Главная Новости

Предвыборный бардак в Белоруссии угрожает обороноспособности ОДКБ на Европейском ТВД

0
562

Не на шутку сложная военно-политическая ситуация складывается у нас на глазах на наиболее опасном Западном стратегическом направлении ОДКБ и Российской Федерации, основной причиной чего является начавшаяся президентская предвыборная компания в союзном государстве Белоруссия, а также некоторые внешнеполитические приоритеты белорусского руководства, по их мнению влияющие на экономику  РБ.

Тем не менее, в угрожающей геостратегической обстановке, сложившейся для ОДКБ на Восточноевропейском ТВД, пренебречь боевым потенциалом союзных государств в пользу дешёвого политического пира – «смерти подобно». Конечно, такая крылатая фраза может выглядеть несколько прямолинейно и жёстко, но суровая военная действительность диктует свои правила «игры», поражение в которой несёт серьёзные последствия не только для Белоруссии, но и для всего Западного военного округа ВС РФ.

Союзное Государство России и Белоруссии, а также военно-стратегическое объединение основных родов войск между странами является важным сдерживающим фактором для стран блока НАТО в Европе

2 сентября 2015 года, участники заседания правительства Российской Федерации рассмотрели вопрос о развёртывании в белорусских Барановичах крупной авиабазы ВВС России, на которой будет размещён истребительный авиационный полк самолётов Су-27 для усиления ПВО России и ОДКБ на западных стратегических рубежах нашего военно-политического блока.

В последнее время этот вопрос превратился в аксиому безопасности экономической и военной инфраструктур Союзного Государства России и Белоруссии в условиях, когда ОВС блока НАТО, а в частности США, увеличили свой воинский контингент и число наступательных и оборонительных вооружений в Европе в несколько раз.

На фото звено из 4-х ударных истребителей подавления ПВО F-16CJ «Wild Weasel», входящих в одну из эскадрилий 52-го тактического авиакрыла, базирующегося на авиабазах Спангдалем (ФРГ) и Редзиково (Польша). 24 самолёта этой эскадрильи способны нести на подвесках 96 противорадиолокационных ракет AGM-88 “HARM”, что требует беспрецедентных мер в формировании ПВО Белоруссии и ЗВО РФ. Только полноценный зенитно-ракетный полк С-300ПС (6 дивизионов) способен отразить полноценный удар этой эскадрильи

Последней «каплей терпения», по логике вещей, должна была стать передислокация 52-го тактического истребительного авиакрыла с немецкой авиабазы Спангдалем на польский военный аэродром под г. Редзиково, закупка Минобороны Польши 40 тактических крылатых ракет большой дальности (550 км) AGM-158 “JASSM” для вооружения тактических истребителей F-16C/D Block 52+, которые с этих пор получили тактическую возможность «достать» почти до любого военного и промышленного объекта в Белоруссии, а также недавнее кратковременное прибытие на польскую авиабазу Ласк двух малозаметных тактических истребителей 5-го поколения F-22A Block 30 «Raptor», демонстрирующих передовую военную мощь США у непосредственных границ ОДКБ.

На фото F-22A “Raptor” ВВС США, только прибывший на польскую авиабазу Ласк; на заднем плане видны киль польского F-16C Block 52+ и носовая часть МиГ-29А. Как видим, американцы приступили к отработке тактики применения истребителей 5-го поколения на Европейском ТВД. Этот факт коренным образом меняет подход ВВС России к формированию обороны западных рубежей государства

Но для президента РБ Александра Лукашенко этих «звоночков» оказалось недостаточно, в своём предвыборном интервью он заявил, что российских самолётов на территории страны нет. О том, что в грядущих выборах Лукашенко ждёт безоговорочная победа, независимо от мнения лидера страны относительно российской авиабазы, никто давно не сомневается, а поэтому всё более склоняется именно к вопросам экономического сотрудничества Белоруссии с ЕС, которым в союзном государстве уделяется определённое внимание.

ВВС России уже имеют опыт развёртывания Су-27П на авиабазе в Барановичах. Но стоит заметить, что активно развивающиеся ОВВС НАТО на границе с Союзным Государством требуют переброски в Беларусь гораздо более совершенного авиационного комплекса типа Су-35С

В то же время, затягивание вопросов с развёртыванием авиабазы с ИАП Су-27 снижает обороноспособность не только ЗВО ВС России, но и самой Белоруссии, поскольку в случае возможного крупного военного конфликта между Россией и НАТО, Запад вряд ли будет рассматривать РБ как нейтральное государство и вспоминать о каком-либо сотрудничестве, а будет противостоять её ВС ровно как и другим армиям, входящим в состав ОДКБ, тем более, что Беларусь с 2009 года входит в единую региональную систему ПВО с Российской Федерацией. Этого, видимо, и не хочет понимать белорусское руководство, забывающее о том, что самостоятельный боевой потенциал ВС РБ откровенно скудный по сравнению с тем, что может противопоставить в этом регионе Североатлантический альянс.

ОСНАЩЁННОСТЬ ВС БЕЛОРУССИИ НЕ СТОЛЬ «ПРОДВИНУТА», ЧТОБЫ ДИКТОВАТЬ УСЛОВИЯ, ОТ КОТОРЫХ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ДАЛЬНЕЙШАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Речь здесь идёт о текущем состоянии Военно-воздушных сил и Сухопутных войск Белоруссии, которые не обладают достаточными возможностями для отражения всех угроз, наметившихся со стороны Польши и Прибалтийских стран НАТО, ввиду размещения на их территориях полностью укомплектованного контингента ВС США.

Начиная с 2007 года, белорусская тактическая авиация в ходе учений ВВС и ПВО отрабатывает посадку истребителей МиГ-29УБ, Су-27УБМ и штурмовиков Су-25 на участок шоссе «Минск – Могилев». Такие манёвры проводятся не случайно. Белоруссия расположена на рубежах огневой досягаемости большинства видов оперативно-тактического ракетного вооружения и даже некоторых видов дальнобойной ствольной и реактивной артиллерии стран НАТО, из-за чего аэродромная инфраструктура ВВС республики может быть выведена из строя всего за несколько часов после начала вероятной СВКНО со стороны стран коалиции.

В таких условиях важность использования автодорог в целях поддержания действий ВВС имеет первостепенное значение. Напомню, что, например, в ВВС Швеции уже даже разработана концепция «шоссейного базирования» истребителей Jas-39 “Грипен”, получившая название «BAS 90», которая предусматривает не только оперативное рассредоточение самолётов по многочисленным участком автомагистралей, но и их эскортирование средствами технического обслуживания; это значительно осложняет идентификацию базирования целых ИАП средствами воздушной, космической и наземной разведок противника.

Посадка на автомагистраль учебно-боевого истребителя Су-27УБМ1

Но авиапарк ВВС Белоруссии, даже при максимально возможной подготовке лётного состава, сильно отстаёт от НАТОвского. На вооружении ВВС находится всего 37 многоцелевых истребителей МиГ-29 (из них: 17 МиГ-29Б, 8 МиГ-29УБ и всего 12 МиГ-29БМ) и 14 Су-27/Су-27УБМ1. Самыми боеспособными из них остаются лишь 16 истребителей (12 МиГ-29БМ и 4 Су-27УБМ1, срок эксплуатации последних уже истёк, информация о модернизации отсутствует). МиГ-29БМ по выполнению задач по завоеванию господства в воздухе в ДВБ находится примерно на уровне польских F-16C Block 52+ и немного уступает французским и европейским «Рафалям» и «Еврофайтерам».

На белорусский МиГ-29БМ установлена модернизированная БРЛС с ЩАР (щелевой антенной решёткой) типа Н019М, дальность её действия по целям типа «истребитель» доведена до 120 – 140 км, типа «мост» — около 100 км. СУО самолёта унифицирована с большинством видов ракет и управляемых авиабомб (Р-27ЭР, Р-77, Х-29Т/Л, КАБ-500 и т.д.). В ближнем воздушном бою (БВБ) МиГ-29БМ превосходит все западные истребители.

Такая же ситуация складывается и с Су-27УБМ1. Высокоманевренный учебно-боевой истребитель получил усовершенствованную БРЛС Н001ВЭ, в которой был введён режим «воздух-земля», самолёт был приспособлен к использованию подобного ракетно-бомбового «снаряжения», используемого МиГом. Дальность же работы по воздушным целям в белорусской «Сушке» была также увеличена.

Но количество данных машин не позволяет думать не то что о полноценных возможностях ПВО и ударных миссиях белорусской армии против военных объектов в Польше и Прибалтике, но даже и о обороне от перспективной авиации НАТО над собственной территорией. Неизвестно и о наличии и состоянии тактических ракет Х-59 «Овод», которые могли перейти в распоряжение Минобороны РБ после развала СССР и могли бы эффективно применяться для точечных ударов по объектам НАТО с воздуха на значительных расстояниях, ведь действовать самостоятельно (без российской поддержки), в первые дни возможного конфликта, авиация ВВС РБ не сможет даже вблизи собственной границы, поскольку в ближайший год-два Польша приобретёт у США до десятка батарей ЗРК «Patriot PAC-2/3», которые непременно разместит близ белорусской границы и Калининградской области. О подавляющем количественном превосходстве истребителей авиации НАТО вообще умолчу.

Сухопутные войска РБ хоть и отличаются огромным танковым парком и количеством ББМ и БМ РСЗО/ствольной артиллерии (около 500 ОБТ, 1300 БТР/БМП, 500 артиллерийских систем), основная оборонительная единица ( 450 Т-72Б и 65 Т-80Б) по бронезащите и точности СУО уступает системам управления огнём принимаемых на вооружение СВ Польши и Германии танков «Леопард-2А4/5», а также прибывающих в Восточную Европу и Прибалтику американских М1А2 SEP. Суммарное количество танков НАТО также превосходит белорусский состав.

Единственный «стратегический актив» обороны РБ основан на достаточно хорошей системе ПВО-ПРО, сформированной из 4 ЗРДН (комплексов) С-300В, 14-18 ЗРК С-300ПС, несколькими десятками действующих С-125 и др. комплексов, а также 12 ЗРСК «Тор-М2Э», закупленных для перекрытия «мёртвых зон» тех С-300, которые находятся на наиболее опасных оперативных направлениях, в планах поставки в РБ ЗРС С-400 «Триумф».

Действующая ПВО Белоруссии способна какое-то время защищаться от ударов ВВС НАТО, но полное превосходство над противником требует также сильных ВВС, особенно ввиду появления близ границ авиации 5-го поколения США, коими Беларусь не обладает. Развёртывание ИАП Су-27 ВВС России в Брановичах имеет решающее значение в дальнейшем положении сил ОДКБ на Европейском оперативном направлении.