На проходившей с 1 по 4 сентября 2015 года в польском городе Кельце военной выставке MSPO-2015, польская оборонная промышленность представила сразу два образца 155-мм самоходных гаубиц на гусеничном шасси.
Польское предприятие Huta Stalowa Wola (HSW) продемонстрировало выкаченный 24 августа первый образец «обновленной» 155-мм/52 самоходной гаубицы Krab, теперь выполненной на шасси южнокорейской самоходной гаубицы К9 Thunder. НSW заключила в декабре 2014 года контракт стоимостью 310 млрд южнокорейских вон (около 300 млн. долларов) с южнокорейским объединением Samsung Techwin на поставку 120 шасси (с бронекорпусами и моторно-трансмиссионными отделениями с германскими дизельными двигателями MTU-881 KA 500 мощностью 1000 л.с.) выпускаемых последним САУ К9 Thunder для постройки на их базе САУ Krab для польской армии.
Согласно контракту, Samsung Techwin должна отгрузить в Польшу два первых шасси САУ К9 в 2015 году (первое было отгружено в июне и использовано на образце, продемонстрированном на MSPO-2015), еще 22 — в 2016-2017 годах, и 12 — в 2018 году. Затем HSW должна само организовать лицензионное производство этих шасси, изготовив 84 шасси с 2018 по 2022 годы, с передачей южнокорейской стороной соответствующих лицензий и технологий.
САУ Krab оснащается изготавливаемой HSW по лицензии башней британской 155-мм самоходной гаубицы AS90 (башня была разработана компанией Vickers еще в 1980-е годы) со 155-мм/52 качающейся частью производства германской группы Rheinmetall (на первых образцах использовалась качающаяся часть производства французской Nexter Systems).
Напомним, что решение использовать для САУ Krab шасси южнокорейской гаубицы К9 последовало после отказа от применения изначально разработанного польским предприятием OBRUM и производимого заводом Bumar Labedy для Krab бронированного шасси UPG (Uniwersalna Platforma Gąsienicowa) c польским дизельным двигателем S12U.
Первые восемь САУ Krab (батарейный комплект — две опытные и шесть первых серийных) на шасси UPG были поставлены Войску Польскому в сентябре 2012 года. По условиям контрактов, заключенных министерством национальной обороны Польши с предприятием HSW в мае 2008 и в июне 2011 года, предусматривалась поставка к концу октября 2015 года первого дивизионного комплекта Krab в количестве 24 установок.
Однако после поставки указанных первых восьми систем поставка остальных 16 гаубиц оказалась сорвана, поскольку выявилась невозможность их оснащения двигателем S12U — так как двигатель не производится с 2009 года, а производивший его завод PZL Wola закрыт. К тому же мощность S12U (850 л.с.) все равно оказалась явно недостаточной для 55-тонной САУ, а сам двигатель страдал от проблем с качеством изготовления.
Предложенный в качестве альтернативы немецкий дизельный двигатель MTU-881 KA 500 требовал моторно-трансмиссионного отделения большего размера и по условиям системы охлаждения не влазил в ходовую часть UPG. В довершение ко всему, в 2010 году в изготовленных Bumar Labedy бронекорпусах UPG первых серийных Krab были обнаружены микротрещины в броневых листах.
В этих условиях польской стороне пришлось отказаться от использования на Krab бронекорпуса и ходовой части UPG и прибегнуть взамен к приобретению по импорту в Южной Корее новой самоходной базы для САУ Krab.
Однако не угомонившийся завод Bumar Labedy на MSPO-2015 выставил свой вариант 155-мм/52 самоходной гаубицы, выполненной все на том же слегка доработанном гусеничном шасси UPG, теперь именумом UPG-NG, но по прежнему предполагаемом к оснащению двигателем S12U. Новый образец САУ разработан совместно со словацкой компанией KONSTRUKTA — Defence (фактически это артиллерийское КБ, входящее в состав словацкого холдинга DMD Group) и получил название Diana.
По сути САУ Diana представляет собой установку на шасси UPG-NG бронированной башни с артиллерийским вооружением разработанной KONSTRUKTA — Defence 155-мм/52 колесной самоходной гаубицы Zuzana 2.
Сообщается, что Dianа создана главным образом в качестве совместного предложения Bumar Labedy и KONSTRUKTA — Defence на тянущийся вот уже более 20 лет бесконечный индийский тендер на 155-мм/52 самоходную гаубицу на гусеничном шасси. При этом представитель KONSTRUKTA – Defence на MSPO-2015 заявил, что, интерес к Diana проявляют «еще три потенциальных заказчика». САУ Diana была разработана в беспрецедентно короткие сроки — соглашение о парнерстве польского и словацкого предприятий было достигнуто в середине июня 2015 года, а уже 23 августа был выкачен прототип.
САУ Diana имеет 155-мм/52 артиллерийскую часть, аналогичную установленной на опытных САУ Zuzana 2 и EVA и изготавливаемую входящим в состав DMD Group словацким предприятием ZTS — ŠPECIÁL в Дубнице (бывшее ведущее артиллерийское производство Skoda). Максимальная дальность стрельбы может достигать 41 км при использовании снарядов улучшенной аэродинамической формы с донным газогенератором ERFB-BB (extended-range full-bore base bleed). Башня, система заряжания и система управления огнем позаимствованы у САУ Zuzana 2 (до сих пор не нашедшей заказчиков).
Скорострельность САУ Diana с использованием автоматизированной системы заряжания составляет 5 выстрелов в первую минуту открытия огня или 13 выстрелов в течении трех минут. Возможен резервный ручной режим заряжания. САУ Diana имеет весьма внушительный боекомплект в 80 снарядов и 80 зарядов, из которых 40 снарядов и 40 зарядов расположены в автомате заряжания, а остальные 40 снарядов и 40 зарядов — в укладке в корме корпуса.
Боевая масса Diana составляет 50 тонн, длина составляет 11,8 м, ширина 3,5 м, высота по крыше башни 3,69 м. Двигатель S12U. Максимальная скорость по шоссе 60 км/ч, запас хода по шоссе до 650 км.
/По материалам bmpd.livejournal.com/