1 июня 2015 года в России отметили очередной День военно-транспортной авиации (ВТА). В этом году транспортной авиации, которая вносит огромный вклад в обеспечении обороноспособности страны, исполнилось 84 года. За длительную историю своего существования военно-транспортные самолеты преодолели большой путь развития, проделав попутно огромный объем работ по переброске войск и грузов. В наши дни без военно-транспортной авиации не обходится ни одна операции, ни одни учения.
Вот и сейчас в рамках внезапной проверки войск, которая началась 7 сентября, и приведения в боевую готовность трех соединений ВДВ России, использовались самолеты ВТА. Для переброски воздушным способом группировки ульяновских и ивановских десантников с аэродромов «Северный» (Иваново) и «Восточный» (Ульяновск) в Астраханскую область военно-транспортными самолетами Ил-76 было совершено более 40 самолето-вылетов.
Сегодня в военно-транспортной авиации продолжает существовать давнее соперничество между США и Россией (в прошлом СССР). При этом соперничество идет в первую очередь среди самолетов-гигантов, которые в состоянии перебрасывать по воздуху наибольшее количество тонн и кубометров различных грузов. Данное соперничество начало раскручиваться после окончания Второй мировой войны. Холодная война подгоняла гонку вооружений, что способствовало появлению новых уникальных в своем роде военно-транспортных самолетов, которые регулярно обновляли мировые рекорды по дальности, грузоподъемности и скорости полетов.
Гонка рекордов
С 1963 года пальма первенства в области военно-транспортной авиации удерживалась американцами. Лидировал самолет Lockheed C-141 Starlifter, который был в состоянии поднять в небо до 29 тонн различных грузов. Однако уже в 1969 году пальму первенства перехватил Советский Союз. Транспортный самолет Ан-22 «Антей» (ВВС России продолжают использование минимум 5 самолетов данного типа) побил американца не только по грузоподъемности — 60 тонн, но и по габаритным размерам, это был первый широкофюзеляжный самолет военно-транспортной авиации.
СССР удерживал лидерство до 1971 года, пока на арену не вышел новый американский транспортный самолет созданный инженерами Lockheed. Это был настоящий тяжеловес С-5А Galaxy. Данный самолет сумел увеличить рекорд грузоподъемности в 1,5 раза, доведя его до 93 тонн. Самолет С-5А Galaxy также был построен по широкофюзеляжной схеме. В его грузовом отсеке могли легко разместиться 6 вертолетов UH-64A «Апач» или 2 танка M1 «Абрамс», а также до 270 солдат с вооружением. Полезная нагрузка транспортника в версии С-5B достигла 122 470 кг.
На протяжении долгих 11 лет этот самолет, который и сейчас остается на вооружении ВВС США, никого не подпускал к себе и близко, оставаясь крупнейшим грузовым самолетом в мире. Однако в 1982 году его вновь удалось потеснить ОКБ Антонова, в котором был создан самолет Ан-124 «Руслан». До сих пор именно Ан-124 «Руслан» удерживает пальму первенства среди всех военно-транспортных самолетов мира.
Впервые машина была продемонстрирована публике в мае 1985 года в рамках XXVI аэрокосмического салона в Ле Бурже. Уже тогда западная пресса окрестила новый транспортный самолет «русским чудом». Но представили американской компании Lockheed пытались доказать журналистам, что характеристики Ан-124, указанные в рекламных проспектах, могут не соответствовать действительности, так как никто не видел «Руслан» в настоящем деле.
Для того чтобы опровергнуть эти слухи, в июле 1985 года Ан-124 начал устанавливать один мировой рекорд за другим. Всего за две недели удалось зарегистрировать 21 рекорд, который был достигнут на этой уникальной машине.
Самым феноменальным рекордом стал подъем груза массой 171,219 тонн на высоту в 10750 метров.
До этого лучший в мире военно-транспортный самолет Lockheed С-5 поднимал лишь 111,416 тонн на высоту 2000 метров.
После череды этих рекордов полемика о возможностях нового советского транспортника сошла на нет. А в 1987 году самолету удалось побить и рекорд дальности беспосадочного перелета по замкнутому маршруту, который ранее был установлен американским стратегическим бомбардировщиком В-52 и составлял 18 245,5 км. Ан-124 «Руслан» сумел пролететь вдоль границ СССР практически на 2 тысячи километров больше — 20 151 км. При этом взлетная масса самолета достигла рекордного значения — 455 тонн.
После того как Ан-124, обладающий уникальными характеристиками, был освоен в частях ВВС, рекорды начали устанавливать и экипажи военно-транспортной авиации. Так, 1 декабря 1990 года начался кругосветный перелет самолета из состава 235-го военно-транспортного авиаполка, продолжительность перелета составила 72 часа 16 минут летного времени. За это время самолет преодолел 50 005 километров по следующему маршруту: Австралия (Мельбурн) — Южный полюс — Северный полюс — Австралия с промежуточными посадками в Бразилии (Рио-де-Жанейро), Марокко (Касабланка) и СССР (Воздвиженка). В рамках одного этого полета «Руслан» под управлением военных летчиков смог установить 7 мировых рекордов скорости полета.
Ан-124 «Руслан» и Ил-76
В настоящее время настоящими рабочими лошадками ВТА России являются самолеты Ил-76 и Ан-124 «Руслан». Российские ВВС располагают 10 самолетами Ан-124 «Руслан», которые с 2010 по 2015 год прошли капитально-восстановительный ремонт на предприятии ЗАО «Авиастар-СП» в Ульяновске. При этом ВВС страны располагает еще как минимум 10 такими самолетами, которые в случае необходимости можно будет привести в состояние летной годности. Ан-124 и в 2015 году спустя 33 года после первого полета, остается настоящим авиационным мастодонтом и символом величия российских ВВС.
Самолет Ан-124 «Руслан» был построен по аэродинамической схеме четырехмоторного турбореактивного высокоплана со стреловидным крылом и однокилевым оперением. Самолет оснащался авиационными двигателями Д-18Т производства компании ОАО «Мотор Сич». Обладает двумя палубами: нижняя палуба является грузовой, верхняя — кабина экипажа, кабина сменного экипажа, а также кабина для сопровождающих — до 21 человека. Общий объем грузовой кабины гиганта составляет без малого 1050 кубических метров.
Самолет получил уникальное многостоечное шасси, которое снабжено 24 колесами и позволяет использовать эту тяжелую машину даже с грунтовых взлетно-посадочных полос, а также изменять стояночный клиренс и угол наклона фюзеляжа самолета, что призвано облегчить процесс проведения погрузочно-разгрузочных работ.
Ан-124 «Руслан» оснащен погрузочно-разгрузочным оборудованием, а также бортовыми передвижными кранами (БПК) общей грузоподъемностью до 20 тонн и швартовочным оборудованием. Без специального разрешения на самолете допускается транспортировать моногрузы весом до 50 тонн. Транспортный самолет обладает системой централизованной заправки под давлением через 4 заправочные горловины, которые находятся в левой и правой гондолах главных стоек шасси. Помимо этого возможна заправка самотеком с использованием двух заливных горловин, которые находятся на верхних частях правой и левой консолей крыла.
Самолет обладает герметичным грузовым отсеком и десантно-транспортным оборудованием (допускается десантирование только посадочным способом). Самолет в состоянии перевозить до 440 парашютистов-десантников или 880 солдат с полным снаряжением. При этом «Руслан» это самолет уникальный, но не без недостатков. К одним из них относят невозможность десантирования парашютным способом. Проведенные еще в 1989 году испытания со сбросом с самолета манекенов парашютистов заставили отказаться от этой идеи и ввести ограничение на десантирование людей парашютным способом, что обуславливается аэродинамическими факторами модели.
В этом нет ничего удивительного, ведь Ан-124 «Руслан» создавался изначально для транспортирования к месту старта космических и стратегических ракет, а также элементов пусковых установок, а не для десантирования людей. Всего с 1984 по 2004 гг. было выпущено 55 самолетов Ан-124.
Летно-технические характеристики Ан-124-100 «Руслан»:
Габаритные размеры:
— длина — 69,1 метра,
— высота — 21,08 м,
— размах крыла — 73,3 м,
— площадь крыла — 628 м2.
Максимальная взлетная масса — 392 000 кг.
Вес топлива во внутренних топливных баках (максимальный) — 212 350 кг.
Грузоподъемность — 120 000 кг.
Силовая установка — 4хТРДД Д-18Т, тягой 4х229,85 кН.
Максимальная скорость — 865 км/ч.
Крейсерская скорость — 800-850 км/ч.
Практическая дальность полета — 4800 км.
Практический потолок — 11 600 м.
Назначенный ресурс — 50 000 летных часов, 45 лет.
Экипаж — 8 человек, включая двух операторов погрузочно-разгрузочных работ.
Ан-124 «Руслан» — машина выдающаяся, но общее их количество в составе ВТА России невелико. Основной машиной отечественной военно-транспортной авиации является самолет Ил-76 и его модификации. ВВС России использует около 140 самолетов Ил-76. Помимо этого до 2020 года военно-транспортная авиация России должна получит 39 самолетов последней модификации Ил-76МД-90А (Ил-476) в транспортном варианте, без учета самолетов-заправщиков и самолетов ДРЛОиУ. По состоянию на июнь 2015 было построено два серийных Ил-76МД-90А.
Ил-76 — советский и российский военно-транспортный тяжелый самолет, разработанный КБ Ильюшина. Первый полет самолет совершил 25 марта 1971 года. Серийно выпускался в Узбекистане на Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова, в дальнейшем производство было перенесено в Ульяновск на предприятие «Авиастар-СП». Самолет был сконструирован по традиционной для тяжелых транспортных самолетов схеме однофюзеляжного высокоплана, обладающего стреловидным крылом и Т-образным однокилевым оперением.
Транспортный самолет Ил-76 предназначен для десантирования личного состава и транспортировки грузов и техники различного назначения. Ил-76 стал первым в истории СССР военным транспортным самолетом с турбореактивными двигателями. Транспортник в состоянии перевозить грузы массой 28-60 тонн на расстояние 3600-4200 км с крейсерской скоростью 770-800 км/ч. Дальность полета и наибольший вес транспортируемого груза зависят от модификаций самолета.
Ил-76 предназначен для эксплуатации как с бетонных, так и грунтовых аэродромов. Длина разбега самолета при взлете составляет 1500-2000 метров, пробега при посадке — 930-1000 метров. Для сравнения для Ан-124 эти показатели составляют 2700 и 1750 метров соответственно.
Все кабины транспортного самолета Ил-76 были сделаны герметичными, что позволяет перевозить по воздуху 167 солдат (245 в двухпалубном варианте) или обеспечить десантирование 126 парашютистов. Самолет в состоянии перевозить по воздуху всю номенклатуру боевой техники ВДВ, а также большую часть техники сухопутных войск России. За все время производства было построено не менее 950 самолетов данного типа.
Во время войны в Афганистане 1979-1989 годов самолет Ил-76 показал себя как наиболее эффективный транспортный самолет, который мог работать в зоне действия ПВО противника. На его долю пришлось 90% всех перевозок живой силы и техники, при этом было потеряно всего два самолета. Самолет обладал огромным эксплуатационным запасом, а его реальные характеристики серьезно превосходят заявленные в ЛТХ.
Еще в 1975 году самолету было предписано не брать на борт более 40 тонн груза, однако он сумел установить серию впечатляющих рекордов, игнорируя это требование. Так, в июле 1975 года, серийный самолет Ил-76 смог достичь высоты 11 875 метров с грузом массой 70 121 кг на борту. В тот же день был поставлен рекорд средней скорости в полетах по замкнутому маршруту — 857,657 км/ч с грузом массой 70 тонн на маршруте в 1000 км. Всего на самолете Ил-76 было установлено 25 мировых рекордов.
Летно-технические характеристики Ил-76Т:
Габаритные размеры:
— длина — 46,59 м,
— высота — 14,76 м,
— размах крыла — 50,5 м,
— площадь крыла -300 м2.
Максимальная взлетная масса — 170 000 кг.
Вес топлива во внутренних топливных баках (максимальный) — 109 480 кг.
Грузоподъемность — 43400 — 47000 кг.
Силовая установка — 4хТРДД Д-30КП, тягой 4х12000 кгс.
Максимальная скорость — 850 км/ч.
Крейсерская скорость — 750-800 км/ч.
Практическая дальность полета — 3000 км (максимальная загрузка).
Практический потолок — 12 000 м.
Экипаж — 6/7 человек, включая двух бортоператоров.
C-5 Galaxy и C-17 Globemaster III
С-5 Galaxy (Галактика) — стратегический военно-транспортный самолет, разработанный компанией Lockheed. Во многом машина являлась ответом на появившийся ранее у СССР самолет Ан-22. Первый полет новый американский транспортник совершил 30 июня 1968 года. Производился серийно с 1968 по 1989 год, всего был выпущен 131 самолет, несколько десятков машин этого типа по-прежнему несут службу в ВВС США.
Самолет создавался в спешке, в тот момент специалисты Lockheed не могли предположить, что высокий темп создания данного летательного аппарата приведет к ограничению его транспортных возможностей, а установка малоресурсных двигателей исключит возможность применения самолета в частных авиакомпаниях. В результате в 1980 году данный транспортник был основательно доработан.
Военно-транспортный самолет С-5 Galaxy представляет собой высокоплан классической схемы со свободнонесущим крылом кессонного типа и Т-образным однокилевым оперением. Фюзеляж самолета выполнен в форме полумонокока. На самолете имеется две палубы. В передней части фюзеляжа над грузовым отсеком находится кабина экипажа, там же находится салон на 15 мест для отдыха запасных членов экипажа самолета, а также лиц, сопровождающих грузы и технику.
В задней части находится кабина, в которой может разместиться до 75 человек. Грузовая часть самолета оснащена двумя люками. Передний представляет собой поднимающуюся вверх носовую часть самолета, а задний представлен двумя боковыми створками. В передней части борта с левой стороны имеются двери для экипажа и пассажиров, а в задней части — для служебных пассажиров.
Типовая загрузка первых самолетов версии С-5А была следующей: 2 танка M60; танк M60, 2 многоцелевых вертолета UH-1 «Ирокез» и 5 бронетранспортеров М-113; 16х0,75-тонных автомобилей; 10 ракет «Першинг» класса «земля-земля» с пусковыми установками и тягачами. Помимо этого в грузовой кабине самолета можно было расположить до 270 человек, но в случае необходимости самолет мог принять на борт до 345 солдат и офицеров.
Как только американские ВВС получили в свое распоряжение самолет С-5А, их применяли почти во всех военных операциях. В 1990 году С-5 Galaxy принял участие в военной операции под названием «Щит пустыни». Самолет создал самый огромный за всю историю «воздушный мост», перевезя по воздуху 513 000 тонн полезных грузов и 482 000 военнослужащих.
Летно-технические характеристики С-5B:
Габаритные размеры:
— длина -75,54 м,
— высота — 19,85 м,
— размах крыла — 67,88 м,
— площадь крыла -575,98 м2.
Максимальная взлетная масса — 379 657 кг.
Вес топлива во внутренних топливных баках (максимальный) — 150815 кг.
Грузоподъемность — 122 470 кг.
Силовая установка — 4хТРДД General Electric TF39-GE-1C, тягой 4х191,27 кН.
Максимальная скорость — 932 км/ч.
Крейсерская скорость — 919 км/ч.
Практическая дальность полета — 4400 км (максимальная загрузка).
Практический потолок — 10 600 м.
Экипаж — 7 человек, включая двух бортоператоров.
Наиболее современным военно-транспортным самолетом в составе ВВС США является продукт компании Boing. Речь идет о самолете Boeing C-17 Globemaster III. Самолет совершил свой первый полет 15 сентября 1991 года, в 1993 году началась его эксплуатация в войсках. Машина серийно производилась с 1991 по 2015 годы, всего было выпущено 256 самолетов, часть из них отправилась на экспорт. Самолет разрабатывался в качестве замены для Lockheed C-141 Starlifter. Если С-5B близок к Ан-124 «Руслан», то в сравнении самолетов того же класса и назначения Boeing C-17 Globemaster III можно поставить на одну ступень с российским Ил-76.
Стратегический военно-транспортный самолет Boeing C-17 Globemaster III состоит на вооружении ВВС США, Австралии, Великобритании, Канады, ОАЭ, Катара, Кувейта и Индии. Он предназначен для перевозки личного состава, различных грузов и сбрасывания грузов с самолета. Самолет создан по классической аэродинамической схеме, высокоплан с Т-образным однокилевым оперением.
Фюзеляж самолета выполнен по типу полумонокока, он обладает скошенной вверх хвостовой частью с двумя аэродинамическими гребнями снизу. В грузовой кабине располагается задняя грузовая рампа, на которой можно разместить груз весом до 18 тонн. Рампа сложена из 4-х секций и обладает гидравлическим приводом. Угол установки рампы зависит от загружаемой на борт самолета техники. В составе погрузочно-разгрузочного оборудования самолета Boeing C-17 находятся рельсовые направляющие и роликовый конвейер.
Объем кабины данного военно-транспортного самолета рассчитан на перевозку одного танка М1А1, боевых машин пехоты M2 «Брэдли», грузовиков массой 45 тонн, внедорожников (по 3 машины в ряд), до трех ударных вертолетов АН-64 «Апач», 155-мм САУ, до 18 грузовых контейнеров 463L. В самолете имеется 54 откидных несъемных сидения, которые предназначены для личного состава. Помимо этого предусмотрена установка дополнительных кресел (48 штук), которые хранятся на борту самолета.
Имеются крепления для 12 носилок в виде стоек, расположенных по бортам самолета. Самолет обладает бронированной нижней частью фюзеляжа, которая защищает от огня стрелкового оружия с земли. Транспортник может осуществлять беспосадочное десантирование грузов при помощи парашютных устройств с предельно малых высот, а также десантирование до 102 парашютистов.
Летно-технические характеристики C-17 Globemaster III:
Габаритные размеры:
— длина — 53 м,
— высота — 16,8 м,
— размах крыла — 50,3 м,
— площадь крыла -353 м2.
Максимальная взлетная масса — 265 350 кг.
Запас топлива во внутренних топливных баках (максимальный) — 134 556 л.
Грузоподъемность — 77500 кг.
Силовая установка — 4хТРДД Р117-PW-100, тягой 4х185,49 кН.
Крейсерская скорость — 830 км/ч.
Практическая дальность полета — 4480 км (максимальная загрузка).
Практический потолок — 13 700 м.
Экипаж — 3 человека.
/Сергей Юферев, topwar.ru/