Дистанционный смотритель

Боевые блоки с искусственным интеллектом могут использоваться для разведки, гарантированного поражения целей и спасения людей. Тенденции развития современных средств поражения говорят о том, что впереди нас ждут войны не только моторов, но и роботов. Попытаемся сформулировать основные принципы построения и способы применения дистанционно-кибернетического оружия (ДКО).

Под ДКО понимаются главным образом средства поражения (СП), возможности и уровень характеристик которых во многом определяются применением новейших технологий. При этом ключевыми остаются задачи создания широкого спектра малогабаритных и высокочувствительных датчиков, работающих на различных физических принципах и использующих при обработке и анализе измерений наряду с математическими методами элементы искусственного интеллекта.

Дистанционный смотритель

В боевых роботах к основным составным частям традиционных СП добавляются интеллектуализированные средства и подсистемы, обеспечивающие выполнение ряда функций по адаптивному поведению в районе цели. К ним относятся доразведка и распознавание объектов, поиск наиболее уязвимых частей, обход зон противодействия и препятствий, принятие решения на подрыв заряда и т. д.

Все это направлено в конечном итоге на повышение эффективности и надежности поражения боеприпасами (в первую очередь в обычном оснащении) меньшей мощности. В перспективе конструкции платформ таких роботов должны обеспечивать последним способность в зависимости от назначения летать, перемещаться по поверхности земли или плавать в надводном и подводном положении.

ДКО – оружие с новыми функционально-боевыми качествами. Принципы его построения основаны на синергетическом использовании научно-технических решений, элементов искусственного интеллекта, измерительных и информационных технологий широкого спектра. СП ДКО могут доставляться в требуемый район разного рода носителями на малые, средние и большие дальности, быть многофункциональными, а также высокоэффективными при решении даже трудновыполнимых задач.

Неядерный выход

Боевые блоки (ББ) баллистического типа, которыми оснащены отечественные ракеты стратегического назначения, способны эффективно поражать в основном только стационарные объекты с точно известными координатами (шахтные пусковые установки, военные базы, города и т. п.). На траектории полета такие ББ все время находятся в поле зрения систем противодействия, а при входе в зону досягаемости огневых средств поражаются с очень высокой вероятностью.

На пути к цели ББ баллистического типа в общем должны преодолеть до семи потенциальных рубежей перехвата. В связи с этим такие ББ не выведут ядерный потенциал вероятного противника из строя полностью. Дело в том, что, например, у США более 80 % данного потенциала находится на мобильном базировании (подводные лодки, самолеты, боевые корабли), причем координаты этих целей будут известны в лучшем случае с точностью до района дислокации. Многие объекты расположены в местах, закрытых по баллистическим траекториям подхода (обратные склоны гор, каньоны и т. п.).

Таким образом, лишение противника ядерного потенциала может оказаться крайне затруднительным. Даже ракеты в шахтных пусковых установках вряд ли удастся поразить, так как они уйдут в первую очередь. По существу под прицелом остаются только крупные города и стационарные объекты (военные базы, арсеналы, гидростанции и т. п.). Конечно, для противника даже такая ситуация неприемлема, несмотря на то, что при его внезапной агрессии – ядерном или обезоруживающем ударе обычными средствами мы будем лишены возможности нанести неприемлемый ответный ущерб в полном объеме.

Согласно современным концепциям боевые действия должны позволять уничтожить стратегическое оружие противника, его важнейшие объекты военного и гражданского назначения дистанционно и с применением только неядерных средств поражения, причем со своей территории. С помощью ББ баллистического типа такие задачи становятся невыполнимы, если число отечественных ББ резко сократится (в соответствии с Договорами СНВ-2 и СНВ-3) и будут усилены системы ПРО и ПВО потенциальных противников.

Выходом из положения может стать создание и применение крылатых боевых блоков (КББ), которые обладают предельно высокой точностью попадания, способны доразведывать и поражать стратегические цели с неизвестными заранее координатами, а также обходить зоны обзора и досягаемости огневых средств ПРО и ПВО и, кроме того, уничтожать объекты, закрытые по баллистическим траекториям подхода. Разумеется, при этом не исключается вероятное противодействие противника.

Крылатый дозор

КББ состоит из теплозащитного корпуса (ТЗК), по форме близкого к традиционному, внутри которого находится крылатый боевой субблок (КБСБ) со сложенными крыльями. КББ в общем случае должен оснащаться:

— ядерным или обычным зарядом;

— двигательной установкой (например, воздушно-реактивным двигателем с определенным запасом топлива);

— инерциальной системой управления в сочетании с ГЛОНАСС и подсистемами коррекции по рельефу, оптическим и радиолокационным картам местности;

— комплексом терминального самонаведения по излучениям и системой доразведки целей по аномалиям, создаваемым на фоне подстилающей поверхности.

КББ могут быть выполнены в моноблочном виде или устанавливаться в разделяющуюся головную часть. Предусмотрены разные варианты КБСБ по функциональному назначению: автономно-универсальные, ударные, разведывательно-информационные и т. д.

Дистанционный смотритель

Стратегическая ракета запускается, например, со стационарной или подвижной ПУ в направлении заданного объекта с неизвестной для противника точкой прицеливания, расположенной до подхода к зонам досягаемости огневых средств противодействия либо в стороне от них. С помощью рулевых щитков ББ переводят на горизонтальный полет на высоте два-три километра, после спада скорости до дозвуковой отделяют днище ТЗК и с помощью пиротолкателей выводят КБСБ, раскрывают крылья, запускают двигатель и включают все части системы управления.

Читайте также  «Альваро де Басан» как образ будущего российского эсминца

КБСБ выходит из ТЗК холодным и летит с дозвуковой скоростью, поэтому может работать все, что корректирует инерциальную структуру. Упомянутые подсистемы коррекции используют внешнюю информацию в районе цели (оптические и радиолокационные карты местности и рельефа, магнитные, радиационные, химические и др. аномалии).

КБСБ способен лететь на малой высоте (20–30 метров) с огибанием рельефа с высокой точностью, а также подойти к объекту с любого направления и вне поля зрения средств обзора. ГЛОНАСС, оптические и радиолокационные системы коррекции позволяют добиться управления с точностью 10–20 метров, конечно, при наличии заблаговременно подготовленных эталонных карт, а комплексы терминального самонаведения по излучению или по образу цели обеспечат прямое попадание (с погрешностью не более трех – пяти метров).

Доразведка цели, координаты которой известны с точностью до района базирования, осуществляется путем полета по траектории поиска. Стратегические объекты, даже скрытые, в том числе и подводные лодки, выдают на фоне окружающей среды большое число демаскирующих признаков. Например, один или несколько КББ могут разбросать акустические радиобуи, а затем субмарину поразит ожидающий (барражирующий) КБСБ с зарядом.

Кроме того, выявлению подлодки способствуют датчики ее магнитных полей и паразитных радиоизлучений электротехнической аппаратуры, а также приборы электромагнитной разведки, позволяющие обнаружить большие металлические массы. Они могут располагаться на борту КБСБ-разведчика, входить в состав аппаратуры радиобуя. Функции субблока существенно шире, как и набор подсистем управления, включая те, которые занимаются доразведкой целей, распознаванием и принятием решений по поражению их с применением элементов искусственного интеллекта.

КББ доставляются в заданный упрежденный район спуска как описанным способом, так и с помощью планирующих сверхзвуковых летательных аппаратов с малым аэродинамическим сопротивлением, преодолевающих основную часть пути на значительных высотах (20–25 или 70–80 км). По замыслу такие ЛА будут обнаруживаться наземными станциями ПРО на более близком расстоянии от цели, хотя на подобных трассах они и подвержены легкому поражению средствами ПРО и ПВО.

Преемники луноходов

Крылатые ББ обладают очень широкими функциональными возможностями и по типам траекторий полета, и по видам решаемых задач. Обеспечивается это, с одной стороны, за счет аэродинамических характеристик схемы планера, а с другой – в результате использования высокоинтеллектуализированной системы управления, которая способна перерабатывать информацию различной физической природы как на подходе к цели, так и в непосредственной близости от нее.

При создании КББ в полном объеме могут быть применены все технологические достижения по обеспечению малой видимости на экранах радиолокаторов систем противодействия. При дооснащении КББ сумеют выполнить и другие функции, такие как создание на дальних подступах к нашим границам рубежей перехвата нападающих крылатых ракет, самолетов и надводных кораблей. Не исключается, что при комплектации КББ соответствующими средствами поражения, например ракетами с тепловыми головками самонаведения, есть вероятность обеспечить на большом расстоянии от точки старта высокоточное поражение на марше бронетанковой, артиллерийской и мотострелковой техники.

Кроме того, КББ с радиоголовками самонаведения могут выводить из строя радиолокационные средства обзора объектовых систем ПРО и ПВО противника с помощью обычных зарядов. Как показывает анализ возможностей КББ, они способны служить и в качестве разведывательных средств на дальних расстояниях с условием их оснащения разного рода датчиками и системой передачи данных, поставляющей информацию, например, через спутник. Не исключается дистанционное управление КББ по корректируемым траекториям из некоего центра. Однако это уже более отдаленная перспектива.

Дистанционный смотритель

Крылатые ББ, по-видимому, являются прообразом будущего оружия. Они будут решать боевые задачи стратегического уровня на межконтинентальных дальностях от точки старта и представляют собой по существу летающих роботов. Высокоточная доставка заряда к объекту поражения по адаптивным аэробаллистическим траекториям полета обеспечивается с помощью высокоинтеллектуализированной системы управления.

При конверсионной доработке КББ вполне справятся и с доставкой средств спасения людям, терпящим бедствие в отдаленных труднодоступных районах земного шара, когда ресурс выживания значительно меньше времени подлета самолета или подхода корабля.

В перспективе принципы построения КББ и субблоков могут стать основой для формирования средств поражения нового класса, то есть дистанционно-кибернетического оружия. Его создание, как показывает анализ военных конфликтов последних десятилетий, весьма актуально, потому что с помощью ДКО различные виды и рода войск способны более эффективно решать задачи с применением обычных (неядерных) зарядов на больших расстояниях и со своей территории без боевого соприкосновения с противником наших войск и техники, управляемой людьми, если во главу угла поставлена бесценность человеческой жизни. Для гуманного общественного строя такая позиция имеет бесспорные основания, тем более что в этом случае исключается крайне нежелательный ядерный конфликт.

К важным отличительным признакам и свойствам ДКО следует отнести, прежде всего, предельно быструю и высокоточную (вплоть до прямого попадания) доставку зарядов с использованием сверхзвуковых носителей (баллистического или аэродинамического типа).

Научно-технический анализ доказывает, что предельно высокие скорость и точность доставки зарядов по существу несовместимы. Точность можно обеспечить только на относительно малых скоростях субблоков в районе цели. Это означает, что после полета на предельно больших скоростях надо перейти к меньшим, в частности дозвуковым.

Читайте также  ПВУ - противовертолётное устройство

Надо также особо отметить, что хотя дистанционно-кибернетическое оружие должно быть оснащено, как правило, неядерными зарядами, в силу обеспечения высокой точности и повышенных возможностей преодоления систем противодействия с его помощью успешно решаются задачи как стратегического характера, так и оперативно-тактического. То есть целесообразно искать пути эффективного выполнения всех боевых задач с применением только обычных зарядов.

Но при этом надо подчеркнуть, что безъядерные средства, не обладающие предельно высокой точностью попадания, стратегически малоэффективны. Это касается и оперативно-тактической части. Поэтому одним из ключевых требований к средствам ДКО остается обеспечение высокой точности попадания.

Операции, выполняемые крылатыми субблоками как прообразами дистанционно-кибернетического оружия, имеют далеко идущие аналогии с действиями летчика, пилотирующего маневренный самолет в районе цели на малой высоте на дозвуковой скорости. Поэтому правомерно считать, что средства ДКО – по сути боевые летающие роботы. В данном случае автоматизируются действия пилота.

Есть основания полагать, что в настоящее время такие научно-технические возможности автоматизации средств имеются как в конструкторском, алгоритмическом, приборном, так и в аппаратно-программном обеспечении. Примеры решения подобных частных задач известны. Достаточно обратиться к последним достижениям в авиации, космонавтике и робототехнике. Крылатыми субблоками в перспективе допустимо управлять дистанционно по аналогии с тем, как это было с луноходами и марсоходами.

Для района целей должны быть в наличии заблаговременно полученные цифровые топографические, оптические и радиолокационные карты местности, которые будут использованы при подготовке полетных заданий. В связи с этим следует особо подчеркнуть, что вопросы картообеспечения окрестностей целей в ожидаемых оперативных районах и подготовка полетных заданий являются наиболее трудными при создании ДКО. Система ГЛОНАСС – хорошее подспорье, но этого мало.

Доставка средств ДКО в район цели обеспечивается баллистическими или крылатыми сверхзвуковыми носителями как в моноблочном варианте, так и по несколько штук одним носителем. Хотя носители – отдельный вопрос, отметим, что научно-технические возможности их создания сомнений не вызывают. В зависимости от назначения субблоков для их перемещения в воздухе могут быть задействованы, в частности, вертолетная или парашютная схемы, а также дирижабли. Для водной среды и земной поверхности допустимы традиционные схемы.

Заряд для конструктора

К основным преимуществам средств поражения ДКО следует отнести:

— предельно быструю доставку зарядов к целям в сочетании с максимально высокой точностью (вплоть до прямого попадания);

— рациональное использование свойств сверхзвуковых ракет (баллистического или аэродинамического типов) и дозвуковых крылатых ЛА;

— повышение и обеспечение возможностей преодоления систем противодействия и доразведки и распознавания целей;

— доставку зарядов к труднопоражаемым объектам, к целям с неточными координатами;

обеспечение заинтересованных потребителей информацией об объектовой обстановке в заданном районе Земли;

— предоставление способов обхода зон обзора и досягаемости огневых средств систем противодействия противника;

— гарантии стационарного и мобильного базирования, получения боевыми субблоками разведывательной и навигационной информации в районе цели от космических и других источников;

— срочную доставку относительно легких боеприпасов, оружия или средств спасения людям, попавшим в трудные ситуации на значительных расстояниях и в труднодоступной местности.

Как показывает военно-технический анализ, ожидаемый эффект является многомерным и обладающим уникальным боевым потенциалом. Его уровень определяют такие составляющие, как:

— высокая точность, вплоть до прямого попадания, при обеспечении минимально возможного времени доставки КББ в район цели;

— использование неядерных зарядов для эффективного поражения стратегически важных объектов;

— доразведка и поражение стационарных и мобильных целей, координаты которых известны с точностью до района базирования;

— поражение целей, закрытых по баллистическим траекториям подхода;

— обеспечение функционирования субблоков КББ вне зоны обзора и досягаемости огневых средств систем противодействия;

— поражение объектов на любых дальностях средствами различной номенклатуры.

ДКО – эффективное, в первую очередь безъядерное оружие предупреждения, упреждения, сдерживания и возмездия, нужное нашей стране в настоящее время и тем более в будущем. Еще эффективнее ДКО в ядерном варианте, но мощности заряда при этом потребуется как минимум на много порядков меньше по сравнению с зарядами типовых ББ ракет стратегического назначения.

Однако очевидно, что в современных условиях кнопку ядерного оружия нажимать нельзя в связи с непредсказуемыми и нежелательными последствиями, ибо подобный конфликт – начало пути к самоуничтожению человечества. Инстинкт самосохранения даже самой оголтелой страны-агрессора должен остановить цепную реакцию применения ядерного оружия. Но в критических ситуациях никто не гарантирует исключение вероятности его применения. Остается только надеяться, что в действиях враждующих сторон возьмет верх человеческий разум.

Наряду с повышением боевого потенциала Вооруженных Сил разработки средств ДКО подтолкнут развитие конструкторской мысли, подготовку цифровых карт физических полей Земли для стратегически важных районов и т. д., и т. п. В целом процесс создания ДКО способен серьезно оживить все виды исследований и будет содействовать внедрению новейших научных достижений в военную технику.

/Григорий Вокин, доктор технических наук, vpk-news.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя