Научно-технический прогресс формирует угрозы, которые могут поставить человечество на грань исчезновения. В последние годы появилось такое понятие, как конвергентные технологии, к которым относят НБИК (нано-, био-, инфо- и когнитивные), призванные коренным образом усовершенствовать как окружающую среду, так и самого человека. Конвергентность указанных технологий обусловлена высочайшей степенью взаимозависимости и увеличением их эффективности при сопряженном, взаимоувязанном применении. Они включают биомедицину и генную инженерию, психофизическое воздействие, компьютинг и средства коммуникации, когнитивные нейронауки.
Конвергентные технологии обеспечивают появление такого обилия новшеств, реализовать которое в виде некоторых всесторонне отработанных, испытанных (в том числе на предмет безопасности для человека и окружающей среды) и подготовленных к массовому производству образцов ни одной даже экономически и технологически развитой стране не под силу.
Ожидаемые неожиданности
Конвергентные технологии способны обеспечить неоспоримые преимущества потребительским товарам, созданным на их основе. Этот факт означает начало новой технологической гонки, которая таит много опасностей.
Они состоят не только в возможности создания сверхразрушительного оружия и новых видов враждебных человеку микроорганизмов, сконструированных методами биоинженерии, в катастрофическом разрушении среды обитания продуктами нанотехнологий, в загрязнении коммуникативного пространства современной цивилизации информационно-кибернетическими продуктами… Ныне всего лишь один компьютерный злодей или гений способен обеспечить планете ядерный Армагеддон.
Овладение человечеством набором современных передовых технологий, многократно увеличивающим его возможности, естественно и неизбежно вызывает самые существенные изменения в жизни общества, включая его материальное состояние, безопасность, морально-этические, нравственные отношения с другими индивидуумами и социумами в целом.
Проблемой дальнейшего технологического развития может стать тот факт, что практически будет размыто различие между производственным, бытовым и военным инструментарием. При этом его доступность для любых государств, социальных групп, организаций и даже индивидуумов становится все большей с возрастанием коммуникации социумов. Стирается грань между состоянием войны и мира.
Оценка возможностей, предоставляемых НБИК-технологиями, показывает, что вооруженное насилие все в большей степени будет уходить на второй план, появятся другие формы и способы враждебных влияний на государство, общество и личность. Проблема контроля над распространением и применением новых технологий становится сродни контролю над вооружениями, но в силу их специфики гораздо сложнее.
Наибольшее влияние конвергентных технологий ожидается в области биологии, в первую очередь в медицине, поскольку она наиболее явно затрагивает саму основу существования живой материи. Конвергентные технологии, обеспечивая выход на молекулярный размерный уровень физического мира и его наделение искусственным интеллектом, дают огромные возможности по изменению «техногенной оболочки» цивилизации. Но одновременно делают различие между живым и неживым весьма зыбким.
Биотехнология способна обеспечить широчайшее использование живых организмов, их систем или продуктов жизнедеятельности для решения технологических задач и создания новых существ с необходимыми свойствами.
Наиболее радикальным применением нанотехнологии в медицине будет качественно новый уровень диагностики и лечения, создание молекулярных нанороботов, которые смогут уничтожать инфекции и раковые опухоли, проводить ремонт поврежденных ДНК, тканей и органов, дублировать целые системы жизнеобеспечения организма и даже менять его свойства.
Перечень угроз, порождаемых конвергентными технологиями в этой области медицины, весьма очевиден, ведь практически каждое из достижений может быть обращено во вред человеку и обществу. Вместо уничтожения инфекций с помощью нанороботов – клеточное конструирование известных и новых бактерий и вирусов, повреждение и разрушение жизненно важных органов и участков тела человека, индивидуальное и массовое нейропрограммирование, блокирование детородных функций представителей определенной нации или расы – список может быть очень длинным.
Новейшие биотехнологии создают огромные возможности вмешательства и неизбежно ставят перед нравственным вопросом: до какого предела допустимо вторжение в природные процессы, не приведет ли эта деятельность к появлению вирусов или даже высших организмов, против которых человечество и существующая экосистема будут бессильны?
Конвергентные технологии в энергетике найдут свое воплощение, прежде всего, в альтернативных источниках. Нанотехнологии позволяют повысить эффективность нефтеперерабатывающей промышленности и одновременно привести к резкому снижению важности этой отрасли. Распространение недорогих солнечных батарей начнет процесс формирования нового, более эффективного, экологически безопасного и более децентрализованного энергохозяйства.
В последние десятилетия активно развивается теория информационного общества, историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой знания соединяются и умножаются в едином информационном пространстве. Информационно-технологическая революция будет быстро превращаться в новую производственную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной и систематизированной информации, новых технологий и знаний. Ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное производство, продукция которого будет аккумулироваться и распространяться с помощью новых телекоммуникационных средств.
Одним из очевидных глобальных воплощений такой революции станет интернет вещей (Internet of Things). Это направление глобальной интеллектуализации и обеспечения коммуникации живого и неживого мира. Интернет вещей призван отслеживать местоположение и состояние практически любого материального объекта или параметра окружающей среды, обеспечивать управление ими.
Материальные объекты получат возможность без участия человека обмениваться информацией друг с другом и с управляющими серверами. С помощью глобальной сети с множеством беспроводных точек доступа предметы смогут взаимодействовать друг с другом на любом расстоянии.
Одним из приложений интернета вещей непосредственно в отношении человека является так называемый бодинет. Это система имплантатов, которые контролируют состояние человека и его органов, передают сообщения об этом в медицинские учреждения. В дальнейшем ожидается реализация возможности корректировать это состояние за счет ввода соответствующих лекарств.
Если учесть, что к настоящему времени объемы потоков информации удваиваются менее чем за пять лет, то стратегически важным становится уже не столько владение информацией, сколько умение быстрее других ее обработать, систематизировать и получить из нее новые актуальные знания. На решение этой задачи и ориентированы когнитивные технологии, которые в свою очередь могут быть построены на формализации когнитивных способностей.
Не опоздать с контролем
Когнитивные технологии в перспективе могут привести к созданию новой мегаотрасли, сравнимой с компьютерной индустрией. Они ориентированы на помощь человеку в постановке и решении задач, включая слабо формализованные творческие (политические, экономические, военные и т. п.), на выявление и эффективное использование своего когнитивного потенциала, способности познавать и созидать.
Социальные последствия внедрения конвергентных технологий состоят в изменении систем коммуникации и возникновении социальных форм, построенных на новых возможностях нейроинтерфейсов и виртуальной реальности. Любая система коммуникации в настоящее время носит локальный характер, но объединение машин и человеческого мозга даст перспективу нового уровня коммуникации, где информация сможет циркулировать в цепи человек-машина.
С помощью наноструктур и нанороботов – интерфейсов человек-машина и наночипов-имплантантов – станет возможным непосредственный доступ локальных и глобальной информационных сетей к головному мозгу и органам чувств человека.
С учетом перечисленных достижений и преимуществ, предоставляемых когнитивными технологиями, можно попытаться сформулировать спектр угроз, индуцируемых ими. Структурировать угрозы можно по трем уровням:
— глобальные;
— межгосударственные;
— локальные.
К глобальным угрозам можно отнести изменение целей войн, которые будут вестись именно за экономический контроль над производством, построенным на конвергентных технологиях во всех его формах. Но это уже не войны в привычном понимании. Это скорее войны технологий, интеллекта, противостояние на основе информационного и технологического превосходства. Своего рода материальным воплощением этого вида войн является то, что в настоящее время мы называем информационными и кибернетическими войнами.
Новые конфликты будут уже войнами не столько людей, сколько искусственных интеллектов и созданной ими техники и виртуальной реальности.
В межгосударственных отношениях для развитых стран появляется соблазн использовать имеющиеся у них преимущества в компьютерных технологиях и средствах информационно-психологического воздействия на индивидуальное и общественное сознание конкретной страны или региона для информационной, политической, экономической и культурной экспансии.
Сегодня благодаря новым технологиям последствия информационного воздействия могут оказаться сопоставимыми с результатами боевых действий в рамках традиционного военного противоборства.
К локальным угрозам можно отнести следующие:
— использование нано-оружия террористами;
— побочные действия новых лекарств, разработанных с использованием нано- и биотехнологий;
— злонамеренное воздействие на состояние человека через «бодинет»;
— ущерб окружающей среде при неумелом обращении с нанопродуктами и генномодифицированными материалами;
— появление новых форм дискриминации, включая тотальный контроль за жизнью и деятельностью человека.
Некоторые из перечисленных угроз актуальны уже сегодня. Это информационные войны, генномодифицированные и нанопродукты с не до конца изученными свойствами и последствиями применения. Ряд других станет актуален через годы, некоторые появятся через десятилетия. Но возникновение этих угроз очевидно, предсказуемо и неизбежно. Следовательно, необходимо готовиться к их парированию.
Подводя итог, можно отметить следующее. Уже достаточно близок горизонт, за которым формирование систем вооружения армий нового облика на базе существующих в настоящее время технологий и технических средств станет бессмысленным занятием. Научно-техническая революция, в основе которой лежат конвергентные технологии, все более настойчиво требует осознания порождаемых ими спектра и характера угроз, соответственно и формирования «системы реагирования».
Очевидно, что это уже не система вооружения в привычном смысле слова, поскольку противоборство государств и социумов в будущем уже не только и не столько военное. Это некое интегральное воздействие одного общества на другое, охватывающее все возможные сферы человеческой деятельности – от материальной до мыслительной, все виды природы – живую и неживую, все уровни познания – макро- и микромир.
Поэтому нельзя исключить вариант развития событий, когда вместо безудержной и крайне опасной гонки вооружений на основе конвергентных технологий человечество во имя собственного спасения будет вынуждено заняться проблемами тотального правового, организационного, инструментального контроля над развитием и практическим применением этих технологий. Именно технологий, а не конечных продуктов, созданных с их использованием, то есть образцов вооружения.
Остается только один вопрос: успеет ли человеческая цивилизация достичь столь высокого уровня осознания опасности, чтобы пойти по этому пути, или сползание в гибельную технологическую ловушку произойдет раньше?
/Василий Буренок, доктор технических наук, профессор,
президент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, vpk-news.ru/
Мир EVE-online становится не таким уж фантастическим?
Нейросети уже маячат на горизонте.
Те, кто будут владеть этими технологиями, станут новым этапом в развитии цивилизации — Homo Cyberneticus. Остальные просто деградируют или вымрут. И война не понадобится. Как бы нам не попасть в их число — при Чубайсе нам не видать нанотехнологий никогда. Кое-как наладили производство процессоров Эльбрус (Чубайс тут никаким боком), но цена!!!
Эльбрусы и другие процессоры уже давно производят. Просто раньше они использовались сугубо для военных целей. А сейчас решили частично конверсировать производство, наладив выпуск нового поколения микросхем для использования их уже в гражданском секторе.
Эльбрусы никогда не будут популярны в гражданском применении — они стоят от 200 000 руб.
И хоть схема и топология наша, но производят их на Тайване. Что очень плохо. Неужто государство не может купить производственную линию? Или китайцам продают, а нам нет?
То, что мы сами не в состоянии воспроизвести эти технологии, это вообще пипец полный.
200 000 рублей стоит сервер, а не персональный компьютер. Сравнимая по мощности серверная станция на базе процессоров Intel или AMD будет с такой же ценой. Производство уже переносится в Зеленоград на завод «Ангстрем», где есть соответствующие производственные линии. Это решили сделать после заседания правительства. Военные боятся «закладок», поэтому производство таких элементов решено организовать у нас. Впрочем, большинство других компонентов давно уже изготавливается в России. Не всё так плохо