Управляемая ракета «воздух-поверхность» Х-59М «Овод-М»

Ракета «воздух-поверхность» средней дальности Х-59 «Овод» имела достаточно высокие характеристики дальности и точности. Кроме того, это изделие имело большой потенциал для модернизации. В частности, использованные системы телекомандного управления позволяли сохранять связь на расстояниях не менее 100 км при дальности полета ракеты не более 40 км. Проанализировав имеющиеся возможности, специалисты ГосМКБ «Радуга» начали создавать модернизированный вариант существующей ракеты. Новый проект получил обозначение Х-59М «Овод-М».

Работы по проекту «Овод-М» начались вскоре после принятия на вооружение базовой ракеты Х-59. Созданием Х-59М руководил И.С. Селезнев, ранее занимавшийся базовой моделью оружия. В ходе нового проекта планировалось повысить характеристики ракеты за счет увеличения дальности полета. Самое простое и очевидное решение такой задачи – использование иного двигателя – на практике привело к появлению совершенно новой ракеты, сохранившей только основные черты и некоторые агрегаты базового изделия.

Незадолго до начала разработки проекта Х-59М отечественная промышленность создала малогабаритный турбореактивный двигатель РДК-300, предназначенный для использования на крылатых ракетах большой дальности. Это изделие отличалось достаточно высокой тягой и сравнительно низким потреблением топлива. Специалисты ГосМКБ «Радуга» не могли пройти мимо такой новинки и решили использовать ее в своем новом проекте. Таким образом, перспективная ракета «Овод-М» должна была отличаться от базового изделия не только типом, но и классом силовой установки: твердотопливный ракетный двигатель предлагалось заменить турбореактивным.

Управляемая ракета «воздух-поверхность» Х-59М «Овод-М» Ракета Х-59М под крылом самолета.

Систему наведения и другие агрегаты базовой ракеты Х-59 сочли удачными, из-за чего их не планировалось заменять новыми. Тем не менее, проект оказался достаточно сложным ввиду замены силовой установки. Для сохранения имеющихся характеристик и повышения некоторых параметров пришлось серьезно перекомпоновать внутренние объемы корпуса ракеты, а также изменить состав оборудования. Также некоторым доработкам, направленным на повышение аэродинамических характеристик, подверглись плоскости.

Как и предшественник, ракета Х-59М получила цилиндрический корпус с полусферическим прозрачным головным обтекателем и гаргротом на нижней поверхности. Общая длина изделия увеличилась до 5,69 м. Диаметр корпуса – 380 мм. В головной части корпуса сохранился набор из четырех дестабилизаторов складной конструкции. Для уменьшения габаритов ракеты при транспортировке дестабилизаторы складывались вдоль корпуса и должны были раскрываться в полете.

Для сохранения требуемой аэродинамики и управляемости пришлось использовать дестабилизаторы увеличенной площади. В хвостовой части корпуса находились стреловидные крылья размахом 1,26 м. Также в хвосте имелись крепления для стартового двигателя, выполненного в виде отделяемой первой ступени. После всех доработок стартовый вес ракеты вырос до 920 кг.

Из-за кардинальной переработки силовой установки новая ракета лишилась боковых сопел двигателя. Новый турбореактивный двигатель предлагалось монтировать не внутри корпуса, а на внешнем пилоне. Под гаргротом корпуса предусмотрели небольшой пилон, на котором поместили цилиндрический кожух двигателя. Для защиты от посторонних предметов воздухозаборник двигателя оснастили крышкой-обтекателем, сбрасываемой после запуска.

Применение нового двигателя привело к соответствующей переработке компоновки внутренних объемов корпуса. В головной части ракеты по-прежнему находилась головка самонаведения и часть аппаратуры управления. Позади головного отсека разместили боевую часть. Центральная часть корпуса, ранее занятая двигателем, была выделена под топливный бак для авиационного керосина. Хвостовая часть корпуса, как и ранее, вмещала рулевые машинки, часть аппаратуры управления и приемник телекомандной системы.

Читайте также  Российское оружие в Сирии: уничтожить на глубине 20 метров

В ходе модернизации ракета «Овод-М» сохранила системы управления базового изделия, разработанные НПО «Текон». Оружие оснащалось телевизионной головкой самонаведения, автопилотом, телекомандной системой и другим оборудованием. Как и ранее, предлагались два основных режима работы систем управления: автономный и автономно-штурманский. В новом проекте было решено использовать весь имеющийся потенциал систем управления, что привело к значительному увеличению дальности полета. Телекомандная система обеспечивала связь самолета-носителя и ракеты на дальностях до 140 км. Таким образом, имелась возможность довести дальность полета ракеты до 115-120 км от точки пуска.

Управляемая ракета «воздух-поверхность» Х-59М «Овод-М» Проекции ракеты Х-59М.

Методы боевой работы остались прежними. В автономном режиме оператор вооружений вводит в память систем управления координаты цели, после чего производится запуск и ракета самостоятельно летит в указанный район. При приближении к цели оператор, используя выводимый на его пульте видеосигнал, должен найти цель, навести на нее прицельную марку и дать команду на захват. Дальнейшие операции осуществляются ракетой самостоятельно.

Автономно-штурманский режим подразумевает прямое управление ракетой штурманом-оператором на всем протяжении полета, вплоть до поражения цели. Тем не менее, ввиду сложности такая методика имеет некоторые серьезные минусы, затрудняющие или делающими невозможным ее использование в ряде ситуаций. Более того, по некоторым данным, было решено отказаться от этого режима ввиду невозможности его полноценного применения.

Использование существующих систем наведения позволило сохранить параметры точности. Ракеты Х-59 и Х-59М имеют схожие показатели кругового вероятного отклонения (КВО) при полете на максимальную дальность – 2-3 м.

Отказ от твердотопливного двигателя внутри корпуса привел к высвобождению больших объемов. Часть освобожденного места была отдана под топливный бак, а остальной объем использовали для увеличения боевой части. Для ракеты «Овод-М» были разработаны две новые боевые части: проникающая фугасная весом 320 кг и кассетная весом 280 кг, несущая кумулятивно-осколочные суббоеприпасы.

При помощи нового турбореактивного двигателя РДК-300 удалось сохранить летные характеристики ракеты на уровне базового изделия. Скорость полета с использованием маршевого двигателя достигала 860-1000 км/ч, максимальная дальность стрельбы – до 120 км. Аппаратура управления обеспечивала полет над землей на высотах от 50 до 1000 м. Также имелся режим полета над водой на высоте 7 м.

Управляемая ракета «воздух-поверхность» Х-59М «Овод-М» Телевизионная ГСН ракеты.

Для перевозки и запуска ракет Х-59 и Х-59М предлагалось использовать авиационные катапультные устройства АКУ-58-1. Такие системы могли использоваться на различных самолетах-носителях. Обеспечивался сброс ракеты на скоростях носителя в диапазоне 600-1100 км/ч и на высотах от 200 до 5000 м.

Помимо катапультного устройства в состав дополнительного оборудования самолета-носителя вошел новый аппаратный контейнер АПК-9. Подобно своему предшественнику новый контейнер обеспечивал сохранение связи с ракетой при маневрировании или уходе самолета из района пуска. Кроме того, при помощи новой аппаратуры в полной мере использовался имевшийся потенциал по увеличению дальности управляемого полета.

Управляемая ракета Х-59 «Овод» могла применяться только фронтовыми бомбардировщиками Су-24М. В проекте «Овод-М» было решено расширить список потенциальных носителей оружия. Благодаря некоторым доработкам аппаратного контейнера и оборудования управления новым носителем ракеты стал истребитель Су-27. В дальнейшем работа по адаптации ракет к новым носителям продолжилась, в результате чего изделиями Х-59М могут оснащаться самолеты МиГ-29, Су-30 и т.д.

Проектные работы и испытания новой ракеты Х-59М завершились в самом конце восьмидесятых годов. Вскоре это оружие было принято на вооружение и поставлено в серию. Поставлять серийные ракеты должен был Смоленский авиазавод. Тем не менее, серийное производство шло крайне медленно и не могло удовлетворить все требования военных.

Читайте также  Военная разработка России и Индии изменит баланс сил в регионе

В начале девяностых годов вооруженные силы СССР, а затем и России столкнулись с массой проблем экономического и политического характера. Из-за сокращения финансирования пришлось «урезать» заказы на новое вооружение. Под подобное сокращение попали различные виды техники и вооружений, в том числе ракеты «Овод-М». Кроме того, по причине разделения страны некоторые предприятия, занятые в проекте, остались за границей. Таким образом, ВВС получили новое оружие, но его количество оставляло желать лучшего.

Управляемая ракета «воздух-поверхность» Х-59М «Овод-М» Компоновка ракеты и приборного контейнера АПК-9.

Известно, что зимой 1994-95 годов ракеты Х-59М (по другим данным, более старые Х-59) использовались во время войны в Чечне. Из-за сложных метеоусловий в горной местности удалось выполнить только четыре пуска. Использованию ракет с телевизионными головками самонаведения мешали туман, осадки и другие погодные факторы. В результате пилоты ВВС не имели возможности полноценно применять новое оружие. После нескольких пусков было решено прекратить использование такого оружия ввиду низкой эффективности в существующих условиях.

В 1993 году на аэрокосмическом салоне МАКС состоялась первая публичная демонстрация новых ракет. Вскоре ГосМКБ «Радуга», пытаясь получить контракты на поставку вооружения третьим странам, представило экспортный вариант ракеты Х-59МЭ. В настоящее время это оружие предлагается заказчикам под названием «Овод-МЭ». Экспортный вариант ракеты имеет минимальные отличия от базового, из-за чего характеристики этих образцов находятся на одном уровне.

К настоящему времени для применения в составе комплекса «Овод-МЭ» создана ракета Х-59М2Э. От базовой версии она отличается большей стартовой массой (до 960 кг) и возможностью увеличения максимальной дальности полета с исходных 115 км до 140. Кроме того, в ходе модернизации ракета получила обновленную телевизионную ГСН с более совершенной камерой. Такое обновление позволяет применять ракету не только днем, но и в темное время суток. В остальном обе экспортные ракеты почти не отличаются друг от друга.

В конце девяностых годов специалисты ГосМКБ «Радуга» занялись очередным проектом модернизации ракеты Х-59МК, направленной на повышение характеристик и «освоение» новой специализации. Результатом этого стало появление противокорабельной ракеты Х-59МК, впервые представленной на салоне МАКС-2001. В дальнейшем на базе изделия Х-59МК были разработаны две новые многоцелевые ракеты с различными характеристиками. Развитие семейства ракет Х-59М продолжается до сих пор – последний на данный момент проект модернизации этого вооружения был представлен на недавнем салоне МАКС-2015. Таким образом, модернизационный потенциал семейства пока не исчерпан.

За счет интересных нововведений, в первую очередь связанных с обновлением силовой установки, авторам проекта Х-59М «Овод-М» удалось значительно повысить дальность стрельбы в сравнении с существующим оружием. Такая модернизация должна была серьезно повысить ударный потенциал фронтовой авиации, но проблемы начала девяностых годов не позволили провести полноценное перевооружение ВВС. Тем не менее, трудности прошлых лет не привели к полной остановке работ. Войдя в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение», ГосМКБ «Радуга» продолжает работу над новыми проектами управляемых ракет «воздух-поверхность» семейства Х-59.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя