Ставер, topwar.ru/
То-то эта статья этого Ищенко мне как то не по нутру была.
Отличная статья Ищенко и мерзкая у скоморохова и Ко.
В чем-то Ищенко все же прав. Единственный у нас на Севере незамерзающий порт — Североморск. То есть оперативный регион — Баренцево море. Норвегия, Швеция, Финляндия представляют для нас хоть какую-то угрозу? Даже если так, то эти угрозы проще и эффективнее купировать с наземных аэродромов. Как противолодочный корабль «Кузнецов» мало эффективен. На мой взгляд местом дислокации должен быть ТОФ или ЧФ. Черноморский Флот в нынешней ситуации даже предпочтительней.
ТАВКР едва-едва вписывается в определения конвенции Монтрё о не авианесущих кораблях. «Чистым» авианосцам в Чёрное море путь заказан, а «Адмирала Кузнецова», как и все авианесущие крейсеры этого проекта, спасает только наличие ПКР. Без оных ТАВКР легко бы мог классифицироваться турками как авианосец и ему закрыли бы вход или выход из Чёрного моря. Это, как мне кажется, слишком рискованно. Мало ли что придёт им голову, так что лучше Северный флот.
Серый,при чём тут эти страны,когда речь об арктической территории с её полезными ископаемыми. На Арктику даже Австралия зуб точит. А амеры подавно.
Для контроля Арктики у нас на островах 5 авиабаз и аэродромов: Рогачево (Новая Земля), Нагурское (Земля Франца-Иосифа), Средний (архипелаг Седова), Темп (Новосибирские острова), Звёздный (остров Врангеля). На мой взгляд это эффективнее чем авианосец в Баренцевой луже.
А на острове Исландия наших аэродромов нет,а порой ох как надо. И Баренцева лужа намного ближе,чем Чёрное море.
На о. Манхэттен российская авиабаза ещё нужнее
Совершенно верно,и поэтому с Баренцева моря авианосец подгоняется к оперативной точке Исландия-Манхэттэн,оперативней и без трудно преодолимых факторов.,то есть его не запрут в каком нибудь внутреннем море.
В нынешней ситуации, «Кузнецов»на Чёрном море не нужен,так как,фигурально выражаясь,Россия присоединила к своей территории непотопляемый авианосец под названием Крым,с территории которого Чёрное море,простреливается от берега до берега. Ну и аэродромы,на которых базируются Ту-22,которые способны добраться до севера Африки. О Европе совсем молчу.