Бронетранспортер БТР-МДМ «Ракушка»

Ноябрьский номер журнала «За рулем» публикует статью Вадима Клочкова «Без башни», которая представляет собой репортаж о бронетранспортере БТР-МДМ «Ракушка». Предлагаем вашему вниманию для ознакомления текст данного материала.

Бронированный корпус, башня, пушка. По таким признакам даже пацифисту понятно, что перед ним грозная военная техника. А вот эта, безбашенная — то ли коробочка, то ли шкатулка — на гусеничном ходу, что она умеет?

С небес на землю

Боевая машина по имени Ракушка дебютировала на майском параде Победы, но затерялась на фоне танков и ракетных комплексов. Обидно! Новейшая разработка нашей оборонки в нынешнем году начала поступать в воздушно-десантные войска.

Бронетранспортер БТР-МДМ «Ракушка» Новый бронетранспортер для десанта производит Курганмашзавод

Полное название — БТР-МДМ Ракушка. Специальность: плавающий авиадесантируемый бронетранспортер. Чтобы понять его назначение, нужен краткий экскурс в историю голубых беретов.

В военном деле есть не просто известные люди, а столпы. Современные ВДВ без преувеличения выстроены легендарным «батей» — генералом армии Василием Филипповичем Маргеловым. Именно он сделал десантные войска высокоманевренными, защищенными броней и обладающими достаточной огневой эффективностью. При нем бронированную технику стали десантировать с экипажем внутри.

Бронетранспортер БТР-МДМ «Ракушка» Дебют Ракушки на параде Победы. Хорошо видны резиновые вставки в траки гусениц для движения по асфальту и брусчатке.

Маргеловская идеология применения боевых машин действует и сегодня. Три единицы бронированной гусеничной техники, то есть взвод, должны транспортироваться и десантироваться из одного самолета. Не вдаваясь в подробности: это накладывает ряд ограничений на габариты и массу десантной техники.

Только что принятая на вооружение БМД-4М, классическая боевая машина с башней и пушкой, им соответствует. Она берет на борт трех членов экипажа и пять десантников. На унифицированной с ней платформе создана и Ракушка. В транспортный Ил-76 тоже влезает три БТР-МДМ. Что поменялось?

Минус башня с вооружением, плюс число посадочных мест. В Ракушке могут разместиться два члена экипажа и тринадцать десантников! И это не всё. У транспортера масса талантов. Он может быть не только бронированным автобусом, но и двухтонным грузовиком, медицинской, саперной или связной машиной. Способен поддержать пехоту огнем двух пулеметов, но лобовые атаки не его призвание. Зато доставит бойцов к огневым рубежам, подвезет боеприпасы, эвакуирует раненых. Совместные действия соплатформенных БМД-4М и БТР-МДМ как нельзя лучше подходят для воплощения маргеловской концепции мобильных соединений.

Читайте также  Японский бронетранспортер «Тип 96»

С комфортом на передовую

Корпус транспортера сварной, так называемого рубочного типа. Состоит из отделения управления, десантного отделения и моторно-трансмиссионного. Броня противопульная. Двигатель — многотопливный атмосферный дизель УТД-29 мощностью 500 л.с.

В ходовой части с каждой стороны по четыре поддерживающих и по пять опорных катков на пневмогидрорессорах. Рабочий дорожный просвет — 450 мм, но его можно уменьшить до 130 мм или увеличить до 530 мм. Зачем? Скажем, в некоторые транспортные самолеты машине удается попасть, только основательно «присев».

Бронетранспортер БТР-МДМ «Ракушка» Люк в кормовой части рубки для высадки десанта. На нем закреплены плавательные жилеты для бойцов и экипажа.

Наклонный люк в корме рубки открыт — заглядываю в недра Ракушки. Как же здесь просторно! Обычно бронетехника большая снаружи и маленькая внутри, а у нового транспортера всё наоборот. Считаю посадочные места: ага, тринадцать в десантном отделении и четыре в передней части машины. Получилось на два больше заявленного в паспортных данных.

Откуда лишние? Это кресла для десантирования экипажа в машине. Командир и механик-водитель приземляются в них, а потом пересаживаются в штатные сиденья. В бронетранспортере шесть люков, но пробраться от края до края из среднего отделения на место механика-водителя в отделении управления несложно.

Меньше всего простора у командира. Его кресло окружено приборами и оптикой, а люк, пожалуй, самый узкий. Неудивительно: рядом на крыше элементы крепления дистанционно управляемого пулемета кругового обстрела, прицельного и приборного комплексов и осветителя. Еще один пулемет, курсовой, установлен в передней части справа, перед сиденьем десантника. Здесь тоже достаточно комфортно.

Бронетранспортер БТР-МДМ «Ракушка» Обороты, скорость, пройденный путь, моточасы отображаются на цветном мониторе. Можно вывести и другие показания.Место механика-водителя – в центре машины. Командир – слева, десантник и по совместительству стрелок курсового пулемета – справа.Рычаг полуавтоматической коробки передач и штурвал управления. Черная кнопка в центре ступицы включает режим вращения на месте.

Рабочее место механика-водителя похоже на то, что в БМД-4М. Вместо руля — штурвал. Рядом рычаг четырехступенчатой полуавтоматической коробки передач. Педалей две: газ и тормоз. Кресло легко поднять вверх, чтобы управлять машиной, высунув голову в открытый люк.

Читайте также  В Арзамасе работают над новым БТР-88

В боевой обстановке (при закрытом люке) ориентируются по трем перископическим приборам наблюдения, причем центральный при необходимости заменяется прибором ночного видения. Аналоговых приборов в Ракушке нет. В распоряжении механика-водителя огромный дисплей цифровой информационно-управляющей системы. Все параметры — температура, давление, напряжение, обороты, скорость и прочее — отображаются на цветном жидкокристаллическом экране.

В десантном отделении у каждого борта по три двухместных сиденья. Выглядят они простовато, но удобные. Приятно, что колени рослого человека не упираются в спинки передних кресел. Эти сиденья можно откинуть к бортам. Если потребуется перевезти ящики с боеприпасами, бочки с ГСМ, запчасти и другие грузы, их закрепляют с помощью ремней. Вдоль бортов — приспособления для фиксации носилок с ранеными. Носилки могут располагаться в три яруса.

В Ракушке есть система очистки наружного воздуха с фильтровентиляционной установкой. Что немаловажно, в салон не просачивается дым собственного дизеля. Моторно-трансмиссионное отделение хорошо изолировано от обитаемых отсеков.

Бронетранспортер БТР-МДМ «Ракушка» Десантное отделение вмещает 13 бойцов или 2 тонны груза. Для спартанского салона бронетехники здесь достаточно просторно.

У БТР-МДМ был предшественник, принятый на вооружение в 1974 году, — десантируемый транспортер. Считался удачной машиной и стал основой бессчетного количества модификаций. Любопытно, что, в отличие от другой советской бронетехники, его никогда не экспортировали. Новинка превосходит старый транспортер по всем статьям: лучше бронирована, двигатель в два раза мощнее. Так что у Ракушки есть все шансы стать столь же универсальной и востребованной машиной.

Бронетранспортер БТР-МДМ «Ракушка» Два водометных движителя шнекового типа позволяют плавать со скоростью 10 км/ч.

Бронетранспортер БТР-МДМ «Ракушка»
Бронетранспортер БТР-МДМ «Ракушка»
Бронетранспортер БТР-МДМ «Ракушка»Для десантируемой техники изменяемый клиренс – необходимость. Так Ракушка меняет дорожный просвет от минимального до максимального.

Нынешний командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов обнародовал планы перевооружения десантников: к 2025 году войска должны получить полторы тысячи новых БМД-4М и две с половиной тысячи БТР-МДМ.

/Вадим Крючков, www.zr.ru/

20 КОММЕНТАРИИ

  1. Ни когда не понимал зачем нужны все эти консервеые банки? Почему бы не закупить полноценных БМП.

      • При чем тут т-15? Я говорю , что не пойму зачем нужны консервные банки с противопульной броней по типу ракушки и бмд, когда можно закупить полноценные бмп, начиная от бмп-3 заканчивая перспективным курганцем.
        Сбрасывать их с самолетов в реальном бою ни кто не будет, а значит зачем экономить на весе и ослаблять тем самым защиту.

        • ……………….
          Ерор, это ВДВ, я тебе на массу не просто так привожу данные.
          никто на ней и не собирается против танков воевать.
          Уже 100 раз до дыр заезженная тема.

          • Артём, кому и что вы пытаетесь доказать, если для этого Еррора термин «аэромобильность» — филькина грамота.

          • Артем, я вам еще раз говорю, что их с самолета на парашютах ни кто сбрасывать не будет как ни когда и не сбрасывали с 60 годов как они появились, а значит зачем иметь такие легкие цинковые гробы они попросту не нужны! Нужны обычные бмп с броней выдерживающей 20-30 мм снаряды и с хорошей противоминной защитой, которые также легко транспортируются авиацией. А эти консервные банки нужны только чтобы на учениях красивые видео снимать и все. История уже давно все расставила по местам, и десантники кроме мелких разведгрупп всегда идут в бой с земли, а там только бмп способны им помочь. Кстати в году 2010 вроде все говорили что отказываются от закупок не нужных бмд 4 и переведут десантуру на машины на базе курганца, из-за этого еще конфликт произошел между министерством и командованием вдв, но с приходом нового министра все стало в старое русло.

          • Мало того что этот еррор любитель стихов Чехова,оно ещё и учебник по географии в унитаз спустило. Я ему что то пытался доказать на примере ПТ-76, но бес толку доказывать что либо,почитателю монтаны.

          • Это специализированная техника, высокой проходимости. Противопульная броня в этом случае, это единственный вариант, т.к. все упирается в массу.
            Я уже достаточно видел доказательств, как техника НАТО, садится в песочек и достают ее по несколько часов.
            Ты сам себя опровергаешь, говоришь, о том, что вдв двигаются небольшими группами. Но именно небольшим группам и необходимо быть очень мобильными и подвижными, что не позволяет техника с большой массой, ее ВСЕГДА будет ограничивать масса, в случае с нашей страной, это особенно актуально из-за нашей широкой географии.
            А вот в случае массовго наступления или в городских боях и нужна высокозащищенная техника, как раз про которую ты рассказываешь.
            Я с тобой только соглашусь в 1ом, что необходимо иметь рациональное соотношение техники, я считаю, что две с половиной тысячи БТР-МДМ это слишком много ее просто столько не нужно.

          • На БМД-4 есть навесные модули дополнительной защиты и, я думаю, будет и на ракушку. Надо десантироваться — прыгай без них, надо воевать, скажем, в городе — ставь.

  2. Пилить бюджет проще. Через год-два поменяют фару или пару заклепок и получится совершенно «новая» хрень.

  3. О ещё одна шавка объявилась,точнее она и была,только ник поменяла,и снова судит по себе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя