В конце ноября появились сообщения о новых действиях турецкого военного руководства в связи с текущим конфликтом в Сирии. Ряд зарубежных средств массовой информации сообщил о переброске турецкими вооруженными силами большого количества вооружений и военной техники на границу с Сирией. В частности, сообщалось о доставке в приграничные районы некоторого количества танков. Высказываются опасения в возможности использования этой техники для вторжения на территорию Сирии с целью окончательного свержения законной власти.
По понятным причинам, основные опасения в этом контексте вызывают турецкие танки. Именно такая техника, согласно нынешним взглядам на ход вооруженных конфликтов, способна обеспечить быстрое продвижение войск по захватываемой территории. Таким образом, именно танки вооруженных сил Турции могут представлять особую опасность для сирийской армии.
Тем не менее, нельзя не отметить, что турецкие бронетанковые войска имеют несколько специфических особенностей. К примеру, можно отметить, что большая численность армейской бронетехники компенсируется наличием значительного числа машин устаревших типов. Рассмотрим парк турецких танков подробнее.
Согласно справочнику The Military Balance от 2014 года, на вооружении сухопутных войск Турции состоят 2504 танка нескольких типов. Кроме того, около 2000 машин находятся на базах хранения. На вооружении и на хранении имеется техника семи модификаций, закупленная у Соединенных Штатов и Германии. Следует отметить, Турция предпринимает попытки создавать танки собственной конструкции, однако пока подобные проекты не отличаются успешностью.
Так, перспективный основной танк Altay пока существует лишь в виде нескольких прототипов, а его серийное производство начнется не ранее 2017 года. В связи с этим сухопутным войскам приходится эксплуатировать только имеющуюся в наличии технику, в ряде случаев не отличающуюся новизной.
Самыми массовыми танками турецкой армии являются машины M48A5T1 и M48A5T2 американского производства, прошедшие модернизацию по турецким проектам. По состоянию на прошлый год в войсках имелось 850 бронемашин обоих типов. Кроме того, большое количество подобной техники к настоящему времени выведено из эксплуатации и отправлено на хранение. Танки M48A5T1/T2 могут считаться прекрасным примером положения дел в турецких вооруженных силах: на вооружении Турции до сих пор остается большое количество устаревшей техники, замена которой пока не предвидится. В тоже время следует отметить, что в обозримом будущем командование планирует заменить имеющиеся M48A5T1/T2 на новые танки Altay, однако на это потребуется немало времени.
По имеющимся данным, турецкие танки семейства M48 поставлялись страной-производителем в конфигурации M48A5. Эта модификация американского танка имела доработанную башню с пушкой M68 калибра 105 мм и по ряду характеристик не отличалась от ранних версий. В дальнейшем турецкие специалисты при содействии зарубежных коллег провели модернизацию имевшейся устаревшей техники.
Проект M48A5T1 подразумевал установку на имеющиеся танки новых дизельных двигателей немецкой компании MTU и системы управления огнем, заимствованной у танков M60A1. Кроме того, в состав оборудования включалась пассивная аппаратура ночного видения. Следующая модернизация с индексом T2 подразумевала обновление танков T1 с использованием системы управления огнем от танка M60A3 и введением некоторых дополнительных агрегатов, таких как лазерный дальномер.
В общей сложности Турция получила около 3 тыс. танков M48A5, которые до сих пор состоят на вооружении или находятся на хранении. Ввиду выработки ресурса подобная техника постепенно выводилась из эксплуатации и скапливалась на базах хранения. Большая часть неактивных турецких танков в настоящее время относится именно к семейству M48. Тем не менее, несмотря на большой возраст, подобная техника до сих пор является самой массовой в турецкой армии.
Вторые по численности танки Турции – американские M60A3. По состоянию на прошлый год, сухопутные войска эксплуатировали 658 машин этого типа. Разработка основного танка M60A3 началась в конце семидесятых годов, и в течение нескольких следующих лет первые боевые машины нового типа были отправлены заказчикам. Характерными особенностями проекта с литерами «A3» было применение обновленной системы управления огнем с улучшенными показателями работы в темное время суток, оснащенной новым лазерным дальномером. При этом, однако, силовая установка, вооружение и бронирование не претерпели заметных изменений. Как и его предшественники, основной танк M60A3 несет 105-мм пушку M68. В дальнейшем базовый M60A3 стал основой для нескольких новых модификаций.
Несколько десятилетий назад турецкие вооруженные силы закупили у США порядка 950 бронемашин нескольких модификаций семейства M60. В настоящее время на вооружении остается меньшее количество этой техники. За время эксплуатации были освоены новые модификации, такие как M60A3 TTS с обновленной оптикой и электроникой или M60T Sabra, разработанный израильскими специалистами. Также на вооружении остаются 274 танка M60A1, не отличающиеся высокими характеристиками. В силу выработки ресурса турецкие танки семейства M60 постепенно выводятся в резерв и отправляются на хранение.
На вооружении турецких бронетанковых войск состоит техника не только американского, но и немецкого производства. Самые массовые машины из Германии – танки Leopard 1 двух модификаций, общая численность которых составляет 397 единиц. В прошлом турецкие военные закупили 227 танков Leopard 1A3 и 120 Leopard 1A4. Эти модификации «Леопарда-1» создавались в начале семидесятых годов и отличались от предыдущих некоторыми изменениями конструкции и состава оборудования. При этом основные показатели бронемашин оставались прежними.
Со временем турецкая армия заказала разработку проекта модернизации устаревших танков Leopard 1A3. В рамках этого заказа компания Aselsan разработала новую систему управления огнем Volkan. К настоящему времени все строевые «Леопарды» версии 1A3 получили новую СУО и ряд других комплектующих. Такая модификация получила обозначение Leopard 1T. Танки модификации «1A4» до сих пор служат без каких-либо изменений.
В середине двухтысячных годов вооруженные силы Турции приобрели у Германии танки Leopard 2A4, ранее эксплуатировавшиеся Бундесвером. К настоящему времени было поставлено 354 машины этого типа. На данный момент «Леопарды» варианта «2A4» являются самыми новыми и совершенными бронемашинами своего класса в турецкой армии. Высокие боевые характеристики обеспечиваются современной системой управления огнем и достаточно совершенными прицельными устройствами, а также 120-мм гладкоствольным орудием компании Rheinmetall.
Несколько лет назад появилась информация о создании компанией Aselsan проекта Leopard 2NG (New Generation). Этот проект подразумевал использование ряда новых комплектующих, частично заимствованных у танка Altay. Точные сведения о модернизации имеющейся техники и количестве переоборудованных машин отсутствует. При этом ранее утверждалось, что свой интерес к проекту Leopard 2NG проявляет Финляндия.
Как видим, вооруженные силы Турции располагают достаточно многочисленным, но не самым совершенным парком бронетанковой техники. Из двух с половиной тысяч танков, остающихся на вооружении, современными и имеющими достаточно высокие характеристики могут считаться не более половины – Leopard 2A4, а также модернизированные варианты машин Leopard 1 и M60. Остальные танки уже не в полной мере отвечают требованиям времени, из-за чего в обозримом будущем должны быть списаны и заменены более современной техникой.
Можно предположить, что в общевойсковом бою с любой армией, располагающей современными танками, авиацией и другой техникой, а также соответствующими системами связи и управления, сухопутные войска Турции понесут серьезные потери, связанные, в первую очередь, со специфическим составом парка своей техники. Даже современные «Леопарды-2» и модернизированные бронемашины старых модификаций вряд ли смогут оказать заметное влияние на ход боев. Тем не менее, такие выводы касаются только полноценных столкновений с участием всех родов войск.
Локальные конфликты последних десятилетий в большинстве своем обходились без массовых танковых атак и других явлений, свойственных войнам прошлого. Таким образом, в существующих условиях на первый план могут выйти не только возраст техники и ее техническое совершенство, но и некоторые другие факторы, затрудняющие прогнозирование исхода боев. Так, при вторжении в Сирию турецкие войска вряд ли столкнутся с организованным сопротивлением большого числа вражеских танков. Однако в таком случае возникают новые угрозы.
Большая часть боев в Сирии проходит на территории населенных пунктов, где эффективность танков и другой бронетехники заметно сокращается из-за ряда специфических факторов, в первую очередь из-за большого распространения легких противотанковых средств. Таким образом, даже самые новые и совершенные боевые машины, попав в город, рискуют так же, как и их устаревшие «собратья». В конечном итоге, все это серьезно затрудняет прогнозирование действий той или иной армии.
Исходя из имеющихся данных, можно предположить, что турецкие бронетанковые войска, располагая многочисленным и «разношерстным» парком техники, вполне способны эффективно бороться с противником, не имеющим большого количества современной техники и вооружений. В то же время, при наличии сравнительно новых танков, противотанковых ракетных комплексов и достаточной авиационной поддержки условный противник вполне способен нанести турецким танковым соединениям большой ущерб, выбив значительное количество техники.
В контексте нынешнего конфликта можно предположить, что турецкие бронетанковые войска вполне способны нанести заметный ущерб множеству участников сирийской войны, от правительственных войск до различных вооруженных формирований. Одновременно с этим они сами рискуют понести серьезные потери от противотанковых средств, имеющихся в регионе в больших количествах.
Кроме того, трудно предугадать, чем могут закончиться танковые дуэли между боевыми машинами Турции и сирийской техникой советской/российской постройки. Так, имеющиеся у Сирии Т-72 различных модификаций имеют заметные преимущества перед устаревшими турецкими танками, а объективное сравнение этих машин с «Леопардами-2» не представляется возможным в силу различных факторов. Тем не менее, в условиях реального конфликта перевес может оказаться на стороне сирийских военных, хорошо знающих свою территорию и владеющих техникой.
Попытки предугадать ход и результаты гипотетического конфликта с участием турецких танков связаны с рядом характерных трудностей, серьезно затрудняющих прогнозирование. Тем не менее, вряд ли можно спорить с объективными фактами: несмотря на большую численность, материальная часть бронетанковых войск Турции не отличается новизной и, как следствие, высокими боевыми качествами, а способность немногочисленной современной техники оказать заметное влияние на ход боев вызывает серьезные сомнения.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/
Т-72 перелопатят весь турецкий сброд. А если в сирийских танках будут наши экипажи, то Стамбул будет взят. Кстати, после турецкой агрессии можно не стесняться и не прятать наших военнослужащих. Флаг РФ на башню и вперед на максимальной скорости к Босфору! Я, как патриот, поддержу на местах.
А сколько этих Т-72 осталось у Сирии после многолетней гражданской войны? Не маловато ли будет для взятия Стамбула?
Были бы в Сирии экипажи,а танки на Урале найдутся. Конечно не для взятия Стамбула,но для сдерживания Турок в рамках, хватит.
Эй фальшивый засранец,ты дурак или ученик ПСАКИ?
сирийские танки тоже новизной не отдают. и их сильно меньше.
Т72 — это танки сопоставимые с описываемыми танками турецкой армии, по возрасту в том числе. Потому никаких преимуществ у сирийцев нет в танковом бою.
Турецкие экипажи не воевали ни одного дня в отличии от опытных и обстрелянных сирийских, а это важно, да и сирийцам сейчас не до «захвата Стамбула».