2 января 1956 г., 60 лет назад, в ФРГ были созданы первые формирования новой регулярной армии страны – бундесвера. Спустя одиннадцать лет после победы над гитлеровским режимом, Западная Германия вновь получила возможность иметь собственные вооруженные силы. На самом деле, подготовка к их созданию велась и раньше, а Министерство обороны ФРГ начало свою работу 7 июня 1955 г. В том же 1955 г., 12 ноября, 100 первых добровольцев формирующейся западногерманской армии приняли присягу. 2 января 1956 г. новые вооруженные силы ФРГ получили название «Бундесвер» (Bundeswehr).
Демилитаризация Германии и планы по возрождению армии
Как известно, после разгрома гитлеровской Германии державы-победительницы решили «демилитаризовать» Германию и в восточной – советской, и в западной – американо-англо-французской, оккупационных зонах. Еще на Потсдамской конференции было принято решение о демилитаризации страны. Германский милитаризм был обвинен в развязывании двух мировых войн, по причине чего Германии более не полагалось иметь собственные вооруженные силы.
После 1945 г. под контролем союзных войск продолжали службу лишь некоторые подразделения бывшего военно-морского флота Германии – они занимались разминированием портов и прибрежных вод и были полностью лишены оружия. Даже после того, как в 1949 г. появились независимые государства – Федеративная Республика Германия и Германская Демократическая Республика, иметь собственные вооруженные силы им не полагалось.
Однако уже спустя несколько лет опрометчивость этого решения стала ясна и руководству западных стран, и советскому руководству. Ведь изменившаяся геополитическая ситуация в Европе, нарастание военно-политического противостояния СССР и его союзников с одной стороны, и США и их союзников, с другой, предполагала необходимость выстраивания развитой системы обороны обоих частей Германии.
Известно, что еще в 1942 г. Уинстон Черчилль в письме британскому правительству предложил создать «Европейский союз» — объединение всех стран Западной и Восточной Европы, которое, как он предполагал, могло стать защитой от вероятной угрозы со стороны Советского Союза. Впрочем, естественно, что в годы Второй мировой войны это предложение Черчилля не афишировалось, а официально и сам премьер, и другие высшие руководители Англии и Франции высказывали почтение и симпатии советскому руководству. Но после окончания Второй мировой войны планы по созданию «общеевропейской армии» получили новое дыхание. На этот раз они использовались сторонниками возрождения германской армии для сокрытия их реваншистских планов – ведь общеевропейская армия как бы и не была германской, хотя, всем было понятно, что в случае ее создания ведущую роль в ней будет играть именно германский компонент. Многие западногерманские политики, включая и канцлера Конрада Аденауэра, активно выступали в поддержку планов по созданию «Европейского оборонительного сообщества» (ЕОС).
Конрада Аденауэра (1876-1967) сложно было назвать реваншистом и обвинить в симпатиях к гитлеризму. Ведь этот политик, в 1917-1933 гг. бывший обер-бургомистром Кёльна, находился в оппозиции к гитлеровскому режиму, а в 1933 г. отказался встречать Гитлера во время посещения Кельна и распорядился снять в городе нацистские флаги. Аденауэра не раз арестовывало гестапо, поэтому не удивительно, что именно он, возглавивший Христианско-демократический союз Германии, в 1949 году занял и пост канцлера ФРГ. Безусловный сторонник христианских ценностей, Аденауэр выступал против вмешательства государства в частную и экономическую жизнь.
Впрочем, весь гуманизм канцлера заканчивался, когда речь заходила о взаимоотношениях с СССР и странами Советского блока. Аденауэр был убежден в том, что против коммунистического государства возможно использовать методы силового давления. По этой причине он не возражал против вступления ФРГ в блок НАТО и был одним из инициаторов начавшегося возрождения германских национальных вооруженных сил. Хотя официально Аденауэр выступал против участия бывших членов нацистской партии в формировании новых вооруженных сил страны, в действительности нацистскому прошлому большинства будущих генералов и офицеров бундесвера не придавалось значения.
В 1950 г. в Западной Германии была созвана специальная комиссия, в обязанность которой входила организация подготовки к созданию национальных вооруженных сил. Председателем комиссии был назначен Теодор Бланк (1905-1972). Этот немецкий политик был одним из основателей консервативной партии «Христианско-демократический союз», от которого в 1949-1972 гг., вплоть до своей смерти, был депутатом в бундестаге. В 1950 г. именно Теодор Бланк возглавил ведомство, ответственное за контакты с командованием оккупационных войск в Западной Германии. Эта структура получила название «пустой офис», или «офис Бланка». Фактически именно она отвечала за подготовку к созданию национальных вооруженных сил.
В 1951 г. в ФРГ появилась первая военизированная структура – Федеральная пограничная охрана — Bundesgrenzschutz. Она насчитывала около 10 тысяч служащих и представляла собой легкие полицейские подразделения. Служащие Bundesgrenzschutz были размещены на территории бывшего санатория НСДАП Прора, что на острове Рюген. Созданием Bundesgrenzschutz западногерманские власти ответили на появление в Восточной Германии военизированной Казарменной народной полиции (Kasernierte Volkspolizei), представлявшей собой воинские части, ответственные за охрану общественного порядка и важных государственных объектов. Понятно, что Bundesgrenzschutz нельзя было назвать вооруженными силами, но начало их созданию положило именно формирование пограничной службы.
27 мая 1952 г. в Париже было подписано соглашения о создании Европейского оборонительного сообщества. Представители США, Великобритании, Франции и ФРГ подписали документы о дальнейшей судьбе Западной Германии, включая «Договор об отношениях между ФРГ и тремя западными державами». Значительная часть достигнутых соглашений западногерманским руководством не афишировалась. В том числе, в секрете старались держать все то, что касалось будущего системы обороны Западной Германии.
В 1954 г. в Париже произошло историческое событие – было подписано соглашение, в соответствии с которым на территории Германии снимался оккупационный режим. Провозглашался государственный суверенитет Германии, что предполагало и появление возможности создания собственных вооруженных сил, наличие которых запрещалось до 1954 г. Германия была принята в блок НАТО, началась разработка концепции строительства вооруженных сил новой Германии. В Парижском соглашении находились и ссылки на некие «особые соглашения», заключенные еще во время подписания договора о ЕОС. В связи с этим, руководство ФРГ было вынуждено подтвердить, что еще 27 мая 1952 г. имело место соглашение об определении численности будущей армии Западной Германии в 500 тыс. человек.
ФРГ отказывалась «от производства атомного, химического и бактериологического оружия. При этом ничего не говорилось о том, что Западная Германия не может использовать атомное, химическое и бактериологическое оружие, которое будет предоставлено ей другими государствами, к примеру – Соединенными Штатами. США и Великобритания фактически «давали добро» на создание западногерманской армии, хотя официально предпочитали всячески скрывать свое участие в принятии соответствующих решений.
Планировалось создать общеевропейскую армию, в которую бы вошли французские, итальянские, бельгийские, нидерландские, люксембургские и германские войска. Однако этот проект так и не был реализован – в первую очередь, по причине сомнений со стороны Франции. Париж крайне опасался возрождения мощи германской армии, поэтому выступал против любых планов по «милитаризации» ФРГ.
Кампания против «ремилитаризации»
Следует отметить, что процесс воссоздания германской армии проходил не гладко. Германские левые с самого начала выступили против воссоздания армии, полагая, что это приведет к восстановлению политических позиций «военщины», среди которой большинство в тот период все равно составляли ветераны вермахта. Кроме того, левые силы были убеждены, что создание германской армии способно «возродить нацизм» — ведь реваншистские настроения в Веймарской республике развивались параллельно укреплению вооруженных сил страны.
Центром антимилитаристского движения в Западной Германии стал Франкфурт-на-Майне. В этом крупном промышленном центре были сильны позиции профсоюзного движения, активно действовали социал-демократы, выступавшие с резкой критикой планов по созданию новой армии. К протестному движению были привлечены «солдатские матери» — матери и вдовы немецких военнослужащих, погибших в годы Второй мировой войны. «Тот, кто организует военные блоки, может сколько угодно говорить о необходимости воссоединения страны, на самом же деле он создает на этом пути реальные препятствия», — говорилось в «Немецком манифесте», принятом противниками создания вооруженных сил на собрании во Франкфурте-на-Майне.
Важную роль в противодействии планам по воссозданию германской армии играли немецкие коммунисты. В 1951 г. Компартия Германии организовала всенародный опрос по вопросу о ремилитаризации ФРГ. Естественно, что западногерманское руководство официально запретило проведение этого опроса, но народ воспринял его с большим воодушевлением. К ноябрю 1951 г. было собрано 4,5 млн. подписей жителей Западной Германии, а к апрелю 1952 г. более 9 млн. (9119667) жителей Западной Германии, Западного Берлина и Саарской области выступили против ремилитаризации ФРГ.
Что касается Германской Демократической Республики, то здесь против милитаризации ФРГ высказалось практически все взрослое население. Однако западногерманские власти не собирались прислушиваться к мнению собственного населения, тем более, что ускорения мер по созданию вооруженных сил от них требовали американские покровители. Поэтому Бонн не останавливался и перед применением открытого насилия против противников милитаризации Западной Германии.
Так, 11 мая 1952 г. полиция ФРГ разогнала многотысячную молодежную демонстрацию, проходившую в Эссене. В слете «караванов мира» принимало участие более 20 тысяч молодых людей – жители Западной Германии, представлявшие общественные и религиозные организации. Полиция напала на демонстрацию, в результате ее действий был убит молодой рабочий из Мюнхена Филипп Мюллер. 250 участников демонстрации были арестованы. Так западногерманская власть открыто показала всему миру свою готовность к самым крайним мерам в борьбе с инакомыслием собственного населения.
Следует отметить, что именно массовое молодежное движение против ремилитаризации Германии и создания бундесвера стало непосредственным предшественником того многотысячного левацкого студенческого движения, которое охватило Германию в 1960-е годы. Именно тогда был задан вектор противостояния левых западногерманским властям, деятельность которых определялась как реваншистская, а сами представители властных структур открыто обвинялись в фашизме (ведь среди западногерманского истеблишмента 1950-х – 1960-х гг. сохраняли заметные позиции чиновники и генералы, начинавшие службу еще в кайзеровской Германии и успешно делавшие карьеру во время гитлеровского режима).
Создание Министерства обороны и бундесвера
Тем временем, Франция выступила против ратификации договора о ЕОС, что позволило противникам милитаризации надеяться на реализацию их планов по предотвращению создания вооруженных сил ФРГ. Однако германское правительство во главе с канцлером Конрадом Аденауэром приняло решение о создании вооруженных сил, руководствуясь обострением внешнеполитической обстановки и, в первую очередь, наличием факта соседства с «Варшавским блоком». Кроме того, возрождение германской армии входило в планы США, стремившихся создать эффективный противовес советскому присутствию в Европе.
Начало активной работы по формированию вооруженных сил Западной Германии приветствовали консервативные немецкие политики, которые в советской и левой германской печати обвинялись в реваншизме и неофашизме. Одним из наиболее горячих сторонников создания западногерманских вооруженных сил был Франц-Йозеф Штраус (1915-1988) – баварский политик, лидер Христианско-социального союза – консервативной партии Баварии, выступавшей на федеральном уровне в связке с Христианско-демократическим союзом – ХДС/ХСС.
Как и многие его ровесники, Штраус не избежал службы в вермахте. В 1939 г. он, на тот период – студент Мюнхенского университета, был призван в армию. Служил в артиллерийской части, но получил отпуск для завершения учебы в университете. В 1940 г. получил унтер-офицерское звание, а в 1941 г., после окончания офицерской школы, Штраус был направлен командиром взвода зенитной артиллерийской батареи на восточный фронт, участвовал в Сталинградской битве. Однако еще до капитуляции армии Паулюса, его отправили на курсы командиров батарей, но по пути Штраус обморозил ноги, был госпитализирован и больше в действующую армию уже не возвращался, дослуживая офицером-инструктором, а затем – офицером по национал-социалистскому воспитанию в училище противовоздушной обороны в Баварии.
После окончания войны Штраус некоторое время находился в лагере для военнопленных, но позже был освобожден, так как не совершал военных преступлений. Штраус поступил переводчиком в американскую военную комендатуру и новые работодатели вскоре выдвинули его на административную работу в формируемых органах управления Западной Германии. Он занялся политикой и быстро сделал карьеру в Христианско-социальном союзе, в 1949 г. стал депутатом бундестага, а в 1953 г. был назначен федеральным министром ФРГ по особым поручениям. На этом посту он активно участвовал в подготовке к созданию национальных вооруженных сил и всячески оправдывал необходимость этого шага, объясняя его наличием «угрозы с Востока».
7 июня 1955 г. было создано Министерство обороны Западной Германии, а 8 июня министром обороны был назначен Теодор Бланк. 12 ноября 1955 г. канцлер Конрад Аденауэр приветствовал первую сотню солдат новой Германии. В городе Андернах, что на левом берегу Рейна, в 500 км от Бонна – тогдашней столицы ФРГ, прошла торжественная церемония. Канцлер приветствовал первых добровольцев, решивших поступить на военную службу. 2 января 1956 г. в Андернахе был сформирован первый учебный батальон новой западногерманской армии. Так началась история бундесвера – одной из самых боеспособных западноевропейских армий в послевоенный период.
16 октября 1956 г. Теодора Бланка сменил на посту министра обороны ФРГ тот самый Франц-Йозеф Штраус, остававшийся в этой должности до 1962 г. Естественно, что сразу же после создания бундесвера последовал симметричный ответ со стороны Германской Демократической Республики. 18 января 1956 г. было заявлено о создании Национальной народной армии ГДР (о ней мы расскажем в соответствующей статье).
Таким образом, обе Германии вступили в военно-политическое противостояние. Если ННА ГДР создавалась при активнейшем участии Советского Союза, то главную роль в формировании бундесвера играли США. В то же время, бундесвер не мог обойтись и без привлечения профессиональных военных, прежде служивших в вермахте. Тем более, что в середине 1950-х гг. все они были еще молодыми людьми – практически любой немецкий мужчина старше 30 лет имел тогда опыт службы в вермахте или других силовых структурах «Третьего Рейха». Естественно, что именно они составили костяк офицерского и унтер-офицерского корпуса формирующейся западногерманской армии.
При этом до 1957 г. рядовой состав бундесвера комплектовался путем найма добровольцев и лишь после 1957 г. была введена обязательная воинская повинность для всех граждан Западной Германии мужского пола. Этот момент также свидетельствовал о растущей агрессивности во внешней политике ФРГ. Ведь, переходя на систему комплектования бундесвера по призыву, западногерманское правительство расписывалось в необходимости подготовки внушительного мобилизационного резерва для вооруженных сил, который сам по себе был необходим только в случае наличия угрозы безопасности страны или собственных агрессивных планов в отношении соседей.
Хойзингер и Шпейдель – первые генералы бундесвера
Необходимо отметить, что еще до создания бундесвера, в Западной Германии развернули активную деятельность союзы и землячества бывших солдат, унтер-офицеров и офицеров вермахта. Собственно говоря, ситуация развивалась по сценарию Веймарской республики. Тогда, после поражения Германии в Первой мировой войне, именно в рядах «союзов фронтовиков» вызревали реваншистские настроения, проводилась военная подготовка молодежи.
В послевоенный период фактически землячества и союзы бывших военнослужащих вермахта стали главной базой развертывания частей бундесвера, основным кадровым ресурсом новой западногерманской армии. Ведь именно в этих землячествах и можно было набрать достаточное количество добровольцев на офицерские, унтер-офицерские и рядовые должности в формируемых частях бундесвера.
Непосредственную работу по формированию бундесвера возглавил Адольф Хойзингер (1897-1982) – профессиональный военный, как раз представитель классической германской военной элиты. В германской армии Хойзингер служил еще со времен Первой мировой войны – в 1915 году, 18-летним юношей, он поступил фанен-юнкером (кандидатом в офицеры) в 96-й пехотный полк, затем получил звание лейтенанта, удостоился Железных крестов двух степеней, побывал в британском плену. После Первой мировой войны продолжал службу в рейхсвере, затем – в вермахте. С 1937 г. майор Хойзингер служил в 1-м (оперативном) отделе генерального штаба сухопутных сил, где и рос в чинах.
В 1940 г. полковник Хойзингер стал начальником оперативного отдела генерального штаба сухопутных сил, а в 1944 г, в звании генерал-лейтенанта, стал исполняющим обязанности начальника генерального штаба сухопутных сил. Позже он попал под подозрение в участии в заговоре против Гитлера и был арестован, но позже освобожден. 25 марта 1945 г., перед самым концом войны, он возглавил картографическую службу вермахта, а 8 мая попал в плен к американским войскам. В 1950 г. Хойзингер стал советником по военным вопросам при канцлере ФРГ Конраде Аденауэре, а в 1952-1955 гг. руководил военным отделом в «офисе Бланка», тем самым непосредственно участвуя в процессе подготовки к созданию национальных вооруженных сил ФРГ.
После создания Министерства обороны ФРГ, Хойзингер вернулся на военную службу, был произведен в генерал-лейтенанты и назначен председателем военного руководящего совета. Естественно, что назначение бывшего гитлеровского генерала одним из ключевых руководителей бундесвера, вполне укладывалось в общее русло реваншистских настроений в Западной Германии. На базе «офиса Бланка» был сформирован аппарат командования бундесвера – оперативный штаб, которому подчинялись инспекторы родов войск и их штабы.
Генеральный инспектор бундесвера и инспекторы родов войск составляли военный руководящий совет (военный оперативный совет) при министре обороны ФРГ. Именно его и возглавил генерал Хойзингер. Еще в вермахте он занимался планированием военных операций сухопутных войск, что позволяло использовать наработанный Хойзингером опыт при создании новой западногерманской армии. При этом как то упускалось из виду, что во время службы в оперативном отделе генерального штаба сухопутных сил вермахта, Хойзингер нес непосредственную нагрузку по планированию карательных операций против партизанских отрядов, действовавших на территории Советского Союза.
Впрочем, слухи о причастности Хойзингера к заговору против Гитлера стали его своеобразной индульгенцией для англо-американского командования. В отличие от более засвеченных в военных преступлениях фигур, Хойзингер не понес никакой ответственности за свою деятельность. Не выдали его Советскому Союзу и в 1961 г., когда советское руководство подняло вопрос о выдаче Хойзингера, к тому времени служившего в должности председателя военного комитета НАТО в Вашингтоне.
Основу командного состава бундесвера, как мы уже отметили выше, составили генералы и офицеры «старой закалки» — бывшие военнослужащие вермахта. Первыми генералами бундесвера стали генерал-лейтенант Адольф Хойзингер, назначенный генеральным инспектором бундесвера, и генерал-лейтенант Ганс Шпейдель (1897-1984). Ганс Шпейдель, как и Адольф Хойзингер, также был профессиональным военным, начавшим службу еще в кайзеровской армии – в 1914 году. В 1940 г. Шпейдель был уже подполковником вермахта и получил назначение на должность начальника штаба оккупационных войск во Франции. В 1944 г. он занял пост начальника штаба группы армий «B».
Несомненным плюсом Шпейделя в изменившейся политической ситуации было его участие в антигитлеровском заговоре (заговор 20 июля 1944 г.). Впрочем, офицерский суд чести Шпейделя оправдал, но он семь месяцев провел в заключении, несмотря на это решение, и был освобожден уже войсками союзников. После окончания войны Шпейдель стал преподавателем истории в Тюбингенском университете, но после начала процесса формирования бундесвера был приглашен к сотрудничеству – как один из тех старших офицеров вермахта, кто не был запятнан откровенным участием в военных преступлениях гитлеровского режима.
22 ноября 1955 года генерал Шпейдель был назначен начальником управления вооруженных сил министерства обороны ФРГ, а с 1957 по 1963 гг. занимал должность командующего объединёнными сухопутными войсками НАТО в Центральной Европе.
Следует отметить, что одной из главных причин, почему в числе первых генералов бундесвера, помимо Хойзингера, появился именно Ганс Шпейдель, были тесные связи последнего с английским и американским командованием, установленные еще во второй половине 1940-х годов. В большей степени, чем командиром, генерал Шпейдель был военным дипломатом – и именно это сыграло главную роль при определении его кандидатуры на пост командующего сухопутными войсками НАТО в Центральной Европе. На этом посту Шпейдель фактически оставался посредником между американским и германским руководством.
Из вермахта – в бундесвер. Проблема комплектования кадров
Естественно, что Шпейдель и Хойзингер были не единственными генералами вермахта, оказавшимися на высших должностях в командовании бундесвера. Но иной вариант, кроме как приглашать гитлеровских генералов и полковников на высшие должности в бундесвер, отсутствовал. Надо понимать, что в Германии не откуда было взяться профессиональным военным, способным занимать высшие и старшие офицерские должности, кроме как из числа бывших генералов и офицеров вермахта. В то же время, Аденауэр опасался брать на высшие должности в бундесвере слишком заметных персон гитлеровского вермахта. Поэтому генералитет бундесвера формировался из старших офицеров вермахта, не занимавших в гитлеровской Германии слишком заметных и значительных постов.
Фельдмаршалы, адмиралы и генерал-полковники вермахта привлекались в качестве военных консультантов, экспертов и советников, но «поднимать бундесвер» предстояло, прежде всего, генералам, находившимся в годы войны на постах командиров корпусов и дивизий, начальников штабов корпусов и дивизий. Так, пост инспектора сухопутных войск бундесвера занял генерал Ганс Реттигер, в 1943-1944 гг. занимавший должность начальника штаба группы армий «А», воевавшей на территории Советской Украины. Инспектором военно-воздушных сил бундесвера был назначен генерал Йозеф Каммхубер, в 1943-1944 гг. занимавший должность командующего 5-м воздушным флотом люфтваффе на северном участке советско-германского фронта.
Бывшие генералы и полковники вермахта заняли также все посты инспекторов родов войск, командиров дивизий, командующих военными округами бундесвера. Естественно, что военнослужащие вермахта преобладали и среди офицеров-инструкторов и унтер-офицеров, поэтому молодое пополнение солдат бундесвера проходило подготовку в соответствующем духе и под соответствующим идеологическим влиянием.
Одной из серьезных проблем бундесвера в первое десятилетие его существования стало «старение» командных кадров. Дело в том, что на протяжении 1945-1955 гг. в Германии отсутствовали вооруженные силы и военно-учебные заведения. Соответственно, не велась подготовка офицерского состава, и брать молодых офицеров было неоткуда. Таким образом, в 1955-1956 гг., когда формировался бундесвер, замещать командные должности могли лишь люди с наличием военной подготовки, полученной до 1945 года. Получается, что даже на лейтенантских должностях оказывались мужчины в возрасте не младше тридцати лет (конечно, могли быть и исключения, но в основной массе было именно так), не говоря уже о должностях более высокого ранга.
Долгое время бундесвер считался самой «старой» армией среди прочих армий блока НАТО. Генералы и офицеры бундесвера в среднем были старше своих коллег из американской, британской и прочих армий НАТО, находившихся в аналогичных должностях и званиях, в среднем на десять лет. То есть, если среднему НАТОвскому майору в конце 1950-х годов было лет тридцать, то бундесверовскому майору – лет сорок, полковникам – соответственно, сорок и пятьдесят. На подготовку новых командных кадров требовалось значительное время, поэтому, по крайней мере, до конца 1960-х годов бундесвер был обречен на использование на генеральских должностях выходцев из вермахта. Так, после того, как в 1961 году генерал Хойзингер был переведен в Вашингтон – на должность руководителя военного комитета НАТО, на посту генерального инспектора бундесвера его сменил еще более примечательный генерал Фридрих Ферч.
Как и Хойзингер и Шпейдель, генерал Фридрих Ферч начал свою военную карьеру еще в кайзеровской армии, в 1944 г. получил звание генерал-майора, а к концу войны занимал должность начальника штаба Курляндской группы армий. В этой должности Ферч и попал в плен к советским войскам, освобождавшим оккупированную территорию Советского Союза. Было выяснено, что во время нахождения на посту начальника оперативного отдела штаба 18-й армии вермахта, полковник (тогда еще) Ферч принимал участие в непосредственной организации блокады города Ленинграда.
Затем, уже в бытность начальником штаба 18-й армии, Ферч руководил и борьбой с советскими партизанами, действовавшими на территории северо-западных областей РСФСР, в том числе – Ленинградской, Новгородской и Псковской областей. Естественно, что при борьбе с партизанами совершались многочисленные военные преступления в отношении мирного населения. После взятия в плен советскими войсками и установления причастности к военным преступлениям, генерал Ферч 29 июня 1950 г. был приговорен к 25 годам лишения свободы. Однако этот срок он не досидел до конца – был освобожден, как и многие другие военнопленные, и вернулся в Западную Германию. Там Ферч быстро восстановился на службе в бундесвере и в 1961 г. занял пост генерального инспектора бундесвера.
Политическую пригодность к службе в бундесвере потенциальных кандидатов на высшие и старшие офицерские должности (от полковника и выше) определяла специально созданная в 1955 году Комиссия экспертов по персоналу – Personalgutachterausschuss. Она осуществляла свою деятельность до ноября 1957 г., когда произошло окончательное формирование бундесвера, и за это время успела проверить 600 кандидатов, 486 из которых были приняты на действительную военную службу в бундесвер. Комиссия проверила 553 заявления бывших офицеров вермахта, желавших поступить на должности полковников или генералов в части и командование бундесвера. Из этих заявлений 51 было отклонено, 32 отозвали сами кандидаты, 470 заявлений были приняты. При этом, ни одному кандидату не было отказано по причине его службы в вермахте.
Помимо Комиссии экспертов по персоналу, была также создана Федеральная комиссия по персоналу, отвечавшая за присвоение воинских званий. 2 августа 1956 г. этой комиссией было принято решение о том, что все военнослужащие войск СС (Ваффен-СС), проходившие службу в званиях до оберштурмбанфюрер (эквивалентное армейское звание – оберст-лейтенант, подполковник) могут приниматься на военную службу в бундесвер с сохранением того воинского звания, в котором они служили в СС.
Бундесвер в системе НАТО
В 1955-1957 гг. велась активная работа и по формированию кадрового состава бундесвера, причем за основу был взят принцип формирования рейхсвера. В случае начала войны каждый унтер-офицер бундесвера превращался в офицера, а офицер – в командира более крупного подразделения. Это позволяло значительно увеличить численность армии в случае мобилизации.
Что касается установленной численности бундесвера, то на 1957 год она была определена в 265 000 человек (в действительности, долгое время была значительно меньшей). Из них 136 должностей были генеральскими, 26352 человека носили офицерские погоны и 92752 человека были унтер-офицерами. Таким образом, на каждого офицера бундесвера приходилось всего 9 подчиненных, а на каждого унтер-офицера – всего 3 рядовых. В случае необходимости, на базе кадрового состава бундесвера 1957 года можно было развернуть шестьдесят армейских дивизий.
Но, в то же время, Конрад Аденауэр первое время не решался перейти к дальнейшему увеличению численности бундесвера, в том числе и за счет перехода на призывную систему комплектования армии, поскольку опасался бурной общественной реакции. Ведь значительная часть западногерманского общества была настроена крайне антимилитаристски и введение всеобщей воинской обязанности могло повлечь за собой массовые протестные выступления.
Тем не менее, в том же 1957 году все же было решено перейти к призывной системе комплектования бундесвера. Росла и реальная численность бундесвера: если в 1956 г. в бундесвере служило 55 570 человек, то через 1 год, в 1957 году, — 115 000 человек, в 1958 году – 200 000 человек, в 1959 году – 225 000 человек, в 1960 году – 240 000 человек, а в 1961 году – 291 000 человек. В 1964 году численность бундесвера была доведена до 420 000 человек.
В состав бундесвера вошли сухопутные войска, военно-воздушные силы и военно-морские силы. Также были сформированы войска территориальной обороны, призванные выполнять достаточно широкий спектр функций – от охраны военных объектов и стратегически важных коммуникаций до ремонта и строительства дорог, обеспечения безопасности железнодорожного транспорта, противотанковой обороны и так далее. К 1964 году бундесвер состоял из сухопутных войск (235 000 человек), военно-воздушных сил (93 000 человек), военно-морских сил (28 000 человек) и войск территориальной обороны (28 000 человек). В организационном отношении сухопутные войска бундесвера были переведены на бригадную структуру.
В стратегическом отношении бундесвер превратился в основную единицу военного блока НАТО в Европе. Учитывая слабость армий большинства европейских участников НАТО (Греции, Португалии, Бельгии, Нидерландов и других), именно бундесвер рассматривался американским руководством в качестве едва ли не единственной надежной силы в континентальной Европе, способной выполнять обязанности по «сдерживанию». На протяжении всей «Холодной войны», бундесвер оставался одним из важнейших военных компонентов системы НАТО.
При этом, перед бундесвером стояла и весьма неприятная задача – воевать против соплеменников. Ведь в случае конфронтации НАТО с «Восточным блоком», основным противником бундесвера должна была выступить Национальная народная армия ГДР. Получается, что солдат бундесвера заведомо готовили к войне против таких же немцев. Противостояние с ГДР долгое время оставалось одним из важнейших направлений в организации подготовки и службы соединений бундесвера.
После крушения «Восточного блока» и объединения ФРГ и ГДР, произошли масштабные изменения и в военной сфере. Так, с середины 1990-х гг. ФРГ отказалось от господствовавшего на протяжении сорока лет существования бундесвера принципа неиспользования его частей и подразделений в вооруженных конфликтах за пределами Германии. С этого времени германские военнослужащие стали принимать регулярное участие в многочисленных миротворческих операциях по всему свету. По мнению германских военных руководителей, это не только подчеркивает статус страны, но и способствует повышению боеспособности частей бундесвера.
Более чем вдвое, по сравнению с периодом «Холодной войны», была сокращена и численность личного состава бундесвера – в 2011 году в нем служило 204 000 военнослужащих. В настоящее время бундесвер включает три вида войск – сухопутные войска, военно-воздушные силы и военно-морские силы, а также созданные в 2000 г. в качестве отдельных «военных управляющих структур» объединенные силы обеспечения и медико-санитарная служба.
Главой бундесвера остается федеральный министр обороны, непосредственное руководство осуществляют генерал-инспектор и инспектора видов войск и военных управляющих структур. В 2001 г. на службу во все виды бундесвера стали принимать женщин (до этого они могли служить только в медицинской и музыкальной службах).
До 2011 г. комплектование рядового состава бундесвера осуществлялось посредством призыва на военную службу. Военная служба по призыву была обязательной для всех граждан ФРГ мужского пола, которые призывались на 6 месяцев (не желавшие брать оружие по принципиальным соображениям – на более длительный срок альтернативной службы). Однако в 2011 г. было принято решение о прекращении обязательного призыва на военную службу. С этого времени бундесвер комплектуется исключительно на профессиональной основе.
/Илья Полонский, topwar.ru/