Не завершив строительство серии одних малых ракетных кораблей, Россия принялась за другую. В четверг, 24 декабря, на судостроительном предприятии «Пелла» (Санкт-Петербург) были торжественно заложены два малых ракетных корабля (МРК) нового проекта 22800 «Каракурт».
Главное достоинство этих весьма скромных по размерам, но достаточно мощных боевых единиц (водоизмещением всего в 800 тонн) — на каждом будет установлено по восемь высокоточных крылатых ракет большой дальности «Калибр-НК», уже успевших доказать свою эффективность в Сирии. Другой комплект оружия — для стольких же сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет «Оникс» (дальность стрельбы — до 500 км).
Ракетным оружием боевой потенциал «Каракуртов» не исчерпывается. Еще на них будут 100-мм или 76-мм универсальные автоматические артиллерийские установки, зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-М» или «Пальма». Длина каждого корабля — 60 метров, ширина — 9 метров, осадка — 4 метра. Скорость — до 30 узлов. Дальность плавания — до 2500 миль. Из чего следует, что перспективные МРК, как и их предшественников проекта 1234, предполагается использовать, главным образом, в ближней морской зоне.
Приказом главнокомандующего ВМФ оба будущих корабля уже получили грозные имена — «Тайфун» и «Ураган». Вполне в традициях наших знаменитых «дивизионов плохой погоды», основу которых в последние десятилетия составляли и составляют малые ракетные корабли прежнего поколения — «Туча», «Буря», «Мираж», «Накат», «Зыбь»…
«Тайфун» и «Ураган» в боевой состав Черноморского флота рассчитывают поочередно ввести в 2017 и 2018 годах. Всего запланировано строительство серии из десяти таких МРК. Кроме Черного моря, их ждут, как заявили в Главном штабе ВМФ, на Балтийском и Тихоокеанском флотах. Северного флота почему-то в этом перечне не оказалось. Возможно потому, что туда, в суровые условия Заполярья, собираются направить пополнение помощней и посолидней размерами.
Словом, казалось бы, во всех отношения приятная новость. Наши моряки давно заждались хоть какого-нибудь пополнения своих сильно устаревших соединений надводных кораблей. Но есть несколько обстоятельств, которые наводят на мысль, что с новыми российскими малыми ракетными кораблями не все так просто.
Десяток даже самых замечательных МРК «Каракурт» даже не на четыре, а всего на три российских флота — это очень мало. Всего по три, а где-то — четыре единицы на огромный морской театр военных действий. Что это, к примеру, для Тихого океана? Особенно, если учесть, что вдали от своих баз подобные небольшие корабли в одиночку вести боевые действия просто не в состоянии. Иначе с их не самой сильной системой ПВО на морском или океанском дне можно оказаться раньше, чем успеешь выстрелить собственными «Калибрами» или «Ониксами».
Безусловно, проблему понимают в Главном штабе ВМФ. И совсем недавно там строили совершенно иные планы. Во всяком случае, летом минувшего года главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков, отвечая на вопрос о размерах будущей серии «Каракуртов», ответил совершенно определенно: «Минимум 18 единиц».
Но дальше, видимо, вмешались строгие дяди из Минфина и принялись резать по живому кораблестроительную программу. С учетом свирепеющего экономического кризиса, хорошо, если они проделали это с «Каракуртами» в последний раз.
Второе. Одним из основных недостатков еще советского ВМФ всегда считалось разнотипье боевых кораблей, предназначенных для решения одних и тех же задач. Скажем, одно время у соседних причалов 7-й оперативной эскадры и 2-й дивизии ПЛО в Североморске стояли большие противолодочные корабли проектов 1134а, 1155, 57а, 61 и 1135 (только с начала 90-х годов последние два стали называться сторожевыми). Построенные в разное время, они имели совершенно разное оружие, радиолокационные и гидроакустические станции, множество иных приборов и механизмов. Что влекло за собой сложное штабное планирование, дорогостоящее и неповоротливое тыловое обеспечение, огромную номенклатуру горюче-смазочных материалов и ЗИПов, просто необъятную береговую учебную базу.
Наши вероятные противники так никогда не делали. В ВМС США если уж начинают серию крейсеров, эсминцев или фрегатов, то клепают их во множестве и «под копирку». Скажем, фрегатов «Оливер Перри» с 1977 по 1989 год американцами было построено 51. Эсминцев типа «Арли Берк» с 1988 года по нынешнее время изготовили 62 и собираются спустить на воду еще 13.
Мы в советские времена денег на Военно-Морской флот не жалели и не считали, поэтому могли себе позволить любое расточительство. Но сейчас-то? Сейчас-то зачем нам столько проектов тех же малых ракетных кораблей?
Ну ладно, выведем за скобки построенные еще в Советском Союзе МРК проекта 1234 «Овод» различных модификаций с противокорабельными крылатыми ракетами П-120. В конце концов, их время на исходе, в боевом составе на всех четырех наших флотах таких кораблей осталось всего двенадцать и им нужна замена.
Казалось, она на подходе в виде малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М». Тех самых, три из которых («Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг») 7 октября впервые в истории из акватории Каспийского моря триумфально ударили крылатыми ракетами «Калибр-НК» по целям на территории Сирии. «Буяны-М» во всем мире немедленно были признаны очень удачными и современными: никто кроме нас пока не сумел втиснуть столь грозное (по сути — стратегическое!) оружие в столь тесные корабельные корпуса.
Кроме «Углича», «Града Свияжска» и «Великого Устюга», в Зеленодольске спущены на воду еще их собратья — малые ракетные корабли «Серпухов» и «Зеленый Дол». Оба отправлены в Севастополь, только что завершили испытания и вошли в боевой состав Черноморского флота. А от севастопольской Минной стенки по противнику в Сирии «Калибрами» пока не отстрелялись, видимо, только потому, что палить в таком случае пришлось бы через недружелюбную к нам с недавних пор турецкую территорию.
Но в Зеленодольске для черноморцев продолжают строить еще четыре «Буяна-М» — «Вышний Волочек», «Орехово-Зуево», «Ингушетию» и «Грайворон». Причем, «Ингушетию» по плану флот должен получить в 2017-м, а «Грайворон» — в 2018 году. То есть именно тогда, когда в Санкт-Петербурге собираются достроить заложенные там на этой неделе «Тайфун» и «Ураган». С теми же восемью крылатыми ракетами «Калибр-НК» или «Оникс» на каждом. Для той же 41-й бригады ракетных катеров ЧФ.
Снова наступаем на те же грабли? Может, все же стоит определиться, что нужнее Черноморскому флоту — «Буяны-М» или более мореходные, судя по исходным характеристикам, «Каракурты»? И строительство какой-нибудь серии для экономии средств прекратить? Ну, или сильно ограничить, вложив оставшиеся деньги в наиболее подходящие корабли? С учетом того, что «Буяны-М» изначально предназначались только для плавания в мелководных Волге и в Каспийском море. И снабжены для этого даже водометными движителями, которые никому бы в голову не пришло устанавливать на МРК, если бы кто-то заранее предполагал, что бороздить им придется бурные Черное и Средиземное моря, а не куда более ласковые Волгу и Каспий.
И еще одно обстоятельство. С чего мы вообще при наличии опробованных в боевых условиях и поразивших мир «Буянов-М» вдруг взялись еще и за «Каракурты»? Причем, взялись в авральном режиме? Ведь тот же Чирков всего несколько месяцев назад обещал закладку головного и первого серийного МРК этого проекта только в 2016 году. Инженеры и конструкторы с подготовкой, как стало сегодня понятно, вынуждены были уложиться, по крайней мере, на несколько месяцев раньше. С чего бы это?
Все дело в том, что, судя по всему, плохи наши дела со строительством шести фрегатов проекта 11356 (так называемой «адмиральской серии») на калининградском заводе «Янтарь». Санкции, введенные Украиной, привели к тому, что построенные в ее городе Николаеве газотурбинные двигатели получены только для половины из запланированных к спуску на воду кораблей («Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров»). Еще на три фрегата («Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов») придется ставить свои, отечественные. Которые нужно еще создать на почти голом месте. Ибо такие корабельные сложнейшие агрегаты в России не делали никогда.
Двигателестроители из Рыбинска и Санкт-Петербурга делают все возможное, но ранее 2020 года с заменой поспеть не обещают. Соответствующим образом задерживаются и последние три «адмирала». Вот их-то и решено как можно скорее заменить «Каракуртами». Малые ракетные корабли, в которых все до последней заклепки российское, довести до ума можно намного быстрей, чем фрегаты, водоизмещение которых вчетверо больше.
Собственно, об этом адмирал Чирков и говорил 1 июля нынешнего года: «Чтобы мы не отставали от темпов строительства кораблей, то на замену, к примеру, проекта 11356 приступаем к строительству новой серии — малых ракетных кораблей, корветов с крылатыми ракетами на борту — проекта 22800».
Отлично, но насколько полноценной получится замена? В какой мере малый боевой корабль ближней морской зоны вообще способен заменить крупный фрегат, построенный для океана? Ни по мореходности, ни по дальности и продолжительности плавания, ни по радиоэлектронному и зенитному вооружению они несопоставимы. Противолодочного оружия на «Каракуртах» не будет вообще. А на фрегатах оно есть. Есть даже противолодочный вертолет.
Схожее только одно: ракетное вооружение. Вот ради него все и делается.
На фрегате проекта 11356 ракет «Калибр-НК» ровно столько же, сколько на «Каракурте» или на «Буяне-М» — по восемь. А учитывая, что при максимальной дальности стрельбы в 2,5 тысячи километров практически любую цель в Европе или на Ближнем Востоке этими крылатыми ракетами можно поразить, не покидая Севастопольской бухты, мореходность, дальность плавания и прочие тактико-технические характеристики сильно нивелируются.
Так, может быть, чрезвычайно дорогостоящие крупные боевые корабли дальней океанской зоны нам теперь и вовсе ни к чему? Обойдемся «Каракуртами» и «Буянами»?
Не обойдемся. Хотя бы потому, что кроме Европы и Ближнего Востока на свете существует еще и Америка. Так что замена все равно получается временной.
/Сергей Ищенко, svpressa.ru/
О чем статья?
Статья про то что надо флот развивать….
Но это утверждение спорно … так как на все виды вооружения денег не хватит ….
А про МРК у них слабое ПВО и единственное оружие 8 «Калибров», мне кажется эффективнее было бы небольших подлодок построить с те ми же «Калибрами».
Балтика, Север побережье изрезано шхерами малые корабли легко могут затеряться, каждый несет до 8 крылатых ракет, попробуй вовремя их обнаружить и обезвредить, а вот они могут весьма успешно отработать по противнику, так что соотношение цена — качество — эффективность тут неплохое, ну и экономически пока турбины не начнут собирать, можно успеть построить несколько штук. Насчет ПВО
Назначением малых ракетных кораблей является:
1.Уничтожение боевых кораблей и транспортов противника в прибрежных районах и открытом море.
2.Обеспечение прикрытия быстроходных десантных соединений и конвоев в районах формирования, на переходе морем, а также в районах высадки морских десантов от ударов кораблей и катеров противника.
3.Ведение разведки сил противника и несение дозора в операционной зоне наших сил.
4.Ведение борьбы с быстроходными боевыми катерами и кораблями противника.
// триумфально ударили крылатыми ракетами «Калибр-НК» по целям на территории Сирии //
В чем триумф ? что часть долетела до Сирии ?
Наверное этот — Игорь Иванов — вместе с «калибрами» летел, а иначе чем объяснить его осведомлённость…
Ещё один почитатель Псаки,эй Игорь Иванов, а где истерика по поводу падения калибров на мирных граждан.
Уже движки научились делать и всё прочее?)
Импортозамещение идёт ударными темпами?))
Последняя фраза про Америку смутила. Автор что предполагает с США воевать фрегатами? Мне что-то сердце вещует, что в таком конфликте не то что фрегаты, но и КУГи и АУГи будут не очень
Игорь прочитайте внимательней последние фразы,где автор говорит о недостаточности фрегатов.
Фишка в том, что у Америгов нет фрегатов