Стратегический ракетоносец Ту-160 в строю отечественных ВВС – с середины 1980-х годов. Для своего времени это была поистине революционная машина – начиная от уникальной для самолетов такого класса технологии изменяемой геометрии крыла и заканчивая невиданными удобствами для экипажа. Такими, как туалет, мини-кухня, спальное место и кресла с индивидуальной системой катапультирования.
Уникальный по всем характеристикам
На сегодня это – самый крупный и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет, самый скоростной бомбардировщик, самый тяжелый в мире боевой самолет по взлетной массе. Машине принадлежит несколько рекордов по высоте полета с грузом и без груза, по скорости полета по замкнутому маршруту.
Есть версия, что «Белый лебедь» (так самолет прозвали среди наших летчиков) стал ответом на американскую программу Advanced Manned Strategic Aircraft («Развитый пилотируемый стратегический самолет»), в рамках которого был разработан небезызвестный B-1.
Однако наша машина оказалась несравнимо лучше американца. Практически по всем характеристикам – боевой нагрузке, максимальному потолку, боевому радиусу и дальности полета – наш ракетоносец опередил американский. И все же пришло время модернизации и для этого воздушного супермена.
На завершившемся недавно Международном авиакосмическом салоне, а еще раньше – на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015», который проходил в военно-патриотическом парке «Патриот» в подмосковной Кубинке, генеральный директор ПАО «Туполев» Николай Савицких проинформировал общественность о грядущей модификации стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160.
«На сегодняшний день в рамках госконтракта проводится частичная модернизация этих многорежимных самолетов для повышения их боевых возможностей с целью укрепления обороноспособности страны», – подчеркнул Николай Савицких.
По мнению главы авиастроительного предприятия, ни один другой самолет, находящийся в настоящее время на вооружении ВВС России, не сможет в полной мере выполнять функции Ту-160.
Прежним останется только корпус
О том, что Минобороны России возобновляет закупки Ту-160, весной этого года заявил глава российского военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу. Такое заявление он сделал во время посещения Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова – филиала ПАО «Туполев».
Министр обороны осмотрел цеха авиазавода, где проходят ремонт и модернизацию этот самолет, а также другой российский дальний бомбардировщик – Ту-22М3, и провел рабочее совещание, посвященное восстановлению и содержанию авиапарка дальней авиации предприятиями Объединенной авиастроительной корпорации и перспективам развития отечественной авиатехники.
В ходе этого совещания Сергей Шойгу как раз и поручил проработать вопрос о возобновлении производства на заводе сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-160. Правда, это будут уже не совсем прежние машины. Новый самолет только своим внешним видом будет похож на ранее выпускавшийся Ту-160. На нем сохранится та же схема интегрального низкоплана с крылом изменяемой стреловидности, трехопорным шасси, цельноповоротным стабилизатором и килем.
Однако на Ту-160М будет изменен состав бортового радиоэлектронного оборудования: в частности, установлены обновленная бортовая цифровая вычислительная машина и новая система спутниковой навигации разработки МКБ «Компас». Также у самолета будут обновленные двигатели (увеличен их ресурс, повышена надежность), благодаря чему повысятся дальность и продолжительность полета ракетоносца.
Будет модернизирован и бортовой комплекс обороны, в частности, самолет сможет нести новые ракеты, в также высокоточно (до 20 метров) применять обычные свободнопадающие или управляемые авиабомбы. Конечный срок завершения опытно- конструкторских работ по модернизированному Ту-160М, как сообщают в Минобороны России, обозначен к 2021 году.
Об этом, в частности, заявил главком Воздушно-космических сил РФ генерал-полковник Виктор Бондарев. Он добавил, что доля новых комплектующих в модернизированном Ту-160 составит 60%.
На основе консолидации производств
Известно, что до конца этого года Военно-воздушные силы России получат два обновленных стратегических ракетоносца.
«Уже сегодня необходимо приступить к решению задач не только по поддержанию исправности и модернизации авиационного парка дальней авиации, но и возобновить производство Ту-160», – подчеркнул в ходе совещания на Казанском авиазаводе им. С.П. Горбунова Министр обороны России, добавив, что речь идет об уникальной машине, опередившей время на несколько десятилетий и до сих пор не использовавшей в полной мере заложенные в нее конструктивные возможности.
«Лучшего самолета в сверхзвуковом классе никто еще не придумал», – подчеркнул Сергей Шойгу. При этом, как считает глава российского военного ведомства, для решения задачи по модернизации «Белого лебедя» необходимо консолидировать возможности по реконструкции, техническому перевооружению производственной базы предприятия.
По информации заместителя Министра обороны Юрия Борисова, для организации работ уже создана специальная группа Минобороны России и Минпромторга, которая будет собираться ежемесячно, разработана и соответствующая «дорожная карта».
Речь идет о чисто организаторском процессе, подчеркнул Юрий Борисов: разработке технических заданий, заключении контрактов, привлечении кооперации исполнителей. «В свое время над этим самолетом работал практически весь Советский Союз, – напомнил замминистра обороны РФ. – И сегодня это также стало серьезным национальным проектом».
Параметры модернизации
Действительно, в серийном производстве самолета, выпускаемого с 1984 года, была в полной мере внедрена система кооперации. Крылья и мотоотсеки ракетоносца производились на Воронежском авиазаводе, оперение и воздухозаборники – на Иркутском авиазаводе, шасси – на Куйбышевском агрегатном заводе, фюзеляж, центроплан и узлы поворота консолей крыла – на Казанском авиазаводе. Сегодня речь идет если не о такой же, то о похожей кооперации.
В частности, не так давно Юрий Борисов побывал на самарском СНТК им. Н.Д.Кузнецова, где ознакомился с процессом возобновленного производства двигателей НК-32 для Ту-160. Этот двигатель, по словам замминистра обороны РФ, прошел значительную модернизацию: основные блоки, узлы стали более экономичными, двигатель имеет лучшие ресурсные показатели, а за счет работ, которые позволили улучшить его экономичность, дальность самолета как минимум на тысячу километров будет больше по сравнению с предшественником.
«Именно такой ресурс и необходим российским Военно-воздушным силам», – отметил Юрий Борисов. Самарское предприятие уже получило внушительный кредит на работы по выпуску нового двигателя. НК-32 в улучшенном виде очень ждут на новых Ту-160М.
На новых принципах управления
А к 2023 году должен быть готов и Ту-160М2. Правда, об этой новинке известно еще меньше, чем о 160М. Так представитель концерна «Радиоэлектронные технологии» Владимир Михеев сообщил, что в новой модификации стратегического ракетоносца будет использован принцип интегрально-модульной авионики, позволяющий компонентам бортовой электроники заменять и восстанавливать друг друга.
«Каждый электронный блок самолета будет способен при необходимости заниматься всеми вопросами – например, комплекс электронной борьбы сможет брать на себя функции других систем управления, – рассказал Владимир Михеев. – То есть, если вышел из строя один из компьютеров, то система позволяет переключить ресурсы всего самолета на решение этой проблемы».
Кроме того, Ту-160М2 сможет прокладывать курс без помощи спутниковых сигналов. Эта станет возможным благодаря инерциальной навигационной системе БИНС-СП-1: устройство даст возможность определять курс и скорость самолета за счет регистрации данных с высокоточных приборов – лазерных гироскопов и кварцевых акселерометров, сообщил Владимир Михеев.
По информации Минобороны России, после 2023 года Вооруженные Силы РФ будут ежегодно получать как минимум по три стратегических бомбардировщика Ту-160М2. Пока же заказ на Ту-160М – до 50 машин.
/Дмитрий Сергеев, tvzvezda.ru/
и в сербии есть люди, которые в живую весь этот зоопарк видели на радарах и даже угощали слегка))))))
эти люди вполне доступны к общению, к тому же есть данные объективного контроля. так что на радаре в1в выглядит достаточно крупной отметкой. особенно в метровом диапазоне.
Странные Сербы засекали но почему-то не збивали)))
сбивали
Вообще-то Error во многом прав. По-моему, на этом сайте попадалась сравнительная таблица бомберов. Я очень удивился, что на форсаже (сверхзвуке) дальность Ту-160 что-то около 3000 км.
Грузоподъемность В-1b 34 тонны и ~23 тонны на внешней подвеске. При этом никакой малозаметности не будет. К тому же Ту-160 это ракетоносец, а это + 3-5 тыс. км к боевому радиусу. А В-1b расчитан именно на бомбы, поэтому его можно использовать, как тактический.
В общем, если от Ту-160 оставят только планер, это во многом изменит его характеристики. Но главное в этой системе его ракеты.
Про грузоподъемность вы правы с грузом на подвесах малозаметность сильно упадет, но по цифрам B-1B поднимает больше! А на деле больше чем с 30т. редко летают! И они и мы!
А кто эти цифры накалякал? То то же.
По вашему наши у Ту-160 цифры накалякали правильные, а пиндосы наврали)))
Ну для начала; наши Российские это наши, а твои, это пиндосы, так что ты с своими,к нашим не примазывайся,при том что пиндосятиной от тебя разит, так сказать, на добрый километр.
И пиндосы не врут, они просто рекламируют, выдавая желаемое за действительное, а это у них получается лучше всех.
Я помню одно время с пиндосами ты начал завязывать, но видимо лекарства закончились они начали опять тебе везде мерещаться)))
Ну почему мерещятся, посмотри на себя а зеркало и увидишь махрового пиндоса.
Вот интересно. Если Еррору есть что сказать он говорит, если нет он просто нарубает броню и с гордым видом уходит.
И от куда я уходил?
Никуда и ни откуда ты не уходил, ты просто сливался.
Для тех кто в танке попробую по другому))) и от куда я сливался?
Сливался в отстой, чтобы потом вылупится в другой теме и снова смердить пиндосятиной.
во- первых 117х было сбито несколько: один в ираке-91 (зрк оса, советские нии щупали его обломки ещё до развала ссср), и два с половиной в сербии (два в хлам, один приполз домой, но списан- видео его жёсткой посадки на базе авиано можно найти). Капитан кен двили, сбитый над сербией не получил сигнал об облучении (с его же официальной пресс-конференции) значит сбит мигом29, а второй 117й был сбит комбинацией из трёх с75, расставленных треугольником- об этом даже штатовский канал дискавери снял целую передачи с интервью главных героев обоих сторон. то есть точно два с половиной!
носители ядерного оружия действительно контролируются, но вы можете проконтролировать только то, что вам захотят показать (короче сплошное кидалово)!
ту22м был сбит в грузии из-за недооценки противника, так как глупо шёл на большой высоте на той самой крейсерской скорости и не использовал бортовой комплекс обороны (то есть рэб)- короче погорячились и сами себя наказали, блин! к тому же сбит буком. Прошу заметить, что не каким-то там пэтриотом. и ещё не известно, что бук сделает с в1в, петляющим между нашими родными холмами!
Еще один любитель «Военной тайны»)) я прямо на 100% уверен, что про потери ф117 вы брали информацию от туда))
«Прошу заметить, что не каким-то там пэтриотом. и ещё не известно, что бук сделает с в1в, петляющим между нашими родными холмами!» —- это можно даже не комментировать, сразу видно специалиста в средствах ПВО))
В США население до сих пор не знает что в Югославии свалили 117й, еррор один из них.
А что касаемо специалиста, сам то хоть букварь освоил.
Читал сейчас. Во многих источниках есть данные, что на Ту-160 проводились мероприятия мероприятия по снижению заметности. В частности специальная краска, радиопоглащающее покрытие на стыках и в каналах воздухозаборников, цельноповоротный киль, а так-же специально спрофелированая первая ступень КНД, типа радар блокера вроде как.
Я вас не пойму , иностранным источникам вы не верите, нашим тоже, сейчас уже и Погасяну не верите, у вас какая-то мания неверенья))) то, что на нем есть элементы малозаметности это факт, иначе он бы имел ЭПР как б-52 или ту-95 под 100кв.м., но элементов которые бы занизили ЭПР до б-1б у него нет! Вы блин посмотрите на его воздухозаборники они прямоугольные, то есть имею углу отражения в 90° о чем тут может быть речь???
Зато у вас вера избирательная. Когда Давыденко говорит, что у Раптора ЭПР 0.1 кв.м вы ему не верите, а если Погасян говорит, что у Ту-160 ЭПР 30 кв. м. вы ему верите. Скорее всего у 160-го ЭПР больше чем у Лансера, но порядок чисел тот-же.
вот я и говорю, что на полтавском ту160 под белой противоатомной окраской есть тёмный подслой и это точно не грунт (он обычно лимонно- жёлтый). грунт под ней.
уважаемый еррор! я вообще не смотрю телевизор уже лет десять! тем более «военную тайну». источники информации о 117х я вам назвал. они все иностранные: это сам сбитый пилот, это их пропагандистский канал дискавери, и главное сербы. среди обломков найденных в сербии и выставленных для всеобщего обозрения есть несколько абсолютно парных панелей корпуса, а значит сбитых всё же два!!!! кстати фонарей кабины тоже ДВА!!!! или вы где- то видели ф117 с двумя кабинами?)))))))
а чем вас не устраивает мой профессионализм в поединке бука и в1в? в1в будет идти на трансзвуке у земли в режиме следования рельефу местности, то есть петлять между нашими родными холмами!!!! а именно для упокоения (или успокоения) таких мудрецов и используется зрк и в том числе бук! более того на донбассе украинские су24 пару раз ходили так в атаку и их похоронил зрк «стрела10» (ну буков то у ополчения НЕТ)))))))))))))
Ну все когда аргументы кончаются в ход идут разные выдумки, или истории которые вы где-то услышали)) в белградском музее ни каких парных обломков и двух кабин нету! Там обломки ф-16 и ф-117 находятся рядом, но спутать их невозможно, и уж пощупать их вам тоже ни кто не даст!! Не несите бред!
кстати обломки ф117 я держал в руках лично, их можно пощупать в сербии в музее.
кроме того даже согласно американской информации ф117 гораздо более малозаметен, чем в1в. но при этом был сбит старым зрк с75. а во время подготовки к буре в пустыне-91, ф117 легко обнаруживались гражданскими радарами метрового диапазона, стоящими в аэропорту эмиратов!!!!!! амеры были в шоке, а арабы навсегда отказались от финансового участия в программе ф35, которая тогда затевалась!!!! тогда же была закрыта программа малозаметного палубного штурмовика а12.
обратите внимание, я веду беседу с использованием столь любимых вами западных источников информации.