Обзор артиллерии. Ад на колесах

В основном можно говорить о двух категориях колесной артиллерии: пушки как таковые, устанавливаемые на шасси грузовых автомобилей, и башенные пушки на бронированном шасси; каждая категория со своими собственными преимуществами. В первом случае это будет подвижность, хотя и стоимость тоже хороший аргумент для продажи. Во втором же случае при выполнении огневой задачи экипаж находится под надежной защитой брони.

Необходимость в улучшении стратегической мобильности и тактической мобильности на дорогах – вот то, что получило особое значение в недавних асимметричных боевых действиях. Это привело к разработке многочисленных систем в двух ранее упомянутых категориях. Многие уже давно состоят на вооружении, а другие находятся на стадии прототипа. Много факторов влияет на развитие этих систем, не в последнюю очередь финансовый кризис и соответствующие сокращения оборонных бюджетов.

Устанавливаемые на шасси грузовых автомобилей (далее для краткости грузовики) системы в настоящее время кажутся более предпочтительным вариантами. Решение Индии начать именно с системы этого типа в своем «Плане по модернизации артиллерии» означает, что все основные изготовители подобных систем сделают всё возможное, чтобы получить контракт на 814 самоходных артиллерийских установок (САУ). А вот к истинным колесным самоходным гаубицам (СГ) рынок, по всей видимости, несколько более прохладен в связи с их более высокой стоимостью.

Самоходные системы среднего калибра

За прошедшие три десятилетия возможно первой страной, которая поверила в достоинства колесной самоходной артиллерии среднего калибра, стала Чехословакия, чья 152-мм САУ Dana впервые была замечена западными обозревателями в 1980 году. Dana производилась с 1977 года также под обозначением ShKH-77; она базируется на грузовом шасси грузового автомобиля 8×8 с установленной на него бронированной кабиной.

Гаубица до сих пор состоит на вооружении разных стран, например, Польша развертывала их в Афганистане в 2008 году. После распада страны на Чешскую и Словацкую республики оборонная промышленность двух новых стран унаследовала проект Dana и использовала его в качестве отправного решения для разработки двух совершенно разных проектов. Хотя система Dana была изначально разработана словацкой стороной, но название проекта Dana фактически перешло чехам и модернизированному варианту, разработанному компанией Excalibur Army. Со своей стороны словацкая Konstrukta Defence на базе системы Dana разработала гаубицу Zuzana.

Обзор артиллерии. Ад на колесах
Обзор артиллерии. Ад на колесахВ то время как многие производители, разрабатывавшие артиллерийские системы калибров советского стандарта, теперь переделывают их под стандарты НАТО, чешская гаубица Dana M1 до сих пор имеет калибр 152 мм

В Чешской республике эволюция системы Dana не привела к системе, соответствующей стандартам НАТО. Действительно, САУ Dana-M1 CZ, разработанная компанией Excalibur Army, до сих пор оснащена оригинальной артиллерийской частью калибра 152 мм. Этот выбор в основном объясняется необходимостью модернизации хотя бы части из более чем 600 существующих гаубиц Dana M-77, до сих пор состоящих на вооружении Чешской республики, Ливии, Польши и Грузии. Модернизация гаубицы в основном направлена на мобильность, эргономику и систему командования и управления.

Повышение мощности было получено за счет установки на оригинальный двигатель T3-390 новых турбокомпрессоров и промежуточных охладителей. Это в свою очередь заставило установить новую коробку передач 430 Sachs, также была установлена система централизованной подкачки новых шин 14R20. У водителя появилось новое лобовое бронированное стекло и усовершенствованная система рулевого управления с гидроусилением. В кабине также были установлены независимые системы обогрева и кондиционирования.

Вооружение имеет новую систему управления огнем (СУО) и новую навигационную систему, что сокращает время развертывания на позиции. Новый компьютер и интеллектуальный терминал командира позволяют подготовиться к огневой задаче заранее, а это еще сокращает время подготовки к стрельбе. Частичная квалификация гаубицы ожидалась в 2014 году, но по этому поводу компания так и не выпустила пресс-релиза.

Компания Konstrukta Defence разработала новую гаубицу Zuzana 2000, заменив устаревшую 152-мм артиллерийскую часть новой 155-мм/45 производства компании ZTS Special. 16 таких систем состоит на вооружении словацкой армии и более 12 систем было продано Кипру. Словацкая компания в настоящее время предлагает новые варианты Zuzana A1 и Zuzana 2. Разница заключается в силовом блоке: на вариант A1 установлен форсированный двигатель MAN D28 76 LF мощностью 453 л.с. в одном блоке с трансмиссией Allison HD 4560 PR, тогда как на вариант Zuzana 2 установлен двигатель Tatra T3B-928.70 мощностью 442 л.с., соединенный с трансмиссией Tatra 10 TS 180.

Обзор артиллерии. Ад на колесахКомпания Konstrukta Defence на свою гаубицу Zuzana первоначально устанавливала пушку 155-мм/45, затем новую пушку 155/52, система в настоящее предлагается с двумя разными силовыми блоками

В отличие от оригинальной гаубицы Zuzana, модели A1 и 2 имеют ствол калибра 152 мм также производства ZTS Special. Пушка стреляет всеми боеприпасами стандарта НАТО. В конвейере уложено 40 снарядов и 40 зарядов к ним, в нем можно разместить снаряды длиной до 1000 мм. Установщик взрывателей позволяет перед досыланием запрограммировать электронные взрыватели снарядов. В первую минуту может быть дослано и выпущено до 6 выстрелов, ну или как вариант 16 выстрелов в первые три минуты. Возможно ведение огня в ручном режиме со скорострельностью два выстрела в минуту.

Также имеется радар измерения начальной скорости, что повышает точность, гаубицы Zuzana Al и 2 способны вести огонь в режиме MRSI (multiple-round simultaneous impact – одновременный удар нескольких снарядов; меняется угол наклона ствола и все снаряды, выпущенные за определенный интервал времени прилетают к цели одновременно). При стрельбе калиберными снарядами с донным газогенератором максимальная дальнобойность составляет свыше 41 км.

Еще одно усовершенствование заключается во вспомогательной силовой установке, которая предназначена для работы системы при заглушенном двигателе. Экипаж гаубицы надежно защищен по лобовой дуге, а передняя кабина имеет уровень защиты соответствующий 4-му. В 2014 году были завершены стрельбовые и ходовые испытания гаубицы Zuzana 2 и в настоящее время она ожидает первого заказа от словацкой армии.

Югославия также разработала колесную гаубицу M84 Nora A, у которой пушка 152/45 была установлена на грузовик FAP 2832. В начале 2000-х компания Югоимпорт решила разработать систему, предназначенную для зарубежных рынков. Модель Nora B-52 K0 в связи с этим была вооружена пушкой 155-мм/52, установленной в открытой башне. Затем последовал вариант K1, который главным образом отличался российским шасси Камаз 63501 8×8 (заменило оригинальное сербское шасси FAP 2832), полузащищенной башней для расчета, полностью автоматической системой заряжания с полуавтоматическим затворным механизмом, автоматизированной системой и СУО. Двенадцать готовых выстрелов размещались в башне, а еще 24 укладывались в магазине позади передней кабины. Для выполнения первого выстрела было необходимо 60 секунд, сокращению времени открытия огня способствовали автоматическое наведение и электропривод опор. Гаубица K1 до сих пор входит в портфолио компании Югоимпорт; она экспортировалась, по крайней мере, в две страны, Мьянму и Кению, обе заказали по 30 систем.

Обзор артиллерии. Ад на колесахСпроектированная с целью соответствия потребностям сербской армии, гаубица Nora K-1 от компании Югоимпорт все еще ждет первый заказ от национальной армии

Новейший вариант гаубицы под обозначением B-52 K-I отличается полностью закрытой башней, тем самым, завершив свой переход от установленной на грузовик пушки к колесной самоходной гаубице в классическом понимании. Nora третьего поколения была доработана по многим параметрам.

Была повышена надежность самой артиллерийской системы, а также точность благодаря новой СУО, улучшенной навигационной системе и радару измерения начальной скорости. Гидравлические опоры получили амортизаторы, а экипаж был сокращен до четырех человек. Максимальная дальнобойность при стрельбе снарядами повышенной дальности составляет 41,2 км, а при стрельбе активно-реактивным боеприпасом с донным газогенератором она ожидается в районе 56 км.

Обеспечение сил быстрого реагирования самоходной гаубицей было целью компании Югоимпорт, когда в 2011 году она предложила систему на базе 122-мм пушки D30J. Используя опыт, полученный при создании Nora, сербская компания разработала САУ Soko SP RR 122, состоящую из грузовика FAP 2228 6×6 с кабиной защищенной в соответствии с 1-м уровнем стандарта STANAG и артиллерийской башни, установленной позади кабины. Экипаж из 4 человек разбит на пары, водитель и командир сидят в кабине, а стрелок и заряжающий в башне. Максимальная дальнобойность осколочно-фугасными снарядами составляет 17,3 км, такими же, но с донной выемкой – 21 км.

С целью уничтожения движущихся целей пушка может также стрелять снарядом с лазерным наведением Китолов-2M. Электрогидравлический магазин и полуавтоматическая система заряжания с пневматическим досылателем позволяют быстро заряжать снаряды и заряды. Быстрое время подготовки к стрельбе обеспечивается гидравлическими опорами и СУО, которая может быть интегрирована в систему управления боем.

В конце 70-х годов южноафриканская компания Denel разработала самоходную гаубицу G6 SP на базе специально спроектированного шасси 6×6. Ее башня вооружена такой же пушкой 155/45, что и буксируемая G5. Оригинальная гаубица G6 с ручным заряжанием была куплена армиями ЮАР, Омана и ОАЭ. Ее экипаж состоял из 4 артиллеристов и водителя. В 2003 году компания Denel Land Systems начала выпуск G6-52 с пушкой калибра 52, которая имела меньший боекомплект (40 против 50), размещенный в двух карусельных магазинах в задней части башни, один со снарядами и один с зарядами. Автомат заряжания гарантировал скорострельность 6 выстрелов в минуту, при этом расчет был сокращен до трех человек.

Гаубица G6-52 оборудована навигационной системой INS/GPS и продвинутой системой целеуказания и наведения AS2000, что позволяет открывать огонь из пушки через 60 секунд после получения задания. Башня G6-52 хотя устанавливалась на модернизированный вариант оригинального шасси G6, но может также устанавливаться и на другие шасси, в основном гусеничные. На G6-52, также известную как Renoster, заказы от зарубежных стран пока не поступали. Что касается Индии, то там компания Denel внесена в черный список, и когда ей позволят вернуться к борьбе за заказы, поди догадайся. Артиллерийская система в башенной конфигурации T6 могла бы быть также использована для создания гусеничной СГ, базирующейся на национальном шасси (Bhin на базе танка Arjun предложена несколько лет назад).

Читайте также  Самоходное артиллерийское орудие 2С34 «Хоста»

Обзор артиллерии. Ад на колесахХотя Норвегия решила выйти из программы, компания BAE Systems пока имеет контракт на 48 систем Archer, подписанный со Швецией

Обзор артиллерии. Ад на колесахG6/45 состоит на вооружении Объединенных Арабских Эмиратов. Вариант с 52 калибром находится на стадии продвинутого прототипа и в настоящее время ожидает своего первого заказчика

Обзор артиллерии. Ад на колесах
Обзор артиллерии. Ад на колесахИспользовав бронемашину Enigma 8×8 разработки Emirates Defence Technology в качестве базовой платформы, компания BAE предложила необычное решение по упрощенной интеграции своей сверхлегкой гаубицы M777 155/39 с этой машиной. На фото модель с пушкой в положениях для стрельбы и по-походному

В середине 90-х были проведены исследования по возможности установки буксируемой пушки Bofors FH77 B05 52 на колесную самоходную гаубицу. Система получила обозначение Archer. С целью получения максимальной проходимости по заснеженным землям Северной Европы была выбрана модифицированная сочлененная машина Volvo A30E 6×6.

Основные особенности системы следующие: полная автоматизация (Archer обслуживает расчет из трех человек изнутри защищенной кабины), режим MRSI до шести выстрелов, время занятия позиции с ходу и открытие огня менее 30 секунд и защита от баллистических и минных угроз. Гаубица может перебрасываться самолетом A400M. Ее дальнобойность составляет 40 км обычными боеприпасами и 50 км управляемыми снарядами типа Excalibur. В рамках этой программы в 2007 году Норвегия присоединилась к Швеции, система получила официальное обозначение FH 77 BW L52.

Первые 24 системы Archer, заказанные в 2010 году, были поставлены шведскому Управлению оборонного имущества в сентябре 2013 года, но спустя три месяца Норвегия, подписавшая контракт также на 24 системы, решила покинуть программу. Ее решение основывалось на неназванных причинах, не позволивших добиться соответствия системы норвежским требованиям. Это привело к подписанию исправленного контракта между Управлением и компанией BAE Systems Bofors по графику поставок только для Швеции. Поставка последней партии запланирована на начало 2016 года. На сегодняшний день нет никаких подробностей о штрафных санкциях. Гаубица Archer также является возможным кандидатом на датскую программу по замене M109.

Компания Rheinmetall использовала опыт разработки пушки PzH 2000 и ее ствола производства Unterluβ и создала автономную башню с такой же пушкой 155/52, способной стрелять на дальность 42 км улучшенными снарядами с донным газогенератором и на более чем 52 км снарядами V-LAP с реактивным движителем. Автоматическая система заряжания позволяет обеспечить скорострельность шесть выстрелов в минуту или 75 выстрелов в час в режиме продолжительного ведения огня. В режиме MRSI может быть отстреляно до пяти снарядов. При использовании специальной машины пополнения боеприпасов может быть загружено за пять минут 40 снарядов и 40 зарядов к ним.

Имея на борту кольцевой лазерный гироскоп с GPS, автоматическую систему наводки орудия, систему управления и командования AS4000, гаубица может отстрелять первый снаряд через 60 секунд после остановки и сняться с позиции всего через 30 секунд. Компания Rheinmetall заявляет о круговом вероятном отклонении 0,6% от дальности при стрельбе по низкой траектории. Башня была разработана в надежде на индийский контракт по артиллерийским системам и с этой целью была установлена на южноафриканское шасси G6, дав рождение системе RGW52 (Rheinmetall Wheeled Gun), но, как и другие компании, Rheinmetall попала в индийский черный список. В настоящее время программа остановлена, но в компании Rheinmetall готовы еще раз начать, если заказчик проявит интерес к системе. Поскольку башня автономная, то она может устанавливаться на колесные и гусеничные шасси.

Начатая благодаря двум исследовательским программам, частично финансируемым итальянским министерством обороны, разработка гаубицы Centauro 155/39 LW компанией Oto Melara в настоящее время остановлена из-за скудных финансовых возможностей итальянской армии. Система была показана на выставке Eurosatory 2012. Она представляет собой башню, вооруженную легкой пушкой 155/39, установленную на шасси Centauro 8×8, хотя серийная система может устанавливаться на шасси Centauro 2. Длина ствола была выбрана исходя из того, что пушка будет стрелять в основном боеприпасами Vulcano, которые смогут улетать на 55 км в управляемом варианте.

Обзор артиллерии. Ад на колесахГаубица Centauro 155/39 LW от Oto Melara была представлена в 2012 году. В ней воплощен опыт компании по разработке наземных и корабельных систем. Программа по ней остановлена в связи с ограниченным бюджетом итальянской армии

Для системы было принято полностью автоматическое заряжание; 15 снарядов уложены в задней части башни, тогда как соответствующие заряды размещены в шасси. Система автоматически выбирает тип снаряда и заряда в соответствии с данными, полученными от командира или стрелка. Гарантируется скорострельность восемь выстрелов в минуту, система также способна отстрелять до 4 выстрелов в режиме MRSI. Расход боеприпасов сокращается при стрельбе управляемыми боеприпасами; впрочем, машина пополнения боеприпасов с конвейером перегружает полный боекомплект снарядов и зарядов менее чем за 10 минут.

Пушка имеет реактивный дульный тормоз типа «солонка», что значительно снижает силы отката; моделирование показало, что опоры при стрельбе необязательны. Испытания на данный момент прошли сама пушка, боеприпасы, заряды и автоматическая система заряжания. Компания Oto Melara готова заново начать разработку и даже установить башню на другое шасси, если потребует зарубежный заказчик.

Устанавливаемые на шасси грузового автомобиля пушки калибра 155 мм

В начале 90-х компания Giat Industries (в настоящее время Nexter) начала разработку артиллерийской системы на грузовике, которая оставалась на стадии прототипа пока французская армия не решила испытать ее. На систему, получившую обозначение Caesar (CAmion Equipe d’un Systeme dArtillerie – грузовик, оборудованный артиллерийской системой), в конечном счет был получен заказ; французское правительство решило загрузить национальную промышленность и заказало пять гаубиц.

Французская армия была не в особом восторге от этой концепции в то время, но спустя десять лет положение дел существенно изменилось. Она заказала еще 72 системы Caesar в конце 2004 года, развернула их в Афганистане и Мали и в настоящее время полностью убедилась в преимуществах этой мобильной пушки. В Афганистане гаубица 155/52 Caesar позволяла прикрывать всю зону ответственности французского контингента площадью 15×40 км, действуя от Нихраба на севере и до Гвана на юге. Развертыванию систем способствовала хорошая авиатранспортабельность и также их точность.

Первые пристрелка на большие дальности требует всего двух снарядов для того, чтобы откорректировать огонь с круговым вероятным отклонением (КВО) 100 метров, после чего для нейтрализации цели отстреливаются 10 снарядов. Если в Афганистане гаубицы Caesar работали с передовых оперативных баз, то в Мали тактическая мобильность была ключевым элементом. Работая двумя парами, СГ Caesar базировались в Гао, откуда они могли достичь любого места в районе операции в течение двух дней.

Полностью цифровая система Caesar позволяет быстро выполнить огневую задачу: готовность к стрельбе одна минута, отстрел шести снарядов за минуту и готовность к движению через 45 секунд. Французские гаубицы Ceasar устанавливаются на шасси Sherpa 5 6×6 производства компании Renault Truck Defense, их кабины опционально защищаются дополнительными комплектами бронирования. На данный момент системы Caesar, проданные за рубеж, базируются на шасси Soframe/Unimog 6×6. Такая конфигурация была принята Саудовской Аравией (заказчик, которого никогда не называла компания Nexter, но это секрет известный всем) для 100 систем, предназначенных для Национальной гвардии. Часть из них была собрана на местном предприятии. Саудовская Аравия также купила 60 СУО Bacara (BAlistic Computer ARtillery Autonomous) плюс шесть тренажеров Caesar.

Таиланд заказал шесть гаубиц Caesar, а Индонезия заказала 37 систем в 2012 году для оснащения двух артиллерийских дивизионов. В ноябре 2014 года Саудовская Аравия профинансировала программу перевооружения ливанской армии. Сделка, подписанная с Францией, предусматривает поставку 28 гаубиц Caesar. Компания Nexter со всей очевидностью не спускает глаз с индийской программы по мобильной САУ Mounted Gun System. Для этого французская компания объединилась с Larsen & Toubro и Ashok Leyland Defence и предложила систему Caesar, установленную на шасси Ashok Leyland 6×6 Super Stallion. Еще одно соглашение было подписано с бразильской компанией Avibras на установку системы Caesar на шасси, используемое для РСЗО Astros 2020.

Кроме интеграции на новые платформы с целью расширения экспортного потенциала гаубица Caesar проходит квалификацию с управляемыми снарядами, например Spacido от Nexter и Excalibur от Raytheon (будут описаны в соответствующем разделе этого цикла). Рассматривается возможность повышения уровня защиты экипажа за счет дополнительного бронирования кабины, а также увеличение боекомплекта на борту (сейчас 18 выстрелов). Некоторые из этих решений могут ухудшить авиатранспортабельность, но некоторые потенциальные покупатели не требуют этой возможности. Кроме Индии компания Nexter рассматривает Ближний и Дальний Восток в качестве самых многообещающих рынков для своей системы Caesar, которая могла бы также поспорить за замену гаубиц M109 в Дании.

Приобретя компанию Soltam, израильская Elbit унаследовала с ней и 155-мм САУ Atmos. Были проведены работы по модернизации этой системы, модернизирована система заряжания, повышены характеристики и точность. В настоящее время компания Elbit предлагает вариант 155-мм/52, оснащенный горизонтальным скользящим затвором и полуавтоматическим системой заряжания. Платформа может быть либо грузовиком 6×6, либо 8×8; первый выстрел может быть произведен через 20-30 секунд после остановки. С целью максимального повышения точности на орудие устанавливается радар измерения начальной скорости.

Израильская компания также готова установить на Atmos пушку 39 калибра. Вариант Atmos D30 был разработан с целью предоставления мобильной системы тем странам, которые до сих пор имеют на вооружении 122-мм пушки советского происхождения. В отличие от пушки 155 мм, пушка калибром 122 мм с полуавтоматической системой заряжания, может стрелять на все 360° (в связи с небольшими силами отката).

Читайте также  Китайская 122-мм САУ SH2 на базе внедорожника

Недавние успехи 155-мм СГ Atmos на рынке связаны с неназванной африканской страной и Юго-Восточной Азией. Там Таиланд выбрал артустановку 39 калибра на шасси 6×6. Судя по доступной информации, сборка первого образца была осуществлена в Израиле, а оставшиеся пять систем изготавливаются и собираются в Таиланде.

Обзор артиллерии. Ад на колесахАвтономный модуль Artillery Gun Module может устанавливаться как на гусеничные, так и на колесные шасси, например на фото он установлен на Boxer.

Компания Elbit Systems очень активно продвигает свою систему Atmos. Она является базой для польской САУ Kril, разработанной компанией Huta Stalowa Wola. Модернизированная орудийная система была установлена на грузовое шасси Jelcz 6×6, специально разработанное для Kryl, что гарантирует возможность транспортировки самолетом C-130. Сухая масса системы составляет около 19 тонн; поставка первых систем была намечена на середину 2015 года. В настоящее время заказано 24 серийных системы Kryl (дивизионный комплект, три батареи по восемь орудий) с первыми поставками, ожидаемыми в 2017 году.

Обзор артиллерии. Ад на колесахATMOS от Elbit Systems, доступная со стволами разной длины, устанавливается на различные грузовики. На фото пушка на шасси 6×6 ведет огонь

Обзор артиллерии. Ад на колесахПокупка фирмы Soltam привело компанию Elbit Systems в бизнес артиллерии. Компания использует свой богатый опыт в области электронных компонентов для интегрирования своих изделий в артиллерийские системы, например колесную гаубицу ATMOS

Для индийской заявки компания Elbit Systems объединилась с Bharat Forge, но, как и все другие претенденты ожидает опубликования запроса предложений. 18 систем Atmos уже состоят на вооружении Румынии, там они были установлены на румынское шасси 26.360 DFAEG 6×6 и получили имя Atrom. Головным подрядчиком по этим системам является румынская компания Aerostar SA of Romania. САУ Atmos не принята на вооружение израильской армии, но состоит на вооружении нескольких стран. Азербайджан купил пять систем, Камерун 18, Уганда 6 и Таиланд 6 с возможностью дополнительных заказов.

Глядя на успешное развитие мобильных систем, китайская компания Norinco разработала собственную 155-мм систему SH1, представленную в 2007 году. Она базируется на шасси 6×6 с огромным задним сошником с гидравлическим приводом. В гаубице установлена система автономного ориентирования, радар измерения начальной скорости, автоматизированная СУО и полуавтоматическая система заряжания. Система в основном разработана для продажи за рубеж, но на нее на сегодняшний день не получено ни одного заказа.

Легкие мобильные установки

Разработка устанавливаемых на шасси грузового автомобиля 105-мм артиллерийских систем началось по разным причинам: потребность в огневой поддержке специальных и аэромобильных сил с одной стороны и с другой стороны потребность в увеличении количества мобильных установок в рамках ограниченных бюджетов.

В Соединенных Штатах компания Mandus Group, пойдя по первому пути, разработала гибридную технологию «мягкого» отката. В ее пушке гидравлическая система перед выстрелом движется впереди качающейся части лафета, что позволило уменьшить силу отката на цапфы с примерно 13 тонн типичных для 105-мм пушек всего до 3,6 тонны. Это да плюс сравнительно небольшая масса пушки позволяет создать множество жизнеспособных платформ.

В апреле 2013 года прошли испытания системы на шасси Ford F-250 с использованием четырех телескопических боковых опор. На данный момент система, получившая обозначение Hawkeye, вооружена стволом 105-мм/27 от пушки M102, но компания готова по требованию заказчика устанавливать различные стволы. Со стволом от M102 гаубица Hawkeye имеет дальнобойность обычным боеприпасом 11,5 км и активно-реактивными снарядами 15 км и может также стрелять в режиме прямой наводки. Длительный темп огня составляет шесть выстрелов в минуту, максимальная скорострельность 10-12 выстрелов. Углы азимута орудия составляют все 360°, вертикальные углы -5°/+72°.

Обзор артиллерии. Ад на колесахПрототип Kryl представлен компанией Huta Stalowa Wola на выставке Milipol 2014. По сути, артиллерийская система ATMOS от Elbit Systems, установленная на польский грузовик 6×6

Огромное преимущество перед другими пушками заключается в ее исключительной простоте, поскольку она собрана всего из 200 деталей, а это в 10 раз меньше чем у легкой пушки L119/M119 Light Gun. Hawkeye оборудована цифровой СУО, которая электронным способом контролирует углы азимута (горизонтальные) и места (вертикальные). Компания Mandus Group работала совместно с Mack Defense по производству легкого мобильного решения, заключающегося в установке орудия на шасси бронеавтомобиля Sherpa. Модуль с боекомплектом 24 выстрела размещается позади кабины, вся система весит менее 9 тонн, то есть она легко может перебрасываться вертолетами. Огневые испытания, проведенные в 2012 году, показали, что система Hawkeye/Sherpa может стрелять даже без опор, что позволяет сократить время развертывания до 15-20 секунд.

В 2012 году Mandus Group начала разработку, целью которой является создание верхней части лафета и откатной системы, способных принять 155-мм стволы калибров 39 и 52. Снижение сил отката позволяет устанавливать подобные артиллерийские системы на пятитонное грузовое шасси. Компания Mandus в настоящее время работает над несколькими проектами, которые вскоре будут воплощены в жизнь, но никаких подробностей по ним пока не представлено.

Обзор артиллерии. Ад на колесахСтремясь остаться в тренде, китайская компания Norinco разработала гаубицу SH1, которая пока еще не сыскала заказов на экспортном рынке

Одной из первых компаний, установивших 105-мм буксируемую пушку на шасси грузовика, стала Югоимпорт. Эта система получила обозначение M09. Она базируется на шасси 6×6 с установленной впереди бронированной пятиместной кабиной, которая имеет уровень защиты, соответствующий 1 уровню STANAG. Артиллерийская часть представляет собой доработку буксируемой гаубицы M56A1 со стволом 105/33, которую компания Югоимпорт уже не производит. Это позволяет стрелять всеми боеприпасами, разработанными для американской гаубицы M101.

Максимальная дальнобойность составляет 15 км при стрельбе осколочно-фугасным снарядом увеличенной дальности и 18 км при стрельбе снарядом с донным газогенератором. Заряжание ручное, также как опускание двух основных опор, установленных перед двумя задними мостами, и двух дополнительных опор в задней части. Щиток обеспечивает частичную защиту расчета орудия от баллистических угроз. Боеприпасы уложены в двух бронированных ящиках, установленных позади кабины. СУО этой установки позволяет быстро открыть ответный огонь. Боевая масса СГ M09 составляет 12 тонн.

Опытный образец САУ EVO-105, разработанный южнокорейской компанией Samsung Techwin, был показан в конце 2011 года. На шасси была установлена верхняя часть от американской буксируемой гаубицы M101. Система вооружения 105-мм/22 калибр может стрелять только назад. Мобильная САУ оборудована такой же СУО, что и гусеничная K9 Thunder. Судя по последней информации, корейской армия намерена приобрести 800 гаубиц EVO-105, установленных на пятитонное шасси KM500 6×6. Первые поставки ожидаются в 2017 году.

Обзор артиллерии. Ад на колесахНа выставке SOFEX 2014 была представлена мобильная артиллерийская система, состоящая из 105-мм буксируемой пушки, установленной на шасси 4х4. Ведется поэтапная доработка этой системы

На выставке SOFEX 2014 иорданская компания KADDB представила подобную систему, но на базе пушки M102 с более длинным стволом калибра 32; максимальная дальнобойность составляет 11,5 км. Она была установлена на двухосное шасси DAF 4440, которое оборудовано опорной плитой, позволяющей стрелять назад в секторе ±45°. Опорную плиту приводит в действие электрогидравлическая система (с ручной резервной ветвью), которая также является приводом вертикального наведения с углами в секторе –5°/+75°.

За кабиной установлен снарядный ящик на 36 выстрелов; в положении для стрельбы опускаются два опоры за первым мостом; также для того, чтобы увеличить рабочее пространство для расчета из трех человек опускаются борта грузовика. На машине установлена навигационная GPS/инерциальная система с одометром, которая позволила во время первых огневых испытаний развернуть систему за три с половиной минуты и покинуть позицию через 45 секунд после последнего выстрела.

Первый этап в настоящее время уже завершен, а в иорданскую армию первый прототип поставлен для оценочных испытаний. На втором этапе система будет установлена на паллету для быстрой переброски с одной платформы на другую, а также интегрирована СУО. Также предполагается увеличить количество боеприпасов.

Обзор артиллерии. Ад на колесах
Обзор артиллерии. Ад на колесахКомпания Mandus Croup предлагает свою пушку 105-мм с малым откатом, установленную на шасси от Mack Defense. Mandus в настоящее время работает над рядом новых программ, среди которых 155-мм орудие с очень небольшими силами отката

Китайская компания Norinco предлагает две легкие системы SH2 и SH5 на базе одного шасси 6×6. Первая с 122-мм пушкой Д30, тогда как вторая, предназначенная для зарубежных заказчиков, вооружена пушкой 105/37. Расчет, размещающийся в передней защищенной четырехместной кабине, обслуживает пушку на задней платформе. Оборудованные автоматизированными системами навигации наведения и гидравлическими опорами в задней части, системы SH2 и SH5 могут быстро занять, отстрелять и покинуть позицию (для 105-мм варианта приводится цифра 40 секунд снятия с позиции после отстрела последнего снаряда).

Система SH2 имеет максимальную дальнобойность 27 км с активно-реактивным снарядом с донным газогенератором, 18 км снарядом с донной выемкой, тогда как система SH5 стреляет на 15 км снарядом с донной выемкой и на 18 км снарядом с донным газогенератором. Система может стрелять американским боеприпасом М1 на дальность до 12 км. С целью повышения тактической мобильности у шасси оба моста управляемые.

Артиллерийская система SH2, скорее всего, предназначена для китайской армии, хотя не ясно, принята ли она на вооружение, в то время как относительно недорогой вариант SH5, предназначенный на экспорт, пока ждет своего заказчика.

/Alex Alexeev, topwar.ru/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. У нас «Коалиция-СВ-КШ» разрабатывается. Странно, что подобный вид вооружений как-то прошел мимо внимания наших артиллеристов. В соц.странах вроде велись разработки. Там, конечно, дороги получше, но мобильность превышает недостатки от проходимости. Да и системы РСЗО практически все на колесах и нормально себя чувствуют.

    • у колесного шасси кроме проходимости есть минусы по грузоподъемности и в том что требуется упираться в грунт при стрельбе, что увеличивает время покидания позиции — больше шансов поймать ответку.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя