В начале 1980-х годов холодная война достигла своего пика. Противостояние двух сверхдержав СССР и США вынуждало их создавать все новые и новые образцы вооружений и военной техники. Не составляли исключение и образцы морской боевой техники, численность флотов двух стран увеличивалась, при этом Советский Союз основную ставку делал на мощный подводный флот.
В 80-е годы прошлого века руководство американского военного ведомства всерьез опасалось новейших советских малошумных атомных субмарин. Для борьбы с этими подлодками в США реализовывался специальный проект по созданию подлодки-охотника, обладавшей малой акустической заметностью, получивший название «Seawolf» (Морской волк).
Как раз в 1970-80-е годы советским конструкторам удалось разработать несколько образцов военной техники и вооружений, которые превзошли современные им зарубежные аналоги. В подводном кораблестроении таким примером стала многоцелевая (или, как ее еще называют, ударная) АПЛ проекта 971 (и последующее развитие 971У), которая в СССР получила обозначение «Щука-Б», а по натовской кодификации — «Акула» и «Усовершенствованная Акула» (или «Акула-2») соответственно.
Последнюю из построенных лодок по этому проекту К-335 «Гепард» (вошла в состав флота в 2002 году), являющуюся воплощением последних технических достижений, на Западе называют «Акула-3». Одна из подлодок данного проекта 971, К-152 «Нерпа», 23 января 2012 года была передана в лизинг Индии.
Новый советский подводный атомоход (техпроект лодки был утвержден 30 сентября 1977 года, головной корабль спущен на воду 16 апреля 1988 года) оказался весьма удачным и совершенным проектом. В некотором роде он вызвал настоящий шок у американских адмиралов. Подводные лодки «акульего» семейства развивали полную подводную скорость в 33 узла, обладая при этом очень низкими показателями шумности и неся на борту внушительный арсенал вооружений.
На борту «Акул» было четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата с суммарным боекомплектом до 40 единиц, который был очень разнообразен. 28 единиц боекомплекта приходилось на вооружение калибра 533 мм, при этом данные торпедные аппараты могли использоваться для пуска крылатых ракет комплекса «Гранат» с дальностью стрельбы до 3 тыс. км. Эти ракеты могли комплектоваться как фугасной, так и ядерной боевой частью. Помимо этого в вооружение АПЛ проекта 971 вошли скоростные подводные ракеты «Шквал» (маршевая скорость 375 км/ч), ракетоторпеды и обычные противокорабельные, противолодочные и универсальные торпеды.
Вплоть до 1980-х годов советские атомные субмарины уступали американским по такому важному показателю, как уровень шумности. Акустические средства обнаружения специальных противолодочных самолетов и корабельных группировок США позволяли отслеживать перемещения советских подводных сил (хоть и не без труда).
Однако с созданием в СССР подводных лодок третьего поколения, советские АПЛ по уровню заметности сравнялись с американцами. При этом была проведена модернизация лодок второго поколения, которые также становились гораздо более эффективными против средств противолодочной обороны противника. Это доказали операции «Апорт» (1985 год) и «Атрина» (1987 год), в которых модернизированные АПЛ проекта 671РТМ на протяжении нескольких месяцев вели патрулирование в непосредственной близости от Восточного побережья США, не будучи обнаруженными.
Принимая это во внимание, ВМС США инициировали программу по созданию специальной субмарины-охотника, которая должна была обладать не только низким уровнем шума и акустической заметности, но и совершенными средствами обнаружения и уничтожения кораблей противника. В начале правления президента Рейгана в США была запущена программа под названием «Флот из 600 кораблей», создание субмарины-охотника стало одним из пунктов данной программы.
«Сивульф» — серия американских атомных многоцелевых субмарин четвертого поколения. Все лодки строились на верфях компании General Dynamics Electric Boat Corporation с 1989 по 2004 годы. Первоначально в планы американского командования входила постройка 29 таких подводных лодок, однако постепенно программа сокращалась, сначала до 12 субмарин, а после развала Советского Союза, когда в постройке находился лишь головной корабль серии, обсуждался даже вопрос о полном отказе от данного проекта.
В результате заказ был ограничен всего тремя подводными лодками. На столь малую численность серии повлияло то, что проблемы начались уже в ходе постройки первой лодки, а стоимость субмарины в ценах на начало 1995 года достигла огромной суммы — 2,94 млрд. долларов. Все это вместе с серьезным изменением геополитической обстановки сделало лодки Seawolf штучным товаром. В то же время данные лодки на тот момент времени стали самыми совершенными по комплексу своих характеристик, а также самыми дорогими среди всех строящихся ранее.
Основной задачей, которая стояла перед американскими проектировщиками, было кардинальное уменьшения шумности подводной лодки. Достичь этого удалось с помощью использования нового типа звукоизолирующего покрытия и использования водомётного движителя, разработанного в Великобритании для подводных лодок типа «Trafalgar» вместо винта. Помимо этого, на лодке широко были применены датчики шума, их было установлено 600 (для сравнения: на атомных подводных лодках типа «Los Angeles» таких датчиков было всего 7). Также «Морские волки» получили самые совершенные на тот момент средства обнаружения.
Во время работ по проектированию данной лодки американские инженеры впервые использовали высокую степень модульности конструкции, что позволило на выходе получить ряд характеристик, которые были значительно выше, чем у последних корпусов лодок «Лос-Анджелес» («Усовершенствованный Лос-Анджелес»). Помимо этого, такой подход позволял сохранить большой потенциал для проведения будущих модернизаций субмарин и оснащения их перспективными образцами оборудования и вооружений.
Также конструкторам удалось добиться феноменального на тот момент времени уменьшения уровня собственных шумов лодки. Корпус «Морского волка» был полностью скрыт звукопоглощающим покрытием, был установлен водометный движитель и очень широко использованы всевозможные амортизаторы и шумопоглощающие покрытия, расположенные непосредственно внутри корпуса субмарины. Также было увеличено расстояние между механизмами главной энергетической установки и корпусом лодки. Достижение низкого уровня собственных шумов гарантировало лодке бесшумный режим работы при скорости подводного хода до 20 узлов.
При этом конструкция корпуса изначально разрабатывалась с учетом плавания и всплытия в сложных ледовых условиях. Носовые горизонтальные рули субмарины, в отличие от лодок «Лос-Анджелес», могли убираться внутрь корабля. Кормовые рули также получились отличными от предыдущих конструкций. Они получили 6 стабилизаторов крыловидной формы: 4 расположены по стандартной крестообразной схеме (два горизонтальных и два вертикальных), а 2 отходят под тупым углом от диаметральной плоскости подлодки и находятся между горизонтальными и нижним вертикальным стабилизаторами.
Комплекс установленного на борту лодки ракетно-торпедного вооружения был разнообразным и очень мощным. Он состоял из 8 торпедных аппаратов калибра 660 мм, расположенных по бортам лодки. Подобное расположение ТА стало на американских субмаринах традиционным и используется несколько десятков лет. Такое расположение ТА позволяет конструкторам избегать в процессе проектных работ ограничений на расположение в носовой части лодки аппаратуры и антенны гидроакустической станции.
Суммарный запас расположенных на борту торпед и ракет достигает 50 единиц. Взамен всех ракет и торпед на борт субмарины можно было загрузить до 100 мин, постановка которых осуществляется через ТА. Весь боезапас хранится в одном отсеке, который находится в носовой части АПЛ. Боезапас субмарины включает в себя: универсальные торпеды Mk48 ADCAP (ADvanced CAPability), которые оснащаются мощной боевой частью массой 267 кг, пассивными и активными средствами обнаружения цели. Данные торпеды способны действовать как при наличии системы управления по проводам, так и без нее.
Эффективная дальность поражения целей в случае применения активной системы самонаведения составляет до 50 км, а при применении пассивных средств — 38 км. При этом скорость хода торпед составляет 40 и 55 узлов соответственно, а глубина хода — до 900 метров. Также с борта лодки могут использоваться противокорабельные ракеты «Саб-Гарпун» (Sub-Harpoon) производства компании Boeing, они обладают дальностью стрельбы 130 км и могут нести 225-кг боевую часть, оснащенную активной радиолокационной головкой самонаведения на цель.
В отличие от последних субмарин типа «Лос-Анджелес», на борту лодок «Сивулф» не было предусмотрено размещение установок вертикального пуска (УВП) для ведения огня крылатыми ракетами «Томагавк», данные ракеты выстреливаются из торпедных аппаратов лодки. При этом в боекомплект «Морских волков» входили как противокорабельный, так и стратегический вариант данной ракеты. Стратегический вариант оснащался боевой частью мощностью 200 кт и мог преодолевать расстояние до 2500 км на дозвуковой скорости полета на небольшой высоте от 15 до 100 метров над поверхностью, в чем ракете помогала инерциальная навигационная система TAINS (Tercom Aided Inertial Navigation System). При этом круговое вероятное отклонение в ядерном варианте исполнения не превышало 80 метров. У противокорабельного варианта крылатой ракеты имелась комбинированная ГСН и инерциальная система самонаведения, а дальность полета составляла до 450 км.
Все «Морские волки» отличались наличием на борту развитой системой разведки и противодействия. На лодках имелась станция гидроакустической разведки и противодействия AN/WLY-1, созданная специалистами компании Northrop Grumman, комплекс РЭБ AN/WLQ-4(V)1, разработанный компанией GTE и самоходные гидроакустические имитаторы подводных лодок.
Первая лодка в серии, получившая название «Seawolf», была заложена в октябре 1989 году и передана в состав флота 19 июля 1997 года. На свое первое боевое патрулирование лодка смогла выйти только 25 июня 2001 года. Первые 4 года ее эксплуатации сопровождались многочисленными поломками, отказами технических средств, что закономерно для первого корабля новой серии и нового поколения, и аварийными ситуациями на борту. В частности, постоянно проявлялись проблемы с водометным движителем, БИУС, отдельные панели широкоапертурной антенны во время похода просто отрывались и терялись, также достаточно долго не удавалось обеспечить запуск с борта подлодки крылатых ракет «Томагавк».
В августе 2000 года головную лодку даже на время выводили из состава ВМС США. Вторая лодка, названная «Коннектикут», была заложена в сентябре 1992 года и передана в состав флота в декабре 1998 года.
Задержки с финансированием работ по третьей субмарине серии, «Джим Картер», привели к тому, что данную подлодку решено было строить по новому измененному проекту. На этой лодке конструкторы решили отработать новые технические решений, которые в дальнейшем планировалось использовать для осуществления специальных операций сил SEAL, ведения разведки, наблюдения за тактической обстановкой, обнаружения и определения координат целей, а также проведения скрытных минных постановок и поиска и ликвидации мин противника.
Для осуществления всего задуманного в среднюю часть корпуса подводной лодки (в районе центра тяжести) была врезана двухкорпусная секция общей длиной 30,5 метров, при этом длина корпуса лодки выросла до 138 метров. В межбортном пространстве врезки были расположены необитаемые подводные аппараты и иные специальные подводные средства. Помимо этого, здесь появилась шлюзовая камера диаметром около 1,5 метров, предназначенная для приема и выпуска солдат сил специального назначения и водолазов. В прочном корпусе подлодки разместили жилые помещения, которые рассчитаны на нахождение 50 бойцов спецназа, а также пульты дистанционного управления необитаемыми подводными аппаратами.
Для достижения лодкой «Джим Картер» более высоких маневренных качеств во время работы на малых скоростях и в условиях мелководья на ней появилась дополнительная винторулевая колонка, размещенная в носовой оконечности субмарины. В ходе проведенных работ водоизмещение лодки увеличилось до 10 468 тонн в надводном положении и 12 158 тонн в подводном положении. При этом в ходе всех проведенных работ шумность лодки увеличилась незначительно, всего на 2 дБ. Одновременно с этим стоимость постройки лодки выросла до 3,2 миллиардов долларов.
Крест на программе во многом поставил неожиданно быстрый развал СССР. Новая американская военно-морская стратегия теперь предусматривала перенос основных усилий на противоборство в прибрежных районах. По этой причине «Морским волкам», которые разрабатывались для завоевания господства на огромных по площади просторах Мирового океана, не нашлось места в боевых порядках нового американского флота, особенно учитывая огромную стоимость подводных лодок данного типа. От них отказались в пользу АПЛ типа «Вирджиния», которые лучше подходят для действий в прибрежной зоне и обладают меньшей стоимостью — около 1,8 млрд. долларов за подлодку.
Основные тактико-технические характеристики SSN-21 Seawolf:
Габаритные размеры: длина — 108 м, ширина корпуса — 12 м.
Водоизмещение надводное — 7460 т, подводное — 9137 т.
Рабочая глубина погружения — 450 м.
Максимальная глубина погружения — 600 м.
Скорость подводного хода максимальная — 35 узлов, «бесшумная» — до 20 узлов.
Силовая установка — ядерный реактор типа S6W, мощностью 45 000 л.с.
Автономность плавания по запасам провизии — 70 суток.
Экипаж — 116 человек, в том числе 15 офицеров.
/Сергей Юферев, topwar.ru/
У нас была выдающаяся лодка Лира пр.705.
Эх сейчас бы с учетом новых технологий и малошумности, сделали бы несколько таких малышей-крепышей.
Конечно без титанового корпуса …дорого.
Амеры отстали бы от нас лет на 10-20 точно.
Да даже бы просто осталось их пара штук, какие есть,