Одной из главных составляющих победы в воздушном бою с использованием ракетного вооружения является своевременное обнаружение противника и последующий запуск ракет. Таким образом, в арсенале истребителя должны присутствовать управляемые ракеты класса «воздух-воздух» нескольких типов, способные атаковать цель в разных диапазонах дальности. В ближайшем будущем номенклатура вооружения строевых частей российских ВВС должна пополниться новой ракетой средней дальности РВВ-СД, которая позволит атаковать цели с дистанции более 100 км.
Управляемая ракета РВВ-СД («Ракета «воздух-воздух» средней дальности») или «Изделие 170-1» была разработана Корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ), а именно ГосМКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова, входящим в ее состав. Новая ракета представляет собой дальнейшее развитие изделия Р-77 (РВВ-АЕ) и предназначена для уничтожения воздушных целей различных типов в любое время суток и на любых ракурсах, в том числе на фоне поверхности. В проекте реализован принцип «запустил-забыл», облегчающий боевую работу летчика-истребителя. Носителями ракеты РВВ-СД должны стать существующие и перспективные отечественные истребители.
Разработка проекта «Изделие 170-1» стартовала в 2003 году по заданию министерства обороны. К концу 2005 года ГосМКБ «Вымпел» завершило основные проектные работы и изготовило опытные образцы ракет, предназначенные для проведения первых испытательных пусков. В 2006 году планировалось начать государственные совместные испытания, однако этот этап проекта затянулся на несколько лет ввиду некоторых проблем с самолетами-носителями. По некоторым данным, разработчикам проекта ракеты пришлось ждать, когда свою работу завершат создатели одного из перспективных истребителей. Из-за этого финальные этапы проекта были сдвинуты на несколько лет.
Ракета РВВ-СД является дальнейшим развитием существующей Р-77/РВВ-АЕ, чем обусловлено их внешнее сходство и применение некоторых общих идей. Так, в новом проекте была сохранена общая конструкция и компоновка внутренних агрегатов корпуса. При этом новое изделие оснащается современным радиоэлектронным оборудованием, построенным на базе новых идей и компонентов. Именно за счет использования новых комплектующих, узлов и агрегатов предлагалось обеспечить более высокие характеристики в сравнении с оружием базовой модели.
«Изделие 170-1» имеет цилиндрический корпус большого удлинения с коническим головным обтекателем. Общая длина ракеты – 3,71 м, диаметр корпуса – 20 см. В средней части корпуса крепятся трапециевидные Х-образные крылья размахом 0,42 м. В хвосте предусмотрены две пары решетчатых рулей размахом 0,68 м, предназначенные для маневрирования. На нижней поверхности корпуса имеется небольшое утолщение. В остальном корпус ракеты облагорожен с точки зрения аэродинамики и не имеет каких-либо крупных выступающих частей. Стартовый вес ракеты – не более 190 кг.
В головной части корпуса помещается головка самонаведения и аппаратура автопилота. Позади них монтируется неконтактный датчик цели с взрывателем и боевая часть. Хвостовая часть корпуса отдана под сравнительно мощный и крупный твердотопливный двигатель. Также в хвосте размещаются приводы решетчатых рулей.
Ракета РВВ-СД оснащается комбинированной системой наведения, обеспечивающей выход в расчетный район нахождения цели с последующим ее обнаружением и уничтожением. Для полета в указанный район встречи с целью используется инерциальная навигационная система. После выхода в заданную точку ракета начинает поиск цели при помощи активной радиолокационной головки самонаведения типа 9Б-1103М. Это изделие было разработано в МНИИ «Агат» и представляет собой моноимпульсную допплеровскую систему.
Первый вариант этой ГСН был разработан еще в середине девяностых годов и впервые представлен в 1998 году. В дальнейшем изделие 9Б-1103М прошло несколько модернизаций, став «прародителем» целого семейства систем наведения. В составе новой ракеты применяется один из последних вариантов ГСН.
Головка самонаведения 9Б-1103М отличается от предыдущих изделий своего класса повышенными характеристиками, достигаемыми за счет увеличения мощности передатчика и чувствительности приемника, нового программного обеспечения и повышения устойчивости к помехам. На практике все эти нововведения вылились в увеличение максимальной дальности пуска и повышению максимальной перегрузки цели. Ракета с подобной головкой самонаведения самостоятельно производит обнаружение целей, благодаря чему реализуется принцип «запустил-забыл». После запуска ракеты самолет-носитель не должен подсвечивать цель лучом РЛС или иными способами обеспечивать наведение ракеты.
В 2014 году МНИИ «Агат» представил две новые модификации ГСН 9Б-1103М, предлагаемые для установки на различные ракеты «воздух-воздух», в том числе на РВВ-СД. Головка 9Б-1103М-200ПА получает дополнительный полуактивный канал, а изделие 9Б-1103М-200ПС имеет пассивный канал, дополняющий основной активный. Доработанные ГСН позволяют расширить возможности перспективных ракет за счет использования разных методик поиска цели. Тем не менее, насколько известно, ракеты «170-1» пока не должны получать новые головки самонаведения.
Управление во время полета осуществляется при помощи двух пар решетчатых рулей, установленных в хвостовой части корпуса. Интересной особенностью проекта РВВ-СД стало изменение конструкции этих агрегатов. Рули новой ракеты получили обновленные крепления, стойки и приводы. За счет таких нововведений размах рулей, в сравнении с базовой ракетой Р-77, был уменьшен на 7 см. Кроме того, удалось в определенной мере улучшилить аэродинамические характеристики.
В средней части ракеты РВВ-СД располагается стержневая мультикумулятивная боевая часть. Общий вес боевой части – 22,5 кг. Подрыв боевой части производится при помощи взрывателя, связанного с неконтактным датчиком цели. Это устройство располагается позади автоматики управления. Его местоположение можно определить по набору прозрачных круглых окон на боковой поверхности корпуса. За этим остеклением установлены элементы лазерного датчика цели.
В хвостовой части корпуса помещается однорежимный твердотопливный двигатель, обеспечивающий полет ракеты на дальность до 110 км. Маршевая скорость полета при работающем двигателе достигает 4000-4500 км/ч. Следует отметить, при таких скоростях даже небольшие доработки конструкции рулей должны серьезно улучшать общие характеристики ракеты.
Управляемая ракета РВВ-СД способна уничтожать цели на высотах от 20 м до 25 км. Максимальная дальность пуска доведена до 110 км. Большая часть этой дистанции ракета пролетает при помощи инерциальной навигационной системы. На конечном участке, в заданной точке, производится включение активной радиолокационной головки самонаведения.
Дальность захвата цели и протяженность конечного участка полета под управлением ГСН зависит от ряда параметров, в первую очередь от заметности цели. Так, летательный аппарат противника с ЭПР на уровне 3 кв.м засекается с расстояния около 20 км. Непосредственное наведение на цель производится при помощи ГСН.
По имеющимся данным, «Изделие 170-1» может поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 1500 м/с. Максимальная перегрузка цели, при которой ракета сохраняет наведение и продолжает атаку, достигает 12 единиц. За счет доработки конструкции удалось довести располагаемую перегрузку ракеты до 40 единиц. Благодаря этому РВВ-СД может выполнять разворот со скоростью до 150° в секунду.
Для использования новой управляемой ракеты в составе комплекса вооружения истребителей предлагается авиационное катапультное устройство АКУ-170Е. В составе этой системы используется механика поршневого типа с пирогидравлическим приводом. Источником энергии для сброса ракеты в таком случае является пиропатрон ЭПК-28Т-2.
Предлагаемое катапультное устройство имеет ряд важных особенностей, облегчающих эксплуатацию ракет. К примеру, оборудование системы АКУ-170Е способно удерживать ракету в исходном положении до отделения от носителя, предотвращая ее развороты по крену и курсу. Кроме того, допускается перевозка ракеты в течение 30 суток без снятия и дополнительных проверок.
Для поставок зарубежным заказчикам ГосМКБ «Вымпел» разработало комплекс средств по адаптации ракет и катапультных устройств, позволяющий применять их на авиационной технике зарубежного производства.
Носителями ракет РВВ-СД могут быть отечественные самолеты различных типов. Тем не менее, по имеющимся данным, разработка проекта велась с учетом вооружения многофункциональных истребителей Су-35С. Согласно некоторым источникам, государственные совместные испытания нового оружия затянулись именно из-за определенных проблем с этим самолетом. Таким образом, разработка ракет была приостановлена до появления полноценного авиационного комплекса, который должен был стать ее носителем.
К концу 2010 года истребитель Су-35С был готов к испытаниям вооружения. Кроме того, к этому времени завершилась доводка новой ракеты. В дальнейшем были проведены несколько испытательных пусков ракет РВВ-СД с нового самолета. Ряд тестовых запусков подтвердили как возможность использования ракет «170-1» на новой авиационной технике, так и высокие характеристики этого оружия.
К настоящему времени Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» завершила все работы по проекту РВВ-СД и довела новую ракету до серийного производства. При получении соответствующего заказа КТРВ готова начать полномасштабное серийное производство такого оружия и поставлять его в войска. Не так давно появились первые сведения о возможном контракте на поставку новых ракет.
26 августа 2015 года министерство обороны России открыло тендер на поставку «Изделий 170-1». В соответствии с условиями закрытого конкурса подача заявок завершится 28 сентября. Сам аукцион с определением победителя должен состояться 9 октября. Вскоре после этого будет подписан контракт на поставку серийного вооружения. Заказчик в лице военного ведомства намерен заказать некоторое количество ракет РВВ-СД на общую сумму не более 13 175 178 880 рублей. При этом общее число планируемых к заказу изделий пока является закрытой информацией.
По открытым данным, поставки готовых изделий должны завершиться 25 ноября 2016 и 25 ноября 2017 года. Заказчик определил и раскрыл лимиты бюджетных обязательств по годам, в течение которых будет вестись выполнение заказа. Так, в 2015 году на новые ракеты планируется потратить 468 млн. рублей, в 2016 – 7,241 млрд. рублей, а в 2017-м – 5,466 млрд. рублей. Иные подробности тендера недоступны широкой общественности.
Количество ракет, которые должны быть поставлены по результатам текущего конкурса, а также стоимость единичного изделия остаются неизвестными. Вероятно, эти сведения пока составляют государственную тайну и не подлежат разглашению. Тем не менее, и без этой информации новый тендер представляет большой интерес. Его появление говорит о скором начале полномасштабного серийного производства и поставки ракет РВВ-СД в строевые части ВВС России. Таким образом, проект дошел до логического конца, а сама ракета в ближайшем будущем «доберется» до вооруженных сил.
Согласно ряду источников, «Изделие 170-1» уже не является последней отечественной ракетой класса «воздух-воздух» средней дальности. В настоящее время специалисты КТРВ ведут работы по проекту с кодовым обозначением «180». Известно, что «Изделие 180» будет оснащено новой системой наведения и некоторыми другими агрегатами, а также получит плоскости обновленной конструкции.
Перспективная ракета разрабатывается для истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), что предъявляет некоторые специфические требования к конструкции. «Изделие 180» планируется перевозить на внутренней подвеске и запускать из встроенных грузоотсеков, из-за чего оно должно иметь минимально возможные габариты.
Новейшая управляемая ракета РВВ-СД прошла все необходимые испытания и в скором будущем будет заказано министерством обороны. Кроме того, на ее базе создается новое изделие аналогичного назначения. Таким образом, в течение нескольких следующих месяцев российская военная авиация получит новые ракеты с повышенными характеристиками, а в дальнейшем арсеналы ВВС пополнятся еще одним видом управляемого вооружения для борьбы с летательными аппаратами противника.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/