Российские авианосцы: пятая волна

Российский ВПК отчитался перед министерством обороны, что к 2019 году будет готов строить авианосцы. До этого, в феврале 2015-го года ФГУП «Крыловский государственный научный центр» разработал концепт нового российского авианосца. Этой разработке присвоено обозначение — проект 23000Э «Шторм». Назначение корабля: поражение наземных и морских объектов, обеспечение боевой устойчивости корабельных группировок ВМС и прикрытие войск морского десанта и сил его высадки от ударов и атак средств воздушного нападения.

Многоцелевой авианосец пр. 23000Э «Шторм» может применяться для проведения операций в удаленных морских и океанских районах, способен наносить удары по морским и наземным целям, обеспечивать боевую устойчивость и ПВО корабельных группировок, оказывать поддержку высадке десантов. Водоизмещение корабля составит 90-100 тыс т, длина 330 м, ширина 40 м , осадка 11 м, максимальная скорость хода 30 уз, крейсерская 20 уз, автономность 120 сут, экипаж 4000-5000 человек, способен выполнять задачи при волнении моря до 6-7 баллов.

Авианосец спроектирован с обычной силовой установкой, но она может быть заменена на ядерную по требованию заказчика. Авиагруппа состоит из 80-90 летательных аппаратов (самолетов и вертолетов) различного назначения, возможно базирование истребителей Т-50 ПАК ФА и МиГ-29К, реактивных самолетов ДРЛО и вертолетов семейства Ка-27. Полетная палуба может обеспечить взлет самолетов как с рампы (две), так и с помощью электромагнитных катапульт (две). «Остров» (надстройка) имеет два «здания», ПВО обеспечивается четырьмя установками (модулями) вертикального пуска зенитных ракет, возможно оснащение корабля антиторпедной системой. Электронный комплекс авианосца включает в себя интегрированные датчики, в том числе РЛС с активной ФАР.

Российские авианосцы: пятая волна

Новость замечательная! Но, вот что меня лично смущает. Это уже пятая волна попыток строительства отечественных авианосцев. И все предыдущие странным образом выпадали на самые переломные моменты российской, советской и вновь российской истории.

Первые русские авианосцы, а тогда ещё авиаанесущие корабли были созданы в 1913 году и пройдя через первую мировую войну, а затем и гражданскую ушли на металл в разных регионах мира в конце 20-х годов, завершим первую волну отечественного авианосного строительства.

Читайте также  Построит ли Россия новый авианосец за 5 лет?

Вторая волна попыток создать отечественный авианосец возникла спустя почти двадцать лет, в конце 30-х годов. Ярый приверженец нового вида кораблей – флагман флота 2-го ранга Николай Кузнецов, назначенный в апреле 1939 года наркомом ВМФ в планы третьей пятилетки 1938–1942 годов заложил закладку двух авианосцев, по одному для Северного и Тихоокеанского флотов. Однако уже в январе 1940 года план ВМФ сократили наполовину, и авианосцев в нем не оказалось., а за тем Великая Отечественная война похоронила и эти планы.

Третья «авианосная» волна возникла и прокаталась по советскому ВПК по итогам Второй мировой войны. В августе 1953 года всё тот же главком ВМС Николай Кузнецов представил министру обороны СССР Николаю Булганину доклад, в котором изложил свои взгляды на задачи и развитие флота, а также сформулировал предложения по строительству новых боевых кораблей. В докладе подчеркивалось, что «в послевоенных условиях без наличия авианосцев в составе ВМС решение основных задач флота обеспечено быть не может». Тогда же началась разработка нескольких проектов советских авианосцев, но последовавшее вскоре смещение Кузнецова и «ракетный» уклон Хрущёва поставили на этих планах жирный крест.

Четвёртая попытка создания полноценного отечественного авианосца пришлась на средину семидесятых, когда Невскому ПКБ была поставлена задача в экстренном разработать проект атомного авианосца. Строить его решили в два этапа. Сначала должен был быть спущен на воду более «лёгкий» авианосец проекта 11435 на котором должны были быть отработаны основные технологии и решения и одновременно должны были быть заложены ещё два авианосца: проекта 11436 — с увеличенной полётной палубой и уже полноценный «тяжёлый» атомный авианосец проекта 11437.

Как известно, советскому, а за тем и российскому флоту достался лишь первый авианосец из этой тройки — «Рига», он же «Леонид Брежнев», он же «Тбилиси», он же «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Судьба двух оставшихся на стапелях была иной. Один из них «Варяг» был выкуплен Китаем и достроен, как первый китайский авианосец «Ляонин», а третий «Ульяновск» сдан на металл в 1992 году.

Читайте также  Су-33 улетают с «Адмирала Кузнецова»

Четвёртая волна авианосного строительства завершилась в 1992 году. Единственный завод, способный строить корабли такого класса, Николаевский достался Украине и прекратил военное крупнотоннажное строительство. С его потерей Россий утратила возможности строить авианосцы как таковые. И вот, спустя очередные четверть века, Россия вновь заявляет о планах строительства полноценного тяжёлого атомного авианосца. И это не может не воодушевлять! Возвращение российского ВПК на передовые рубежи мирового кораблестроения это отрадный факт!

Но здесь возникает главный вопрос — нужен ли сегодня российскому ВМФ тяжёлый атомный авианосец?

Очевидно, что авианосцы это системы проецирования силы в отдалённые регионы мира. Но куда мы собираемся завтра её проецировать? Тот же опыт применения наших ВКС в Сирии показывает, что наземные базы вполне успешно справляются с такой задачей. И не дешевле ли будет сегодня развернуть в ключевых регионах мира систему наших авиабаз, чем тратить многие миллиарды на сверхдорогие «игрушки»? Вопрос, полемичный. И есть как аргументы «за» так и аргументы «против». Причём, этому спору не меньше пятидесяти лет…

Особая тема – содержание таких «колоссов» в условиях российского климата. Для их полноценного обслуживания и применения необходима огромная инфраструктура и целый флот кораблей прикрытия и обеспечения. Сегодняшние походы «Адмирала Флота Советского Союза Кузнецова», практически «в одиночку» — в сопровождении 2-3 кораблей прикрытия это явно не функционирование полноценной АУГ (авианосной ударной группы), а лишь морской поход. Всем военным экспертам сегодня очевидна «учебность» «Кузнецова» — в качестве полноценной боевой единицы он сегодня использоваться не может.

Очевидно и то, что строительство одного авианосца бессмысленно. Необходимо иметь их минимум четыре – два на Северном Флоте и два на Тихоокеанском. Тогда они не только смогут менять друг друга при выполнении задач в отдалённых регионах мира, но и образовывать мощные ударные соединения, способные противостоять любому противнику.

А это уже совершенно другая экономика…

/Владислав Шурыгин, shurigin.livejournal.com/

30 КОММЕНТАРИИ

  1. главное уйти от катапульты. это и уменьшение водоизмещения и резкое упрощение конструкции. Да и намного дешевле будет кораблик.

    • Авианосец без катапульты всё равно что легковой автомобиль с газобалонным оборудованием, в багажник которого не влезет и ящик пива, то есть поклажа на коленях пассажиров данного авто.
      А что касается СААВ, то вы сами набили — делает на базе пассажирского самолёта, а это уже узкая специализация. И ещё вопрос: сколько операторов РЛС будет находится в специализированной, а сколько в адаптированной?

  2. Вообще-то существует известное правило проектирования авианосцев, а именно на 1000 т водоизмещения 1 самолет. Так что легко подсчитать: 80000 т — 80 самолетов и т.д. Посмотрите на эскиз нашего будущего авианосца — копия английского CVF/PA2, а он имеет два «острова» на палубе и газотурбинную ЭУ. Но, наше Невское ПКБ будет проектировать АВ с ядерной ППУ. Но нам в эту пору прекрасную вряд ли удастся пожить, поскольку все это из области красивой сказки. А дальше спорте что лучше строить…. С уважением.

    • Когда говорили о Российском высокоточном оружии,скептики так же говорили что это сказки,но события в Сирии показало что это не сказки. Так что не стоит судить что сказки а что нет. Атомные ледоколы в России строят,самолёты строят,и авианосец построят,было бы желание.

  3. А зачем строить огромные авианосцы, если даже пиндосы на своих авианосцах не могут обеспечить одновременный полет даже половины авиакрыла, расположенной на нем? Нужно строить авианосцы с максимальной эффективностью использования авиакрыла, т.е. 30-40 л.а. + резерв. Если больше, то это просто балласт. И если основная задача — это ПВО мест развертывания стратегических ракетоносцев, и мест высадки морских десантов, то и нет смысла размещать на них такие дурынды, как Су-33, для этого достаточно и МиГ-29К. А еще не плохо было бы воссоздать Як-141, ведь его тоже можно сделать универсальным л.а., т.е. с горизонтальным взлетом, без подъемных двигателей, как F-35С. Тогда и авианосец получится весьма «бюджетным» и соответственно построить и содержать их будет несколько дешевле… Из каких источников видно, что размерность «Кузнецова» влияет на эффективное применение его авиации (ну кроме штормов конечно, но ведь и пиндосы в шторм не летают)? Вместо «лишних» самолетов можно разместить дополнительные средства ПРО и ПЛО, или увеличить запас авиационных средств поражения. Только очень не хватает корабельного ДРЛО! Беда, что в России до сих пор нет даже подходящей платформы для компактного ДРЛО, и морского и сухопутного… Может купить у шведов или бразильцев…

  4. Авианосца нужны для прикрытия с воздуха эскадр кораблей действующих в открытом океане у нас таких эскадр нет поэтому и авианосцы не нужны. С другой стороны может поэтому и нет что авианосец один.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя