В то время как многие европейские страны сократили свою промышленность боевых бронированных платформ, а в некоторых случаях вообще отказались от своих мощностей по разработке и производству подобных машин, Турция движется в противоположном направлении.
Компании Otokar и FNSS Savunma Sistemleri первоначально разрабатывали и изготавливали боевые бронированные машины (ББМ) только для турецких вооруженных сил, но в настоящее время обе стали глобальными игроками на конкурентном внешнем рынке, обеспечив себе значительные объемы продаж в Африке, Азии и на Ближнем Востоке.
Компания Otokar
Многие годы компания Otokar была крупнейшим производителем колесных ББМ в Турции, но теперь несколько сместила свои приоритеты и вошла в более сложную, но потенциально доходную гусеничную сферу.
Генеральный менеджер Otokar Сердар Горгю сказал: «Мы работаем в оборонной промышленности уже более 28 лет с тех пор как изготовили нашу первую тактическую бронированную машину для Турции. Сегодня наши машины эксплуатируются на пяти континентах, в 30 странах, почти 50 операторами. Отзывы и ожидания наших пользователей являются нашим руководством к расширению ассортимента продукции. Сегодня мы изготавливаем тактические колесные автомобили 4×4 и бронированные машины массой от 800 кг до 60 тонн».
По итогам конкурса, прошедшего в августе 2008 года, компания Otokar выиграла главный приз в виде контракта стоимостью 500 миллионов долларов и продолжительностью 78,5 месяцев на разработку основного боевого танка (ОБТ) Altay, которая представляет собой самую амбициозную программу по наземной системе вооружения, реализуемую в Турции. Контрактом предусматривается проектирование, разработка, испытания и квалификация ОБТ Altay в три этапа.
Первый этап начался в январе 2009 года и продлился около 18 месяцев. Он предусматривал анализ системных требований и разработку технического задания. Второй этап включал детальное проектирование и изготовление двух экспериментальных образцов, которые были изготовлены и впервые показаны в ноябре 2012 года.
Экспериментальный образец для проверки ходовых характеристик MTR (Mobility Test Rig) прошел свыше 8000 км при проведении ходовых испытаний на разных типах местности, а второй экспериментальный образец для стрельбовых испытаний FTR (Firing Test Rig) отстрелял свыше 1000 120-мм боеприпасов.
Вслед за FTR и MTR во второй половине 2014 года были изготовлены еще две опытные машины (PV1 и PV2), после чего начались приемо-сдаточные испытания, которые должны завершиться в начале 2016 года войсковыми испытаниями.
Оригинальный контракт с Otokar закончился в середине 2015 года, в связи с этим он был откорректирован весной, так что весь проект завершится в начале 2016 года. Предварительные переговоры между турецким Управлением оборонной промышленности (SSM) и компанией Otokar продолжаются и на конец 2015 года запланировано подписание контракта на серийное производство и выдача компании заказа на 250 ОБТ Altay, в соответствии с которым первый танк Altay будет изготовлен в конце 2017 года.
На середину 2015 года единственным ОБТ, производство которого велось в Европе (за исключением России), был танк Leopard 2A7 компании Krauss-Maffei Wegmann и если дополнительные экспортные заказы не появятся, то к концу этого десятилетия танк Altay может стать единственным ОБТ, производящимся в Европе. В связи с этим для компании Otokar открываются значительные экспортные возможности.
Основным вооружением для танка Altay полной массой 68 тонн является 120-мм гладкоствольная пушка ручного заряжания L55, оснащенная эжекционным устройством для продувки канала ствола, термозащитным кожухом ствола и системой определения кривизны ствола пушки.
Вспомогательное вооружение состоит из 7,62-мм пулемета, спаренного с пушкой. Еще один опциональный 7,62-мм пулемет устанавливается на крыше башни с левой стороны, огонь из него ведет заряжающий.
На крыше башни устанавливается также дистанционно управляемый боевой модуль (ДУБМ), вооруженный 12,7-мм пулеметом, из которого могут вести огонь командир или заряжающий. Система электроприводов башни и пушки интегрирована с системой управления огнем (СУО), в состав которой входят стабилизированные прицельные комплексы командира и стрелка.
Танк Altay имеет гидропневматическую подвеску, которая обеспечивает повышенную проходимость по пересеченной местности.
Силовой блок MTU EuroPowerPack состоит из дизельного двигателя V-12 MTU MT 883 Ka 501 Common Rail (развивает мощность 1500 л.с. при 2700 об/мин), соединенного с автоматической трансмиссией Renk HSWL 295TM с пятью передними передачами и тремя задними, и эффективной системы охлаждения.
По данным компании Otokar, силовой блок позволяет разогнать танк Altay до максимальной скорости 65 км/ч, типичная скорость по пересеченной местности составляет 45 км/ч и запас хода по топливу 450 км.
Стандартное оборудование серийного танка Altay будет включать систему предупреждения о лазерном облучении, соединенную с группами пусковых установок дымовых гранат, систему кондиционирования, систему идентификации целей, информационно-управляющую систему и систему связи, систему обнаружения возгорания и пожаротушения, средства для преодоления глубоководной преграды вброд, вспомогательную силовую установку и всеракурсную систему ситуационной осведомленности.
Компания Otokar начала в 2011 году в инициативном порядке разработку боевой бронированной машины пехоты Tulpar AIFV (armoured infantry fighting vehicle). Заводские испытания первого опытного образца начались в январе 2013 года, а первый публичный показ машины состоялся на выставке IDEF в мае 2013 года. На начало 2015 года за время ходовых испытаний Tulpar AIFV проехала 3000 км как по дорогам с твердым покрытием, так и по пересеченной местности.
Сердар Горгю далее продолжил: «В 2013 году мы пополнили наш модельный ряд колесных машин новой гусеничной машиной. Новая машина создавалась в качестве равного или превосходящего конкурента боевым машинам пехоты нового поколения, которые разрабатываются в рамках аналогичных программ стран НАТО; Tulpar – это собственная разработка компании Otokar. Машина названа по имени мифического крылатого коня, который охранял воинов в турецком эпосе Манас. БМП Tulpar соответствует требованиям 21 века, а ее характеристики позволяют ей работать в одних боевых порядках с ОБТ».
Первый экземпляр Tulpar был оборудован дистанционно управляемой башней Mizrak RCT (remote-controlled turret) собственной разработки компании Otokar, которая уже прошла огневые испытания на этом шасси. Башня Mizrak вооружена 30-мм пушкой Mk44 с селективным питанием компании ATK Armament Systems и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом, соединенными с компьютеризированной СУО. Башня RCT может также принять и другое вооружение калибров 20-40 мм.
У командира и стрелка установлены стабилизированные дневные/ночные прицельные комплексы, в состав которых входит также лазерный дальномер, у командира прицел панорамный.
Корпус машины Tulpar спроектирован таким образом, что может принять другие башни и ДУБМ в соответствии с требованиями заказчика. Корпус машины цельносварной из броневой стали с возможностью установки комплекта навесной композиционной броней, повышающего уровень баллистической защиты.
Конструкция корпуса позволяет получить большое число вариантов для выполнения различных боевых задач, начиная от базового бронетранспортера и кончая специализированными вариантами, например санитарный, инженерный, пункт управления, минометный транспортер и платформа вооружения. Кроме командира, стрелка и водителя в первом варианте БМП Tulpar размещается девять десантников.
Силовой блок состоит из дизельного двигателя Scania с общей топливной магистралью DI 16 мощностью 810 л.с., соединенного с автоматической трансмиссией SAPA SP-850. Силовой блок позволяет развивать максимальную скорость по шоссе свыше 70 км//ч и иметь запас хода 600 км. Гидропневматическая подвеска машины обеспечивает превосходную проходимость по пересеченной местности.
Компания Otokar в настоящее время также перешла в сферу более крупных колесных платформ, включая семейство машин Arma 8×8 и 6×6, которые отличаются высоким уровнем унифицированности с целью сокращения затрат полного срока эксплуатации.
Машина Arma в варианте 6×6 впервые была показана в 2010 году, позднее были изготовлены четыре опытных машины, за которыми последовал вариант 8×8.
Компания Otokar получила, по меньшей мере, два зарубежных контракта на Arma 6×6, и понятно, что один из заказчиков – это Бахрейн, который эксплуатирует парк бронеавтомобилей Otokar Cobra 4×4.
Полная масса машины Arma зависит от уровня баллистической защиты и установленного вооружения, но для варианта 8×8 он заявлен в 24 тонны, тогда как вариант 6×6 весит 18,5 тонн.
На обоих вариантах установлен восьмицилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом мощностью 450 л.с., соединенный с автоматической трансмиссией. Трансмиссия варианта 8×8 имеет семь передних и одну заднюю передачу, а трансмиссия варианта 6×6 шесть передних и одну заднюю передачи.
В компании Otokar заявляют о максимальной скорости 105 км/ч и гидропневматической подвеске обоих вариантов.
Машина Arma плавающая, в воде приводится в движение двумя водометами, установленными в корме корпуса.
На машину Arma могут устанавливаться различные системы вооружения. Вариант 8×8 уже был показан с двухместной башней CT-CV бельгийской компании CMI Defence, вооруженной 105-мм нарезной пушкой, у которой автомат заряжания размещается в кормовой нише башни.
Новейший колесный бронеавтомобиль Cobra II 4×4, разработанный компаний Otokar, впервые был показан в 2013 году. По данным компании, разработка Cobra II завершена и производство может начаться при получении заказов на эту машину.
Бронеавтомобиль Cobra II конструктивно значительно отличается от предшественника. При полной массе 12 тонн он имеет больший объем и полезную грузоподъемность по сравнению с предыдущим вариантом, что позволяет выполнять больший круг задач. Ключевое отличие заключается в том, что этот бронеавтомобиль может использоваться для различных задач при минимальной модификации.
Также был разработан и испытан специальный амфибийный вариант. В варианте же бронетранспортера размещаются два члена экипажа и восемь десантников.
На автомобиль Cobra II устанавливается дизельный двигатель с турбонаддувом водяного охлаждения мощностью 281 л.с. или 360 л.с., соединенный с автоматической шестиступенчатой трансмиссией и двухступенчатой раздаточной коробкой.
Стандартное оборудование включает установленную впереди тепловизионную камеру, систему кондиционирования, систему централизованного регулирования давления в шинах, боестойкие колеса и антиблокировочную тормозную систему.
Легкий бронированный автомобиль Cobra 4×4 изначально был разработан компанией в инициативном порядке и вскоре поступил на вооружение турецкой армии. На начало 2015 года для местного и зарубежного рынков было изготовлено свыше 3000 машин. Продолжается производство этого бронеавтомобиля для нужд Турции по контракту стоимостью 113 миллионов долларов, выданному в конце 2013 года.
Cobra, как правило, имеет цельносварной бронированный корпус с компонентами ходовой части от вездесущей многоцелевой колёсной машины повышенной проходимости HMMWV (High-Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle) компании AM General.
В варианте БТР Cobra имеет полную массу примерно 6,5 тонн, в нем размещаются экипаж два человека и семь человек десанта. Для этой машины разработано множество специализированных вариантов, например разведывательный, санитарный, противотанковая установка с установленными на крыше пусковыми установками ПТУР, пункт управления, машина специальных операций и разведывательный вариант с сенсорной станицей видовой разведки на телескопической мачте.
Вариант БТР, получивший обозначение Ural, впервые был показан в 2013 году; он состоит на вооружении скорее турецких силовых структур, а не турецкой армии.
Бронеавтомобиль Ural имеет полную массу 6,3 тонны, доступен в десятиместной трехдверной конфигурации и девятиместной пятидверной конфигурации, включая в обоих случаях водителя и командира.
По сравнению с дизайном предыдущих автомобилей 4х4 компании Otokar 4×4 внешний дизайн Ural имеет более обтекаемые формы. Это сделано для того, чтобы получить менее угрожающий внешний облик машины для участия в миротворческих операциях и операциях по обеспечению внутренней безопасности. На машине установлен дизельный двигатель, соединенный с шестиступенчатой автоматической трансмиссией и двухступенчатой раздаточной коробкой.
Компания Otokar изготовила значительное число легких бронеавтомобилей семейства Akrep (Скорпион) в двух вариантах: бронетранспортер и разведывательный. Производство бронеавтомобиля Akrep завершено, но при получении экспортных заказов оно может быть возобновлено.
Компания также изготовила большое количество более легких БТР, базирующихся на шасси Rover Defender 4×4. Свыше 2500 патрульных бронированных автомобилей APV (Armoured Patrol Vehicle) было изготовлено для местного и зарубежного рынков. Самым крупным заказчиком стал Ирак, который купил 600 машин. Хотя в настоящее время производственная линия остановлена, существуют планы по продолжению изготовления автомобиля Defender в Турции, когда компания Jaguar Land Rover закроет свою линию в Великобритании в конце 2015 года и производство APV может быть переведено в режим «по требованию».
Компания FNSS расширяет свой ассортимент
Изначально турецкая компания FNSS Savunma Sistemleri создавалась для производства бронированных машин компании FMC Corporation. По результатам конкурсных испытаний, в которых принимали участие также немецкая Puma и британская БМП Warrior, она была выбрана турецкой армией для реализации требования по турецкой боевой машине пехоты TIFV (Turkish infantry fighting vehicle).
Первоначально компанией владели FMC (51 %) и турецкая Nurol (49%), но сегодня 51% акций у Nurol и 49% у BAE Systems.
В общей сложности было изготовлено 1698 машин TIFV в четырех вариантах: БМП (650 машин с одноместной башней с 25-мм пушкой с селективным питанием и спаренным 7,62-мм пулеметом), продвинутый бронетранспортер Advanced Armoured Personnel Carrier (830 машин с 12,7-мм пулеметом в башенке), противотанковая установка (48 машин с ПТУР TOW) и минометный транспортер (170 машин с 81-мм минометом на поворотной платформе).
Позднее от турецких вооруженных сил был получен второй контракт еще на 551 машину AAPC, которые были поставлены в 2001-2004 годы.
Машина TIFV стала отправной точкой при разработке компанией FNSS Savunma Sistemleri полного семейства машин для экспортного рынка, которое получило обозначение ACV (Armoured Combat Vehicle – боевая бронированная машина).
Поначалу она предлагалась с дизельным двигателем мощностью 300 или 350 л.с. в зависимости от требований заказчика. В настоящее время машина получила новое обозначение ACV-15, последняя цифра указывает на полную массу машины в тоннах.
Объединенные Арабские Эмираты стали первым зарубежным заказчиком, купив 136 машин ACV-15. Пять вариантов были доработаны под условия Ближнего Востока за счет установки системы кондиционирования и новой системы охлаждения двигателя.
Эти варианты включают: 52 машины инженерного отделения ACV-ENG (ACV-Engineering Squad Vehicle), 8 ремонтно-эвакуационных машин (RARV) и 76 артиллерийской поддержки (ASV). Последний вариант делится еще на три: целеуказания, центр управления огнем и пункт управления.
Малайзия разместила второй основной контракт на 211 машин ACV-15, получивших местное обозначение Adnan, в 10 конфигурациях. Затем последовал второй контракт на 48 машин в семи специализированных вариантах. Финальная сборка части машин была проведена в Малайзии.
Семейство ACV-15 предоставляет конечным потребителям возможность тонко настраивать конфигурацию машины под свои потребности, например, устанавливать различные башни с соответствующими системами вооружения или аппаратуру круглосуточного наблюдения.
Директор по маркетингу в компании FNSS Savunma Sisterleri Халук Булучу сказал, что «мы, в Турции, ушли от простого производства бронированных машин по лицензии к проектированию, разработке и производству комплектных машин, а также основных подсистем, например башен».
Потребность заказчиков в платформе с большим объемом и грузоподъемностью привела к разработке машин с удлиненным шасси Armoured Combat Vehicle — Stretched (ACV-S).
В настоящее время машина получила обозначение ACV-19; также как в обозначении ACV-15 цифра указывает на полную массу 19 тонн. Уровень унифицированности с вариантом ACV-15 составляет 90%, она имеет сходную компоновку, но на каждом борту установлен дополнительный опорный каток, что позволило удлинить корпус машины.
Типичные варианты машины ACV-19 включают БМП с установленной одно- или двухместной башней или дистанционно управляемой башней RCT с различными системами вооружения, вариант санитарный/медицинской эвакуации, командирскую машину, платформу вооружения и гусеничную машину снабжения. У последней силовой блок и обитаемое отделение расположены впереди, а грузовая платформа с откидывающимися бортами в задней части. Сразу за обитаемым отделением установлен гидравлический кран с телескопической стрелой.
Первым покупателем варианта ACV-19 стала Саудовская Аравия, которая получила 10 машин в конфигурации тактического командного пункта Tactical Command Post Vehicle (TCPV).
Вторым покупателем стала Малайзия, заказавшая восемь машин ACV-19, отличающихся поднятой крышей под которой установлен откатный 120-мм минометный комплекс TDA 120 2RM.
Для головного предприятия Aselsan компания FNSS разработала, изготовила и поставила несколько предсерийных комплектных гусеничных машин ACV-30 (полная масса 30 тонн). Вариант ACV-30 похож по внешнему виду на варианты ACV-15 и ACV-19, но имеет более широкий и длинный корпус.
На машине ACV-30 установлен двигатель мощностью 600 л.с., соединенный с автоматической трансмиссией, и как варианты ACV-15 и ACV-19. она оборудуется комплектом навесной брони, устанавливаемым в передней части и по бортам.
Первым вариантом на базе шасси ACV-30 стала самоходная зенитная установка Korkut SPAAG, разработанная для турецкой армии, у которой на данный момент нет подобной современной установки. Проходят квалификационные испытания этой машины.
Типичная батарея Korkut будет состоять из одной машины-станции управления огнем и трех зенитных установок. Станция управления огнем с обзорной РЛС и дневной/ночной оптико-электронной станцией передает данные о целях на зенитные установки SPAAG, которые захватывают цели на поражение. Зенитная установка представляет собой шасси, на котором установлена башня RCT, вооруженная сдвоенная 25-мм орудийная установка, а также РЛС сопровождения и оптико-электронная станция для захвата целей в любых погодных условиях.
Этот вариант ACV-30 полностью плавающий и в воде приводится в движение двумя водометами, расположенными в корме корпуса.
Другой вариант ACV-30 представляет собой ракетную установку ближней ПВО, разрабатываемую компаниями Roketsan (ракета) и Aselsan (электроника и СУО) по контракту с турецкой армией; этот вариант не плавает. В задней части платформы установлен радар на телескопической мачте.
Ракеты класса «земля-воздух» в пусковых контейнерах опущены горизонтально в походном положении, но перед пуском поднимаются в вертикальное положение.
В середине 2013 года компания показал полномасштабный макет концепции легкой гусеничной платформы вооружения Kaplan LAWC-T (Light Armoured Weapon Carrier-Tracked).
По словам господина Булучу, «Эта экспериментальная машина вобрала в себя весь наш опыт проектирования и производства гусеничных и колесных бронированных машин. Места членов экипажа в передней части машины, оборудованные современными системами, аналогичны местам экипажа бронемашины Pars. Установлены резиновые гусеничные ленты от компании Soucy International, что позволило снизить шум, вибрацию и массу».
В настоящее время с целью расширения своей доли рынка компания вошла в чрезвычайно конкурентную сферу колесных машин со своей платформой Pars, которая сегодня продвигается как семейство машин 6×6 и 8×8 с рулевым управлением всех колес.
Первым заказчиком варианта Pars 8×8 стала Малайзия, которая выдала местной компании DEFTECH контракт на 257 машин, получивших обозначение AV8. Первая партия из 14 машин была поставлена в конце 2014 года.
Первые машины AV8 сошли с турецкой производственной линии. Корпуса AV8 изготавливаются в Турции и Малайзии серийно, а сборка машин в настоящее время производится в Малайзии. Финальные поставки запланированы на 2018 год.
Все малазийские машины имеют «праворульную» конфигурацию, оборудованы системами кондиционирования и РХБ-защиты.
Малазийские машины Pars идут в 12 вариантах: 30-мм башня, БМП (25-мм башня), БМП-БТР, противотанковая установка с ракетами с лазерным наведением, пункт управления, пункт боевого наблюдения, санитарный, 120-мм миномет, эвакуационный, машина связи, мастерская машина инженерной и РХБ-разведки.
За исключением машины в конфигурации БМП с башней LCT-30 от южноафриканской компании Denel Land Systems и эвакуационного варианта все малазийские машины плавающие.
Компания FNSS Savunma Sistemleri разрабатывает инженерные машины
В соответствии с контрактом, заключенным с турецкой армией, компания FNSS Savunma Sistemleri изготовила в общей сложности 12 серийных Плавающих Боевых Бронированных Землеройных Машин AACE (Amphibious Armoured Combat Earthmover), последняя из которых была поставлена в январе 2013 года, хотя в компании не исключают возобновления производства при получении дополнительных заказов.
AZMIM, являющийся вторым проектом разработки турецкого минобороны в области наземных машин после проекта FNSS по мобильному штурмовому мосту SYHK (Mobile Amphibious Assault Bridge), представляет собой систему, предназначенную для подготовки берегов рек (склоны, твердость грунта, неровности поверхности и т.д.) для входа в воду плавающих машин во время форсирования рек. Кроме того, это единственный в мире бронированный плавающий бульдозер, стоящий на вооружении.
Гусеничная землеройная машина AZMIM, или AACE (Amphibious Armoured Combat Earthmover –плавающая боевая бронированная землеройная машина) используется для подготовки речных берегов при их форсировании. Она может выполнять такие работы как планирование площадки, грубое выравнивание, откапывание, трелёвка и разравнивание.
Одной из примечательных особенностей AACE является то, что эта машина плавающая, в воде приводится в движение двумя водометами и развивает максимальную скорость 8,6 км/ч.
Компания FNSS отвечает за поставку всех 12 машин, включая прототип для квалификационных испытаний и испытаний на соответствие техническим условиям.
Хотя турецкая AACE концептуально напоминает землеройную машину M9 Armored Combat Earthmover (ACE) американской армии, но в отличие от нее имеет экипаж два человека, а не один.
После победы в конкурсе компания получила контракт стоимостью 130 миллионов долларов на поставку турецкой армии самоходных наплавных мостов Armoured Amphibious Assault Bridge (AAAB). Было поставлено 52 системы, в том числе одна учебная система, состоящая из 4 машин.
Один мост AAAB используется в качестве парома грузоподъемностью MLC 21 (Military Load Class), два моста AAAB обеспечивают грузоподъемность MLC 70 (гусеничный транспорт), а три моста AAAB обеспечивают грузоподъемность MLC 100 (колесный транспорт). При соединении 12 мостов AAAB образуется переправа грузоподъемностью MLC 70 (гусеничный транспорт) и MLC 100 (колесный транспорт), которая позволяет преодолевать реки шириной до 150 метров.
Мост AAAB имеет полностью защищенную кондиционированную кабину впереди, подвеску такую же как у машин Pars и рулевое управление всеми колесами.
Комментарий
Турция создала промышленность, способную проектировать, разрабатывать и производить боевые бронированные машины с целью удовлетворения потребностей турецкой армии. Турция добилась успеха на зарубежных рынках, но поддержка «Братьев мусульман» в Египте ослабила ее позиции в оборонной сфере.
Ее новые ББМ создавались с прицелом на зарубежные рынки и в случае с легкими и средними ББМ оснащаются самыми разными системами вооружения с целью соответствия требованиям конечного пользователя.
Турция также заинтересована в совместных предприятиях с иностранными партнерами (один из них Малайзия), которым также делает предложения о передаче технологий.
/Alex Alexeev, topwar.ru/