Последние несколько лет в оборонной сфере не хватало настоящих новинок и поэтому посетители выставки DSEi были рады увидеть, что у некоторых компаний есть еще «порох в пороховницах» и они стремятся инвестировать в крупные проекты.
Самоходная гаубица Caesar 8×8
Одним из таких проектов является самоходная гаубица Caesar 8×8, представленная в виде испытательной модели. К этому проекту компания Nexter приступила только в начале этого года. Причина здесь заключается в том, что концепцию Caesar необходимо было освободить от прочных оков «совместимости с C-130».
Действительно, в то время как одни потенциальные покупатели восхищались мобильными характеристиками гаубицы Caesar на шасси Unimog 6×6 или Renault 6×6, другие сожалели, что совместимость с транспортным самолетом C-130 накладывает жесткие ограничения касательно полуавтоматического заряжания, дополнительного количества снарядов и зарядов и возможно дополнительного бронирования кабины.
Повышенная проходимость, запас хода и большие габариты (но без чрезмерного гигантизма) заставил Nexter обратиться к чешской компании Tatra. У этих двух компаний довольно прочные деловые связи, поскольку чешский производитель уже как-то раз был выбран поставщиком шасси для высокоподвижного бронетранспортера Titus, разработанного французской Nexter.
Tatra также является регулярным победителем некоторых сложнейших внедорожных ралли и гонок по всему миру, включая оригинальную гонку Париж-Дакар. Высокая проходимость реализована в основном благодаря независимой подвеске с качающимися мостами (так называемая хребтовая рама), соединенной с пневматическими амортизаторами, что позволяет получить феноменальный ход колеса и постоянный контакт с грунтом, а следовательно и оптимальное сцепление.
В отличие от других конкурирующих 155-мм колесных гаубиц пушка Caesar 8×8 стреляет вперед (углы по азимуту компания не озвучивает) и сохраняет прежнюю конфигурацию 6×6 с задними стабилизирующими опорами. Для ведения огня прямой наводкой ствол 155/52 может опускаться на кабину. Впрочем, кроме этого шасси Tatra 8×8 позволяет реализовать множество вариантов, которые могут затребовать заказчики, например различные уровни автоматического заряжания и защиты кабины вплоть до Уровней 2A или 2B.
Шасси может быть модифицировано для перевозки 40 выстрелов. С целью увеличения числа заказчиков само шасси T815 уже идет с возможностью установки различных силовых блоков. Кроме стандартного дизельного двигателя с воздушным охлаждением Tatra мощностью 410 л.с. на шасси можно установить двигатели от MAN, Sizu и Renault/Volvo.
Как уже было сказано, представленная на выставке DSEi машина является первым экспериментальным образцом гаубицы установленной на шасси, это даже не прототип. На выставке Eurosatory (к которой компания уже набрала достаточное число опросных листов от потенциальных заказчиков) машина имела удлиненную кабину (на первой выкатке обычная, гражданского стандарта) для того, чтобы разместить в ней пять членов экипажа. В зависимости от вариантов, которые выберет заказчик, гаубица в конфигурации 8×8 будет весить от 26 до 30,5 тонн.
Бронетранспортер VBCI-2
Компания Nexter представила еще одну свою новинку на выставке – новый вариант бронетранспортера Vehicule Blinde de Combat d’Infanterie или VBCI-2. Машины VBCI французской армии видели тяжелые времена в Афганистане и совсем недавно в Мали, где к большому удовлетворению своих пассажиров не раз спасали их жизни. VBCI в основном создавалась в соответствии с требованиями французской армии, но также была испытана в нескольких странах в тяжелых условиях экстремально жаркого и холодного климата.
В настоящее время некоторое количество из 630 машин VBCI французской армии проходит модернизацию, предусматривающую множество усовершенствований, которые увеличивают общую массу до 32 тонн. Но корпус при этом остается прежним.
Многие из этих доработок фактически нацелены на то, чтобы дать машине второе дыхание на экспортном рынке. Большое число доработок фактически позволяет говорить о совершенно новом обозначении машины, но, несмотря на то, что был сохранен только базовый сварной корпус из алюминиевой брони, было решено оставить ставшее уже знаменитым наименование и дать машине обозначение VBCI-2.
Видимые внешние изменения
Фактически, доработка машины шла по всем направлениям. Усовершенствования коснулись грузоподъемности, мобильности, огневого могущества, ветроники, эксплуатационной надежности, эргономики и функциональной гибкости, этот список можно продолжать и дальше. Визуально, что отличает новый вариант от оригинальной VBCI, так это конструкция башни. Ее передняя часть была сильно скошена назад, поскольку из-за установки дополнительной электроники для вождения место водителя было значительно сдвинуто назад.
Далее сразу бросаются в глаза гораздо более крупные колеса 16.00R20, чей внешний диаметр 1,343 метра «лучше заполняет колесные арки» (ничего бесплатного нет в этом мире и каждое колесо (без обода) весит почти 112 кг, характеристики гидроамортизаторов также пришлось повысить). Впрочем, доступны три типа шин, что позволяет лучше соответствовать рельефу касательно сцепления.
Обратим внимание на большую разницу с прежним вариантом между колесами, особенно между двумя центральными мостами. Действительно большая бронированная гондола под корпусом, убрана и заменена заметно более толстым бронированным днищем. Днище плоское (в противоположность V-образному). Никаких подробностей по конструкции днища нет, но, по словам инженеров компании Nexter «испытания показали, что корпус выдержал не только подрыв стандартной мины массой 10 кг, но также подрыв на заряде большем на 20%. Официально противоминная защита достигает уровня L4A-4B «и выше», что возможно и относится к упомянутым 20%.
По данным компании машина имеет баллистическую защиту L5 (30-мм бронебойный подкалиберный) с потенциальным ростом до уровня L6. Также предусмотрена возможность интеграции активной защиты и по словам представителей Nexter ведется работа над несколькими решениями.
Вернемся в заднюю часть машины, прежде чем залезть в десантное отделение. Взгляд под кормовую рампу открывает еще одно существенное изменение. Систему подвески производства компании Texelis и задний мост, но уже управляемый, что позволило уменьшить радиус поворота машины до 17 метров. Действительно одним из недостатков колесных машин является то, что чем толще управляемое колесо, тем меньше оно поворачивается до соприкосновения с корпусом. С целью улучшения ситуации новый вариант также «управляется а-ля танк» или почти, за счет блокировки колес одного борта и вращения колес другого борта машина поворачивается вокруг своей оси.
Изменения внутри
Наличие корзины башни T40 CTA не позволяет напрямую провести визуальное сравнение новое конфигураций со старой. Тем не менее, противоосколочный подбой нового типа и другие мероприятия позволили компании Nexter увеличить общий внутренний объем до 13 м3. Новые сиденья с другими точками крепления не только повышают уровень защиты от большого вертикального ускорения, но также обеспечивают лучший комфорт и оптимальное вытягивание ног.
Многофункциональный дисплей в кормовом отделении является доказательством наличия нескольких наружных видеокамер, в машине установлен высокоэффективный комплект ветроники Crew Share от компании Nexter. Комплект ветроники (электроники транспортного средства) делится фактически на две подсистемы, одна базируется на восьми камерах ситуационной осведомленности, распределяя картинку между членами экипажа, а вторая обслуживает все, что связано с мобильностью (силовой блок, инерциальная навигация и управление энергопотреблением). Также, вся информация от оптико-электронных систем и речевые данные поступают напрямую в сеть Crew Share.
Кроме того, что место водителя смещено назад, оно полностью обновлено и включает тепловизионную камеру с изображением, выводимым на многофункциональный дисплей водителя. Также у водителя установлен цифровой перископ.
Как результат…
Повышение массы до 32 тонн, повышение мощности системы кондиционирования (проверено при 50°C), повышение полезной грузоподъемности до 13 тонн и дополнительное энергопотребление не остались незамеченными и для этого пришлось серьезно прибавить мощность двигателя. На машине VBCI-2 установлен дизельный двигатель Volvo D13 мощностью 600 л.с. соединенный с семискоростной автоматической трансмиссией ZF. Стоит отметить, что двигатель, трансмиссия и система охлаждения выполнены в едином блоке.
/Alex Alexeev, topwar.ru/