Главная Армия России

На что способны российские мины будущего

1
3790

По одной из версий, название «мина» произошло от французского mine – подкоп. Речь, видимо, идет о зарядах, которые применялись в средневековых войнах для обрушения крепостных стен после выполнения подкопа под них. Но современные мины – это далеко не всегда только лишь подкопы. Это сложное, точное и во многом высокотехнологичное оружие, предназначенное для уничтожения сил противника в различных условиях.

За время, прошедшее после их изобретения, эти средства боевого применения не утратили своей актуальности и присутствуют по сей день во всех без исключения армиях мира.

О том, какие мины стоят, а также готовятся встать на вооружение в российской армии, каков их боевой потенциал, расскажет Алексей Егоров в очередном выпуске программы «Военная приемка», выходящей на телеканале «Звезда».

Уникальный «Медальон»

Новую отечественную противопехотную мину ПОМ-3 (ее рабочее название «Медальон») называют самой современной и самой совершенной в своем классе. В войсках этого оружия еще нет, но мина уже прошла все необходимые испытания и готова заступить на службу. У «Медальона» нет «растяжек», на нее не надо наступать, чтобы привести в действие. Боевое применение производится с помощью чувствительных датчиков. Эти же датчики не позволяют обезвреживать мину современными средствами разминирования.

Своего рода прототипом ПОМ-3 стала система «Охота», апробированная еще саперами Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Четкий алгоритм применения этого устройства не позволял моджахедам «обезвреживать» минные поля при помощи выпаса на них скота. Устройство реагировало только на человеческие шаги, срабатывало последовательно, а при попытке обезвреживания электронный блок самоликвидировался.

По словам начальника отдела Научно-исследовательского инженерного института (АО «НИИИ») Андрея Попова, сегодня «Охоту», построенную на принципе селекции шага человека, сменило более технологичное и умное устройство, примененное как раз на «Медальоне».

Боевой начинкой для ПОМ-3 выступает единый поражающий элемент, выполненный в форме диска. При подрыве он разлетается на составные части, каждый из которых в полете закручивается, обеспечивая сохранение энергии. Кроме того, такая форма (в виде зубчиков) встречает меньше сопротивления воздуха и при попадании в цель обеспечивает более эффективное поражение.

В радиусе смертельной опасности

Но главное ноу-хау «Медальона» – его электронная составляющая. Именно она определяет вид цели (человек или животное), она же принимает решение на самоуничтожение при попытке разминирования. Кстати, с помощью электронного устройства можно удаленно установить время отмены боевого положения мины, скорректировать его либо вернуть мину в режим транспортировки.

По словам генерального директора ОА «НИИИ» Игоря Смирнова, вся элементно-компонентная база новой мины – российская.

«У нас есть аналоги базовых матричных кристаллов, в которые мы закладываем до пяти-шести микросхем, – отмечает Игорь Михайлович. – Это один из элементов искусственного интеллекта. И никаких импортных составляющих».

Семейство противопехотных осколочных мин серии «ПОМ» разработано на базе уже упомянутого Научно-исследовательского инженерного института. Мина ПОМ-2 имеет круговой принцип поражения. За счет осколков корпуса и готовых убойных элементов (шариков или роликов), размещенных по стенкам с внутренней стороны, она способна обеспечить поражение на все 360 градусов.

В тот момент, когда человек, зацепившись ногой, задевал один из восьми датчиков цели (тонкие обрывные провода), происходил подрыв. При этом достаточно было натяжения всего в 300 граммов, чтобы сработавшая мина посекла осколками все живое в радиусе более полутора десятков метров.

Пульт дистанционного минирования

«ПОМ-2 можно ставить как на лесных и горных тропинках, так и на обычной дороге, – отмечает начальник отдела АО «НИИИ» Михаил Жуков. – Устройство ориентации позволяет при установке ориентировать корпус на грунте и обеспечивать осколочный поток только в направлении возможного расположения противника. Ни одного осколка не летит в землю или вверх: все только горизонтально».

Датчики цели мины ПОМ-2 могут быть установлены на любой поверхности. При этом мина ставится только средствами дистанционного минирования. Это может быть универсальный минный заградитель (УМЗ) либо реактивный снаряд, содержащий кассеты с ПОМ-2. Одна установка УМЗ способна разбросать из шести контейнеров до 180 мин. Установить такое минное поле, по словам разработчиков, можно за один раз на площади в несколько километров.

Кстати, усовершенствованию подверглась и колесная база для УМЗ. Она теперь монтируется на шасси бронированного КамАЗа, причем управлять процессом постановки мин можно, не выходя из кабины: с помощью пульта дистанционного управления

Во всех стихиях

Первые отечественные противопехотные мины появились еще в русско-японскую войну. Это были так называемые «камнеметные фугасы», которые закладывались на путях возможного выдвижения противника и подрывались при помощи электрических шнуров. Начинкой для этих фугасов выступали, как не трудно догадаться, камни.

В годы Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии находилось уже около 40 типов мин. Некоторые из них работали по уникальному принципу. Например, в противодесантных минах морского применения предохранителем служил… сахар. Перевод мины в боевое положение производился после его растворения в воде. Правда, такие мины были контактными и могли взорваться от случайного столкновения с любым предметом.

Новое слово в противодесантном минировании – бесконтактные мины. Например, мина ПДМ-4 погружается в воду на глубину от 3 до 10 метров и находится тут в режиме ожидания. Подрыв десантных средств противника осуществляется после замыкания якорного устройства (поплавка), находящегося на поверхности воды. Причем, взрыватель срабатывает за счет фиксации магнитного поля плывущей техники неприятеля, скажем, бронетранспортера или БМП.

Поражение методом минирования более крупного объекта (например, подводной лодки) возможно с применением мины, работающей на принципах противолодочной корректируемой авиабомбы. Такой авиационный боеприпас, получивший шифр «Загон-2», сочетает в себе функции авиабомбы, мины и частично — торпеды. Бомба, сброшенная с самолета, опускается на парашюте и после приводнения занимает положение на небольшой глубине.

Фиксируясь на месте с помощь поплавка, «Загон-2» после обнаружения цели самостоятельно производит сближение с ней. Охота за подлодкой выполняется с помощью специальной акустической головки наведения, которая «чувствует» цель на глубине до 600 метров. Всего одной такой мины хватит, чтобы пробить корпус любой субмарины. При этом обнаружить саму мину средствами эхолокации невозможно: у нее нет двигателя, отсутствуют рулевые устройства.

По словам первого заместителя гендиректора АО «НИИИ» по научной работе, главного конструктора Виктора Попова, мина движется на цель беззвучно, под действием собственной тяжести, фактически погружается. Попытка выставить помехи, как в случае, скажем, с торпедой, в этом случае бесполезны.

Операция «Самоликвидация»

«Конек» новых отечественных мин – в их способности четко различать объекты потенциального поражения, в умении действовать дистанционно. К примеру, противотанковая мина ПТМ-4 «чувствует» возмущение в магнитном поле Земли, классифицируя его как движение тяжелой техники. При этом мина способна отличить танк, от, скажем, грузовика, срабатывая только на значительную магнитную массу.

Уникальна и система противодействия попыткам разминирования этой мины. Взрыватель улавливает малейшее изменение ориентации в магнитном поле, классифицируя его как попытку демонтажа. Сразу после этого дается команда на подрыв. Кроме того, во всех подобных минах ставится так называемый «шариковый замыкатель». Стоит лишь немного сдвинуть его, как мина приходит в боевое положение и взрывается.

Если же говорить о ПОМ-3, то, по признанию представителей Научно-исследовательского инженерного института, в мире пока нет противопехотных осколочных мин, обладающих такими же, как у нее, неконтактными датчиками цели. При этом, что немаловажно, все современные российские мины отвечают требованиям Женевской конвенции. Это касается, в том числе, и инженерных боеприпасов дистанционной установки. Дело в том, что согласно введенному в их электронную начинку алгоритму они через несколько часов после установки либо самоподрываются, либо деактивируются, превращаясь в безобидный кусок железа.

/Дмитрий Сергеев, tvzvezda.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ