Проекты боевых машин пехоты в странах НАТО

Вооруженные пушками БМП, созданные для моторизованного боя, являются неотъемлемой частью современных сухопутных войск. Рассмотрим последние разработки в этой области, ведущиеся в армиях НАТО.

Во время торжественной церемонии, проходившей 24 июня 2015 года на испытательном полигоне Унтерлюс, компания PSM Projekt System & Management официально передала немецкой армии первую серийную машину Puma. Для армии это событие стало знаменательным, поскольку на вооружение была принята БМП третьего поколения.

В немецкой армии БМП Puma заменит гусеничную машину Marder 1 производства компании Rheinmetall Landsysteme, которая поступила на вооружение в 1971 году. С принятием на вооружение гусеничной Schutzenpanzer SPz 12-3 в 1958 году Германия стала первой страной НАТО, которая разработала и поставила в войска типичную БМП. Немецкая армия была не совсем убеждена в правильности тогдашнего американского представления о бронетранспортере как о «боевом такси», которое бы высаживало свои пехотное отделение и пряталось в укрытии до тех пор, пока бы опять не возникала потребность в перемещении отделения.

Проекты боевых машин пехоты в странах НАТО Американские пехотинцы высаживаются из своей БМП M2A3 Bradley

Вооруженная 20-мм пушкой, БМП SPz 12-3 воспринималась как машина, которая могла бы использоваться пехотным отделением скорее в качестве штатной системы вооружения, чем просто транспортного средства. Немецкая армия пошла здесь на компромисс, так как ей было необходимо более тяжелое вооружение и дополнительное бронирование для участия в прямых боевых столкновениях. В результате БМП SPz 12-3 могла принять отделение всего из пяти пехотинцев. Эту машину также мучили проблемы с механикой и, в конце концов, немецкое министерство обороны в 1960 году выдало контракт на разработку ее преемницы.

Требования для будущей машины получившей обозначение Marder 1 включали: 20-мм пушку, способность перевозить 12 человек (экипаж – командир, стрелок и водитель, и пехотное отделение 9 человек), возможность для десанта вести огонь изнутри машины. И опять немецкая армия вынуждена была пойти на компромисс и принять то, что в кормовом десантном отделении может разместить всего шесть пехотинцев.

Проекты боевых машин пехоты в странах НАТО БМП Marder 1

Изначально в машине было четыре бойницы, по две с каждого борта десантного отделения; это позволяло десанту, находящемуся в машине вести огонь из личного оружия. Но, начиная с 1989 года, на модернизированных вариантах Marder 1A3 эти амбразуры стали закрывать дополнительными броневыми экранами.

БМП Marder 1 никогда не использовалась в боевых действиях высокой интенсивности, для которых она собственно и создавалась, хотя была развернута немецким контингентом в бывшей Югославии в 90-х годах и в Афганистане в 2000-х, где основной угрозой для этой машины стали самодельные взрывные устройства (СВУ).

Проекты боевых машин пехоты в странах НАТО Marder 1A5

Армия модернизировала 74 машины Marder 1A3 до стандарта A5 в 2003–2004 годы, установив дополнительную броню для защиты от мин и СВУ и перекомпоновав заброневое пространство с целью снижения увечий и контузий от взрыва и ударной волны. Некоторые машины в 2010-2011 годы были модернизированы до стандарта A5A1 за счет установки глушителя СВУ, системы кондиционирования и мультиспектрального камуфляжа.

Проекты боевых машин пехоты в странах НАТО Немецкая армия официально получила первые из 350 БМП Puma 24 июня 2015 года

Германия продала из наличия своей армии 280 БМП Marder 1 в Чили и 50 машин в Индонезию; без сомнения, найдутся и другие покупатели на эти машины.

Большие кошки

Компания PSM (совестное предприятие Krauss-Maffei Wegmann и Rheinmetall) получила контракт на разработку гусеничной машины Puma в 2004 году. Первоначальная потребность была определена в 405 машин, но в июне 2012 года Берлин сократил их количество до 350 штук, что явилось следствием сокращения численности армии; последняя партия по графику будет поставлена в 2020 году. Стоимость контракта на сегодняшний день составляет 4,3 миллиарда евро.

По словам представителей компании PSM, главным для армии было разработать БМП «с уровнями защиты, которых нет у машин этого класса». Другие ключевые требования включали стратегическую и тактическую мобильность, огневое могущество, ситуационную осведомленность, сетецентрические военные действия и управление в рамках международной коалиции, боеготовность в экстремальных погодных условиях с минимальной материально-технической базой, и, наконец, интерфейсы с системой опознавания «свой-чужой», немецкой информационно-управляющей сетью FuInfoSyS C4I, с боевой экипировкой IdZ и комплексами активной защиты.

В БМП Puma, как и в БМП Marder, размещается экипаж три человека плюс шесть десантников. Установка дистанционно управляемой башни позволяет всем членам экипажа размещаться в корпусе машины. Башня вооружена 30-мм пушкой с селективной подачей Mauser MK 30-2/ABM (Air Burst Munition) и спаренным с ней 5,56-мм пулеметом MG4 H&K (Heckler & Koch). Пушка может вести огонь бронебойными подкалиберными снарядами и боеприпасами воздушного подрыва с дистанционным взрывателем.

Немецкая армия планирует заменить MG4 новым 7,62-мм пулеметом HK121 H&K, который позволяет стрелку выбирать скорострельность 600, 700 или 800 выстрелов в минуту. С левой стороны башни установлены две пусковые установки (ПУ) ПТУР EuroSpike-LR.

БМП Puma весит 31,45 тонны в базовой конфигурации Protection Class A, что позволяет перебрасывать машину транспортным самолетом Airbus A400M, который в настоящее время поступает на вооружение немецкой армии. Комплект Protection Class C добавляет 9 тонн к массе машины и состоит из дополнительного бронирования башни, броневых листов на крыше и бортовых панелей, которые закрывают большую часть бортов и работают как гусеничные экраны. Комплект дополнительной защиты представляет собой комбинацию композитной брони и блоков динамической защиты.

В соответствии с немецкой боевой доктриной мотопехотные батальоны Panzergrenadier, которые получат БМП Puma, совместно с батальонами танков Leopard 2 комплектуются в бронетанковые дивизии и проходят совместное обучение в танковом учебном центре в Мюнстере. Три пехотных роты батальона получат по 14 машин Puma, еще две машины придадут штабу батальона, следовательно, каждый батальон будет иметь на вооружении 44 БМП. Роты получат свои машины в учебном центре, пройдут там трехмесячную подготовку и затем вернутся в свои расположения с новыми машинами Puma. Первый из восьми таких батальонов, Panzergrenadierbataillon 33, должен достичь полной боевой готовности в 2016 году.

Проекты боевых машин пехоты в странах НАТО LAV III канадской армии производства компании GDLS Canada представляет собой одну из нескольких БМП, базирующихся на шасси Piranha

Популярная в Европе

Самой широко распространенной гусеничной БМП в Европе является машина CV90 производства компании BAE Systems Hаgglunds, которая в скором времени будет состоять на вооружении семи стран. Ее разработка началась в 1984 году с целью удовлетворения потребности шведской армии в БМП, в которой сочетаются мобильность, защита и огневое могущество с модульной конструкцией для того, чтобы использовать эту машину для других задач, например противовоздушной обороны.

Поставки первых из 509 машин для Швеции начались в 1993 году. Было продано почти 700 БМП, в том числе в Данию (45), Финляндию (102), Нидерланды (193), Норвегию (146) и Швейцарию (186). Совсем недавно, в декабре 2014 года, Эстония купила из наличия голландской армии 44 БМП CV9035NL. Датские, голландские, норвежские и шведские машины были развернуты в боевых действиях в Афганистане.

Читайте также  Немцы разработали трёхствольный пулемёт

Шведские БМП CV9040 вооружены 40-мм пушкой Bofors, но все зарубежные заказчики выбирали 30- или 35-мм пушки. Последний стандарт CV9035 Mk III позволил существенно повысить боевые возможности машины. Были установлены 35-мм пушка Orbital ATK Bushmaster III, независимый прицел командира с поисково-ударными возможностями, тепловизоры третьего поколения для стрелка и командира, интегрирована защита высокого уровня, включая защиту от мин и кассетных боеприпасов, установлены система управления боем, комплексы защиты и шина высокоскоростной передачи данных, также увеличена полезная грузоподъемность для будущих модернизаций.

В июне 2012 года Норвегия заключила с компанией BAE Systems контракт стоимостью 750 миллионов долларов на модернизацию 103 машин CV90 и изготовление 41 новой машины. В конечном счете, парк будет состоять из: 74 БМП; 21 разведывательной машины с оптоэлектронной станцией наблюдения на мачте; 15 пунктов управления; 16 инженерных машин; 16 многоцелевых машин, которые могут конфигурироваться для различных задач, например минометный комплекс или материально-техническое снабжение, и двух учебных машин.

Проекты боевых машин пехоты в странах НАТО Голландская БМП CV90

Норвежская модернизация включает броневую защиту более высокого уровня, цифровую электронную архитектуру, доработанную систему ситуационной осведомленности, установку дистанционно управляемого боевого модуля (ДУБМ) Kongsberg с 12,7-мм пулеметом M2HB на крыше на всех вариантах с 30-мм пушками. Этот ДУБМ может использоваться в поисково-ударном режиме и как прицельная система для 30-мм пушки, также из него можно вести огонь из десантного отделения.

Две предсерийных машины были поставлены в феврале 2014 года для расширенных испытаний, а первая серийная машина была передана в войска в феврале 2015 года.

Шведская организация оборонных закупок также занимается обширной модернизацией всего парка шведских БМП CV90, которая будет заключаться в установке новой системы управления боем, что продлит срок эксплуатации машин до 2030 года.

Финский боец

Проект модульной бронированной машины AMV (Armoured Modular Vehicle) 8×8 финской компании Patria стал популярным, эту машину часто выбирают в качестве БМП. В апреле 2013 года польское министерство обороны подписало контракт, которым предусматривается совместное производство 570 машин AMV 8×8 в Польше; там эти машины получили обозначение Rosomak. В это количество вошли 313 БМП, оснащенные башней OTO Melara HITFIST-30P, вооруженной 30-мм пушкой МK44 Bushmaster II.

Машины Rosomak с 2007 года развертывались в Афганистане. В октябре 2013 Польша заказала еще 307 машин общей стоимостью 544 миллиона долларов с поставками, запланированными до 2019 года, и выдала отдельные контракты на модернизацию 99 существующих машин.

В эти контракты вошли 122 БМП, оснащенные необитаемой башней, разработанной польскими компаниями HSW и WB Electronics и вооруженной 30-мм пушкой и двумя пусковыми установками ПТУР Rafael Spike. По графику разработка этой башни должна завершиться в этом году. Два батальона механизированной бригады, которые по планам намечено придать совместной оперативной группе высокой готовности НАТО, станут первыми подразделениями получившими новые БМП.

Проекты боевых машин пехоты в странах НАТО БМП AMV-Rosomak

Условия польского контракта с компанией Patria позволяют предлагать машину Rosomak на экспорт в другие страны. В июле 2015 года Словакия объявила о покупке 31 шасси Rosomak 8×8 стоимостью 31 миллион долларов, на которые будут установлены необитаемые башни TURRA 30, разработанные местными компаниями EVPU и DMD Group. В этой конфигурации машины получат обозначение Scipio. Как ожидается, Словакия купит 66 машин для вооружения двух батальонов.

Демонстрационный образец под обозначением Rosomak-Scipio 8×8 был показан на оборонной выставке IDET, проходившей в мае 2015 года в Чешской республике. Башня TURRA 30 может принять российское вооружение, включая 30-мм пушку 2A42, 7,62-мм пулемет ПКТ и две пусковые установки ПТУР 9K111 Фагот или 9K113 Конкурс. На выставке IDET башня TURRA 30 демонстрировалась с западным комплексом вооружения, состоящим из пушки MK44 Mod 1 Bushmaster II и 12,7-мм пулемета M2HB.

Южноафриканская армия также выбрала AMV с целью удовлетворения своих потребностей в боевых машинах пехоты. Компания Denel Land Systems получила в сентябре 2014 года контракт стоимостью примерно 900 миллионов долларов на поставку 238 машин Badger в четырех вариантах, включая БМП, оснащенную двухместной башней Denel LCT30 с 30-мм пушкой GI-30 с селективным питанием этой же компании и спаренным 7,62-мм пулеметом.

Помимо экипажа из трех человек в кормовом отделении этой БМП на энергопоглощающих сиденьях размещаются восемь десантников. Первые 18 корпусов Badger поставляются компанией Patria, а оставшиеся будут изготавливаться на местном заводе.

Накачанная БМП Bradley

Боевая машина Bradley компании BAE Systems была на переднем крае практически всех операций американской армии с момента ее поступления на вооружение в 1983 году. Гусеничная БМП в варианте M2 состоит на вооружении мотопехотных батальонов, а вариант M3 используется разведывательными подразделениями в составе бронетанковых бригадных групп ABCT. Вариант M2 оснащен двухместной башней вооруженной 25-мм пушкой M242 Bushmaster, спаренным с ней 7,62-мм пулеметом M240C и двумя установками ПТУР TOW. Помимо командира, стрелка и водителя в кормовом десантном отделении размещаются семь человек.

Bradley за весь срок службы получила многочисленные усовершенствования. Последний вариант A3 имеет цифровую электронную аппаратуру, повышающую уровень информационной осведомленности и обеспечивающую возможность подключения к сети и обмена данными внутри ABCT. Вариант Bradley A2 ODS-SA включает такие усовершенствования как, например противоосколочные подбои и места крепления навесных броневых экранов, введенные после операции «Буря в пустыне» в 1990-1991 годы, плюс такие же возможности как у варианта A3, включая лазерный дальномер, GPS и навигационную систему.

Проекты боевых машин пехоты в странах НАТО Вариант Bradley A2 ODS-SA

Две инициативы американской армии по замене Bradley в последние годы закончились ничем. Первым проектом была программа Боевые системы будущего FCS (Future Combat Systems), в соответствии с которой должно было быть развернуто семейство наземных боевых машин Manned Ground Vehicle (MGV), включая бронетранспортер XM1206, который должен был быть вооружен пушкой MK44 и 7,62-мм пулеметом, перевозить двух членов экипажа и девять десантников. Бюджетные сокращения в 2009 году привели к отмене программы FCS, не дав ответа на вопрос – «могла ли MGV обеспечить достаточную защиту от СВУ?»

Позднее был начат проект по наземной боевой машине Ground Combat Vehicle (GCV), в соответствии с которой для замены M2 Bradley предполагалось начиная с 2018 года развернуть 1874 БМП. Целью этой программы была разработка БМП с лучшей летальностью и баллистической защитой, чем у Bradley, лучшей защитой от мин и СВУ, чем у машин категории MRAP и внедорожной проходимостью сравнимой с проходимостью танка M1 Abrams. Для этого проекта было выдвинуто ключевое требование по размещению в десантном отделении девяти человек.

Читайте также  Первые шаги бундесвера. Как создавалась армия ФРГ

Армия в 2011 году выдала компаниям BAE Systems и General Dynamics Land Systems (GDLS) двухгодичный контракт на технологическую разработку. Стоя перед лицом сокращений, которые не позволили бы армии профинансировать сразу и разработку новой машины GCV стоимостью 29 миллиардов долларов и предложения о конструктивных изменениях для существующих машин, армия решила отказаться от первого проекта в феврале 2014 года.

Армия финансирует поэтапную модернизацию БМП Bradley в соответствии с несколькими предложениями о конструктивных изменениях, первое из которых состоит в восстановлении объема, массы и мощности и установке новой системы подвески и облегченных гусениц. Второе предложение заключается в двигателе большей мощности, новой трансмиссии и новом электрооборудовании.

В мае 2015 года армия выдала контракты компаниям BAE Systems (28,87 миллионов долларов) и GDLS (28,27 миллиона долларов) на выработку концепции технологии перспективной боевой машины сроком до ноября 2016 года. В докладе заместителя министра сухопутных войск полковника Майкл Вильямсон сенатскому комитету по вооруженным силам отмечается, что «армия инвестирует в науку и технологии с целью уточнения концепций и готовых технологий, которые позволят выработать требования к боевой машине и сократить риски интеграции технологий. Эта работа поддержит перспективную БМП и одновременно максимально повысит возможности по переводу этих технологий в нынешние и будущие боевые машины».

Разработки компании GDELS

Боевая машина пехоты ASCOD (Austrian-Spanish Cooperative Development – австрийско-испанское совместная разработка) была разработана с целью удовлетворения общих потребностей армий двух стран в гусеничной машине средней категории по массе, в которой сочетались бы хорошая живучесть, подвижность, надежность и огневое могущество.

Компания Steyr-Daimler-Puch (в настоящее время часть General Dynamics European Land Systems (GDELS)) изготовила 112 машин Ulan для австрийской армии. В свою очередь в 1992 году Испания выдала контракт Santa Bаrbara Sistemas (теперь также часть GDELS) на изготовление первой партии из 123 БМП Pizzaro и 21 пункта управления. Вариант БМП имеет двухместную башню с 30-мм пушкой Mauser MK30-2 и спаренным 7,62-мм пулеметом, в машине размещаются восемь десантников.

В сентябре 2003 года компания GDELS получила контракт на поставку усовершенствованных машин Pizarro, включая 106 БМП, а также новые варианты наблюдения, эвакуационный и инженерный. Последние машины Этапа 2 предполагается поставить в 2016 году. Модернизация включает улучшенную конструкцию корпуса, полное оцифровывание, новый силой блок, современные сенсоры и усовершенствованную стабилизацию и автоматическое сопровождение целей.

В конфигурации БМП машины Piranha 8×8 производства компаний GDELS-Mowag и родственная им модель LAV производства компании GDLS Canada были куплены многими странами. У машины новейшего поколения Piranha 5 (первая в весовой категории 30 тонн) по сравнению с предыдущими поколениями значительно повышены живучесть, мобильность и огневое могущество. На эту машину было установлено несколько башен. В рамках проекта по канадской машине ближнего боя компания GDLS установила модульную башню Rheinmetall Lance, вооруженную 30-мм MK30-2/ABM. На выставке IDEX в феврале 2015 года компания GDELS показала вариант Desert Piranha, оптимизированный для пустыни и оснащенный двухместной башней 30/40-мм Cockerill 3030/40.

Модернизация британской БМП WARRIOR

Целью программы продления возможностей БМП Warrior WCSP (Warrior Capability Sustainment Programme) является продление срока службы гусеничной БМП Warrior в британской армии до 2040 года. Очередной шаг вперед был сделан в июле, когда министерство обороны заключило контракт стоимостью 236 млн. долларов с компанией CTA International на 515 40-мм пушек с телескопическими боеприпасами Cased Telescoped Armament System (CTAS) для программы WCSP и новой разведывательной машины Scout SV.

Начиная с 1987 года армия получила 789 машин Warrior в нескольких вариантах; еще относительно недавно они интенсивно эксплуатировались в Ираке и Афганистане. В БМП размещаются три члена экипажа и семь десантников в кормовом отделении, машина вооружена нестабилизированной, заряжающейся обоймами 30-мм пушкой L21 RARDEN.

Проекты боевых машин пехоты в странах НАТО Модернизированная в рамках программы WCSP боевая машина пехоты Warrior

В октябре 2011 года компания Lockheed Martin UK получила контракт стоимостью 225 миллионов фунтов стерлингов на демонстрационный этап программы WCSP, но министерство обороны еще должно выдать контракт на модернизацию 380 машин с целью комплектования шести мотопехотных батальонов. Компания отказалась от своего первоначального плана по модернизации существующей башни в пользу разработки новых башен, вооруженных CTAS. Модернизированная БМП Warrior по графику должна поступить на вооружение в начале 2020 года.

Компании Lockheed Martin и BAE Systems предлагают Кувейту модернизировать его 254 машины Desert Warrior, которые оснащены двухместной башней с 25-мм пушкой Bushmaster.

Итальянские линии

БМП Freccia 8×8 была разработана консорциумом CIO с целью соответствия потребностей итальянской армии в БМП, которая могла бы поступить на вооружение мотопехотных подразделений. В свою очередь бронетанковые бригады имеют на вооружении гусеничные БМП Dardo. В 2006 году итальянская армия заказала 172 БМП Freccia, 36 противотанковых установок, 20 командирских и 21 минометный комплекс. Поставки, начавшиеся в 2009 году, должны завершиться в 2015 году.

Проекты боевых машин пехоты в странах НАТО БМП Freccia

На БМП Freccia установлена башня HITFIST Plus, вооруженная стабилизированной 25-мм пушкой Oerlikon KBA с селективным питанием и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. В 2014 году Рим одобрил финансирование второй партии из 381 машины Freccia, включая 261 БМП, которые, как ожидается, получат модернизированные ходовую часть и силовой блок, разработанные консорциумом CIO для артиллерийских установок Centauro 2.

Французская мода

Компания Nexter в скором времени завершит производство 550 БМП VBCI 8×8 (Vеhicule blindе de combat d’infanterie) и 150 командирских вариантов, предназначенных для французской армии. Подобная конфигурация 8×8 была выбрана для того, чтобы получить машину с хорошей подвижностью и проходимостью, которая могла бы действовать в одних боевых порядках с танком Leclerc, но которая была бы дешевле по сравнению с гусеничными БМП, например AMX-10P (VBCI пришла ей на замену).

Проекты боевых машин пехоты в странах НАТО Компания Nexter установила на БМП VBCI свою новую двухместную башню T40, вооруженную 40-мм пушкой CTAS

БМП VBCI оснащена одноместной башней Dragar с 25-мм пушкой, в машине размещаются экипаж, состоящий из водителя и стрелка, и пехотное отделение из девяти человек. К корпусу из броневого алюминия крепится модульный комплект из листов из титаново-стального сплава.

В начале этого года армия получила первые 95 машин VBCI с усиленным бронированием и дополнительной защитой от мин и СВУ. Но такое повышение защиты не прошло бесследно, этот модернизационный комплект увеличил массу машины с 29 до 32 тонн. Французская БМП прошла боевую службу в Афганистане, Ливане и Мали.

На выставке IDEX 2015 компания Nexter показала машину VBCI с новой двухместной башней T40, вооруженной 40-мм пушкой CTAS и спаренным 7,62-мм пулеметом, у которой с каждой стороны имеются места крепления ПУ ПТУР.

/Alex Alexeev, topwar.ru/

7 КОММЕНТАРИИ

  1. Какое все-таки у них гнилье. Одно слово — гейропия. Лучше БМП-3 и БТР-80 ничего еще лет 70 не будет. Хоть у меня не может быть детей, но внуки других людей будут служить на этих машинах.

  2. Кот, тебе надо лечиться у проктолога. Это устаревшие образцы (модернизация еще советских машин). Надо современную бронетехнику иметь на вооружении.

  3. Сколько собралось дебилов,типа угломера,степаныча и фальшивого кота, на этом маленьком экране.

  4. БТР-80 и БМП-3 конечно хорошие машинки, но уже устаревают. БМП ещё послужит, ведь для неё определяющим является огневая мощь — по сути лёгкий, плавающий танк. Но всё равно, нужно думать о будущем. Бумеранг и Курганец показали, ждём когда примут на вооружение.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя