Главная Армия России

Поход через Карские Ворота решает стратегическую проблему ВМФ России

0
3305

Не секрет, что превосходство военно-морского потенциала большой державы на морском театре военных действий достигается не только за счёт технологического уровня надводных кораблей, подводных лодок и морской патрульной противолодочной авиации и их вооружения, важнейшую роль в этих задачах также играет оперативная взаимозаменяемость между двумя и более флотами военно-морских сил, которая напрямую зависит от географии базирования дружественных флотов.

ВМФ России, ввиду громадной береговой линии протяжённостью свыше 38400 км, а также сложной географии Евразийского континента, с самого начала его формирования столкнулся с серьёзной дилеммой большой оперативной удалённости Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов друг от друга. Зачастую принято считать, что дилемма не является проблемой, тем не менее, в нашем случае, это есть самая настоящая и достаточно сложная проблема, которая нуждается в скорейшем, хотя бы частичном разрешении.

Взаимозаменяемость флотов является всё более неотъемлемой частью в военной доктрине государства, когда ведущие мировые сверхдержавы противника, а также подчинённые им военно-политические альянсы вводят новые «правила большой» за военно-политическое и экономическое превосходство, основным из которых сейчас является «арктическая гонка». Уж так случилось, что в первый эшелон этой великой гонки за владение естественными энергоносителями в арктической зоне попал именно Северный флот ВМФ России.

Геостратегическое базирование СФ, находящегося непосредственно на рубежах начала вероятной стратегической воздушно-космической операции ВВС и ВМС США против нашей страны, создало почву для его максимального ударного и оборонительного потенциалов среди всех других российских флотов.

В «арктическую гонку» будет вовлечено не только наиболее перспективное вооружение, но и модернизированные, хорошо проверенные временем изделия как этот Ту-95МС

Но факт остаётся фактом, вопрос взаимозаменяемости в наших условиях полному разрешению не подлежит, а для безоговорочного превосходства «арктических сил» России над объединёнными ВМС НАТО, командование Северного флота должно сделать ставки на максимальную оперативность и техническое совершенство кораблей, способность осуществлять быструю переброску КУГ в самые северные участки Карского моря и Северного ледовитого океана, откуда стоит ожидать угрозы подводной компоненты ВМС США.

18 августа стало известно, что отряд кораблей Северного флота России находится на подходе к стратегически важному проливу Карские Ворота, через который наша корабельная группировка перейдёт из Баренцева моря в Карское. Огромная тактическая и стратегическая важность этого пролива заключается именно в возможности оперативной переброски кораблей СФ вдоль длинной северной береговой линии России непосредственно в верхние арктические широты для обороны Северного и Северо-восточного оперативных направлений от подводных сил ВМС США. Переход в не менее важное море Лаптевых осуществляется через пролив Вилькитского.

О начале прохода через пролив Карские ворота сообщил временно исполняющий обязанности начальника пресс-службы СФ капитан 2-го ранга А. Лузик. Он также сообщил, что моряки СФ отрабатывают навыки похода в арктических условиях, что подтверждает прогресс развёртывания «арктических сил» как перспективного смешанного оперативного подразделения, в которое входят сразу несколько родов войск.

Так на побережье моря Лаптевых практически восстановлен военный аэродром в Тикси, который не эксплуатировался около 10 лет. На ВВП «воздушной гавани» в Тикси планируется развёртывание дальних перехватчиков МиГ-31БМ, морской авиации, а также подразделения эшелонированной ПВО-ПРО. Аэродром открывается в рамках усиления «арктических сил» и дополнит отсутствующие регулярные корабельные группировки СФ силами истребительной, противолодочной и ударной авиации ВВС России.

На авиабазе в Тикси будет развёрнуто определённое количество дальних перехватчиков ПВО МиГ-31БМ, ведь на протяжении нескольких десятков лет Северо-Восточное ОН, не прикрытое удалённым СФ и авиацией, было очень уязвимо перед американскими стратегическими ракетоносцами B-1B и их «смертоносными» СКР AGM-86 «ALACM»

Вопросы по компенсации взаимозаменямости и автономности Северного флота призваны решить также программы разработки перспективной многоцелевой атомной подводной лодки пр. 885 «Ясень» и перспективного суперэсминца комплексной противовоздушной/противоракетной/противолодочной обороны пр. 23560 «Шквал», обладающего также возможностью наносить мощные противокорабельные удары по надводному противнику.

МАПЛ пр. 885 «Ясень» — одна из самых передовых в своём классе

МАПЛ пр. 885 «Ясень» является сегодня одним из самых подготовленных морских «хищников» для «арктической гонки». Установленный на ней атомный реактор ОК-650В, возможность использования лучших противокорабельных и крылатых ракет типа 3М54Э1 и «Яхонт», а также уникальные качества ГАК и малошумности, позволяют ей тактически доминировать над такими подлодками как британские «Астьют», «Трафальгар», и даже над американской «Sea Wolf».

ЭМ пр. 23560 «Шквал» продолжит знаменитую концепцию многоцелевых малозаметных фрегатов УРО типа «Адмирал Горшков» в классе эсминца большего водоизмещения

 

На изображении один из трёх самых современных эсминцев ПВО ВМС Дании «Peter Willemoes». Фрегат оснащён мощнейшим многоункциональным РЛК «APAR» компании «Thales» для ведения противовоздушной и противоракетной обороны с пропускной способностью 16 воздушных целей. Дания является одним из ключевых участников «арктической гонки», между тем, полное отсутствие подводной компоненты флота накладывает сильные ограничения на скрытное маневрирование датских ВМС в водах Северного Ледовитого океана

 

Несмотря на всю мощь и технологичность Северного флота России, он представляет из себя весьма умеренную авианосную ударную группировку с главными ракетными кораблями флагманского назначения — ТАРКр пр. 1144.2 «Пётр Великий» и ТАКР пр. 1143.5 «Адмирал Кузнецов»(представлены на фотографии). Флот нуждается в поплнении новыми НК и ПЛ (программа выполняется уже сейчас), боевой потенциал флота дополняется модернизацией БПК пр.1155 «Удалой» мощными ПКР «Калибр»/»Оникс» и самолётами противолодочной авиации Ил-38Н (фото с ресурса «Только большие пушки»

Многие западные специалисты и блогеры отмечают, что именно Россия наиболее тонко и чётко освоила все правила «игры» в Арктике.

Действительно,- за нами все географические и гидрологические «уловки»: мы знаем то, где и в какое время года наблюдается та или иная акустическая слышимость в воде, знаем когда, к примеру, можно отправить на задание менее тихий пр. 949А вместо 885-го проекта, знаем ещё много чего, тем более, что общий опыт хождения наших военных моряков в арктических условиях куда более велик, чем у таких оппонентов как Дания, Великобритания или даже США.