Россия-США: от «холодной войны» к «ледяной»

Разведслужбы США усиливают внимание к Арктике, а также укрепляют сотрудничество с Канадой и Норвегией для наблюдения за ситуацией на севере планеты. Об этом 7 сентября сообщило американское издание «Лос-Анджелес таймс».

По данным газеты, за последние 14 месяцев 16 американских разведывательных ведомств США выделили штат аналитиков для полноценной работы по арктическому региону. Офис директора Национальной разведки США также сформировал комитет, через который аналитики будут обмениваться результатами изысканий. «Лос-Анджелес таймс» утверждает, что такую активность на этом направлении разведка США не вела со времен окончания «холодной войны».

Не отстают и соседи американцев. Канада провела модернизацию своего прослушивающего поста на острове Элсмир, расположенном примерно в 800 км от Северного полюса, и будет делиться данными с Вашингтоном. Кроме этого, в США сейчас идет модернизация судна электронной разведки Marjayta, которое принадлежит Разведывательной службе Норвегии (NIS). Оно, как ожидается, покинет США в ноябре этого года и будет вести патрулирование в районе Баренцева моря.

Как отмечает издание, эта активность разворачивается на фоне усиления военного присутствия РФ и КНР в Арктике.

Россия-США: от «холодной войны» к «ледяной»

В 2014 году известный канадский политолог Роберт Хуберт из университета в Калгари, сказал, что сегодня мир начинает воспринимать Арктику будущего в качестве «нового Ближнего Востока». Действительно, у этих регионов есть определенное сходство — огромные запасы углеводородов, через них проходят важные магистрали — Северный морской путь и так называемый Северо-Западный проход, аналоги Суэца и Ормуза.

Профессор, заведующий кафедрой регионального управления Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Владимир Штоль считает, что сейчас идет подготовка к серьезному сражению за ресурсы Арктики, потому что из-за таяния полярных льдов открываются новые территории. А значит, и новые возможности по освоению шельфа в плане логистики, поскольку могут появиться другие транспортные коридоры, наряду с уже существующим Севморпутем.

Напомним, 3 августа 2015-го Россия внесла в Комиссию по границам континентального шельфа доработанную заявку. Ее цель — доказать, что хребты Ломоносова и Менделеева являются геологическим продолжением Сибирской континентальной платформы, в связи с чем участки в центральной части Северного Ледовитого океана, Баренцева и Берингова морей подпадают под российскую юрисдикцию.

Помимо России на территории под Северным Ледовитым океаном претендуют Дания, Канада, Норвегия и США. Интерес государств к северным морям обусловлен тем, что под их дном, по мнению геологов, может находиться около 30% неразведанных мировых запасов природного газа и 15% нефти. Как отмечают эксперты, добиться удовлетворения своей заявки России, с учетом нынешней геополитической обстановки, будет нелегко — никто не гарантирует, что больше половины представляющих 21 государство участников комиссии ООН будут политически не предвзяты.

В состав Арктического совета входят восемь стран — Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция. Однако и другие государства имеют свой интерес — начиная от стран Евросоюза и заканчивая Японией, Китаем и Индией. Ясно, что американцы хотели бы доминировать и в этом регионе.

— США не хотят видеть никого реального сопоставимого по силам соперника в Арктике, — соглашается военный аналитик, замдиректора Таврического информационно-аналитического Центра РИСИ Сергей Ермаков. — Но прежде чем усиливать в этом регионе присутствие сил и средств, должны быть проведены серьезные разведмероприятия. Сейчас США нужно привлекать на свою сторону союзников, что, с одной стороны, расширит их возможности, а с другой — послужит оправданием их действий.

Читайте также  Зачем МиГ-31 перебазируют на архипелаг Новая Земля

Каковы расклады сил и вероятность возникновения в будущем вооруженных конфликтов в «битве за Арктику»?

— Российский ледокольный флот считается одним из сильнейших в мире — в строю четыре атомных ледокола (один в резерве), которые позволяют организовать навигацию практически в любой точке Северного Ледовитого океана, — говорит ведущий научный сотрудник сектора проблем региональной безопасности РИСИ, кандидат военных наук Владимир Карякин. — Финансирование выделено еще на три новых судна. А дизельных ледоколов у нас более 12. Ледокольный флот используется и в интересах ВС РФ, например, при проводке кораблей Северного флота в Карское море.

Кроме того, в настоящее время в Арктике наращивается авиационная группировка и ПВО, восстанавливаются аэродромы, военные городки, которые были заброшены со времен распада Советского Союза, строятся новые. В июне была начата переброска на остров Котельный мобильных противокорабельных ракетных комплексов «Рубеж».

Формирование Арктической группировки войск полностью завершится к 2020 году. В ее состав войдут силы Северного флота, две мотострелковые арктические бригады, подразделения ВДВ, модернизированные высотные перехватчики МиГ-31БМ (с обновленной авионикой, радиолокационными станциями и системой управления вооружением), транспортная авиация.

Задачи — патрулирование прибрежной зоны, охрана территорий вдоль северных морей и Северного Ледовитого океана, обеспечение безопасности кораблей на Северном морском пути — наиболее коротком маршруте сообщения между Европой и Дальним Востоком. Что касается строительства там РЛС для своевременной засечки воздушных и морских целей, которые направляются к границам РФ, то пока планируется размещение загоризонтных станций поверхностной волны «Подсолнух».

— Неужели США все это время дремали?

— Нет, просто развитие военного строительства Штатами на арктическом направлении шло латентно, потому что не было серьезного противника. В 2000-х годах Арктика была поделена между тремя американскими военными командованиями: Северным, Европейским и Тихоокеанским. Однако в 2011 году Барак Обама подписал новый «План объединённых военных командований США», согласно которому было устранено разделение зональной ответственности, а всё российское побережье от Кольского полуострова до Камчатки и прилегающие воды вошли в зону ответственности Европейского командования. То есть практически все военные силы и средства США, нацеленные против России в Арктике, получили единое управление.

Намечается наращивание атомного подводного флота США в Баренцевом море, модернизируются приарктические военные базы, продолжается обсуждение вопроса о строительстве атомных ледоколов для поддержки арктических военно-морских операций, поскольку Вашингтон располагает лишь двумя судами.

Отмечу, что для России опасность представляет намерение США интернационализировать Северный морской путь, то есть придать ему международный статус. Риск в том, что это скажется не только на доходах за пользование маршрутом другими государствами, но и повысит уязвимость страны с северного направления, потому что Севморпуть проходит вдоль арктического побережья России. Если Штаты своего добьются, то сначала туда пойдут суда навигационного обеспечения, а уже потом, когда американцы изучат акваторию, корабли с элементами ПРО (из Арктики американцам удобно перехватывать наши МБР) и наступательными крылатыми ракетами.

Читайте также  США собираются отхватить у России часть Арктики

На мой взгляд, сохранение северных морей в качестве внутренних вод России, вытеснение оттуда потенциальных противников — одна из главных задач на сегодняшний день. Это вопрос национальной безопасности. Что же касается месторождений углеводородов, то тут не все так однозначно. Предпринимаемые меры США — это пока лишь заделы, борьба за будущее ассигнование, чтобы потом можно было разворачивать добычу в случае рентабельности. Дело в том, что в Артике для добычи углеводородов надо возводить гигантские платформы, осуществлять бурение на многокилометровую глубину. Добавьте сюда трудности с транспортировкой через льды, издержки на экологиюи т. д. Проще говоря, добыча нефти в Арктике будет стоить очень дорого.

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин замечает: ВС Канады, Норвегии и Дании в силу общей слабости военного потенциала, сократившегося после окончания «холодной войны», не способны осуществить какое-либо серьезное военное воздействие на Россию и её акватории.

— ВМС Норвегии — это шесть дизель-электрических субмарин, столько же ракетных катеров и тральщиков, пять фрегатов. ВМС Дании — семь фрегатов и два корабля поддержки (гибрид фрегата и десантного корабля). ВМС Канады — четыре ПЛ, три эсминца, по 12 фрегатов и тральщиков.

Норвегия, Дания и Канада не имеют частей воздушно-десантных войск и морской пехоты, у них почти нет и средств переброски войск. Военно-морские силы не имеют ни палубной авиации, ни крылатых ракет.

Теперь что касается американцев. США не имеют серьезных контингентов ВС в европейской Арктике (кроме РЛС СРПН в Гренландии). На Аляске дислоцированы две бригады Сухопутных войск (1-я «Страйкер» и 4-я воздушно-десантная), а также два авиакрыла ВВС, а также 176-е авиакрыло ВВС Национальной гвардии США с транспортными самолетами С-130. Конечно, имея развитую аэродромную сеть, американцы оперативно могут усилить свою сухопутную группировку, однако представить себе сражения в Арктике с участием бронетехники достаточно сложно.

На Аляске (в Форт-Грили) находится первый и самый крупный позиционный район глобальной системы ПРО США, оснащенной перехватчиками GBI.

Боевые корабли ВМС США на Аляске не базируются, дислоцируются только несколько кораблей и катеров Береговой охраны.

Конечно, ВМС США из состава Атлантического и Тихоокеанского флотов обладают высокими возможностями для действий против ВМС любой другой страны. Применительно к России угрозу представляет обезоруживающий удар по объектам СЯС, однако он крайне сложен в осуществлении, поскольку второй попытки быть не может, а Россия автоматически нанесет полномасштабный ядерный удар по территории США.

Кроме того, США, не говоря уже о странах Европы, психологически не готовы даже на ограниченный военный конфликт с Россией. Поэтому я не вижу никакой возможности реального военного столкновения в Арктике. Там никто ни с кем не соприкасается. Что касается интернационализации Севморпути, то главные сторонники этого — США и Китай. Практически у них такой неформальный союз в этом плане. Но как это может быть осуществлено на практике — непонятно. Я пока не могу себе представить проход какого-либо судна, не говоря уже о боевом корабле, по Севморпути явочным порядком без согласия России.

/Антон Мардасов, svpressa.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя