Не секрет, что превосходство военно-морского потенциала большой державы на морском театре военных действий достигается не только за счёт технологического уровня надводных кораблей, подводных лодок и морской патрульной противолодочной авиации и их вооружения, важнейшую роль в этих задачах также играет оперативная взаимозаменяемость между двумя и более флотами военно-морских сил, которая напрямую зависит от географии базирования дружественных флотов.
ВМФ России, ввиду громадной береговой линии протяжённостью свыше 38400 км, а также сложной географии Евразийского континента, с самого начала его формирования столкнулся с серьёзной дилеммой большой оперативной удалённости Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов друг от друга. Зачастую принято считать, что дилемма не является проблемой, тем не менее, в нашем случае, это есть самая настоящая и достаточно сложная проблема, которая нуждается в скорейшем, хотя бы частичном разрешении.
Взаимозаменяемость флотов является всё более неотъемлемой частью в военной доктрине государства, когда ведущие мировые сверхдержавы противника, а также подчинённые им военно-политические альянсы вводят новые «правила большой» за военно-политическое и экономическое превосходство, основным из которых сейчас является «арктическая гонка». Уж так случилось, что в первый эшелон этой великой гонки за владение естественными энергоносителями в арктической зоне попал именно Северный флот ВМФ России.
Геостратегическое базирование СФ, находящегося непосредственно на рубежах начала вероятной стратегической воздушно-космической операции ВВС и ВМС США против нашей страны, создало почву для его максимального ударного и оборонительного потенциалов среди всех других российских флотов.
Но факт остаётся фактом, вопрос взаимозаменяемости в наших условиях полному разрешению не подлежит, а для безоговорочного превосходства «арктических сил» России над объединёнными ВМС НАТО, командование Северного флота должно сделать ставки на максимальную оперативность и техническое совершенство кораблей, способность осуществлять быструю переброску КУГ в самые северные участки Карского моря и Северного ледовитого океана, откуда стоит ожидать угрозы подводной компоненты ВМС США.
18 августа стало известно, что отряд кораблей Северного флота России находится на подходе к стратегически важному проливу Карские Ворота, через который наша корабельная группировка перейдёт из Баренцева моря в Карское. Огромная тактическая и стратегическая важность этого пролива заключается именно в возможности оперативной переброски кораблей СФ вдоль длинной северной береговой линии России непосредственно в верхние арктические широты для обороны Северного и Северо-восточного оперативных направлений от подводных сил ВМС США. Переход в не менее важное море Лаптевых осуществляется через пролив Вилькитского.
О начале прохода через пролив Карские ворота сообщил временно исполняющий обязанности начальника пресс-службы СФ капитан 2-го ранга А. Лузик. Он также сообщил, что моряки СФ отрабатывают навыки похода в арктических условиях, что подтверждает прогресс развёртывания «арктических сил» как перспективного смешанного оперативного подразделения, в которое входят сразу несколько родов войск.
Так на побережье моря Лаптевых практически восстановлен военный аэродром в Тикси, который не эксплуатировался около 10 лет. На ВВП «воздушной гавани» в Тикси планируется развёртывание дальних перехватчиков МиГ-31БМ, морской авиации, а также подразделения эшелонированной ПВО-ПРО. Аэродром открывается в рамках усиления «арктических сил» и дополнит отсутствующие регулярные корабельные группировки СФ силами истребительной, противолодочной и ударной авиации ВВС России.
Вопросы по компенсации взаимозаменямости и автономности Северного флота призваны решить также программы разработки перспективной многоцелевой атомной подводной лодки пр. 885 «Ясень» и перспективного суперэсминца комплексной противовоздушной/противоракетной/противолодочной обороны пр. 23560 «Шквал», обладающего также возможностью наносить мощные противокорабельные удары по надводному противнику.
МАПЛ пр. 885 «Ясень» является сегодня одним из самых подготовленных морских «хищников» для «арктической гонки». Установленный на ней атомный реактор ОК-650В, возможность использования лучших противокорабельных и крылатых ракет типа 3М54Э1 и «Яхонт», а также уникальные качества ГАК и малошумности, позволяют ей тактически доминировать над такими подлодками как британские «Астьют», «Трафальгар», и даже над американской «Sea Wolf».
Многие западные специалисты и блогеры отмечают, что именно Россия наиболее тонко и чётко освоила все правила «игры» в Арктике.
Действительно,- за нами все географические и гидрологические «уловки»: мы знаем то, где и в какое время года наблюдается та или иная акустическая слышимость в воде, знаем когда, к примеру, можно отправить на задание менее тихий пр. 949А вместо 885-го проекта, знаем ещё много чего, тем более, что общий опыт хождения наших военных моряков в арктических условиях куда более велик, чем у таких оппонентов как Дания, Великобритания или даже США.