Продолжение. Начало статьи смотрите здесь.
Новые концепции
Лазерное вооружение воздушного базирования может устанавливаться не только на пилотируемые истребители шестого поколения, но также на БЛА среднего размера. Американское Агентство противоракетной обороны планирует израсходовать 286 миллионов долларов в 2016-2020 годах на разработку технологии вооружения, которая «создаст основу для лазерной системы БЛА следующего поколения, способной отследить и в конечном счете уничтожить врага по существенно меньшей стоимости, чем существующие системы ракетной обороны».
Компания General Atomics проводила лабораторные испытания «лазерной системы третьего поколения», которая будет способна выполнить десять импульсов мощностью по 150 кВт между перезаряжанием, которое займет всего три минуты. Компания проектирует контейнер массой 1360 кг, в котором разместится лазерная установка и который войдет в отсек вооружения ее БЛА Avenger. При финансировании министерства обороны этот контейнер может быть готов к испытаниям на борту воздушного судна в течение двух лет. Следует отметить, что Командование специальных операций ВВС США проявило интерес к концепции лазерной установки на стандартном поддоне (палете), который может устанавливаться в транспортный самолет Lockheed Martin C-130.
Американская армия изучает еще одно направление использования потенциала БЛА, разрабатывая концепцию комбинации «пилотируемых и беспилотных средств» Manned-Unmanned Teaming (Mum-T или просто Mut), в которой пилоты вертолетов Boeing AH-64 Apache и Bell OH-58D могут контролировать такие БЛА, как например MQ-1C Gray Eagle General Atomics, MQ-5B Hunter Northrop Grumman, RQ-7B Shadow Textron Systems, RQ-11B Raven и Puma AE от AeroVironment, определять их маршруты, управлять их сенсорами и видеть с них изображения.
Это достигается за счет постепенно повышающихся уровней функциональности оборудования. Например, AH-64D Block II имеет оборудование Уровня 2, позволяющее принимать видео с БЛА в полете и управлять его сенсорами. AH-64E Guardian (бывший AH-64D Block III) имеет Уровень 4, позволяющий пилоту контролировать траекторию полета БЛА.
По сути, концепция Mut позволяет приближаться к враждебным целям без риска для контролирующего вертолета, при этом, обеспечивая экипаж вертолета высококачественной картинкой в реальном времени цели, которая будет атакована. В долгосрочной перспективе за счет применения БЛА вертолет AH-64E вберет в себя задачи вооруженного разведывательного вертолета OH-58D.
В своего рода уникальной концепции программа Gremlin, разработанной Управлением перспективных исследований и разработок министерства обороны США (Darpa), транспортные самолеты и бомбардировщики будут служить в качестве «воздушных авианосцев в небе», запуская с безопасного расстояния множество небольших универсальных БЛА которые будут летать в боевом воздушном пространстве и затем возвращаться на «самолет-матку». В конце 2014 года Darpa выпустило запрос информации на демонстрацию полноценных систем в течение четырех лет. На 2016 год Управление запросило на программу Gremlin начальные 8 миллионов долларов.
Программа Team-US (Technology for Enriching and Augmenting Manned-Unmanned Systems – технология расширения и дополнения пилотируемых-беспилотных систем) – это еще один радикальный подход Управления Darpa к будущим сценариям блокирования доступа в зону. Поскольку число систем пилотируемой боевой авиации шестого поколения будет сильно ограничено, то, несомненно, сохранят свою значимость американские истребители четвертого и пятого поколений. Они смогут направлять «стаи» недорогих «ведомых беспилотных аппаратов», которые будут вести наблюдение, проводить электронные атаки и доставку боеприпасов к цели, например по объединенным в сеть комплексам ПВО. На программу Team-US Управление Darpa запросило на 2016 год 12 миллионов долларов.
Исследовательская лаборатория ВВС США также работает над концепцией «доступного, функционального, но с которого не очень жаль потерять» (англ. термин «attritable») БЛА, запускаемого с воздушного судна с окончательной стоимостью за штуку не более 3 миллионов долларов.
Одной из основ применения «стай» БЛА является программа Darpa под обозначением Code (Collaborative Operation in Denied Environments – совместная работа в запретных пространствах). В соответствии с ней один человек сможет контролировать шесть и более БЛА, оборудованных системой «общей автономности» для поиска и уничтожения целей.
MALE в море
Еще одна авангардная идея, родившаяся в недрах Darpa, получила обозначение Tern. В ней использованы концепции, которые позволят БЛА класса Male (medium-altitude, long-endurance – средневысотный, большой продолжительности полёта) с разведывательными и ударными возможностями действовать (даже при сильном волнении моря) с американских боевых кораблей передового базирования, которые не имеют взлетной палубы.
В мае 2014 года Darpa объединилось с Управлением военно-морских исследований по программе Tern (ранее TERN – Tactically Exploited Reconnaissance Node, тактически используемый разведывательный узел), нацелившись на полномасштабную морскую демонстрацию полетов с корабля с палубой таких же размеров, как у эсминца класса Arleigh Burke. ВМС США также заинтересованы в работе системы Tern с боевых кораблей прибрежной зоны Littoral Combat Ships (LCS), десантно-вертолётных транспортных доков (LPD), десантных кораблей-доков (LSD) и грузовых кораблей Командования военно-морских перевозок ВМС.
В готовом виде БЛА Tern будет способен вести патрулирование в радиусе до 925 км в течение более чем 10 часов и доставлять полезный груз на расстояние до 1700 км, что (если будет реализовано) позволит достигать с моря 98% всей площади суши. Предполагается, что БЛА Tern будет использоваться для разведки и наблюдения и ударных задач в глубине суши без задействования передовых баз или помощи страны-оператора. Поскольку заметность здесь не упоминается, то, по-видимому, эта концепция предусматривает действия в регионах со слабо развитыми военными структурами, неожиданные атаки или обеспечение глушения вне зоны досягаемости средств ПВО противника.
Основные решения системы Tern относятся к системе запуска и возвращения, но Darpa также заинтересовано в разработке компактной схеме размещения аппаратов, роботизации палубных манипуляций и автоматизации обслуживания и предполетной проверки. Целью программы является демонстрационный полет прототипа в 2017 году.
Управление Darpa выдало в сентябре 2013 года компаниям Aurora Flight Sciences, Carter Aviation Technologies, Maritime Applied Physics Corporation, Northrop Grumman и AeroVironment контракты на Этап 1 проекта Tern, согласно которым должна быть представлена концепция.
Годовые контракты на Этап 2 программы Tern в октябре 2014 года Darpa выдало компаниям Northrop Grumman и AeroVironment. Согласно им перед выдачей контракта на Этап 3 должны быть проведены демонстрационные полеты уменьшенной модели.
Ходят слухи, что обоими подрядчиками используется схема вертикального взлета и посадки, но Aurora получила контракт от Darpa на разработку своей патентованной системы запуска и возвращения БЛА SideArm. Очевидно, что здесь для запуска используется пусковая направляющая, а для возвращения кольцо, захватывающее крюк, выдвигающийся из корпуса БЛА.
Программа VTOL X-PLANE
Обсуждение, возглавляемых Darpa работ по перспективным БЛА, было бы неполным без упоминания о программе по аппарату вертикального взлета и посадки X-Plane (стоимость 130 миллионов долларов, срок 52 месяца), хотя она нацелена на технологию, которая в равной мере может быть применена к пилотируемому аппарату.
Управление планирует разработать демонстрационный образец, который сможет достичь скорости 550-750 км/ч, эффективности зависания более 60%, коэффициента аэродинамического качества в крейсерском полёте как минимум 10 и полезной грузоподъемности равной, по меньшей мере, 40% от его общей массы 4500-5500 кг.
22-месячные контракты на Этап 1 программы X-Plane были выданы в октябре 2013 года компаниям Aurora Flight Sciences, Boeing, Karem Aircraft и Sikorsky Aircraft (объединилась с Lockheed Martin Skunk Works). Что касается проекта компании Aurora, то кроме его названия Lightning Strike больше ничего не известно. Проект Phantom Swift компании Boeing имеет два подъемных винта, спрятанных в фюзеляже, и два поворотных винта на концах крыльев в направляющих насадках. Концепция Sikorsky Rotor Blown Wing представляет собой самолет с вертикальным взлетом и посадкой, садящийся на хвост. Проект компании Karem имеет поворотные несущие винты в середине крыльев, а внешние крылья поворачиваются вместе с несущими винтами.
Эти четыре претендента должны были подать предварительные проекты в конце 2015 года, после чего Darpa выберет одного подрядчика на создание технологического демонстратора X-Plane, который должен взлететь в феврале 2018 года.
Постоянное наблюдение
Проблемы, связанные с безопасностью в Афганистане, привели к необходимости иметь системы круглосуточной воздушной разведки с такой деталировкой, чтобы можно было обнаруживать придорожные фугасы направленного действия. Поступали различные предложения по использованию аппаратов легче воздуха LTA (lighter-than-air), но кроме привязных аэростатов на вооружение ничего не поступило. Проект ВВС США под названием Mav6 Blue Devil Two был закрыт в июне 2012 года, а проект Lemv (Long-Endurance Multi-Intelligence Vehicle – разведывательный аппарат с большой продолжительностью полета) американской армии и компании Northrop Grumman был остановлен в феврале 2013 года.
Проект Lemv должен был основываться на беспилотном гибридном дирижабле FLAV304, разработанном британской компанией Hybrid Air Vehicles (HAV). Первый из трех прототипов, запланированный для этой программы, взлетел в августе 2012 года с авиабазы в Нью-Джерси. После отмены проекта Lemv компания HAV выкупила назад у Пентагона прототип за 301000 долларов при условии, что он будет работать только в пилотируемом режиме.
HAV304 в настоящее время используется в качестве технологического демонстратора, в то время как компания разрабатывает (при частичном финансировании британского правительства) гораздо более крупный пилотируемый дирижабль Airlander 50, который сможет нести груз массой 50 тонн на дальность 4800 км. Первый полет аппарата запланирован на 2018-2019 годы. В беспилотном варианте серийный вариант Airlander 10 (пока не продвигаемый на рынок) дирижабля HAV304 по оценкам должен иметь такие же характеристики, какие предусматривались для проекта Lemv, то есть продолжительность полета 21 день, высота полета с грузом массой 1150 кг около 6000 метров.
Еще один высокотехнологичный разведывательный аппарат легче воздуха разработала компания Raytheon. Дирижабль Jlens представляет собой два беспилотных привязных воздушных шара, устанавливаемые на высоте 3000 метров на срок до 30 дней. Основная аппаратура, которую они несут, состоит из обзорного радара и радара сопровождения. Jlens может обнаруживать и отслеживать низколетящие пилотируемые аппараты и крылатые ракеты на дальностях до 550 км. Он также имеет ограниченные возможности обнаружения баллистических ракет ближнего радиуса действия.
Планы по производству Jlens были отменены, но были изготовлены две системы. Одна из них стала предметом трехлетнего процесса оценки американской армии с целью изучения того, как глубоко он может интегрироваться в существующий восточный сектор Объединённого командования ПВО североамериканского континента Norad. Вторая система находится в стратегическом резерве и при необходимости доступна для развертывания в любой точке земного шара.
Конструкция гибридного дирижабля, использование для наполнения гелия, современные материалы оболочки, аэродинамическая подъемная сила, зависящая от формы корпуса, наконец, поворотные тяговые двигатели предлагают возможности чрезвычайно продолжительного полета наряду с более простым процессом подготовки на земле по сравнению с традиционными дирижаблями. Как и воздушные суда укороченного взлёта, они не зависят от традиционных взлетных полос, хотя им необходима свободная плоская площадка длиной около 300 метров.
Аппараты с неподвижными крыльями
Впрочем, прогресс в относительно традиционных летательных аппаратах с неподвижным крылом привел к продолжительности полета измеряемой днями. Таким образом, гарантировано они и дальше будут играть важную роль в операциях с экстремальной продолжительностью полета.
В 2007 году компания Aurora Flight Sciences была выбрана Исследовательской лабораторией военно-воздушных сил с целью проведения исследования по сверхдолгому полету и определения того, сможет ли проект с неподвижным крылом предложить альтернативу концепциям аппаратов легче воздуха. В результате появился одномоторный беспилотник Orion массой 3175 кг, работающий на водороде и предназначенный для совершения крейсерских полетов на высоте 20000 метров более суток с грузом 180 кг. Руководство программой Orion осуществляет лаборатория военно-воздушных сил, а финансируется проект в основном ракетно-космическим командованием американской армии.
В результате дальнейшего продвижения проекта Orion появился аппарат категории Male массой 5080 кг со сдвоенным дизельным двигателем Austro и размахом крыльев 40,2 метра. Orion в настоящее время способен совершать полеты с крейсерской скоростью в течение 120 часов с грузом 450 кг, но на высоте 6000 метров, что естественно сокращает площадь обзора.
В декабре 2014 года прототип Orion с балластным грузом 450 кг выполнил полет продолжительностью 80 часов и приземлился в Чайна Лейк в Калифорнии с остатками топлива 770 кг. Полет, проходивший на высотах до 3000 метров, был прекращен досрочно в связи достижением запланированной дальности полета.
По оценкам, Orion способен находиться в воздухе 114 часов (4,75 дня) в радиусе 800 км, но при радиусе действия 4800 км продолжительность полета сокращается до 51 часа. Он может быть сконфигурирован для того, чтобы нести под каждым крылом груз массой 450 кг, а это позволяет получить ударные возможности. Дальность перегоночного полёта составляет 24000 км. Скорость крейсерского полета составляет 125-160 км/ч, а форсажная скорость 220 км/ч. Orion может стать экономически целесообразной заменой невооруженному БЛА Predator.
Заветной целью двух американских проектов на водородном топливе является увеличенная продолжительность полета на высоте до 20000 метров. Это та высота, которая могла бы обеспечить реалистичный оптимум охватываемой площади для аппарата, использующего подъемную силу крыла.
Уменьшенный демонстрационный образец Phantom Eye от компании Boeing массой 4450 кг имеет размах крыльев 45,7 метра и два 2,3-литровых двигателя Ford с турбонаддувом мощностью 112 кВт, которые работают на жидком водороде, закаченном в два сферических бака диаметром 2,44 метров. Аппарат должен оставаться в воздухе 4 дня на высоте до 20000 метров с грузом массой 240 кг.
Демонстратор Phantom Eye совершил свой первый полет в июне 2012 года, при посадке получил некоторые повреждения и возобновил летные испытания в феврале 2013 года. В июне 2013 года компания Boeing получила контракт на 6,8 миллиона долларов от Агентства противоракетной обороны на установку на демонстрационный образец аппаратуры, тип и состав которой не разглашается. Следующий полет проходил на высоте 8500 метров и длился до пяти часов. Компания Boeing продолжает испытания, стремясь увеличить продолжительность полета и достигнуть высоты как минимум 20000 метров.
В случае успеха эта демонстрационная программа может продолжиться в виде постройки полноразмерного аппарата Phantom Eye с размахом крыльев 64 метра, он сможет оставаться в воздухе до 10 дней с грузом 450 кг. Заявлено, что четыре таких аппарата смогут обеспечить непрерывную зону радиосвязи.
В этом же классе, что и маломасштабный демонстрационный образец Phantom Eye, находится аппарат от AeroVironment Global Observer GO-1, имеющий размах крыльев 40 метров и один двигатель, работающий на водороде. Впрочем, в этом БЛА двигатель питает электрогенератор, который подает энергию на 4 электродвигателя, которые в свою очередь вращают винты, установленные на кромке крыла. По задумке разработчика GO-1 должен оставаться в воздухе до пяти дней на высоте до 20000 метров с полезным грузом 170 кг.
Проект GO-1 финансируемый шестью государственными организациями США, совершил первый полет в январе 2011 года, но три месяца спустя на 19-м часу своего девятого полета потерпел крушение. В декабре 2012 года Пентагон прекратил финансирование проекта. Впрочем, компания AeroVironment достроила второй прототип и в феврале 2014 года вместе с Lockheed Martin вышла на международный рынок с БЛА Global Observer, дав ему определение «атмосферная спутниковая система».
Самолеты с неподвижным крылом и водородными поршневыми двигателями, в конечном счете, имеют хорошие перспективы касательно экстремальной продолжительности полета на больших высотах, но рекорды по продолжительность полета и установившейся высоте среди БЛА удерживают аппараты на солнечных батареях.
БЛА Zephyr Seven, разработанный британской компанией Qinetiq, в июле 2010 года установил официальный рекорд по продолжительности полета для пилотируемой/беспилотной авиации, 336 часов и 22 минуты. Он также установил рекорд среди БЛА по установившейся высоте 70740 футов (21575 метров).
Zephyr Seven имеет размах крыла 22,5 метра, взлетную массу 53 кг, грузоподъемность 10 кг. Он летает с крейсерской скоростью 55 км/ч и форсажной скоростью 100 км/ч. Проект в настоящее время купила компания Airbus Defence 8c Space; планируется изготовить еще один более крупный аппарат Zephyr Eight, рекламируемый как «высотный псевдоспутник» (high altitude pseudo-satellite).
В конце 2013 года южнокорейская Организация по оборонным закупкам Dapa (Defense Acquisition Program Administration) объявила о планах по разработке к 2017 году сверхлегкого БЛА на солнечных батареях, которые будет выполнять такие задачи, как например ретранслятор связи. БЛА должен оставаться на боевом дежурстве в воздухе в течение трех дней на высоте 10-50 км. Бюджет этой программы стоимостью 42,5 миллиона долларов состоит из взносов различных государственных министерств.
Тем временем, американское Управление Darpa проявило интерес к разработке беспилотного самолета, который мог бы вести мониторинг военной и коммерческой активности к северу от Полярного круга в течение более 30 дней, отслеживая воздушные, наземные и подводные цели. Хотя, круглогодичная работа БЛА на солнечных батареях на таких высоких широтах была бы затруднена.
Категория HALE
Лидером среди эксплуатируемых БЛА категории Hale (high altitude, long endurance – высотный с большой продолжительностью полета) остается беспилотник Q-4 компании Northrop Grumman. Он начинался как проект Darpa, но был поставлен на вооружение после террористических атак 2001 года в США. Основным оператором беспилотника Global Hawk являются ВВС США, которые имеют флот из четырех БЛА EQ-4B (модифицированные Block 20), 18 БЛА RQ-4B Block 30 с еще тремя, которые будут развернуты к 2017 году, и 11 БЛА в варианте Block 40.
EQ-4B имеет на борту узел связи Bacn (Battlefield Airborne Communications Node) и работает в паре с четырьмя пилотируемыми самолетами Bombardier E-11A (Global Express), обеспечивая функции ретранслятора связи. RQ-4B Block 30 – это многозадачная платформа сбора информации, оборудованная сенсорными комплектами Raytheon Eiss (Enhanced Integrated Sensor Suite) и Asip (Airborne Signals Intelligence Payload) от Northrop Grumman. Официально о его готовности к эксплуатации была объявлена в августе 2011 года.
БЛА RQ-4B Block 40 имеет на борту радар с активной фазированной антенной решеткой Northrop Grumman/Raytheon ZPY-2, обеспечивающий селекцию наземных движущихся целей. Начальная готовность была объявлена в 2013 году, а начальный срок поступления на вооружение был намечен на конец 2015 года. В 2014 году аппарат Block 40 из 348-й разведывательной эскадрильи в Серверной Дакоте оставался в воздухе 34,3 часа; это самый долгий полет без дозаправки, когда-либо осуществленный самолетом ВВС США.
ВВС США также эксплуатируют 33 пилотируемых разведывательных аппарата U-2 от Lockheed для подобных высотных разведывательных задач. В последние годы Пентагон пытался сосредоточиться на одном стандартном типе, предложив, во-первых, закрыть проект Global Hawk Block 30 в 2013 году, а затем (противореча в этом Конгрессу) списать все U-2 в 2015 году.
Если сравнивать пилотируемый U-2 массой 18000 кг с беспилотником RQ-4B массой 14628 кг, то U-2, в сущности, более эффективен, поскольку несет весьма функциональную нагрузку массой 2270 кг (сравните с массой 1460 кг у БЛА Global Hawk). Кроме того, по сравнению с предельными высотами RQ-4B (примерно 16500 метров) самолет U-2 может летать гораздо выше, на высотах более 21 км. Выигрыш здесь очевиден, поскольку дальность действия сенсоров до горизонта примерно пропорциональна высоте.
U-2 также гораздо проще развертывать за рубежом, он имеет комплект самозащиты и противообледенительную систему. Самолет U-2 имеет более низкий коэффициент аварийности; за прошедшие десять лет средний коэффициент инцидентов класса А на 100000 летных часов составил 1,27 по сравнению с коэффициентом 1,93 у БЛА RQ-4B.
Основное преимущество Global Hawk состоит в том, что его продолжительность полета почти в три раза превышает продолжительность полета U-2, который ограничен 12 часами (естественно из-за пилота). Кроме того, если бы беспилотник Global Hawk был сбит над вражеской территорией, не было бы никаких «шоу» Гэри Пауэрса перед объективами телекамер.
В запросе оборонного бюджета на 2016 год предусмотрено финансирование U-2 еще, по крайней мере, три года (2016-2018), что позволит оставить его в ВВС США до 2019 года. Между тем, сенсорный комплект беспилотника Global Hawk получит модернизацию на 1,8 миллиарда долларов, нацеленную на достижение паритета с разведывательными самолетами U-2. Как было сказано ранее, можно сравнивать только сравнимые вещи, предназначенные для одной цели.
Компания Lockheed Martin в настоящее предлагает опционально пилотируемый вариант U-2. Там заявляют, что переделают и поставят три самолета U-2 и две наземных станции управления за какие-то 700 миллионов долларов.
Первым экспортным заказом на беспилотники серии RQ-4 стал заказ четырех БЛА RQ-4E Euro Hawk радиотехнической разведки для Германии, базирующихся на варианте Block 20. Они должны заменить пять Breguet Atlantic ATL-1 немецкого флота, которые были списаны в 2010 году. Полномасштабный демонстрационный образец был отправлен в Германию в июле 2011 года; он был оборудован разработанной компанией Eads аппаратурой разведки линий и систем связи и электронной разведки, установленной в двух подкрыльевых «гондолах». Впрочем, программа Euro Hawk была закрыта в мае 2013 года из-за проблем с сертификацией БЛА для работы в воздушном пространстве Центральной Европы.
Позднее, в январе 2015 года, подрядчик по БЛА Euro Hawk получил средства на расконсервацию и начало работ по техническому обслуживанию демонстрационного образца с целью завершения испытаний сенсорной аппаратуры (возможно на итальянской авиабазе Sigonella, где уже служат беспилотники ВВС США Global Hawk). Ее испытания могут быть проведены на другой платформе, например на БЛА MQ-4C американского флота или высотном пилотируемом бизнес-джете.
Организация НАТО по наблюдению за наземной обстановкой AGS (Alliance Ground Surveillance) планирует приобрести пять беспилотников RQ-4B Block 40, которые будут базироваться с самого начала на авиабазе Sigonella. Беспилотники для AGS должны быть сертифицированы Италией, а их поставки должны завершиться к середине 2017 года.
Южная Корея покупает четыре беспилотника RQ-4B Block 30 по программе продажи оружия и военной техники иностранным государствам в рамках сделки стоимостью 815 миллионов долларов. Эти БЛА в основном будут осуществлять патрулирование наблюдение над Северной Кореей с целью предупреждения о ракетных атаках. В декабре 2014 года компания Northrop Grumman получила контракт на 657 миллионов долларов, предусматривающий поставку корейской армии четырех беспилотников и двух наземных станций контроля. Первый должен быть поставлен в 2018 году, а последний к июню 2019 года.
В ноябре 2014 года японское министерство обороны объявило о выборе БЛА Global Hawk с целью повышения своих возможностей наблюдения из-за разногласий с Китаем и озабоченности по поводу северокорейских разработок ракетного вооружения. Предполагается, что эта сделка будет в скором времени завершена и три беспилотника RQ-4B прилетят на японскую авиабазу Мисава в 2019 году.
БЛА MQ-4C Triton американского флота отличается от RQ-4B в основном оборудованием, но крылья и «рули направления и высоты» доработаны с целью избежания вибрирования на относительно высоких скоростях, используемых при снижении до небольших высот для изучения наземной обстановки. Передние кромки крыльев усилены для того, чтобы выдержать удары птиц, установлены антиобледенительная система и система молниезащиты.
Оборудование беспилотника Triton включает радар ZPY-3 MFAS (Multi-Function Active Sensor – многофункциональный активный сенсор) Northrop Grumman, оптико-электронную станцию Raytheon MTS-B/DAS-1, систему предотвращения столкновений TCAS (Traffic Collision Avoidance System), ADS-B (Automatic Dependent Surveillance – Broadcast – система радиовещательного автоматического зависимого наблюдения), средства электронного обеспечения SNC ZLQ-1 и систему автоматической идентификации AIS (Automatic Identification System), получающую сообщения от надводных судов.
Установка радара переднего обзора «Due Regard Radar» для определения других летательных аппаратов была перенесена на более поздний этап разработки. Усовершенствования также коснутся комплекта электронной разведки и ретрансляционного оборудования.
Летные испытания, в рамках которых велась подготовка БЛА Triton, включали тесты пяти беспилотников RQ-4A Block 10. За ними следуют три опытных аппарата MQ-4C Lot One и (по текущим планам) 65 серийных БЛА Triton. Первый опытный экземпляр MQ-4C (№ 168457) взлетел в мае 2013 года, а второй в октябре 2014 года. В связи с сокращением выделяемых средств компания Northrop Grumman сама профинансировала третий опытный аппарат (взлетел в ноябре 2014 года), а кроме того, предполагается сокращение общего количества серийных машин.
ВМС США планируют объявить о поступлении четвертого и пятого опытных образцов MQ-4C на вооружение в конце 2017 года и о поступлении четырех серийных беспилотников в 2018 году. Первая эскадрилья БЛА Triton под обозначением VUP-19 организуется на базе морской авиации во Флориде, а также на базе в Калифорнии. Вторая эскадрилья VUP-11 будет организована на авиабазе в штате Вашингтон. Кроме того, планируется дислоцировать беспилотники на базах в Калифорнии, на Гуаме, на Сицилии, на Окинаве и неназванной авиабазе в Юго-восточной Азии.
В мае 2013 года австралийское правительство подтвердило выбор БЛА MQ-4C для удовлетворения своих потребностей в морском и наземном наблюдении, а также информацию о переговорах о покупке до семи аппаратов, которые должны будут работать в комбинации с 12 пилотируемыми самолетами Boeing P-8A. Индийский флот также проявил интерес к покупке восьми БЛА Triton. Канада и Испания также рассматриваются в качестве потенциальных покупателей.
Категория Group V
Семейство компании Northrop Grumman, описанное выше, относится к той категории, которую Пентагон определяет как БЛА категории Group V, то есть массой свыше 600 кг и высотами более 5500 метров.
В этой группе есть свои примечательные системы, например турбовинтовой беспилотник MQ-9 Reaper компании General Atomics (производитель до сих пор называет его Predator-B) массой 4762 кг. ВВС США планируют купить 343 беспилотника MQ-9, первый из них в 2019 году. Нынешний серийный вариант MQ-9 с суффиксом Block 5 имеет увеличенную максимальную взлетную массу, упрочненное шасси, зашифрованные каналы передачи данных, видео высокого разрешения и систему автоматической посадки. Производство варианта Block 5 было начато в рамках заказа ВВС на 24 аппарата, полученного в октябре 2013 года. Италия должна оборудовать свои беспилотники Reaper станциями Rafael Reccelite и радарами Selex Seaspray 7500E.
БЛА Predator-B ER массой 5310 кг имеет усиленное шасси, впрыск водо-спиртовой смеси для повышения взлетных характеристик и два внешних топливных бака, увеличивающих продолжительность задач разведки и наблюдения с 27 до 34 часов. Его опытный образец впервые взлетел в феврале 2014 года. Этот вариант был запущен в производство в феврале 2014 года по контракту ВВС США на модернизацию до стандарта «ER» 38 своих беспилотников MQ-9 к середине 2016 года. В качестве варианта разрабатываются крылья с размахом 24 метра (сейчас 20 метров), что позволит еще увеличить продолжительность полета до 42 часов.
Главным соперником Reaper на международном рынке является беспилотник Heron TP (Eitan) (масса 4650 кг) израильской компании IAI, впервые взлетевший в 2006 году и впервые использованный в 2009 году израильскими ВВС при атаке транспортной колонны, перевозившей иранское вооружение через Судан. По сообщениям, Израиль имеет небольшое число БЛА Heron TP, при этом они используются только для задач с большим радиусом действия, например для выполнения полетов над Ираном. Возможность закупки рассматривалась Францией и Германией, но насколько известно, эта сделка еще должна быть подписана.
Новейшим совместным проектом в этой группе является беспилотник P.1HH Hammerhead массой 6145 компании Piaggio Aero. Это совместная с компанией Selex ES доработка турбовинтового самолета бизнес-авиации Piaggio P.180 Avanti. Очевидной целью проекта была разработка опционально пилотируемого самолета, но было решено остановиться только на чистом БЛА. Hammerhead отличается от пилотируемого варианта Avanti увеличенным с 14 до 15,6 метров размахом крыльев. Впервые этот беспилотник взлетел в ноябре 2013 года. На выставке Idex 2015 было объявлено о том, что итальянские ВВС купят шесть БЛА Hammerhead и три наземные станции контроля.
Индийская Организация оборонных исследований и разработок (DRDO) ведет работу над серией БЛА Rustom с большой продолжительностью полета, которые, в конечном счете, должны заменить во всех родах войск израильские БЛА Heron. В последних новостях сообщалось о том, что DRDO предлагает профинансировать 80% стоимости разработки Rustom-2, тогда как индийская промышленность профинансирует оставшуюся часть.
Общедоступные источники сообщают, что Rustom-2 будет иметь два российских двигателя 36MT мощностью по 74 кВт от российского НПО «Сатурн». 36MT – это двухконтурный турбореактивный двигатель с тягой на максимальном режиме 450 кгс, разработанный в качестве маршевого двигателя для крылатых ракет. Это наводит на мысль, что Rustom-2 может весить около 4100 кг, половину от массы 8255 кг БЛА Avenger американской General Atomics.
В мае 2014 года компании Airbus Defence & Space, Dassault Aviation и Alenia Aermacchi совместно предложили проект MALE 2020 по БЛА категории Male, который бы мог поступить на вооружение к 2020 году с целью сохранить свои ключевые возможности (и ограничить покупки MQ-9). В июне 2015 года на авиашоу в Париже представители Франции, Германии и Италии подписали соглашение о финансировании начальных исследований, итогом которых станет подписание контракта на разработку в декабре 2015 года.
Продолжение следует…
/Alex Alexeev, topwar.ru/