Суперкавитирующие боеприпасы – новые средства противоторпедной защиты кораблей. Современный арсенал противоторпедной защиты (ПТЗ), традиционно включавший средства гидроакустического противодействия (СГПД), в России и США был дополнен в последние годы антиторпедами. Наряду с этим на Западе обозначилось новое перспективное направление ПТЗ – активное поражение торпед суперкавитирующими боеприпасами на ближнем рубеже обороны.
Однако пока таких средств на вооружении в завершенном виде нет ни в одних ВМС и их реальная эффективность на практике не подтверждена.
Привычные антиторпеды
В сложившейся ситуации явного превосходства новых торпед над противоторпедным оружием крайне важную роль играют активные средства ПТЗ, обеспечивающие уничтожение атакующей торпеды.
Впервые в мире фактические наведения антиторпед на атакующие торпеды состоялись в июле 1998 года на Феодосийском полигоне ВМФ. В дальнейшем результаты этих успешных работ легли в основу новых средств активной ПТЗ «Ласта» и «Пакет». Комплекс «Пакет-Э/НК» с начала 2000-х годов представлялся на экспорт. «Ласта» впервые была заявлена на форуме «Армия-2015» в составе вооружения ракетной подводной лодки стратегического назначения (РПЛСН) проекта 955А.
Размещение 30-мм артустановкок на фрегате LCS явно говорит об обеспечении максимальных углов склонения (то есть решении ими задачи ПТЗ)
Необходимо подчеркнуть два принципиальных момента. Первый – со времени феодосийских испытаний 1998 года техническая возможность реализации эффективного поражения торпеды антиторпедой не вызывает сомнений. И второй – технически проблемы целеуказания для антиторпед нет как минимум с момента создания гидроакустической станции «Полином-АТ» (середина 80-х годов).
Оба этих момента важны, особенно с учетом очень непростой истории антиторпед на нашем флоте – с блестящим началом работ и мучительным их продолжением на пути в производство. Подчеркну – это не было следствием якобы технических проблем, а имело сугубо организационные причины, вплоть до преднамеренного саботирования работ и попыток убрать антиторпеды из арсеналов кораблей и заменить их другими изделиями. И это притом что технически и тактически никакой замены антиторпедам в их тактической нише нет.
Сказанное не отрицает высокой сложности решения задачи активной противоторпедной защиты. Например, разработка активных средств ПТЗ – антиторпеды «Сиспайдер» фирмой «Атлас Электроник» (ФРГ) фактически завершилась неудачей. Причины этого ясны, но их рассмотрение не является темой статьи.
Наиболее успешными из западных разработок антиторпед были НИОКР ВМС США, завершившиеся в июне 2014 года впечатляющей демонстрацией реального решения задачи защиты новейшего авианосца «Джордж Буш» от торпед типа Mk48 антиторпедами «Трипвайр». Однако при всех своих прекрасных показателях по скорости, дальности и компактности «Трипвайр» несет очень малую боевую часть, а выбранная разработчиками компоновка значительно ограничивает маневренные возможности торпеды.
Непривычные снаряды
С учетом этих обстоятельств в ряде европейских стран и США активизировались работы по созданию малогабаритных суперкавитирующих снарядов, обеспечивающих как решение задач противоминной обороны, так и противоторпедную защиту надводных кораблей.
При этом в документах ВМС США последнее явно не обозначается, несмотря на то, что опубликованные фотографии кораблей с высокой вероятностью говорят об установке на них комплексов активной ПТЗ с суперкавитирующими боеприпасами.
Явным свидетельством этого является широкое внедрение на НК ВМС США артиллерийских установок, разработанных на основе сухопутной АУ M242 «Бушмастер» – Mk38, вплоть до весьма неожиданного решения о замене 57-мм артустановки на 30-мм Mk38 на новейшем ЭМ УРО «Зумвольт».
Официально данные артиллерийские установки размещаются для антитеррористических целей, однако они имеют селективное боепитание. У ВМС США на вооружении суперкавитирующие боеприпасы, а конструктивные особенности размещения (обеспечение необходимых секторов стрельбы и углов снижения) артустановок явно свидетельствуют о решении ими в числе прочих и задачи ПТЗ.
Таким образом, сегодня можно с высокой вероятностью утверждать о появлении в ВМС США новых средств активной ПТЗ на основе малокалиберной артиллерийской установки с суперкавитирующими боеприпасами.
В отличие от нас в ряде западных стран НИОКР по тематике суперкавитации ориентировались на вопросы создания в первую очередь малокалиберных изделий и боеприпасов, обеспечивающих движение в режиме суперкавитации на большой глубине, маневрирование на траектории и возможность применения ССН.
Несмотря на то, что разработка суперкавитирующих изделий с системами самонаведения так и не вышла на уровень ОКР, на Западе сегодня достигнут большой прогресс в части создания суперкавитирующих выстрелов для стрелкового оружия и артиллерийских установок.
Из-за того, что тематика военных вопросов использования суперкавитации в значительной степени закрыта, дать на основании открытых данных цельную комплексную картину НИОКР не представляется возможным. В связи с этим целесообразно акцентировать внимание на наиболее значимых фактах и событиях.
ВМС США официально заявлено о принятии на вооружение и серийных поставках суперкавитирующих 30-мм снарядов для противоминной системы RAMICS, предназначенной для поражения с борта вертолета с лазерной системой поиска и целеуказания мин, находящихся на малой глубине.
Разработка снаряда Mk258 mod.1 осуществлялась НИЦ надводных систем ВМС США с начала 90-х годов. Специальная конструкция снаряда обеспечивает воспламенение заряда мины и выгорание его без взрыва. Вместе с тем снаряд имеет весьма ограниченный подводный участок (до 24 м), что значительно ограничивает возможность поражения целей на глубине и дистанции.
Наиболее интересные данные по тематике перспективных НИОКР по суперкавитации были впервые опубликованы фирмой DSG (Норвегия) на конференции NDIA в 2011 году. Существенной их особенностью является то, что представлены двухсредные боеприпасы, которые с высокой эффективностью могут применяться не только в воде или воздухе, но и через границу сред.
Основные задачи, решаемые двухсредными боеприпасами DSG:
— активная противоторпедная защита ближнего рубежа (менее 250 м);
— поражение автономных необитаемых аппаратов;
— уничтожение мин;
— поражение морских (надводных) объектов;
— поражение вертолетов с погруженных подводных лодок.
Уровень работ на Западе показывает реальность решения задачи ПТЗ артиллерийскими суперкавитирующими боеприпасами при условии выдачи точного целеуказания по торпеде. В пределах зоны поражения суперкавитирующих снарядов необходимая точность целеуказания может быть обеспечена различными средствами.
Пора и нам впрягаться
При этом рубежом поражения является дистанция порядка 150–200 метров, то есть ближняя зона ПТЗ. С учетом этого суперкавитирующие боеприпасы не в состоянии заменить антиторпеды (имеющие на порядок большую дальность хода), но обеспечивают значительное повышение вероятности решения задачи ПТЗ, особенно против многоторпедных залпов и в сложных условиях.
На основании изложенного можно сформулировать ряд выводов.
Малогабаритные суперкавитирующие снаряды являются перспективными боеприпасами не только для задач ПТЗ, но и ряда других. Этим направлением развития вооружения и военной техники необходимо заниматься и нам. Малогабаритная артиллерийская установка с суперкавитирующими снарядами была бы весьма уместна не только на СКР проекта 11356, не имеющих комплекса «Пакет», но и на фрегатах проекта 22350 и корветах проекта 20380.
Резкое увеличение в последние годы возможностей активной ПТЗ остро ставит вопрос совершенствования торпед в части как обеспечения выполнения специальных «антиантиторпедных» маневров вблизи цели, так и обеспечения возможности синхронизированной групповой атаки цели.
/Максим Климов, vpk-news.ru/
Бесперспективная хрень, на которую не стоит даже чернила тратить.
Для противодействия достаточно чтобы торпеды шли глубже 30 метров и всплывали уже в мертвой зоне.