В последние годы на фоне ударных темпов роста экономики в КНР происходит модернизация вооруженных сил. За прошедшие десять лет военный бюджет КНР в долларовом выражении удвоился и составил по данным Стокгольмского института исследования проблем мира в 2014 году — 216 млрд. долларов. Для сравнения: расходы США на оборону составляли — 610 млрд. долларов, а России – 84,5 млрд. долларов.
Вместе со стратегическими ядерными силами, сухопутными войсками и авиацией активно развивается и военно-морской флот. Начиная с 90-х годов, военно-морской флот Народно-освободительной армии Китая активно пополнялся за счёт закупки боевых кораблей в России. Но в последние несколько лет эта практика ушла в прошлое. В КНР ежегодно передаются флоту несколько крупных боевых кораблей собственной постройки, в том числе дизельные и атомные подводные лодки, фрегаты и эсминцы с управляемым ракетным оружием.
С учётом иностранного опыта, разработаны и серийно строятся на китайских предприятиях: ракетные катера, фрегаты, эсминцы и большие десантные корабли. При этом в Китае считают, что в деле укрепления обороноспособности страны «все средства хороши». При проектировании боевых кораблей китайцы не брезгуют идеями и техническими решениями, добытыми с помощью «технического шпионажа». Современные эсминцы, корветы и большие десантные корабли, построенные в последнее время в КНР, представляют собой причудливую смесь советских и западных технологий с национальным китайским колоритом.
В настоящее время Китай уходит от имевшей в прошлом место практики закупки боевых кораблей за рубежом, предпочитая тратить финансовые ресурсы и создавать рабочие места внутри страны, обеспечивая заказами собственные судостроительные верфи. В последние годы в России китайцы покупают не боевые корабли целиком, а лишь некоторые узлы, оборудование и вооружение. В основном это современные противокорабельные и противовоздушные системы. В тоже время в КНР активно ведётся создание собственных аналогов. В отличие от прошлых лет, теперь это не «китаизированные» копии, а зачастую оригинальные разработки, созданные многочисленными китайскими НИИ.
На тихоокеанском направлении конкуренцию ВМФ НОАК из флотов региональных держав могут составить только боевые корабли Морских сил самообороны Японии. Но трудно себе представить, что руководство Японии решится на обострение отношений с КНР без поддержки и одобрения США. Таким образом, основным потенциальным противником по-прежнему является 7-й оперативный флот ВМС США. Штаб командующего 7-м американским флотом расположен в военно-морской базе Йокосука (Япония).
В составе 7-го флота на постоянной основе присутствует, как минимум, один атомный авианосец типа «Нимиц» и десять крейсеров и эсминцев УРО типа «Тикондерога» и «Арли Бёрк». В авианосную ударную группу так же обычно входят несколько многоцелевых атомных подводных лодок. Американские ракетные крейсера, эсминцы и АПЛ, помимо другого оружия, несут так же крылатые ракеты BGM-109 Tomahawk с дальностью пуска в модификации Tomahawk Block IV до 1600 км. На борту авианосца типа «Нимитц» имеется 48 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 «Хорнет» и «Супер Хорнет».
За прошедшие 20 лет китайские ВМС превратились из флота прибрежного плавания, основной задачей которого была оборона побережья, в полноценный океанский флот. Текущей целью ВМФ НОАК является построение ближнего оборонительного периметра, который Китай выстраивает вдоль своего морского побережья. В КНР его называют «первая островная цепь». Он включает в себя Южно-Китайское, Восточно-Китайское и Желтое моря.
Дальний периметр обороны простирается в открытый океан, на расстояние до 1500 морских миль от берега. Главная цель присутствия китайского военного флота в этой зоне – противодействие иностранным боевым кораблям-носителям крылатых ракет, а также авианосцам, на которых базируется ударная палубная авиация.
Главным образом, перед китайским флотом стоит задача защиты побережья КНР, вдоль которого в благоприятных климатических условиях проживает большая часть населения и расположено около 70% промышленных предприятий. Это хорошо видно по тому, как на территории КНР прикрыты средствами ПВО административно-промышленные и оборонные объекты.
Кроме того с недавнего времени морская компонента китайских СЯС — ПЛАРБ типа 094, которые несут 12 баллистических ракет JL-2 с дальностью действия 8 000 км, стали вести боевое патрулирование в районах контролируемых китайскими надводными силами и авиацией.
Китайские военно-морские силы состоят из 3 оперативных флотов: Северного, Восточного и Южного. По состоянию на начало 2015 года в составе ВМФ НОАК имелось — 972 корабля, в том числе: один авианосец, 25 эскадренных миноносцев, 48 фрегатов и 9 атомных и 59 дизельных подводных лодок , 228 десантных кораблей, 322 патрульных корабля береговой охраны, 52 минных тральщика и 219 вспомогательных судов.
Как уже говорилось, в XXI веке китайский военный флот из прибрежного стал океанским. В 2002 году эскадра ВМФ НОАК совершила первое в истории китайского военного флота кругосветное плавание по Тихому, Индийскому и Атлантическому океану. В 2012 году ВМФ НОАК получил первый авианосец, что ознаменовало новый этап развития. Всё это демонстрирует усиление роли флота в деле обеспечения безопасности страны. К тому же китайский флот всё больше становиться инструментом политического влияния и весомым аргументом в многочисленных территориальных спорах с соседями.
Надводный флот. Эсминцы, фрегаты и корветы
В 70-90-е годы в КНР велось строительство эсминцев пр. 051 типа «Люйда», которые представляли собой переработанный в КНР советский пр. 41. В отличие от СССР, где по этому, не слишком удачному проекту был построен всего один корабль, верфи КНР сдали китайскому флоту 17 эсминцев. Последний из кораблей, достроенный по проекту 051G, поступил в состав Южного флота в 1993 году. Если верить справочникам, то большая часть китайских эсминцев этого проекта до сих пор формально находится в составе флота.
Основным ударным оружием ЭМ пр. 051 являлся противокорабельный комплекс HY-2 (C-201) с дальностью пуска в модернизированном варианте до 100 км. Ракета HY-2 создана на базе советской ПКР П-15 и в данный момент считается устаревшей в виду необходимости заправки жидким топливом и агрессивным окислителем, дозвуковой скорости полета и низкой помехозащищённости.
По всей видимости, ПКР этого типа будут отправлены в отставку вместе с носителями, не модернизированными ЭМ пр. 051 в течение ближайших нескольких лет.
К началу 2000-х часть кораблей этого проекта были модернизированы по проекту 051G. Ранее установленные 2х3 ПУ ПКР HY-2 были заменены на более современные — 4х4 ПУ ПКР YJ-83(C-803) с дальностью пуска 160 км. Это достаточно современная ракета с активной радиолокационной ГСН и турбореактивным двигателем разгоняется на заключительном этапе полёта до сверхзвуковой скорости.
В 1994 и 1996 годах в состав китайского флота вошли два эсминца пр. 052 (типа «Люйху»). По сравнению с ЭМ пр. 051 они были крупнее, лучше вооружены и имели большие дальность плавания и мореходность. Корабли предназначались для нанесения ударов противокорабельными ракетами по надводным кораблям противника, противолодочной обороны, а также для огневой поддержки десанта и обстрела береговых целей. Для самообороны на них есть ЗРК ближней зоны HQ-7, созданный на базе французской противовоздушной системы Crotale. Основным средством борьбы с надводными целями является противокорабельный комплекс YJ-83 с шестнадцатью ПКР.
Проектирование этих эсминцев велось в начале-середине 80-х, во времена улучшения отношений между КНР и западными странами. При создании эсминцев китайцы рассчитывали на американскую, британскую и французскую техническую помощь. Однако после событий на площади Тяньаньмэнь и последовавшего за этим западного эмбарго на поставку вооружения и технологий двойного назначения рассчитывать пришлось на свои силы. Это существенно увеличило сроки постройки кораблей и ограничило серию.
Первыми надводными боевыми кораблями в составе китайского флота, способными наносить по настоящему эффективные удары по АУГ на значительном удалении от своего берега, стали поставленные из России эсминцы пр. 956Э, вооруженные сверхзвуковыми ПКР П-270 «Москит». Первый корабль «Ханьчжоу» передан КНР в конце 1999 года, а второй «Фучжоу» в конце 2000 года. В 2005-2006 годах боевой состав ВМФ НОАК пополнили ещё два эсминца «Тайчжоу» и «Нинбо», построенные по усовершенствованному проекту пр. 956ЭМ. В общей сложности эти четыре эсминца, способные действовать в океанской зоне, несут 32 ПКР с дальностью пуска до 120 км и максимальной скоростью около 2,8М.
С поставленными из России эсминцами пр. 956Э связан инцидент, произошедший 1 апреля 2001 года в 100 км от китайского острова Хайнань. Американский самолёт радиоэлектронной разведки ЕР-3Е «Эйриз II», осуществлявший наблюдение за этими кораблями, при попытке его вытеснения из района учений столкнулся в воздухе с китайским истребителем-перехватчиком J-8II . В результате столкновения китайский самолёт упал в море, а его пилот погиб. Американский «электронный шпион» под угрозой применения оружия был посажен на аэродроме Линшуй на китайском острове Хайнань.
Впоследствии американская сторона принесла извинения за инцидент и выплатила денежную компенсацию вдове погибшего китайского пилота. Китайцы смогли детально ознакомиться с американской разведывательной и шифровальной аппаратурой, установленной на ЕР-3Е «Эйриз II». Лишь в июле 2001 года ЕР-3Е фактически в виде металлолома был возвращен в США на борту российского транспортного самолета Ан-124-100 «Руслан» авиакомпании «Полет».
В советском и российском флоте эсминцы пр. 956 имели сомнительную славу кораблей с очень капризной, предъявляющей высокие требования по грамотности эксплуатации и техническому обслуживанию, главной энергетической установкой. Однако опыт применения этих эсминцев в ВМФ НОАК демонстрирует то, что при надлежащей исполнительской дисциплине, регулярном обслуживании и ремонте – это вполне надёжные и дееспособные боевые корабли.
Дальнейшим развитием китайских эсминцев флота проект 051В (типа «Люхай»). Китайские кораблестроители при сохранении функционального назначения корабля, за счёт увеличения геометрических размеров корпуса попытались существенно увеличить дальность плавания и автономность.
Опыт оказался не слишком удачным, был построен всего один корабль – «Шеньчжень», переданный ВМФ НОАК в 1999 году. Тем не менее, этот эсминец активно участвовал в ряде длительных походов. В 2000 году он посетил ряд портов в Африке, а в 2001 году посетил порты Великобритании, Германии, Италии и Франции. Его главным ударным оружием, так же как и на ЭМ пр. 051G, являются 16 ПКР YJ-83 в 4х4 ПУ.
В 2007 году в состав китайских ВМС ступили два эсминца пр. 051С: «Шеньян» и «Шицзячжуан». При сохранении архитектурно-конструктивных черт проекта 051В главный упор при создании этих кораблей был сделан на усиление их противовоздушных систем. Основным назначением эсминцев пр. 051С является обеспечение ПВО оперативных соединений надводных кораблей.
Особенностью эсминцев пр. 051С является наличие пусковых установок ЗРС С-300Ф («Риф-М») российского производства. Всего на борту имеется шесть ПУ с 48 готовыми к пуску ЗУР с дальностью до 90 км и высотностью до 30 км.
Проект 052 послужил базой для ряда более совершенных в плане оборудования, вооружения и мореходных качеств кораблей. Эсминцы проектов 052В и 052С стали гораздо крупнее своего «предка». Основным отличием пр. 052В и пр. 052С стало функциональное назначение кораблей, имеющих много общего в плане корпуса и энергетической базы.
Эсминцы пр. 052В (типа «Гуанчжоу») несут 16 ПКР YJ-83, ПВО корабля обеспечивается двумя ПУ ЗРК «Штиль» с дальностью поражения воздушных целей до 50 км. Головной корабль «Гуанчжоу» и, последовавший за ним «Ухань», вступили в строй в 2004 году.
Эсминцы пр. 052С – это корабли, созданные для обеспечения групповой ПВО эскадры надводных кораблей. По этому проекту построено два эсминца, вступившие в строй в 2004-2005 годах. Они вооружены ЗРС китайского производства HQ-9, которая создана на базе российской C-300Ф. Количество ПУ ПКР YJ-62 (C-602) на борту сократилось до восьми. Впрочем, YJ-62 по сравнению с ПКР YJ-83 имеет значительно большую зону поражения (400 против 160), но YJ-62 имеет дозвуковую скорость полёта, что существенно увеличивает её уязвимость от средств ПВО.
Ракета поступила на вооружение ВМФ НОАК в 2004 году. При её создании использовались технические решения советской КР Х-55, образцы ракеты и техническая документация были получены от Украины.
Вершиной эволюции китайских эсминцев на сегодняшний день является «иджисоподобный» пр. 052D, он имеет новую многофункциональную РЛС с активной фазированной антенной решеткой, а также современную интегрированную систему управления вооружением.
Благодаря увеличению длины и ширины, на борту размещены 64 модуля ПУ вертикального пуска (две УВП по 32 ячейки) с ЗУР HQ-9А, ПКР с увеличенной дальностью стрельбы и КР для поражения целей на суше. Таким образом, в составе китайского флота в ближайшее время появятся универсальные корабли, способные выполнять широкий спектр задач, включая нанесение ударов крылатыми ракетами по береговым объектам.
Фрегаты являются самым многочисленным классом крупных боевых кораблей в составе ВМФ НОАК. Наряду с эсминцами они способны решать задачи противолодочной обороны, борьбы с надводными кораблями, уничтожать воздушные цели в ближней зоне ПВО корабельных групп и обеспечивать защиту экономической зоны КНР. На долю фрегатов китайского флота приходится около18% от общего количества ПКР, размещённых на боевых кораблях ВМС КНР.
В период с 1986 по 1993 годы на базе советского СКР пр. 50 строились фрегаты пр. 053 (типа «Цзянху»). Главным их назначением была борьба с надводными кораблями в прибрежной зоне КНР. Для этого на фрегатах имелось две спаренные ПУ ПКР HY-2.
Между собой фрегаты различных серий пр. 053 отличались составом бортового оборудования, средствами связи и навигации, а так же различными вариантами артиллерийского вооружения. Часть фрегатов в первой половине 2000-х была перевооружена ПКР YJ-83 4х2 ПУ.
Фрегаты первых модификаций пр. 53 в настоящее время считаются устаревшими, их справедливо критикуют за неэффективные ПКР, отсутствие ЗРК и площадки для вертолета. Частично эти недостатки устранены в модернизированном фрегате УРО пр. 053Н2 («Цзянху-3»). Конструктивно-архитектурный вид корабля был видоизменен и внешне он стал напоминать фрегаты следующего поколения. По этому проекту было построено семь фрегатов.
В 1990-1994 годах была построена серия из четырёх фрегатов пр. 053H2G. В состав вооружения кораблей этого типа входит 3х2 ПУ ПКР YJ-82 (C-802) и ЗРК ближней зоны HQ-61, в кормовой части предусмотрена площадка для противолодочного вертолёта.
С 1995 по 2005 годы было построено 10 фрегатов пр. 053H3 (типа «Цзянвей-2»). Эти корабли вооружены ближним ЗРК HQ-7 с 8 ЗУР и 2 ПУ по 4 ПКР YJ-83.
С 2002 года на верфях Китайской государственной кораблестроительной корпорации ведётся строительство фрегатов УРО пр. 054. Этот проект разработан для замены устаревших фрегатов пр. 053H. В кораблях пр. 054 внедрён ряд технических решений, характерный для современных кораблей этого класса, на них были использованы технологии снижения радиолокационной и тепловой заметности, установлены вертикальные ПУ ЗУР.
По состоянию на середину 2013 года в состав китайского флота судостроительными предприятиями, расположенными в городах Шанхай и Гуанчжоу, передано 2 фрегата пр. 054 и 15 фрегатов пр. 054A. На фрегатах, построенных по улучшенному проекту 054A, устаревшие ЗРК HQ-7 заменены на ЗРК HQ-16 (32 ЗУР, 2х16 ВПУ), который является аналогом российского комплекса «Штиль-1». На фрегате имеется вертолётная площадка и ангар. Главным противокорабельным оружием являются 8 ПКР YJ-83 в двух четырёх зарядных ПУ.
В феврале 2013 года в строй вступил первый корвет пр. 056. Проект этого корабля был разработан на базе экспортного корвета типа Pattani для ВМС Таиланда. Потребность в патрульном корабле прибрежного плавания с мощным ударным вооружением и хорошими условиями обитаемости для экипажа, с водоизмещением в пределах 1300-1500 тонн назрела ещё в 80-е годы.
Корпус корвета выполнен с использованием элементов, обеспечивающих снижение радиолокационной заметности. Корабли пр. 056 являются первыми боевыми кораблями модульной конструкции, разработанными в КНР. Это позволяет в случае необходимости достаточно легко менять состав оборудования и вооружения, без внесения изменений в основную конструкцию корвета. Подбор модулей позволяет создавать различные варианты на основе одного корпуса. Разработаны и предлагаются потенциальным покупателям следующие версии корвета: патрульная, противолодочная, ударная, с усиленными системами ПВО, штабная и многоцелевая.
В типовой состав вооружения многоцелевой версии, помимо торпедного и артиллерийского вооружения, входит новый китайский ЗРК ближней зоны HHQ-10 с дальностью пуска 9000 м и 2х2 ПУ ПКР YJ-83. На ближайшее десятилетие в КНР для защиты побережья и охраны экономической зоны запланирована постройка более 50 «стелс-корветов» пр. 056 в различной конфигурации.
Подводный флот
Подводные силы ВМФ НОАК являются одними из крупнейших в мире (по количеству ДЭПЛ первые) и занимают третье место после США и России. В настоящее время в боевом составе ВМС КНР насчитывается около 70 субмарин. Китайские подводные лодки несут около 15 % имеющихся в ВМФ НОАК ПКР, приблизительно 80% торпед и 31% минного вооружения.
Вначале 60-х, несмотря на начавшееся ухудшение отношений в КНР, была передана документация ДЭПЛ пр. 633. Строительство этих подлодок по пр. 033 велось в КНР до 1983 года. Всего было построено 84 лодки этого типа, часть из них поставлена на экспорт. В настоящее время лодки пр. 633 являются устаревшими. В ходе строительства и эксплуатации ДЭПЛ пр. 033 неоднократно модернизировались. На них устанавливались батареи повышенной емкости, французские гидроакустические комплексы и современное радиоэлектронное оборудование. Но состав основного оборудования и вооружения особых изменений не претерпел. Почти все субмарины этого типа выведены из боевого состава ВМФ НОАК, некоторое количество их может использоваться в учебных целях.
На базе ДЭПЛ пр. 033 в КНР строились лодки пр. 035 (типа «Мин»). От предыдущего проекта «Мин» отличается другой конструкцией корпуса и энергоустановки. Всего с 1975 по 2000 годы было построено 25 ДЭПЛ пр. 035. В настоящее время количество лодок этого проекта в составе китайского флота оценивается в 20 единиц. Модернизированные лодки обозначались как пр. 035G и 035В. На них установлены французские пассивные ГАС и усовершенствованная система управления огнём. Против современных боевых кораблей лодки пр. 035 ограниченно дееспособны в прибрежных районах, они также могут привлекаться в скрытных минных постановок. Часть лодок используется в качестве учебных и опытовых для испытания новых образцов вооружения.
Последним достижением китайских инженеров в области создания дизель-электрических подводных лодок стали ДЭПЛ пр. 039 (типа «Сун»). Эта лодка создавалась с учётом собственного и частично советского опыта, также использовались элементы архитектуры французской субмарины типа Agosta.
Особое внимание при создании этого китайского проекта было уделено снижению уровня акустической сигнатуры и повышению ударных характеристик. Корпус китайской ДЭПЛ покрыт специальным противоакустическим плиточным покрытием, как на российских лодках пр. 877.
Создание и доводка лодки шли тяжело. Из-за серьёзных ошибок в расчётах и новизны многих технических решений, шумность и некоторые другие характеристики первой лодки не соответствовали запланированным. Большие нарекания вызывали работа аппаратуры БИУС и ГАС.
Первая лодка пр. 039, спущенная в мае 1994 года, проходила испытания, доработку и устранение недостатков в течение 5 лет. Руководство КНР приняло решение не строить лодки этого типа, пока головная субмарина не достигнет удовлетворительного уровня боевых и эксплуатационных характеристик. Только после доработки проекта, получившего обозначение пр. 039G, была заложена серия из 15 лодок, последняя из которых вступила в строй в 2007 году.
В целом ДЭПЛ пр. 039G соответствуют уровню французских и немецких лодок середины 80-х годов. Кроме торпед разного типа из стандартных 533 мм торпедных аппаратов возможен подводный запуск ПКР YJ-82 с дальностью 120 км. Эта китайская ПКР по своим характеристикам близка к американской UGM-84 Harpoon ранних модификаций.
Начало серийного строительства и принятие на вооружение в КНР лодок типа «Сун» заставило американских адмиралов пересмотреть свои взгляды на возможности судостроительной отрасли КНР по созданию современных субмарин и на степень «китайской подводной угрозы».
Происшествие, случившиеся 26 октября 2006 года, подтвердило, что опасения американцев по поводу усиления возможностей подводного флота КНР вполне обоснованы. Тогда китайской подводной лодке пр. 039G, оставшись незамеченной, удалось приблизиться на дистанцию торпедного залпа к американскому авианосцу «Китти Хок», который находился в этот момент в международных водах Южно-Китайского моря. После этого лодка демонстративно всплыла неподалёку от американской эскадры. Китайская субмарина не была обнаружена противолодочными силами АУГ вплоть до момента ее всплытия.
Моральное и физическое устаревание лодок пр. 033 и 035, а так же неопределённость с новой лодкой собственной разработки вынудили китайское руководство начать закупку ДЭПЛ в России. Первые две лодки пр. 877 ЭКМ поступили в 1995 году. За ними в 1996 и 1999 годах поступили ещё две лодки пр. 636. Отличием ДЭПЛ пр. 636 от пр. 877 ЭКМ является применение новых технологий снижения шумности и современного бортового оборудования.
В начале 2000-х было объявлено о заказе в России ещё восьми лодок пр. 636М, которые были «заточены» под ПКР 3M54Э1 Club-S , запускаемые в подводном положении с глубины 30-40 м. ПКР Club-S с дальностью действия до 300 км представляют собой экспортный вариант российского ракетного комплекса «Калибр-ПЛ». Ракета оснащена активной помехозащищённой радиолокационной ГСН, которая осуществляет захват цели на дальности около 60 км.
Большую часть своего пути к цели она проходит на высоте 15-20 м на крейсерской дозвуковой скорости. На дальности около 20 км от цели ракета начинает разгон до скорости около 3М, при этом она выполняет зигзагообразный противозенитный манёвр. В случае атаки крупных надводных целей возможен залповый запуск нескольких ПКР, которые будут атаковать цель с разных направлений.
В 2004 году в КНР начались испытания подводной лодки пр. 041 (типа «Юань»). «Китайские товарищи» попытались воплотить в этом проекте лучшие качества российского проекта 636М с учетом собственных возможностей. Изначально лодку планировалось оснастить вспомогательной воздухонезависимой энергетической установкой. В состав боекомплекта «Юань» входят ПКР YJ-82 или CX-1, запускаемые через торпедные аппараты.
Судя по всему, превзойти российские лодки пр. 636М китайской субмарине пр. 041 не удалось. Во всяком случае, пока ничего о массовом строительстве этих лодок для ВМФ НОАК не слышно. В тоже время пр. 041 активно предлагается на экспорт.
В 1967 году в КНР была заложена первая китайская торпедная АПЛ пр. 091 (типа «Хань»), формально в строй она вошла в 1974 году. Но устранение многочисленных дефектов, в том числе и в ядерной энергоустановке заняло ещё 6 лет, и к несению боевой службы лодка приступила только в 1980 году.
Всего до 1991 года китайский флот получил пять АПЛ этого типа. Несмотря на модернизацию ряда агрегатов, бортового оборудования и вооружения лодки этого типа к началу XXI века безнадёжно устарели. Введение в состав вооружения наиболее свежих атомоходов ПКР YJ-8Q не сильно усилило их возможности по борьбе с надводными кораблями противника. Поскольку запуск ракет возможен только в надводном положении, а по уровню шумности АПЛ пр. 091 в 2,5-2,8 раза уступают зарубежным лодкам аналогичного класса. Несколько АПЛ типа «Хань» всё ещё находятся в составе ВМС, но время их ушло и эти первые лодки с ядерными реакторами, ставшие «учебной партой» для нескольких поколений китайских подводников, вскоре уйдут в прошлое.
В начале 2007 года в строй вступила головная многоцелевая АПЛ пр. 093 (типа «Шань»). Она была разработана для замены устаревших АПЛ пр. 091. По своим основным характеристикам эта китайская лодка примерно соответствует советским многоцелевым атомоходам пр. 671РТМ. По состоянию на начало 2014 года в составе ВМС КНР было две АПЛ пр. 093, поступление ещё двух построенных по усовершенствованному проекту ожидается в ближайшее время.
АПЛ пр. 093 имеют возможность запускать через торпедные аппараты противокорабельные крылатые ракеты YJ-82, находясь в подводном положении. Также имеется информация, что на этих АПЛ используются новые YJ-85 (С-705) с дальностью пуска до 140 км. На ПКР YJ-85, в зависимости от модификации, применяются активные радиолокационные или инфракрасные ГСН. Коррекция курса на маршевом участке полёта происходит по сигналам спутниковой системы позиционирования.
Согласно десятилетней программе, ожидается, что в ближайшие 10 лет будет построено ещё 6 лодок типа «Шань». Кроме того, в КНР ведётся проектирование АПЛ нового поколения, которые по своим характеристикам должны вплотную приблизиться к российским и американским атомным субмаринам.
/Сергей Линник, topwar.ru/