Все американские военные базы на Ближнем Востоке находятся в радиусе действия иранских ракет. Об этом недавно сообщило американское издание Washington Free Beacon. Как заявил командующий аэрокосмическими силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР) бригадный генерал Амир Али Гаджизаде, большая часть этих ракет составляют Иранский расширенный Арсенал (IRGC’s) и их количество остается тайной.
Также издание процитировало слова командующего ВМС КСИР адмирала Али Фадави, который жестко заявил, что «США узнают результат войны в Персидском заливе».
Вновь поднятая Ираном военная риторика и антиамериканские маневры, замечает издание, происходят на фоне сообщений, что Иран и Россия играют ведущую роль в Сирии, где обе страны стремятся укрепить боевую готовность президента Башара Асада. Более того, сформированный в Багдаде информационный центр, по словам политического советника Ирака Мохсена Хакима, мог бы стать первым шагом в формализации объединенного оперативного центра для координации военных усилий в Сирии и в других местах.
И дальше Washington Free Beacon отмечает следующее: поэтому особое внимание стоит обратить на новинку ВПК Ирана, которая в начале октября была продемонстрирована на экспозиции вооружений ВМС и береговой обороны КСИР, а именно — ракету-торпеду Hoot. Как отмечают специалисты (и, как замечает Washington Free Beacon, некоторые иранские военные), технология этой скоростной торпеды, способной уничтожать корабли и подводные лодки противника, была заимствована у русских. В частности, Hoot, которую Иран впервые испытал на учениях в 2006 году, сильно походит на советско-российский «Шквал».
— Торпеда несет очень мощную боеголовку. Ни один корабль не сможет уйти от нее, — хвастался в 2006-м Али Фадави, занимавший тогда должность заместителя главы ВМС КСИР. — На нее не способны реагировать вражеские радары и сонары. Даже если противник и обнаружит пуск торпеды, у него не будет времени для принятия контрмер. Запустить Hoot можно с любой стартовой площадки.
Однако на самый главный вопрос — способна ли ракета нести ядерные боеголовки, иранский военачальник ответа тогда не дал.
Учитывая, что корабли Ирана теперь имеют на вооружении не второсортное оружие, как считалось ранее, а скоростные подводные ракеты-торпеды, и что сейчас де-факто Тегеран — союзник Москвы на сирийском направлении, возникают следующие вопросы. Можно ли ожидать, что иранские корабли совместно с постоянным оперативным соединением России будут нести службу в Средиземном море (ВМС Ирана уже не раз бывали там)? Способно ли это изменить геополитическую ситуацию в регионе?
Для справки: суперторпеда «Шквал»хотя и была принята на вооружение ВМФ СССР еще в далеком 1977 году, долгое время не имело аналогов в мире. Если обычные торпеды развивают скорость 60−70 узлов, то «Шквал», разработанный советским специалистом Михаилом Меркуловым со своим коллективом, двигался втрое быстрее (до 500 км/ч) благодаря особой конструкции, позволявшей на ходу обволакивать тело торпеды воздушным пузырем, и радикально снижать потери на трение. Такое физическое явление, когда в воде позади быстро движущегося объекта образуются мельчайшие пузырьки, заполненные паром, называется кавитацией.
Принято считать, что в России дальнейшие разработки ракет с применением технологии суперкавитации не получили развития. Однако стоит отметить, что в июне 2013 года генеральный конструктор профильного завода «Дагдизель», первый председатель российского научного совета по торпедостроению, известнейший российский ученый Шамиль Алиев сообщил СМИ, что разработанная еще в середине 20 века торпеда «Шквал», сразу прославившаяся, как самая быстрая на планете, в скором времени будет усовершенствована — планируется создать такую торпеду, которая будет обладать зачатками искусственного интеллекта. Но пока российский ВМФ «Шквал» так и не использует.
По мнению военных экспертов, «Шквал» мог попасть в Иран из Китая. Как? Либо эти ракеты были поставлены Пекину в середине 90-х годов, а оттуда перекочевали в Иран, либо Китаю затонувшие в Иссык-Куле образцы «Шквала» передала Киргизия. Дело в том, что в бытность СССР производство этих торпед было размещено в Бишкеке (Фрунзе) и в Алма-Ате. А после распада Советского Союза Россия не сумела «эвакуировать» ни исследовательскую базу ВМФ на Иссык-Куль (там в 1964-м и состоялись первые пуски «Шквала»), ни завод «Дастан».
Заметим, что хотя в 1992 году правительство РФ и приняло решение разрешить экспорт ракет «Шквал», однако официальная информация о продаже кому-либо за рубеж отсутствует. Согласно рекламным предложениям, «Шквал-Э» имел основные части и конструкцию, аналогичные «штатному» «Шквалу».
Долгое время не существовало торпеды, хотя бы близко приближавшейся к «Шквалу» по скорости. Западные спецслужбы неоднократно пытались получить информацию о российском суперкавитационном оружии. Так, в 2000-м году за попытку заполучить технологии изготовления топлива для противолодочного ракетного комплекса «Шквал» ФСБ был арестован американский бизнесмен, отставной офицер морской разведки США Эдмунд Поуп. В СМИ сообщалось, что канадская разведка более двух лет вела переговоры с Киргизией о продаже ей ракет «Шквал», сумма контракта оценивалась в 6−10 млн. долларов, но сделка сорвалась по невыясненным причинам еще в 2000-ом. Известно, что с конца 1990-х переговоры с Казахстаном вел Китай.
Член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, капитан 1-го ранга Константин Сивков говорит, что ракета-торпеда «Шквал» — это довольно специфический вид оружия, предназначенный в основном для применения в ядерном оснащении — для поражения подводных лодок, авианосцев и т. д.
— Например, ракетный подводный крейсер стратегического назначения, командир которого получил задачу нанести ракетно-ядерный удар, был обнаружен и атакован торпедой в то время, когда лодка производит пуск боекомплекта. Находясь на боевом курсе, нельзя никуда свернуть, пока не будет произведен залп полного боекомплекта. Для такой ситуации нам и нужны были вот такие ракеты-торпеды с ЯБП (ядерным боеприпасом). Снаряд мог быстро пройти безопасную дистанцию, не накрывая свою подлодку, после чего взорваться. Если противник не был уничтожен, то в результате возникшего «возмущения воды» наверняка потерял бы контакт с нашей субмариной.
У «Шквала» был ряд недостатков: невозможность управлять ракетой на траектории её движения (впрочем, это компенсировалось установкой на «Шквал» ядерной боевой части — в таком варианте одного попадания достаточно, чтобы уничтожить, например, авианосец), относительно малый радиус действия ракеты (из-за большого расхода энергии для создания суперкавитации) — 10 км.
То есть в обычном снаряжении «Шквал» — это прямоидущая быстроходная ракета, в которой, по определению, из-за большой скорости не работает какая-либо система наведения. Поэтому я не понимаю, чего уж такого страшного скоростная ракета-торпеда представляет для флота США, ведь понятно, что у Ирана «Шквал» может быть только в обычном снаряжении. Да и вообще ВМС Ирана рассчитаны сугубо на действия в Персидском заливе — там нет серьезных кораблей дальней морской зоны. А существующие, даже если и присоединятся к нашему оперативному соединению, добавят ему максимум 10−15% боевого потенциала. Серьезно на расклад сил в регионе повлиять они не могут.
Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов полагает, что также как коалиция во главе с Саудовской Аравией осуществляет блокаду Йемена, так и корабли России и Ирана могли бы блокировать побережье Сирии.
— Но для авианосных ударных групп ВМС США они в случае боевых действий какой-то серьезной угрозы не представляют.
Что же касается того, как к Ирану могли попасть отечественные ракеты-торпеды, то тут версий много: их мог Китаю поставить Бишкек, после чего они могли попасть в руки иранских военных, могли и наши напрямую передать — в рамках оказания военно-технической помощи…
Член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский полагает, что «Шквал» все-таки был поставлен Китаю напрямую, а уже оттуда попал в Иран.
— В 90-е годы мы много чего поставляли, как говорится, и оптом, и в розницу. Тяжелое было время, речь шла о выживании оборонных предприятий. Причем зачастую платили не валютой, а товарами. Я помню, когда Саратовский авиазавод поставил в Китай ракеты класса «воздух-воздух», то туда приходили вагоны с китайскими пуховиками — вместо денег.
Что касается ВМС Ирана в Средиземном море, то присутствие его кораблей не изменит расклада сил. Иранский флот, который также имеет противокорабельные ракеты наземного базирования — копии китайских изделий, авиационные противокорабельные ракеты, может эффективно действовать только в Персидском заливе. Думаю, Тегеран вполне способен запереть Персидский залив в случае широкомасштабного конфликта. Вопрос только в том, что палубная авиация США может действовать по этому региону и за его пределами, находясь в Индийском океане и в Средиземном море.
— Я никогда не поверю, что Китай, получив «Шквал», передал бы такую ракету-торпеду кому-либо, — говорит замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — Скорее, сам Иран получил ее от Киргизии. Но чем бы ни был вооружен иранский флот, его роль в Средиземном море все равно будет не существенна. Уж слишком он прибрежный. ВМС Ирана — это чисто региональный флот Персидского залива, максимум Аравийского моря. Нам он даст мало пользы. К тому же, так сказать, он никак не стандартизирован с ВМФ РФ, поскольку все его корабли западных проектов, перевооруженные на китайское оружие.
Справка
По данным Александра Храмчихина, в составе ВМС Ирана три фрегата английской постройки типа «Алванд». По аналогичному проекту в самом Иране в последние годы построены два фрегата типа «Джамаран». Строится фрегат «Саханд» более совершенного проекта. Остаются в строю три старых корвета — 2 типа «Баяндор», 1 «Хамзех».
Имеется 10 китайских ракетных катеров типа «Худонг», 10 типа «Каман» (французской постройки по проекту «Комбатант-2») и 4 аналогичных «Сина» иранской постройки, до 80 малых ракетных катеров собственной разработки с китайскими ПКР С-701 и С-704.
Сторожевые катера: 3 типа «Парвин» (американские PGM-71), 2 типа «Кайван», 3 типа «Зафар», 6 типа MIG-S-2600, до 150 малых (из них многие вооружены установками РСЗО или ПТРК), в том числе 20 торпедных (по 10 типов «Тир-2» и «Пейкап»).
Имеется 5 тральщиков: 2 типа «Риази» (американские «Кейп»), 2 типа «292», 1 «Шахрох» и 2 минзага типа «Хеджаз» (переоборудованные из ТДК).
Десантные силы включают 4 ТДК типа «Хенгам», 6 ТДК типа «Ормуз», 3 малых ДК «Фуке», 7 катеров на воздушной подушке английской постройки (6 ВН7, 1 SRN6).
Все фрегаты и ракетные катера вооружены китайскими ПКР или их местными копиями.
В ВМС КСИР входят все сверхмалые подводные лодки, ракетные катера типа «Худонг», до 30 малых ракетных, до 50 малых сторожевых и все торпедные. Все остальные — в составе ВМС армии.
На Каспийском море дислоцированы малая ПЛ типа «Фатех» (вторая данного типа), фрегат «Дамаванд» (второй корабль типа «Джамаран»), корвет «Хамзех» (построен в 1936 году), 2 ракетных катера типа «Сина», до 4 ракетных катеров типа «Худонг», до 40 сторожевых катеров, тральщик «Шахрох».
/Антон Мардасов, svpressa.ru/