Посадка на автомагистраль учебно-боевого истребителя Су-27УБМ1

Не на шутку сложная военно-политическая ситуация складывается у нас на глазах на наиболее опасном Западном стратегическом направлении ОДКБ и Российской Федерации, основной причиной чего является начавшаяся президентская предвыборная компания в союзном государстве Белоруссия, а также некоторые внешнеполитические приоритеты белорусского руководства, по их мнению влияющие на экономику  РБ.

Тем не менее, в угрожающей геостратегической обстановке, сложившейся для ОДКБ на Восточноевропейском ТВД, пренебречь боевым потенциалом союзных государств в пользу дешёвого политического пира – «смерти подобно». Конечно, такая крылатая фраза может выглядеть несколько прямолинейно и жёстко, но суровая военная действительность диктует свои правила «игры», поражение в которой несёт серьёзные последствия не только для Белоруссии, но и для всего Западного военного округа ВС РФ.

Союзное Государство России и Белоруссии, а также военно-стратегическое объединение основных родов войск между странами является важным сдерживающим фактором для стран блока НАТО в Европе
Союзное Государство России и Белоруссии, а также военно-стратегическое объединение основных родов войск между странами является важным сдерживающим фактором для стран блока НАТО в Европе

2 сентября 2015 года, участники заседания правительства Российской Федерации рассмотрели вопрос о развёртывании в белорусских Барановичах крупной авиабазы ВВС России, на которой будет размещён истребительный авиационный полк самолётов Су-27 для усиления ПВО России и ОДКБ на западных стратегических рубежах нашего военно-политического блока.

В последнее время этот вопрос превратился в аксиому безопасности экономической и военной инфраструктур Союзного Государства России и Белоруссии в условиях, когда ОВС блока НАТО, а в частности США, увеличили свой воинский контингент и число наступательных и оборонительных вооружений в Европе в несколько раз.

На фото звено из 4-х ударных истребителей подавления ПВО F-16CJ «Wild Weasel», входящих в одну из эскадрилий 52-го тактического авиакрыла, базирующегося на авиабазах Спангдалем (ФРГ) и Редзиково (Польша). 24 самолёта этой эскадрильи способны нести на подвесках 96 противорадиолокационных ракет AGM-88 “HARM”, что требует беспрецедентных мер в формировании ПВО Белоруссии и ЗВО РФ. Только полноценный зенитно-ракетный полк С-300ПС (6 дивизионов) способен отразить полноценный удар этой эскадрильи
На фото звено из 4-х ударных истребителей подавления ПВО F-16CJ «Wild Weasel», входящих в одну из эскадрилий 52-го тактического авиакрыла, базирующегося на авиабазах Спангдалем (ФРГ) и Редзиково (Польша). 24 самолёта этой эскадрильи способны нести на подвесках 96 противорадиолокационных ракет AGM-88 “HARM”, что требует беспрецедентных мер в формировании ПВО Белоруссии и ЗВО РФ. Только полноценный зенитно-ракетный полк С-300ПС (6 дивизионов) способен отразить полноценный удар этой эскадрильи

Последней «каплей терпения», по логике вещей, должна была стать передислокация 52-го тактического истребительного авиакрыла с немецкой авиабазы Спангдалем на польский военный аэродром под г. Редзиково, закупка Минобороны Польши 40 тактических крылатых ракет большой дальности (550 км) AGM-158 “JASSM” для вооружения тактических истребителей F-16C/D Block 52+, которые с этих пор получили тактическую возможность «достать» почти до любого военного и промышленного объекта в Белоруссии, а также недавнее кратковременное прибытие на польскую авиабазу Ласк двух малозаметных тактических истребителей 5-го поколения F-22A Block 30 «Raptor», демонстрирующих передовую военную мощь США у непосредственных границ ОДКБ.

На фото F-22A “Raptor” ВВС США, только прибывший на польскую авиабазу Ласк; на заднем плане видны киль польского F-16C Block 52+ и носовая часть МиГ-29А. Как видим, американцы приступили к отработке тактики применения истребителей 5-го поколения на Европейском ТВД. Этот факт коренным образом меняет подход ВВС России к формированию обороны западных рубежей государства
На фото F-22A “Raptor” ВВС США, только прибывший на польскую авиабазу Ласк; на заднем плане видны киль польского F-16C Block 52+ и носовая часть МиГ-29А. Как видим, американцы приступили к отработке тактики применения истребителей 5-го поколения на Европейском ТВД. Этот факт коренным образом меняет подход ВВС России к формированию обороны западных рубежей государства

Но для президента РБ Александра Лукашенко этих «звоночков» оказалось недостаточно, в своём предвыборном интервью он заявил, что российских самолётов на территории страны нет. О том, что в грядущих выборах Лукашенко ждёт безоговорочная победа, независимо от мнения лидера страны относительно российской авиабазы, никто давно не сомневается, а поэтому всё более склоняется именно к вопросам экономического сотрудничества Белоруссии с ЕС, которым в союзном государстве уделяется определённое внимание.

ВВС России уже имеют опыт развёртывания Су-27П на авиабазе в Барановичах. Но стоит заметить, что активно развивающиеся ОВВС НАТО на границе с Союзным Государством требуют переброски в Беларусь гораздо более совершенного авиационного комплекса типа Су-35С
ВВС России уже имеют опыт развёртывания Су-27П на авиабазе в Барановичах. Но стоит заметить, что активно развивающиеся ОВВС НАТО на границе с Союзным Государством требуют переброски в Беларусь гораздо более совершенного авиационного комплекса типа Су-35С

В то же время, затягивание вопросов с развёртыванием авиабазы с ИАП Су-27 снижает обороноспособность не только ЗВО ВС России, но и самой Белоруссии, поскольку в случае возможного крупного военного конфликта между Россией и НАТО, Запад вряд ли будет рассматривать РБ как нейтральное государство и вспоминать о каком-либо сотрудничестве, а будет противостоять её ВС ровно как и другим армиям, входящим в состав ОДКБ, тем более, что Беларусь с 2009 года входит в единую региональную систему ПВО с Российской Федерацией. Этого, видимо, и не хочет понимать белорусское руководство, забывающее о том, что самостоятельный боевой потенциал ВС РБ откровенно скудный по сравнению с тем, что может противопоставить в этом регионе Североатлантический альянс.

Читайте также  "Стратегия Трёх Побед" России за счёт поддержки сирийской армии

ОСНАЩЁННОСТЬ ВС БЕЛОРУССИИ НЕ СТОЛЬ «ПРОДВИНУТА», ЧТОБЫ ДИКТОВАТЬ УСЛОВИЯ, ОТ КОТОРЫХ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ДАЛЬНЕЙШАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Речь здесь идёт о текущем состоянии Военно-воздушных сил и Сухопутных войск Белоруссии, которые не обладают достаточными возможностями для отражения всех угроз, наметившихся со стороны Польши и Прибалтийских стран НАТО, ввиду размещения на их территориях полностью укомплектованного контингента ВС США.

Начиная с 2007 года, белорусская тактическая авиация в ходе учений ВВС и ПВО отрабатывает посадку истребителей МиГ-29УБ, Су-27УБМ и штурмовиков Су-25 на участок шоссе «Минск – Могилев». Такие манёвры проводятся не случайно. Белоруссия расположена на рубежах огневой досягаемости большинства видов оперативно-тактического ракетного вооружения и даже некоторых видов дальнобойной ствольной и реактивной артиллерии стран НАТО, из-за чего аэродромная инфраструктура ВВС республики может быть выведена из строя всего за несколько часов после начала вероятной СВКНО со стороны стран коалиции.

В таких условиях важность использования автодорог в целях поддержания действий ВВС имеет первостепенное значение. Напомню, что, например, в ВВС Швеции уже даже разработана концепция «шоссейного базирования» истребителей Jas-39 “Грипен”, получившая название «BAS 90», которая предусматривает не только оперативное рассредоточение самолётов по многочисленным участком автомагистралей, но и их эскортирование средствами технического обслуживания; это значительно осложняет идентификацию базирования целых ИАП средствами воздушной, космической и наземной разведок противника.

Посадка на автомагистраль учебно-боевого истребителя Су-27УБМ1
Посадка на автомагистраль учебно-боевого истребителя Су-27УБМ1

Но авиапарк ВВС Белоруссии, даже при максимально возможной подготовке лётного состава, сильно отстаёт от НАТОвского. На вооружении ВВС находится всего 37 многоцелевых истребителей МиГ-29 (из них: 17 МиГ-29Б, 8 МиГ-29УБ и всего 12 МиГ-29БМ) и 14 Су-27/Су-27УБМ1. Самыми боеспособными из них остаются лишь 16 истребителей (12 МиГ-29БМ и 4 Су-27УБМ1, срок эксплуатации последних уже истёк, информация о модернизации отсутствует). МиГ-29БМ по выполнению задач по завоеванию господства в воздухе в ДВБ находится примерно на уровне польских F-16C Block 52+ и немного уступает французским и европейским «Рафалям» и «Еврофайтерам».

На белорусский МиГ-29БМ установлена модернизированная БРЛС с ЩАР (щелевой антенной решёткой) типа Н019М, дальность её действия по целям типа «истребитель» доведена до 120 – 140 км, типа «мост» — около 100 км. СУО самолёта унифицирована с большинством видов ракет и управляемых авиабомб (Р-27ЭР, Р-77, Х-29Т/Л, КАБ-500 и т.д.). В ближнем воздушном бою (БВБ) МиГ-29БМ превосходит все западные истребители.

Читайте также  Ту-214Р/СР открывают новые возможности российской армии в ХXI веке

Такая же ситуация складывается и с Су-27УБМ1. Высокоманевренный учебно-боевой истребитель получил усовершенствованную БРЛС Н001ВЭ, в которой был введён режим «воздух-земля», самолёт был приспособлен к использованию подобного ракетно-бомбового «снаряжения», используемого МиГом. Дальность же работы по воздушным целям в белорусской «Сушке» была также увеличена.

Но количество данных машин не позволяет думать не то что о полноценных возможностях ПВО и ударных миссиях белорусской армии против военных объектов в Польше и Прибалтике, но даже и о обороне от перспективной авиации НАТО над собственной территорией. Неизвестно и о наличии и состоянии тактических ракет Х-59 «Овод», которые могли перейти в распоряжение Минобороны РБ после развала СССР и могли бы эффективно применяться для точечных ударов по объектам НАТО с воздуха на значительных расстояниях, ведь действовать самостоятельно (без российской поддержки), в первые дни возможного конфликта, авиация ВВС РБ не сможет даже вблизи собственной границы, поскольку в ближайший год-два Польша приобретёт у США до десятка батарей ЗРК «Patriot PAC-2/3», которые непременно разместит близ белорусской границы и Калининградской области. О подавляющем количественном превосходстве истребителей авиации НАТО вообще умолчу.

Сухопутные войска РБ хоть и отличаются огромным танковым парком и количеством ББМ и БМ РСЗО/ствольной артиллерии (около 500 ОБТ, 1300 БТР/БМП, 500 артиллерийских систем), основная оборонительная единица ( 450 Т-72Б и 65 Т-80Б) по бронезащите и точности СУО уступает системам управления огнём принимаемых на вооружение СВ Польши и Германии танков «Леопард-2А4/5», а также прибывающих в Восточную Европу и Прибалтику американских М1А2 SEP. Суммарное количество танков НАТО также превосходит белорусский состав.

Единственный «стратегический актив» обороны РБ основан на достаточно хорошей системе ПВО-ПРО, сформированной из 4 ЗРДН (комплексов) С-300В, 14-18 ЗРК С-300ПС, несколькими десятками действующих С-125 и др. комплексов, а также 12 ЗРСК «Тор-М2Э», закупленных для перекрытия «мёртвых зон» тех С-300, которые находятся на наиболее опасных оперативных направлениях, в планах поставки в РБ ЗРС С-400 «Триумф».

Действующая ПВО Белоруссии способна какое-то время защищаться от ударов ВВС НАТО, но полное превосходство над противником требует также сильных ВВС, особенно ввиду появления близ границ авиации 5-го поколения США, коими Беларусь не обладает. Развёртывание ИАП Су-27 ВВС России в Брановичах имеет решающее значение в дальнейшем положении сил ОДКБ на Европейском оперативном направлении.