Военно-морские силы Швеции, несмотря на немногочисленность, могут претендовать на звание самого современного флота мира, имеющего уникальные «корабли будущего». Одним из самых массовых типов кораблей в ВМС Швеции являются корветы типа Visby. Эти корабли представляют большой интерес, как минимум из-за необычного внешнего вида.
За этой внешностью кроется желание судостроителей сократить заметность кораблей для средств наблюдения противника. Таким образом, шведские ВМС стали одним из первых военных флотов мира, получивших корабли, построенные с использованием т.н. стелс-технологий.
С конца восьмидесятых годов шведская судостроительная промышленность работала над проектом экспериментального корабля Smyge. В ходе разработки этого судна были внедрены некоторые новые идеи и технологии. Позже часть ноу-хау этого проекта были использованы при создании новых кораблей, в первую очередь корветов типа Visby.
Собственно разработка перспективных корветов стартовала в первой половине девяностых годов. Изначально командование флота заказало создание двух новых проектов под условными обозначениями YSM (Ytstridsfartyg Mindre – «Малый боевой корабль») и YSS (Ytstridsfartyg Större – «Большой боевой корабль»). В дальнейшем руководство страны приказало сократить военные расходы, результатом чего стал отказ от двух отдельных проектов. Различные идеи и наработки по двум проектам решили объединить в одном. В результате специалисты фирмы Kockums при содействии флота и Королевского технологического института разработали проект YS2000 (Ytstridsfartyg 2000 – «Боевой корабль 2000 года»).
Головной корабль проекта, HWsMS Visby (K31)
Объединение проектов YSM и YSS сказалось на облике нового YS2000. Предполагалось, что «Корабль 2000 года» сможет решать широкий круг различных задач, которые ранее планировалось распределить между кораблями двух типов. Таким образом, перспективный корабль должен был уничтожать надводные и береговые цели, искать и уничтожать подлодки, вести поиск морских мин, сопровождать конвои и т.д. Одним из следствий этого стали серьезные отличия в составе оборудования и вооружения серийных кораблей.
Решение о строительстве новых корветов проекта YS2000 было принято в 1995 году. В середине октября компания Kockums получила заказ на первые два корабля серии. В соответствии с первым контрактом, верфь должна была построить и передать флоту два корабля, HSwMS Visby (K31) и HSwMS Helsingborg (K32). В декабре 96-го флот заказал еще два корабля с именами HSwMS Härnösand (K33) и HSwMS Nyköping (K34). Третий контракт от августа 1999 года подразумевал строительство двух кораблей, но вскоре был сокращен. Программа строительства кораблей получалась слишком дорогой, из-за чего военное ведомство было вынуждено отказаться от шестого корвета. Пятый корабль, в свою очередь, получил имя HSwMS Karlstad (K35).
Следует отметить, командование ВМС Швеции не сразу приняло решение о сокращении серии. В октябре 2001 года было сделано лишь предварительное решение. Военные оставляли за собой право вновь заказать корвет до осени 2003 года, но так и не воспользовались им. По имеющимся данным, программа строительства пяти кораблей обошлась шведской казне в 0,9 млрд долларов США.
Головной корабль серии, «Висбю» был заложен на заводе Kockums в г. Карлсруна в феврале 1995 года. Строительство корвета затянулось на несколько лет. Из-за использования массы новых технологий и некоторых проблем иного характера корабль был спущен на воду только в середине 2000 года. Дальнейшая достройка тоже сопровождалась серьезными трудностями. Имелись проблемы с поставкой различного оборудования и вооружения. В итоге часть испытаний корабль прошел с неполным составом оборудования. К примеру, в 2008 году сообщалось, что корвет HSwMS Visby еще не получил все вооружение и оснащен только пушкой.
Второй и третий корабли проекта были заложены летом и зимой 1997 года. В середине 98-го началось строительство корабля Nyköping, а «Карлстад» заложили в самом конце 1999 года. Строительство шестого корабля не начиналось, но часть оборудования для него была заказана. Впоследствии эту аппаратуру использовали при строительстве берегового тренажера для экипажа.
Характерной особенностью проекта Visby стали т.н. версии. Поскольку корабли не сразу получали все необходимое оборудование и вооружение, применялась классификация с версиями, отличавшимися друг от друга номерами. Так, в середине декабря 2009 года компания-подрядчик передала флоту два первых достроенных корабля, HSwMS Helsingborg и HSwMS Härnösand. К этому моменту корабли получили всю необходимую аппаратуру и вооружение, хотя испытания прошла только артиллерийская установка. Для обозначения такой комплектации использовался термин «версия 4».
В 2012 году стало известно о разработке т.н. версии 5. Этот вариант проекта отличается обновленным составом оборудования и некоторыми изменениями конструкции. В ходе модернизации до этой версии корпус корабля получает некоторые новые детали, также устанавливаются новое оборудование для поиска мин и противокорабельные ракеты. Кроме того, 5-я версия проекта позволяет кораблю нести вертолет. Первым на модернизацию по версии 5 отправился корвет «Висбю».
Одной из главных целей проекта Visby было уменьшение заметности кораблей для средств наблюдения противника. Самым заметным следствием этого является характерный внешний вид корветов. Все необходимые узлы и агрегаты располагаются внутри корпуса, состоящего из множества ровных панелей. Также для уменьшения заметности сокращена надстройка, представляющая собой блок, состоящий из двух основных частей. В передней части надстройки, имеющей форму усеченной пирамиды, располагается мостик, в задней – открытая площадка с пусковыми установками ракет.
Основным материалом корпуса кораблей является композиционный материал на основе поливинилхлорида с углеволоконным армированием. Подобный материал имеет высокую прочность и жесткость при малом весе, а также почти не отражает электромагнитное излучение. Из композитов выполняется как корпус корабля, так и его надстройка и другие элементы.
В некоторых источниках упоминается, что использованный корпус позволяет значительно сократить дальность возможного обнаружения корабля. Так, при спокойном море радиолокационные станции замечают его с дистанции не более 20-22 км. При применении систем радиоэлектронной борьбы дальность обнаружения противником сокращается до 10-11 км. Одновременно с этим дальность действия систем обнаружения самого корвета остается неизменной.
Корабли «Висбю» имеют длину 72,7 м, максимальную ширину 10,4 м и осадку на уровне 2,4 м. Водоизмещение составляет всего 640 т. Подобная легкость конструкции обеспечивается, в первую очередь, использованными материалами. При применении металлической обшивки корпуса и надстройки водоизмещение корабля могло быть значительно больше.
В кормовой части корпуса, под вертолетной площадкой, располагаются агрегаты силовой установки класса CODOG. Для повышения характеристик в составе силовой установки используются дизельные и газотурбинные двигатели, работающие попеременно. Для работы с меньшей мощностью и с меньшим расходом горючего силовая установка использует два дизельных двигателя MTU Friedrichshafen 16V2000 N90 мощностью по 1,3 МВт. При необходимости экипаж может запустить четыре газотурбинных двигателя Honeywell TF50A мощностью по 4 МВт.
С двигателями связаны три электрогенератора на 270 кВт каждый. Двигатели при помощи редукторов соединены с двумя валами и обеспечивают работу двух водометных движителей разработки компании Kamewa. Подобный тип движителя предлагалось использовать для повышения ходовых характеристик кораблей.
Благодаря достаточно большой энерговооруженности корветы типа Visby способны развивать скорость не менее 35 узлов (при использовании газотурбинных двигателей). На экономической скорости 15 узлов достигается дальность плавания на уровне 2500 морских миль.
Корабли типа «Висбю» оснащаются боевой информационно-управляющей системой Certis C3, при этом большая часть задач выполняется двумя основными подсистемами: системой информационной поддержки MAST и системой управления огнем Saab Systems 9LV Mk 3E. Системы связи и управления выполнены таким образом, что корветы могут работать автономно, без постоянного поддержания связи с другими кораблями. При необходимости может осуществляться прием данных, однако собственные излучатели корабля могут не использоваться. Для подавления радиоэлектронных средств противника корабли следует использовать системы радиоэлектронной борьбы Rheinmetall TKWA/MASS.
Для решения задач противолодочной обороны корветы Visby могут нести набор гидроакустических средств. Проектом предусматривается использование гидроакустической станции внутри корпуса и буксируемой системы аналогичного назначения.
Перед надстройкой на палубе размещается артиллерийская установка в кожухе характерной сложной формы. Внутри кожуха располагается орудие Bofors 57 Mk 3 калибра 57 мм. На орудийной установке монтируются датчики системы управления огнем SaabTech CEROS 200: радиолокационная станция и оптико-электронная система. Орудие может вести огонь с темпом до 220 выст/мин. В боекомплект входят различные снаряды, в том числе осколочные боеприпасы с программируемым взрывателем. Такие снаряды позволяют «накрывать» цель максимально возможным числом осколков.
Любопытной особенностью артиллерийской установки является способ транспортировки пушки в походном положении. Для снижения заметности всего корабля ствол орудия опускается в продольное окно кожуха и закрывается подвижными створками. Благодаря этому никакие агрегаты не выступают за пределы кожуха и не повышают заметность корабля для радиолокационных систем.
Под площадкой позади мостика предлагалось разместить пусковые установки зенитных ракет. Для защиты от нападения с воздуха планировалось использовать ЗРК Denel Umkonto, однако в дальнейшем от этого оказались. Даже после нескольких модернизаций корветы «Висбю» не имеют зенитного ракетного вооружения. В некоторых материалах по этим кораблям упоминается возможность установки малокалиберной зенитной артиллерийской установке на подвижном основании в корме. В боевом положении она должна выдвигаться над палубой и опускаться обратно в походном. Подобные системы тоже не используются на серийных кораблях.
За надстройкой находятся пусковые установки противокорабельных ракет Saab Bofors RBS-15 Mk 2. Боекомплект корвета включает восемь таких ракет. При помощи этого оружия корабль может уничтожать надводные цели на дальностях до 250 км.
Нереализованная полная схема размещения вооружения.
Для уничтожения подводных лодок предлагается использовать реактивные бомбометы и торпеды. Бомбометы Alecto калибра 127 мм располагаются в носовой части корабля, рядом с артиллерийской установкой. Четыре торпедных аппарата под торпеды TP 43 или TP 45 находятся в кормовой части корпуса, в специальных лацпортах.
Корветы проекта Visby, по требованию военных, должны искать и уничтожать не только подводные лодки, но и морские мины. Для борьбы с этим оружием корабли предлагалось оснащать рядом специального оборудования. Основная система противоминного комплекса – дистанционно управляемые подводные аппараты Bofors Double Eagle. В состав этой системы входят два подводных аппарата, один из которых оснащается набором сенсоров, а второй – средствами обезвреживания мин. Благодаря этому оператор комплекса может находить опасные объекты, а затем обезвреживать их, обрезая минрепы или подрывая на месте.
Кормовая часть кораблей представляет собой посадочную площадку для вертолетов. Авиационная группа корвета состоит из одного вертолета Augusta A109 или иной подобной машины. Вертолет может нести гидроакустическое оборудование, ракетное и бомбовое вооружение, а также использоваться в поисково-спасательных операциях. Некоторые корабли проекта оснащаются вертолетным ангаром под палубой.
Пять корветов проекта Visby имеют некоторые отличия друг от друга. В силу некоторых причин корабли получали разный состав оборудования и вооружения. Так, первые четыре корвета изначально рассматривались в качестве противолодочных кораблей с возможностью поиска и уничтожения мин. Атаковать корабли противника должны были только пятый и шестой корабли серии. В дальнейшем было решено изменить состав вооружения кораблей, обеспечив решение различных задач, из-за чего на некоторых корветах появилось новое оружие.
К примеру, на данный момент головной корабль HSwMS Visby оснащается артиллерийской установкой, торпедными аппаратами, противокорабельными ракетами и реактивным бомбометом. В такой конфигурации он относится к «версии 5». Корабль HSwMS Helsingborg имеет схожий комплекс вооружения, однако не оснащается торпедными аппаратами. Такое же вооружение используется и на третьем корабле серии, HSwMS Härnösand. В конечном итоге было принято решение модернизировать все корабли в соответствии с проектом «версия 5», однако в основном это коснулось только радиоэлектронного оборудования.
Корвет HSwMS Helsingborg (K32) в Стокгольме.
Пять корветов «Висбю» были переданы 3-й и 4-й военно-морским флотилиям ВМС Швеции. В настоящее время головной корабль служит в 4-й флотилии, остальные относятся к 3-й. Для проведения испытаний новых кораблей в составе флотилий создавались специальные соединения под названием PTK Visby. Формально они относились к флотилии, однако подчинялись напрямую командованию ВМС. Задачей этих подразделений было проведение испытаний и опытной эксплуатации новых кораблей перед началом полноценной службы.
К настоящему времени все пять корветов Visby были переданы флоту и начали полноценную службу. Первые два корабля начали служить в декабре 2009 года. Оставшиеся корветы стали полноценными боевыми единицами ВМС лишь в сентябре 2015 года. За последние несколько лет все корабли были модернизированы до «версии 5» и по результатам этого обновления официально приняты в состав военно-морских сил.
За несколько лет службы корветы типа Visby несколько раз принимали участие в различных учениях, в ходе которых решали задачи противолодочной обороны, искали мины и выполняли иные миссии. По понятным причинам, такие корабли еще ни разу не участвовали в реальных боевых действиях. Из-за этого оценивать их эффективность можно только по результатам учебных мероприятий, но не эксплуатации в условиях реального конфликта.
Ранее появлялась информация о желании компании Kockums предложить корветы «Висбю» зарубежным заказчикам. Для этого даже были разработаны несколько новых вариантов проекта, отличающихся от базовой версии размерами, составом оборудования и другими характеристиками. Публиковались данные о возможности строительства четырех вариантов корабля Visby Family.
Наиболее близким к оригиналу был вариант Visby Export, отличавшийся от шведских кораблей немного меньшим размером и составом оборудования, подбираемым в соответствии с пожеланиями заказчика. Основные характеристики корабля оставались на уровне показателей базовых корветов.
Корабли семейства Visby Family.
Также предлагался вариант Visby Light («Легкий»). Такой корабль должен был иметь длину около 55-56 м и водоизмещение не более 550 т. Соответствующим образом должны были сократиться и другие характеристики, а также состав вооружения и оборудования.
Проект Visby + подразумевал строительство кораблей длиной около 90 м и водоизмещением свыше 1500 т. Также прорабатывался проект Visby ++. Такой корабль мог иметь длину более 100 м и водоизмещение порядка 2200 т. Согласно опубликованным материалам, имелась возможность сохранения ходовых характеристик базового корабля.
Насколько известно, ни один зарубежный заказчик не проявил интереса к экспортным вариантам проекта «Висбю». Несмотря на некоторые любопытные особенности, подобные проекты не нашли заказчика и остались на бумаге. Единственным эксплуатантом кораблей семейства Visby остаются военно-морские силы Швеции. Вряд ли следует ожидать, что список владельцев таких корветов пополнится в ближайшем будущем.
Несмотря на малое количество построенных кораблей, проект Visby представляет большой интерес. Шведским судостроителям удалось решить ряд важных проблем, касающихся расширения круга выполняемых задач, обеспечения минимальной заметности для средств обнаружения противника и т.д. Результатом этого стало появление кораблей с нестандартным внешним видом и многообещающими характеристиками.
Строительство, испытания и модернизация пяти кораблей проекта Visby затянулись почти на два десятилетия. От закладки первого корабля до принятия в строй трех последних прошло чуть более 20 лет. За это время шведские специалисты сумели решить поставленные задачи и исправить выявленные недостатки. В результате ВМС Швеции стали первым эксплуатантом крупных боевых кораблей, построенных с использованием стелс-технологий. Благодаря этому, несмотря на свои малые размеры, шведский флот может претендовать на звание одного из самых современных в мире.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/
Четкое понимание какой флот они потянут экономически.
Ну подлизнул так подлизнул.