Главная Горячие точки Операция в Сирии

Тыловое обеспечение сирийской группировки ВКС РФ под угрозой

27
3594

В минувшую среду, 14 октября, пролив Босфор курсом на Средиземное море миновало вспомогательное судно российского Военно-Морского флота «Двиница-50». Внешне — ничего необычного, сухогруз как сухогруз. Не очень крупный, водоизмещением всего 4,5 тысячи тонн и длиною в 108 метров. Но можно не сомневаться, что этот проход черноморских проливов заметят военные даже за океаном.

Дело в том, что еще несколько месяцев назад видавшее виды судно (1985 года постройки) по всем находившимся на борту документам называлось совсем иначе — «Alican Deval». И на его мачте вился совсем другой флаг. А именно — турецкий. Но сравнительно недавно «Alican Deval» был продан, сменил владельца и отправился в Новороссийск. Там поднял военный флаг нашего вспомогательного флота. И уже 10 октября встал к новороссийскому причалу под погрузку. Практически никто не сомневается, что предназначены те грузы нашим военным в Сирии.

Тут же появились сообщения, что на самом деле Министерством обороны РФ срочно приобретено в Турции не одно, а сразу восемь подержанных транспортных судов. Все они будут срочно поставлены на маршрут Новороссийск — сирийский порт Тартус. Тогда этот маршрут, и без бывших турецких сухогрузов весьма оживленный в последние месяцы, заработает просто в бешеном темпе. А все вместе означает, что масштабы участия группировки Воздушно-Космических сил России в войне в Сирии в обозримой перспективе будут только возрастать. Таким образом, прогноз, опубликованный 14 октября в статье под заголовком «Авиабаза „Хмеймим“ ждет подкреплений» очень быстро нашел свое подтверждение.

Российская авиационная группа, размещенная на аэродроме «Хмеймим» в Сирии

Вкратце напомню: в ближневосточной прессе со ссылкой на источники в расположенном в Багдаде координационном штабе по борьбе с «Исламским государством» * появились сообщения, что, по мнению сирийского командования, нынешней интенсивности воздушных налетов на позиции исламистов совершенно недостаточно. Чтобы решительно сломить сопротивление бородатых головорезов, российские летчики должны ежесуточно наносить по врагу втрое больше ракетно-бомбовых ударов. А именно: вместо сегодняшних примерно 60 совершать в среднем по 200 боевых вылетов в сутки.

Для того, чтобы воевать в таком темпе, необходимы хотя бы три вещи:
— первое — срочно увеличить группировку наших ударных самолетов и вертолетов в Сирии.
— второе — оборудовать для них еще, как минимум, один аэродром. Поскольку тот, что называется авиабазой «Хмеймим», работает на пределе возможностей.
— третье — резко нарастить тыловое снабжение растущей авиационной группировки.

Первый пункт, судя по появившимся сообщениям, уже выполняется. На этой неделе в сирийской небе впервые отмечено появление наших новейших ударных вертолетов Ми-28Н «Ночной охотник». Еще несколько дней их там не было. В огневой поддержке наступающих сирийских войск и в охране периметра предоставленной России авиабазы «Хмеймим» прежде участвовали сравнительно старые российские боевые вертолеты Ми-24П. Часть из которых еще помнит небо Чечни. А то и Афганистана.

Откуда в Сирии новенькие «Ночные охотники»? Не через Иран и Ирак же они прилетели? На это вам никто из военных не ответит. Но можно предположить, что вертолеты доставлены в воюющую страну в минувшую субботу двумя самолетами российской военно-транспортной авиации. Потому что именно в субботу два наших Ан-124 «Руслан» приземлились в Латакии. Как объявило Минобороны РФ, «с грузами гуманитарной помощи для сирийского населения». Возможно, на борту этих самолетов-гигантов были не только банки с тушенкой и сгущенкой. Где-нибудь в дальних углах бездонных фюзеляжей «Русланов» «Ночные охотники», наверное, как раз и залежались.

Практически одновременно, как сообщают арабские СМИ, гражданский аэропорт в Латакии, ранее обслуживавший даже международные рейсы, объявлен закрытым для пассажиров. Таким образом, очень похоже, что именно это теперь второй аэродром для российской группировки.

Конечно, для охраны и обороны второго аэродрома потребуется дополнительный контингент морской пехоты. Да и много чего еще требуется. А именно — тысячи тонн авиационного и автомобильного горючего, разного рода боеприпасов, продовольствия, запасных частей к технике и т. д. И вот тут-то мы выходим на, возможно, самое сложное в организации боевой работы группировки российских Воздушно-Космических сил в Сирии. На их тыловое обеспечение.

Недавно в британской The Financial Times была опубликована статья небезызвестного ненавистника нашей страны Збигнева Бжезинского. Среди прочего в ней написано: «Присутствующие в Сирии российские военно-морские и военно-воздушные силы весьма уязвимы, поскольку изолированы от своей страны». Можно ненавидеть Бжезинского, но он знает, что говорит. Снабжение воюющей группировки — на самом деле наша ахиллесова пята в Сирии.

Впрочем, Москва это отлично осознает и без подсказок старого американского русофоба. Все, что можно, брошено сегодня на обеспечение транспортных коммуникаций России с Сирией. А можно, увы, немногое. Воздушное пространство Болгарии по требованию Вашингтона закрыто для полетов российской военно-транспортной авиации. Турецкое — тем более. Для самолетов остается долгий и влетающий в копеечку кружной путь через Иран и Ирак.

Проще и дешевле, хотя и куда дольше, необходимые грузы доставлять в Сирию морем. Поэтому основная нагрузка в обеспечении воюющей группировки легла на российских военных моряков.

Впрочем, вначале пробовали привлечь и гражданских. Конечно, никакой нашей группировки под Латакией еще не было, но армия Асада уже вовсю сражалась с исламистами и нуждалась в поддержке России. Мы ее и оказывали.

Но подряд случились сразу два международных скандала. Вначале в январе 2012 года в кипрском порту Лимассол было задержано для досмотра судно «Чариот» компании Westberg Ltd. По флагом государства Сент-Винсент и Гренадины оно совершало рейс из Санкт-Петербурга в Латакию. Как выяснилось — с грузом боевых патронов, абсолютно легально закупленных сирийцами у «Рособоронэкспорта». Поскольку Сирия из-за вспыхнувшей гражданской войны находилась под санкциями Евросоюза, киприоты «Чариот» отпустили с условием, что оно изменит курс. Но вскоре, как сообщили турецкие власти, патроны все равно были выгружены Тартусе.

В июне того же года у побережья Шотландии была задержан сухогруз «Алаид» с сирийскими боевыми вертолетами и системами ПВО, отремонтированными в России. Сухогруз находился в собственности компании Volcano Shipping NV, зарегистрированной на Кюрасао. Оператором выступала сахалинская компания ФЕМКО.

В итоге разбирательств экипаж лишился страховки и был вынужден вернуться в Мурманск.

Стало понятным, что гражданскими судами блокаду не прорвать. С той поры любая наша военная помощь армии президента Башара Асада (а с недавних пор — и собственной группировке Воздушно-Космических сил) идет исключительно под флагом ВМФ РФ. Поскольку палубы и трюмы военных кораблей являются национальной территорией и осмотру гражданами других государств не подлежат.

То, что после 2012 года началось на этом маршруте, в мире известно как «сирийский экспресс». Практически весь наличный состав больших десантных кораблей (БДК) всех четырех наших флотов уже три года безвылазно снует между Новороссийском и сирийским Тартусом. В разное время, сменяя один другого, в этой работе участвовали и участвуют шесть из семи БДК Черноморского флота, все восемь исправных БДК Северного флота и Балтийского флота. За тысячи верст средиземноморского киселя хлебать пришлось даже двум из четырех оставшихся в строю кораблям с Тихого океана.

Кое-как этого потенциала хватало, пока 30 сентября в сражение в Сирии не вступила наша авиабаза «Хмеймим» под Латакией. Как известно, это три десятка бомбардировщиков и штурмовиков. Судя по сведениям, регулярно публикуемым Минобороны, каждый из них совершает не менее 2−3 боевых вылетов в сутки. Боевая нагрузка фронтового бомбардировщика Су-34 (таковых в Сирии пока шесть) — порядка 12 тонн. Его старшего собрата Су-24 (их на авиабазе двенадцать) — 7 тонн. Штурмовика Су-25 — около 4,5 тонн.

Даже если не считать вертолеты огневой поддержки и четверку истребителей Су-30СМ, которые летают не менее интенсивно, не считать аналогичные потребности усиленного батальона морской пехоты и прикрывающего «Хмеймим» подразделения ПВО, подразделений радиоразведки и радиоэлектронной борьбы, все равно ежесуточный расход одних лишь боеприпасов и только российской ударной фронтовой авиацией в Сирии исчисляется не одной сотней тонн. Каждый день и каждую ночь! А, скажем, большой десантный корабль проекта 1171 типа «Николай Фильченков» способен принять на борт максимум 1750 тонн грузов.

Далее. Тащить их в Сирию приходится минимум четверо-пятеро суток. Еще нужно время на погрузку-разгрузку. На кое-какой межпоходовый ремонт. Больше пары рейсов в Тартус в месяц на каждого никак не выходит. А это всего порядка 3 тысяч тонн грузов. На неделю боевой работы авиации не хватит.

А что будет, если она численно возрастет и начнет вскоре летать и из бывшего аэропорта в Латакии? Никаких БДК флоту не хватит. Хоть с Дальнего Востока их вызывай, хоть из Заполярья.

Новые строить долго. Вон только что с грехом пополам спущенный на воду в Калининграде и лишь приступивший к швартовым испытаниям большой десантный корабль проекта 11 711 «Иван Грен»… Волынка с ним тянется с 2004 года. Следующий такой — «Петр Моргунов» — только собираются закладывать на «Янтаре». В строй этот БДК по плану войдет не ранее 2017 года. Так что на пополнение страдальцам «сирийского экспресса» еще долго рассчитывать не приходится.

Что остается? Срочно закупать, где придется, работоспособные сухогрузы и ставить их на обеспечение ставших фронтовыми коммуникаций с Сирией. Что в Минобороны РФ и сделали, умножив свои возможности восемью турецкими сухогрузами.

Кстати, не исключено, что закупят суда и покрупнее, чем бывший турецкий «Alican Deval». Для чего-то же начались на входе в Тартус спешные дноуглубительные работы. Их ведет килекторное судно КИЛ-158 и гидрографическое «Донузлав» (оба — Черноморский флот). Задача — как можно скорее начать принимать в нашем пункте материально-технического обеспечения морские транспорты более солидного водоизмещения. Потому что не исключено: война с террористами в Сирии — надолго.

________________________________________________________________________________________

* «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

/Сергей Ищенко, svpressa.ru/

27 КОММЕНТАРИИ

  1. Error

    Помню всю эту шумиху про закупку Мистралей, когда «патриоты» кричали: зачем нам эти Мистрали, да они не на что не способны, где мы их применять будем , у нас тоже есть свои бдк и.т.д.
    Итог: «патриоты» как обычно были не правы, а Мистралей нам пипец как не хватает!!

  2. Виталий

    Ну в данном случае нам не хватает не УДК, а сухогрузов. БДК тоже используются не от хорошей жизни.

  3. Error

    Ну в данном случае нам не хватает именно УДК Мистраль, он бы выполнил за один раз переброску вертолетов, техники , и личного состава, а потом просто бы выполнял функцию командного центра , госпиталя и еще одной вертолетной площадки! Часть вертолетов бы ушла на наземный аэродром часть осталась бы на УДК. Сухогрузы нужны для обеспечения мелкого МТО и все.
    Остальная авиация долетела бы своим ходом и все вся организация бы сократилась бы в разы.
    А тут смешно читать как вертолеты по 2 штуки пересылают на Русланах, потом еще сутки тратят для приведения в боевую готовность.
    УДК Мистраль создавался как раз под такие конфликты как Сирия. Да и закупали мы их тогда тоже для этого.

    Советские БДК — это прошлый век. Не вижу сценария при котором морская пехота будет выгружаться в бою на охраняемый берег без поддержки авиации, который бдк обеспечить не могут! Вот и используют их как обычные сухогрузы.

    • кот-333

      А может лучше авианосец чем этот «мистраль», хотя и они не помешали бы.

      • Error

        Ну про нужду в авианосцах ни кто и не спорит, и кстати при том же Сердюкове у нас было в планах создание нового авианосца , что там сейчас в планах нового начальства не известно.

        • кот-333

          Авианосец и сейчас в планах, с тех далёких 80-тых, только вот дерьмократов развелось как тараканов. И Сердюков тут, как у собаки пятая нога.

    • Виталий

      С командным пунктом вопросов-то как раз нет, он давно развёрнут и успешно работает. Да и имеющиеся вертолёты, скорее всего, перебросили сухогрузы, или те-же БДК. Нужны грузовые суда, которые будут мотаться между Новороссийском и Тартусом и снабжать нашу группировку всем необходимым. Использовать что УДК, что БДК дорого и нерационально. Сейчас БДК используются потому-что другого под рукой ничего нет.

  4. Александр

    Вот и объяснение по срыву контракта ))) А то Украина, Донбасс

  5. кот-333

    Все-таки, пока нет авианосца, можно ракетами по 300 шт. наносить удары. И Турции предъявить — пусть думают, что их может ждать. А всяких подпиндосников придавить.

    • кот-333

      Эй подкосячник,не перебарщивай,а то тебя твои хозяева без оплаты оставят,и будешь ходить голодный.

  6. Василий

    Не совсем понятно с МИ-28, можно же было доп. баки задействовать-и вперед, через Иран с пром. посадкой, ресурса хватит… Решили наверное их все-же поберечь.

  7. Аноним

    Согласен с Виталием. Ни УДК, ни БДК под задачу снабжения не подходят. Можно, например, обратиться к опыту наших «партнёров», у которых богатый опыт в таких логистических операциях. А именно: у американцев есть целое командование стратегических перевозок. В боевой состав, которого, введены огромные, скоростные сухогрузы. Работа их кстати секретна, так как раскрывает стратегические замыслы. Сухогрузы эти, кстати, американцы тоже не строили, а выискивали и скупали по всему свету. Нам такое же командование так же необходимо. И не только ввиду сирийского кризиса. У нас попросту огромная территория со слабым развитием дорог и посему жизненно важно иметь возможность переброски войск и военных материалов на большие расстояния морем. Более того, нам необходимы сухогрузы ледового класса. Да — дорого. Но в наших условиях лишним не будет.

    • кот-333

      Анониму+с+сом. Дальнейшие комментарии будут лишние.

  8. Error

    Ни кто УДК для снабжения использовать не предлагает. УДК используется для первоначального массового переброса техники, личного состава и необходимого для первого периода МТО. После чего УДК выполняет функцию командного центра , вертолетной площадки и госпиталя.
    В Сирии мы из-за отсутствия УДК мы перебрасываем технику авиацию личный состав и самое смешное Вертолеты извращенными способами. А с тем же командным центром, рискуем , т.к. большая територия Сирии находится под контроле противника. А переносить его на сушу мы были попросту вынуждены.
    Сухогрузы про которые вы говорите НУЖНЫ с этим ни кто не спорит, но они нужны для последующего снабжения наших баз МТО и все, выполнять первоначальный переброс базы в их задачи ни когда не входит.
    И как пример те же США. Сначала в ход идет авианосец и удк. Они подготавливают плацдарм, перебрасывают морпехов , технику а авиация работает прямо с них. Так же как и командный центр тоже работает с моря. И только после стабилизации региона, в ход идут сухогрузы.
    Не удивлюсь , что в скором появится новость о скором плане по постройке тех же УДК( но тут проблемы как с верфями так и с сильным техническим отставанием), или по закупке их у других более лояльных к нам государств. А более всего вероятно что мы купим у тех же Египтян те же Мистрали предназначенные для нас. Вполне возможно что это договоренность между Францией и нами, в обход санкций через посредников, как это обычно и делается. Вроде и санкции наложили, но и контракт выполнили и все довольны. Но последнее это чисто мое мнение, может даже и фантазия.

    • Виталий

      Я подозреваю, что командный центр даже не в Сирии. Амеры никогда не начинали свои вторжения так, как вы описываете. Сначала они разворачивали инфраструктуру на территории соседних государств и оттуда месили страну-жертву до полного удовлетворения, а УДК, авианосцы и пр. это дело десятое. Так было в Югославии, два раза в Ираке, в Афганистане. Мы в этот раз поступили точно так-же. И ещё, по технологии Мистрали обычные контейнеровозы, ничего хитрого в их постройке нет.

      • Error

        «И ещё, по технологии Мистрали обычные контейнеровозы, ничего хитрого в их постройке нет.» — следующий раз прошу начинать дискуссию с этого чтобы я не тратил зря время на спор))

        • Виталий

          Да и не тратте. Здесь мало кто верит в то, что амерам доступно какое-то высшее знание, недоступное другим и вряд-ли вы кого-то в этом убедите.

    • кот-333

      Амеры,в первую Иракскую,в Югославскую,во вторую Иракскую,палубную авиацию применяли одновременно с сухопутной,и не раньше. Так что ,еррор не стоит лепить себе кумира.

  9. Error

    17 января 1991 войска МНС начали боевую операцию по освобождению Кувейта.
    17 января — 24 февраля 1991 — бесконтактная фаза: массированные удары с воздуха, в которых было задействовано до 1000 самолетов, которые базировались как на наземных военно-воздушных базах, так и на 6 авианосцах.

    В течение марта, апреля, мая, июня 1999 года войска НАТО проводили военные действия на территории Сербии. Основная часть военной операции состояла в применении авиации для бомбардировки стратегических военных и гражданских объектов на территории Сербии.Оснавная сила НАТО, а именно Морская группировка насчитывала 3 АВИАНОСЦА, 6 ударных подводных лодок, 2 крейсера, 7 эсминцев, 13 фрегатов, 4 КРУПНЫХ ДЕСАНТНЫХ КОРАБЛЯ. Общий же человеческий состав сил НАТО, задействованных в операции, превысил 60 тыс. человек.
    И.Т.Д. что за хрень вы написали выше??

    • Error

      По ираку забыл добавить что наземная операция была толтко 24 февраля — 28 февраля 1991 только после окончания воздушной операции, завершившаяся освобождением Кувейта и восстановлением status quo.

    • кот-333

      Еррор,до 17 января амеры год готовились,готовили аэродромы у Саудитов и в других местах, с Югославией та же петрушка. Во вторую Иракскую так же пока не подготовили сухопутные аэродромы,не дёргались.
      Так что не я хрень пишу,а ты ею страдаешь от недостатка информации.

      • Error

        Спор изначально шел про нужду в УДК. Всем понятно что ко всем операциям готовятся много времени. Но практически все наступления в 21 веке начинаются с моря(кроме граничащих гос.). Т.к. не нужно договариваться с государствами о разрешении пролета, да и по воздуху много не провезешь. И в этом плане лучше всего подходит УДК и Авианосец, и история это доказала примеры описаны выше . На сухогрузах перевозить вертолеты и самолеты, потом сутки их разгружать и еще сутки приводить к готовности это порнография, а на самолетах перевозить по 2 вертолета это хуже порнографии. Отрицать факт необходимости УДК в данном конфликте глупо.

        • кот-333

          Еррор, обижайся или как хочешь,но ты переобуваешься истинным пиндосом. Только по географии двойка,как и по литературе.