17 ноября дальняя авиация Воздушно-космических сил России провела уникальную операцию. 25 дальних и стратегических бомбардировщиков осуществили массированный ракетно-бомбовый удар по различным объектам террористов на территории Сирии. Эта операция интересна своими тактическими и стратегическими последствиями, а также важна с точки зрения истории.
17 ноября состоялось первое реальное боевое применение стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160. Несмотря на достаточно долгую карьеру, эти самолеты еще не участвовали в вооруженных конфликтах и не уничтожали реальные цели.
Как сообщает министерство обороны России, утром (по московскому времени) 17 ноября в воздух были подняты дальние бомбардировщики Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160 с различной полезной нагрузкой. 12 самолетов Ту-22М3, взлетевшие с аэродрома Моздок, с 5:00 по 5:30 нанесли бомбовые удары по нескольким целям в сирийских провинциях Ракка и Дэйр-эз-Зор. В 9:00 атаку начали стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160. Они произвели запуск 34 крылатых ракет воздушного базирования, которые вскоре уничтожили заранее определенные цели в провинциях Идлиб и Алеппо.
Выполнив пуски ракет, «стратеги» отправились домой, на авиабазу Энгельс. Позже, около 16:30 бомбардировщики Ту-22М3 нанесли второй удар по объектам противника. В ходе этой операции Ту-22М3 преодолели около 4510 км, Ту-95МС и Ту-160 – 6566 км.
Как уже упоминалось, минувший вторник стал уникальным днем для отечественной дальней авиации. Сразу два стратегических бомбардировщика, после нескольких десятилетий относительно мирной эксплуатации, наконец приняли участие в реальных боевых действиях и отстрелялись ракетами не по условным целям, а по реальным объектам противника. Если считать от даты принятия на вооружение, то бомбардировщикам Ту-95 пришлось ждать этот день 59 лет (с 1956 г.), а Ту-160 – 28 лет (с 1987 г.). Таким образом, Ту-95 установил новый мировой рекорд по времени между началом службы и стартом реальной боевой карьеры, который вряд ли когда-нибудь будет побит.
Стратегический бомбардировщик Ту-95
Напомним, проектные работы по новому стратегическому бомбардировщику, получившему название Ту-95, стартовали еще в конце сороковых годов. Первый полет опытная машина этого типа совершила 12 ноября 1952 года, т.е. 63 года назад. Изначально это был турбовинтовой бомбардировщик, предназначенный для доставки к объектам противника обычных и ядерных бомб. Специфические требования к самолету привели к использованию ряда интереснейших технических решений, которые в той или иной мере обеспечили возможность нескольких модернизаций и уникально длительной эксплуатации.
Со временем были созданы несколько модификаций базового самолета Ту-95. Была разработана и поставлена в серию модернизированная версия Ту-95М, в конце пятидесятых появился первый ракетоносец семейства – Ту-95К. Также дальний бомбардировщик стал базой для разведчика-целеуказателя Ту-95РЦ, противолодочного самолета Ту-142, самолета дальнего радиолокационного обнаружения Ту-126 и т.д.
Особый интерес представляет проект Ту-114, в рамках которого стратегический бомбардировщик «превратился» в дальнемагистральный пассажирский лайнер. Также Ту-95 должен был стать основой для бомбардировщика Ту-119, оснащенного ядерной энергетической установкой.
На базе первого ракетоносца семейства Ту-95К были разработаны несколько модификаций, предназначенных для применения управляемых ракет различных типов. Самолеты Ту-95К, Ту-95К-22, Ту-95КД и Ту-95КМ могли нести и запускать крылатые ракеты Х-20, Х-20М и Х-22, что значительно повышало ударный потенциал дальней авиации, а также расширяло круг решаемых задач. Эксплуатация машин семейства «К» продолжалась в течение нескольких десятилетий, после чего эту технику дополнили или заменили более новыми самолетами.
В настоящее время дальняя авиация России эксплуатирует несколько десятков самолетов типа Ту-95МС. Эта модификация, предназначенная для применения крылатых ракет воздушного базирования, была разработана в конце семидесятых годов на базе противолодочного самолета Ту-142М. С начала восьмидесятых годов эти ракетоносцы производились серийно и передавались строевым частям. До 1992 года было построено 90 самолетов Ту-95МС, после чего серийное производство было остановлено. На данный момент в строю остается более трех десятков таких самолетов.
В 2013 году начался очередной этап модернизации имеющейся авиационной техники. Бомбардировщики Ту-95МС проходят ремонт и модернизацию, в ходе которых получают набор нового радиоэлектронного оборудования, позволяющего повысить общие характеристики, а также использовать вооружение новых типов. После модернизации самолет получает обозначение Ту-95МСМ. Утверждалось, что прошедшие модернизацию самолеты смогут оставаться в строю, как минимум, до середины двадцатых годов.
Утром 17 ноября 2015 года шесть бомбардировщиков Ту-95МС вылетели с аэродрома Энгельс и направились к месту запуска крылатых ракет по объектам террористов в Сирии. Насколько известно, в этой операции самолеты применяли крылатые ракеты Х-55 (либо Х-555). Опубликованные военным ведомством видеоматериалы показывают, что использованные ракеты перевозились внутри грузоотсеков, на барабанных пусковых установках. Количество ракет, запущенных каждым из шести самолетов, неизвестно.
Стратегический ракетоносец Ту-160
Создание перспективного стратегического сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца стартовало в конце шестидесятых годов. После ряда различных событий и споров в верхах к разработке подобной техники было привлечено КБ Туполева, которое в итоге выиграло конкурс на создание нового самолета. В сотрудничестве с несколькими сотнями смежных предприятий был создан проект, по которому в начале восьмидесятых построили прототип нового самолета.
Опытный Ту-160 впервые поднялся в воздух 18 декабря 1981 года. Чуть позже к летным испытаниям присоединились несколько других машин. Проверки и доводка продолжались в течение нескольких следующих лет, после чего было принято решение о начале серийного производства новой техники. В 1984 году Казанский авиационный завод начал осваивать сборку новых ракетоносцев. Первый серийный самолет взлетел 10 октября того же года. В дальнейшем была построена сравнительно крупная серия. В общей сложности было построено 35 машин: 8 прототипов и 27 серийных самолетов.
После распада Советского Союза построенные и переданные ВВС бомбардировщики Ту-160 достались России и Украине. Отказавшись от ядерного статуса, Украина намеревалась утилизировать доставшиеся ей стратегические ракетоносцы, в том числе 19 единиц Ту-160. По результатам длительных переговоров был подписан договор, в соответствии с которым Киев, в счет погашения долгов за поставки газа, должен был передать Москве 8 самолетов Ту-160, 3 Ту-95МС, несколько сотен крылатых ракет и различное оборудование. Один из Ту-160 был передан Полтавскому музею дальней авиации. Остальные самолеты, остававшиеся на Украине, были утилизированы.
В настоящее время Россия располагает 16 стратегическими ракетоносцами Ту-160, базирующимися на аэродроме Энгельс. В настоящее время реализуется программа ремонта и модернизации этой техники, в ходе которой самолеты получают ряд нового оборудования. Не так давно принято решение о возобновлении серийного производства подобных самолетов. В течение следующих десятилетий может быть построено несколько десятков новых ракетоносцев с повышенными характеристиками.
17 ноября бомбардировщики Ту-160 приняли участие в операции, проводимой Воздушно-космическими силами России в Сирии. Утром пять машин этого типа поднялись в воздух и направились в район пуска ракет. Целью вылета была массированная атака объектов террористов на территории Сирии. Выйдя в указанный район, бомбардировщики выполнили пуски ракет. Опубликованная официальная хроника запуска представляет большой интерес: в ходе этой операции Ту-160 использовали ракеты нового типа. Применялись не старые и привычные Х-55, а некие новые боеприпасы характерного вида, вероятно Х-101.
***
В течение нескольких десятилетий стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-160 участвовали в различных учениях, выполняли патрулирование заданных районов или попросту простаивали на земле без дела. За все это время им ни разу не удалось поучаствовать в атаке реальной цели в ходе настоящего вооруженного конфликта. Свою первую боевую операцию Ту-95 ждали почти шесть десятилетий, а Ту-160 смогли обстрелять настоящие цели только на 29-м году службы.
Время «бездействия» закончилось. Оба российских стратегических ракетоносца наконец поучаствовали в боях и открыли счет своим победам. В ходе своего первого боевого вылета 11 самолетов двух типов запустили 34 крылатые ракеты и уничтожили ряд объектов противника в двух сирийских провинциях. Боевой счет был открыт эффектно и эффективно.
Будут ли Ту-95МС и Ту-160 выполнять новые боевые вылеты для атаки объектов террористов – пока неизвестно. Тем не менее, эти самолеты уже показали, на что способны, и никто теперь не сможет обвинить их в том, что они не могут выполнять настоящие боевые задачи.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/
Помню недавно спорили со мной, о Ту-160 и В-1В, «Патриоты» такие как кот. Много криков было про то, что вот пиндосы тупые, взяли и сделали из стратегического бомбардировщика тактический!
Итог: как и обычно история расставила все на свои места.
А этот как всегда ,натягивает презерватив на глобус.
С почином, «тушки»! Знатно долбанули
Ооо, Error, уж и не чаял вас лицезреть на этом ресурсе! Думал обиделись вы на нас. А вот по поводу вашего поста отвечу вам так: с военной точки зрения применять Ту-160 не было никакой необходимости. Необходимость была политическая. Ну ещё применение стратегов позволило резко увеличить количество вылетов, но дороговато это. И замете тактика применения была чисто, скажем так, стратегическая.
Эээ вы что-то бредити я так-то постояно сдесь и ни куда не уходил))) и зачем мне на вас обижаться?)
Не обижаешься,это точно,но сливаешься. К стати, стихи Чехова нашёл?
Это вы, Error? Мне кажется у вас с русским раньше получше было.
Очень дорогое удовольствие, чтобы показать кому и что? Бородатым ослоебам нашу силу — так они не знают реального положения дел в нашей армии . Западу косвенно погрозить — так они знают реальное положение дел в нашей армии. Народу России погордиться — лучше бы подняли жизненный уровень, дороги построили и прочее для людей.
Очень уж потреблядские рассуждения у вас
нормальная демонстрация возможностей! тем более, что судя по заявленному преодолённому километражу ракетоносцев (около 6500) и учитывая дальность х101 (около 5000) , то они взлетая с энгельса, уходили подальше от сирии на северный урал и там выполняли пуски, а значит своё пво потренировалось обнаруживать и сопровождать низковысотные цели.
Эх, а я еще помню журнал «Огонек», если не ошибаюсь — 1982 г., я еще совсем мелкий был, прямо на обложке было фото этого красавца, статья называлась «Оторвались от земли», а запомнил потому-что самолет уже тогда на меня произвел неизгладимое впечатление своими красивыми обводами, вот что мне вспомнилось, аж сам удивился. Держитесь ребята-летчики, вас ждут дома!