F-35 оказался слишком дорог даже для США

Рассчитанная за закупки тысяч единиц программа производства новейшего американского истребителя F-35 испытывает все большие проблемы. От машины начинает отказываться не только Канада, даже в сенате США заявляют, что столько подобных истребителей американский бюджет не потянет. И все это – на фоне сообщений о масштабных технических трудностях новейшей разработки американского ВПК.

Трудное решение

Сенатор-республиканец от штата Аризона Джон Маккейн выразил мнение, что Соединенные Штаты должны сократить число закупаемых истребителей пятого поколения F-35.

По его словам, решение Пентагона приобрести 2443 самолета F-35 для ВВС, морской пехоты и военно-морского флота США плохо соотносится с распланированным бюджетом. Он отметил, что рост расходов по программе будет означать приобретение меньшего числа самолетов. «Мы собираемся сократить закупки», – заявил Маккейн, подчеркнув, что самолетов не должно быть так много, как запланировал Пентагон.

Как пишет Defense News, Маккейн давно критикует программу по приобретению F-35 за дороговизну и срывы сроков производства.

F-35 оказался слишком дорог даже для США

Проблемы с закупками этого истребителя появились и в других странах. Лидер Либеральной партии Канады Джастин Трюдо, победивший 19 октября на парламентских выборах, уже заявлял, что страна откажется от программы F-35 – и теперь подтвердил это намерение.

Решение Трюдо, который также уведомил Соединенные Штаты, что канадские ВВС прекращают участие в международной операции в Ираке и Сирии, вызвало в Вашингтоне нескрываемое раздражение. Сенатор-республиканец Оррин Хэтч заявил, что канадцы «вредят сами себе, потому что это самый лучший истребитель за всю историю».

А генерал-лейтенант ВВС США Крис Богдан подсчитал, что выход Канады из программы создания истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35 оценивается в десятки миллиардов долларов. Богдан возглавляет проект разработки этого самолета в Пентагоне, передает ТАСС. Если Канада или любая другая из девяти стран – участниц этой программы откажется от своих обязательств, то стоимость каждого F-35 «увеличится на миллион долларов», отметил представитель минобороны США, отвечая на вопросы законодателей. Богдан также напомнил, что Канада планировала взять на себя примерно 2% общих расходов на реализацию этого проекта.

«От самолетов не откажутся»

Как рассказал газете ВЗГЛЯД летчик-испытатель, герой России Игорь Маликов, обеспокоенность США понятна.

«Когда они начинали заниматься этим проектом, разработчики уже понимали, что это будут очень дорогие самолеты. Поэтому они сделали обширную программу с разными странами по принципу, чтобы не только США, но и другие участники вливали в нее деньги или участвовали в производстве. И все это сделано в том числе с целью впоследствии «заманить» все эти страны на покупку этих недешевых самолетов. Таким образом, я думаю, что от этих самолетов не откажутся, слишком много вложено в них, но число покупок может несколько уменьшиться», – объяснил он.

Читайте также  Технологии стелс VS скорость и маневр. Кто выигрывает в стратосфере?

F-22, по словам эксперта, стоит около 100 млн долларов, F-35 – чуть поменьше. «На замену этим новым машинам у американцев все равно ничего нет. Они же должны чем-то заменить нынешние F-16, которые уже идут к окончанию эксплуатации», – отметил он.

Маликов отметил, что F-35 стоит на «одной линейке с разрабатываемым в России ПАК ФА», по техническим возможностям и основным параметрам они близки. При этом российская машина дешевле американской. «Главное там – не корпус и даже не двигатель. С этим все проще. А вот бортовое оборудование, тот искусственный интеллект, который будет помогать пилоту находить и поражать цель, выходить из сложных ситуаций – вот это главное. И за счет бортового оборудования самолеты могут обходить конкурентов», – добавил он.

Комментируя «минусы» F-35, например сообщения о неудобных шлемах для пилотов этих самолетов, которые якобы могут сломать летчикам шеи, Маликов сказал, что «чем больше впихнуть в самолет и кабину электроники, тем будет большим его вес и тем больше пространства будет занято, и при катапультировании в таком случае сломать шею вполне реально».

В свою очередь и главный редактор журнала «Взлет» Андрей Фомин рассказал газете ВЗГЛЯД, что F-35 сразу задумывался как массовый истребитель следующего, пятого, поколения, который постепенно должен прийти на смену популярнейшим американским самолетам F-16. При этом ставка делалась на самолет не для ВВС США, а вернее, не только для них, но и для широкого круга партнеров и союзников. За счет этой «массовости» разработчики и хотели удешевить машину.

Комментируя выход из проекта Канады и другие сложности в его реализации, Андрей Фомин отметил, что «это все вопрос торгово-экономических взаимоотношений». «Торговля вооружениями, тем более такими дорогими и продвинутыми – всегда процесс не безболезненный. Это большие деньги. Кто-то подписывает договор, а потом понимает, что в бюджете денег нет. Но я не думаю, что выход Канады или кого-то еще способен существенно повлиять на ситуацию в целом. Потому что общие объемы поставок огромны. На начало этого года подтвержденных заказов было на 3170 самолетов», – резюмировал он.

Читайте также  Россия выкупила права на украинский Ан-140Т

Проблемы новейшего истребителя

F-35 спроектирован с использованием технологии «стелс» и способен нести ядерное оружие. Работали над ним компания «Локхид-Мартин» и еще несколько ведущих подрядчиков Пентагона. Наряду с США в проекте принимают участие еще восемь стран – Австралия, Великобритания, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия и Турция.

F-35 будет выпускаться в трех модификациях. F-35A – это самая обычная комплектация, создающаяся для ВВС США и заказчиков за рубежом. F-35B создается для корпуса морской пехоты США с укороченным взлетом и вертикальной посадкой – самая сложная модель. F-35C делается для палубной авиации ВМС США, будет базироваться на авианосцах.

Серьезный удар по репутации нового истребителя нанесла катастрофа, которая произошла в июне 2014 года: из-за отказа двигателя модель F-35A рухнула в штате Флорида. В январе 2015 года сообщалось, что создатели F-35 столкнулись с очередной технической проблемой и перенесли ввод самолета в эксплуатацию с 2015 на 2019 год.

В июне 2015 года СМИ опубликовали отчет летчика-испытателя, который рассказал о фундаментальных проблемах американского истребителя пятого поколения F-35. В частности, по его словам, дорогостоящий новый самолет не может развернуться или подняться достаточно быстро, чтобы в ходе маневренного воздушного боя поразить вражеский самолет или уклониться от стрельбы врага.

Ряд экспертов выявили у F-35 недостатки, из-за которых самолет, по их мнению, больше соответствует истребителю четвертого поколения со знаком «плюс». Кроме того, по словам зампредседателя правительства России Дмитрия Рогозина, F-35 уступает российскому истребителю пятого поколения ПАК ФА.

В середине октября сообщалось, что шлемы в новейших истребителях США F-35 могут грозить летчикам травмами шеи. А позже стало известно, что почти каждый третий пилот американского перспективного истребителя F-35 будет сталкиваться с повышенным риском получить летальную травму шеи (хлыстовую травму) во время катапультирования.

В итоге ВВС США пришлось выпустить инструкцию для летчиков, которая предписывает, как нужно реагировать на критику самолета.

/Иван Чернов, Елена Сидоренко, www.vz.ru/

5 КОММЕНТАРИИ

  1. Мнение Рогозина интересует меня в последнюю очередь. Вот потратила Америка триллион баксов, и ладно, пусть ишшо триллион потратит, пусть сами себе яму долговую роют. Мидель раздут, вентилятор, с подшипниками, карданами, это мёртвый груз. Усилительные элементы консолей крыла трескаются, двигатель тоже проблемный, при катапультировании лётчика риск получения «хлыстовой травмы», молния (природная) вырубает всю электронику, от идеи замены А-10 уже отказались, F 35 уже штурмовиком не будет, если и от СВВП откажутся, зачем тогда он вообще нужен? Ну да, забыл, истребитель-перехватчик, так с такой скоростью КПД стремится к нулю, ну вот на роль фронтового бомбардировщика он сгодится, хотя даже Су 24 и то более манёвренный будет. Действительно классная машина.

  2. Внутри этой «вундервафли» 300 000 деталей. Пусть 360 000 деталей сделают, ишшо 20 лет до ума доводить будут. Самые проблемные места двигатель, и авионика. Чем больше вращающихся деталей, тем труднее их довести до состояния «надёжно, замечаний нет». Пусть себе и другим «мозги трахают» это их (Пентагона и Локхида) выбор. Жирный пингвин, к боевым действиям не готов. Жир (лишний вес) сильно мешает. Его без проблем «уделает» МиГ 29 СМТ. Классная машина, но только для США, для остальных…..

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя