О факте превосходства российских сверхманевренных тактических истребителей поколения «4++» Су-30СМ и Су-35С над американскими F-35A/B/C известно уже несколько лет. Высочайшие боевые качества отечественных машин проявились во множественных испытательных полётах, а также во время проведения совместных военных учений между ВВС Индии и ВВС Великобритании, в которых индийские пилоты на Су-30МКИ (технических аналогах российских Су-30СМ) продемонстрировали полное превосходство над британскими «Тайфунами», которые, в свою очередь, по маневренности, скорости и номенклатуре вооружения стоят на ступеньку выше разрекламированных американских истребителей 5-го поколения F-35 программы “JSF”.
Пугает командование ОВВС НАТО и тот факт, что эти самолёты, за счёт установки мощных бортовых РЛС с ПФАР Н011М «Барс» и Н035 «Ирбис-Э» способны вести дальний воздушный бой почти на равных с одним из лучших тяжёлых истребителей 5-го поколения, — американским малозаметным F-22A “Raptor”, который американские ВВС активно приспосабливают к действиям на напряжённом Европейском ТВД. Но это ещё далеко не все «сюрпризы», которые российский ВПК готов предоставить нашим западным «друзьям» в качестве ассиметричного ответа на оказываемое на РФ военно-политическое давление со стороны НАТО.
25 сентября, «Итерфакс», со ссылкой на источник в авиационной промышленности, сообщило о подготовке к постройке 2 опытных образцов лёгких многоцелевых истребителей МиГ-35С, архитектура БРЭО и конструкция которых будет разработана в соответствии с требованиями ВВС России. Два изделия планируется «поставить на крыло» уже в 2016 году, а в ближайшую пятилетку, по заявлениям Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), планируется организовать серийное производство около 100 машин для нужд Минобороны РФ. Данные факты указывают на возрождение наиболее перспективного проекта лёгкого российского истребителя переходного поколения даже после абсолютно несправедливого и нелепого «провала» в индийском тендере «MMRCA» на приобретение 126 средних многоцелевых истребителей поколения «4+/++».
Очень важной особенностью МиГ-35С и других радикально усовершенствованных истребителей МиГ-29С является их высочайший модернизационный потенциал, который наиболее заметен в возможности усовершенствования БРЭО и значительного увеличения ёмкости топливных баков. Одной из самых интересных машин в этом плане по сей день является великолепная модификация МиГ-29СМТ («изделие 9-17») , стоящая на вооружении, и первый раз поднявшаяся в воздух в далёком 98-м году.
Высокий тактический потенциал (не уступающий Су-27С и первым версиям Су-30) достигается за счёт установки двух дополнительных фюзеляжных топливных баков общей ёмкостью 2020 л топлива в гаргроте и хвостовой части фюзеляжа: это решение увеличило боевой радиус действия самолёта с 3 ПТБ до 1650 км, без ПТБ – до 1050 км. С одним ПТБ самолёт имеет радиус действия, эквивалентный Су-27, при этом один подвесной бак не оказывает серьёзного снижения аэродинамических качеств при выполнении штатных задач класса «воздух-воздух», и, тем более, ударных боевых операций. МиГ-29СМТ оснастили улучшенной БРЛС Н019МП, которая способна работать в режимах «воздух-земля-море» и картографирования местности; воздушные же цели типа «истребитель» обнаруживаются на расстоянии около 120-130 км.
Истребитель сохранил высокие скоростные показатели версии МиГ-29С (2450 км/ч), маневренность, а радиолокационная заметность была снижена до 1 – 1,3 м2. БРЭО было унифицировано для применения полноценной номенклатуры высокоточного ракетно-бомбового вооружения.
Если существующий МиГ-29СМТ можно считать эталоном истребителей поколения «4+» с возможностью модернизации, то МиГ-35 уже является переходным истребителем с элементами 6-го поколения.
Разработка МиГ-35 проходила параллельно с доводкой палубной модификации МиГ-29КУБ. БРЭО этих самолётов по большей части взаимозаменяемо. МиГ-35 имеет аналогичную двухместную кабину с дублирующими приборными панелями лётчика и оператора систем. Информационное поле обоих членов экипажа представлено 3 (лётчик) и 4 (оператор систем) широкоформатными ЖК МФИ, которых вполне достаточно для вывода всей необходимой тактической, навигационной и боевой информации от СУО истребителя. Все сенсоры, включая БРЛС, станции обнаружения атакующих ракет, лазерного облучения и ОЛПК верхней и нижней полусфер, синхронизированы в единой БИУС, которая может взаимодействовать с БИУС соседних по звену самолётов по тактическому каналу радиосвязи.
Станции обнаружения атакующих ракет (СОАР) верхней и нижней полусфер с высокой разрешающей способностью матриц способны обнаруживать приближающуюся ракету типа AIM-120C-7 c дистанции до 30 км, ЗУР типа MIM-104 – 45 – 50 км, причём ещё до захвата самолёта их ГСН; благодаря этому самолёт защищён и от скрытной атаки в пассивном режиме, включая ракеты-перехватчики с ИКГСН, от чего практически не защищены такие истребители как F-15C, F/A-18E/F и даже F-22A и др. Подобное оптико-электронное оборудование замечено лишь на американском F-35 и китайском J-20, что говорит о высочайшем оснащении нашего МиГ-35С в сравнении зарубежными изделиями.
Сейчас МиГ-35С оснащаются достаточно современной БРЛС с АФАР «Жук-АЭ» («FGA-29»). Антенное полотно радара диаметром 0,575 м представлено 680 ППМ общей импульсной мощностью 3400 Вт, благодаря чему станция может сопровождать на проходе 30 ВЦ и атаковать до 6 ракетами типа РВВ-АЕ (Р-77), но лишь на расстоянии 130 км.
Для увеличения дальности воздушного боя планируется установка «усиленной» БРЛС «Жук-А». Её апертура будет состоять из более, чем 1000 ППМ, а импульсная мощность будет значительно увеличена, за счёт чего дальность по цели типа «F-16C Block 60» c вооружением должна составить до 180 км, а типа F-22A (ЭПР около 0,1 м2) – порядка 95 – 110 км. Таким образом МиГ-35С сможет вести дальний воздушный бой с американскими истребителями 5-го поколения, к чему ранние версии Су-27 и МиГ-29С были мало приспособлены.
СОАР истребителей МиГ-35С смогут заблаговременно обнаружить даже выпущенную по ним модернизированную ракету AIM-120C-8 с дальности 170 км, предать её координаты на БРЛС «Жук-АЭ», которая затем «захватит» её для перехвата ракетами Р-77 или РВВ-СД, ведь все эти комплексы действуют в едином «боевом организме» истребителя. В таком случае, даже большая дальность радара «Раптора» и его меньшая радиолокационная сигнатура может не дать желаемого американцами эффекта. О сравнении F-35A с МиГ-35С можно даже разговор не заводить, равно как и превосходстве «Раптора» или «Лайтнинга» над сверхманевренной «Тридцатьпяткой» в ближнем бою.
Появление авиаполков недорогих и сверхсовершенных МиГ-35С в частях ВВС Западного и Южного военных округов сведут к минимуму все усилия НАТО к стратегическому превосходству в Восточной Европе, а также должно стать хорошим наглядным толчком для вполне осуществимой модернизации других многочисленных версий великолепного МиГ-29.
Для противостояния именно F35, и нужен МиГ 35. Он легче, тяговооружённость выше будет, нагрузка на крыло меньше, да заметность больше. Обещают ракету большой дальности. Так что на фоне прототипа 5 поколения, МиГ не выглядит чемоданом без ручки, который и выбросить жалко, и тянуть тяжело. Тут главное не забывать, что к 2025 году технику 4 поколения, будут менять на 95%, оставят только 4++, потом и от 4++ откажутся, (содержать невозможно). Срочно нужен лёгкий МиГ 5 поколения, экспортно-ориентированный, не уступающий всем этим F35, да и экономия на керосине по сравнению с Су Т-50 приблизительно в два раза получается. В тяжёлый входит 11100 литров, в лёгкий вряд ли войдёт 5300 литров. Да без «дозаправки» лёгкий МиГ должен пролететь больше чем МиГ 29. Это тоже важно.
МИГ-35, СУ-35 бессильны в дальнем ракетном бою против стелс-самолётов. А ведь F-35 планируется произвести более 2000 штук ! Нам нечего им противопоставить в воздухе. И F-22 и F-35 увидят самолёты 4 поколения с намного большей ЭПР намного раньше и выпустят по ним ракеты. Шансов в дальнем ракетном бою никаких. Что и подтвердили учебные бои F-22 против F-15 и F-16, в которых Рэпторы побеждали с разгромным счётом. Именно за счёт своей стелсовости. Да, они видны в метровом диапазоне, но радары метрового диапазона на истребитель не поставить. Все радары истребителей и головок самонаведения ракет — сантиметрового диапазона.
для обороны сгодится. Обнаруживать стелсы на своей территории не есть проблема — можно и наземными станциями и беспилотниками крошечными и спутниками. Вопрос быстрого сосредоточения средств поражения на одном направлении в случае массированного нападения противника. Всю страну С-300ми, -400ми и -500ми не обставишь. А переместить их быстро нельзя. Другое дело самолеты. Быстро перелетели в зону обнаружения противника, на кидали печенек по внешнему целеуказанию и домой.
Существует мнение, что F22 от локхида это вчерашний день. F 22 Начали испытывать в 1990 году, приняли на вооружение в 2005 (если не ошибаюсь) И его собираются снимать с боевого дежурства. Интересно, а МиГ 35 не вчерашний день???
Как то странно получается, F 22 через 3 года навсегда к земле прикуют, у F 35 целый океан проблем, у Т-50 тоже проблемы, неужели требования так завышены, что довести до ума не представляется возможным? А какие требования к 6 поколению? Увеличить эффективность на 500% по сравнению с 5 поколением?
-летать за счет подавления гравитации
-осуществлять подпространственные прыжки
-стрелять сиреневыми лучами под звуки «пиу»
Геморр-класссс!!!++++!!!
Специалист
Пятое поколение истребителей еще только развивается и тут нужно признать, что первыми в этой области развития идут США. Россия и Китай также идут в ногу со временем, однако, не все так уж и просто.