В специализированном издании «The National Interest» пишут о плачевном состоянии немецкой армии. Тем временем «Deutsche Welle» бодро рапортует о вероятном наращивании Германией оборонного бюджета в 2016-2019 гг. Причина дополнительного финансирования бундесвера обозначена прямо в заголовке материала: «Кремль побуждает Германию наращивать расходы на оборону». Кстати, чтобы немецкий военный бюджет хотя бы соответствовал натовскому стандарту (2% от ВВП), ФРГ пришлось бы нарастить оборонные траты с 34 до 58 миллиардов евро.
Кайл Мизоками в «The National Interest» выделяет главные причины слабости немецкой армии. Современные немецкие вооружённые силы были созданы спустя десять лет после окончания Второй мировой войны. За время холодной войны бундесвер разросся: тут и боевые подразделения, и сотни боевых самолётов (Люфтваффе), и «грозная сила надводных кораблей, подводных лодок и морской авиации Bundesmarine».
Однако позднее, с окончанием холодной войны, когда советские войска ушли из Восточной Европы, Volksarmee (Восточная Германия) и бундесвер объединились в единое целое — национальную армию. В результате армия попала под сокращения: количество кораблей, самолётов и бронетехники было сокращено на семьдесят пять процентов. Немецкий военный бюджет постоянно урезался, и теперь Германия тратит всего 1,2% от ВВП на оборону.
В прошлом году вышло немало публикаций, свидетельствующих об отсутствии у бундесвера боевой готовности. Готовность самолётов, вертолётов и других транспортных средств из-за отсутствия запасных частей упала ниже 50%. Военная машина Германии столкнулась с огромными проблемами в некоторых областях. Главная проблема — недофинансирование.
Ниже дано несколько примеров из статьи.
По состоянию на октябрь 2014 года только 42 из 109 самолётов «Eurofighter Typhoon» находились в лётном состоянии, остальные стояли на земле из-за отсутствия запасных частей.
Вот ещё один «Eurofighter» — «Tornado». Он тоже испытывает недофинансирование: в августе 2014 года только 38 из 89 самолётов были в рабочем состоянии.
А вот основной боевой танк — «Leopard II». Когда-то армия Западной Германии закупила 2125 этих танков — достаточно для вооружения почти двенадцати танковых и мотострелковых подразделений. Но окончание холодной войны и съёживание военного бюджета вынудило ФРГ сократить танковые силы почти на 90%. Нынче бундесвер имеет только 225 танков «Леопард II».
Проблемы касаются даже штурмовых винтовок. Вот, например, винтовка G36, которая в 1990-е гг. заменила изделие G3 от Хеклера и Коха. Новый дизайн, соответствие калибра стандартным боеприпасам НАТО (5,56 мм), тридцать патронов, интегрированная оптика. Было закуплено 176.000 этих винтовок.
И возникла техническая проблема! Бундесвер развернул подразделения в Афганистане, но скоро было обнаружено, что G36 теряет точность в боях. Винтовки становились неточным после длительной стрельбы — такую проблему непросто обнаружить в «армии мирного времени», отмечает эксперт, хотя всё равно «трудно понять, как дефект не заметили раньше».
После признания винтовки «неточной» министр обороны Урсула фон дер Ляйен объявила, что у этого оружия в бундесвере «нет будущего». Министерство обороны Германии на днях объявило о закупке 600 штурмовых винтовок HK417 от Хеклера и Коха (к середине 2016 года).
В феврале прошлого года один из немецких батальонов, базирующихся в Мариенбурге, участвовал в учениях НАТО в Норвегии. Оттуда пришла интересная новость: в этом батальоне, являющемся частью сил быстрого реагирования НАТО, была выявлена нехватка огнестрельного оружия и приборов ночного видения. Дошло до того, что вместо пулемётов MG3 немецкие солдаты «стреляли» из черенков для мётел, предварительно выкрашенных в чёрный цвет. Звуки стрельбы имитировали голосом. Этот батальон «взял взаймы» у других 56 подразделений бундесвера 14.371 единицу различного оборудования, но даже после этого техники «не хватило».
В сентябре 2015 г. на сайте «Немецкой волны» появилась статья Никиты Жолквера (Берлин) под заголовком «Кремль побуждает Германию наращивать расходы на оборону».
В материале отмечается, что 9 сентября в бундестаге пройдут первые дебаты по вопросу расходов ФРГ на оборону. В документе под номером 18/5501 на сайте бундестага указывается, какие суммы на эти цели считает целесообразным выделить правительство. Журналист приводит эти данные.
Финансовый план в отношении немецкого минобороны на ближайшие 4 года выглядит следующим образом: на 2016 год — 34,4 млрд. евро (на 1,9 млрд. больше, чем в текущем году), на 2017 год — 34,9 млрд., на 2018 — 35 млрд. и на 2019 год — 35,2 млрд. евро.
В профильном комитете бундестага уверены, что на следующий год на нужды бундесвера будет выделено больше денег, чем указано. Почему? А потому, что «сегодняшняя политика Москвы в отношении Украины всё больше воспринимается в Германии как военная угроза всей Европе», пишет Жолквер.
Правда, официальный Берлин при этом «воздерживается от воинственных заявлений». Ставка делается на дипломатический процесс; новая гонка вооружений не приветствуется. Однако, если внимательно послушать немецких политиков, считает журналист, то становится ясно: правительство ФРГ намерено подкрепить политические инициативы «более весомыми аргументами».
Вот что говорит Ангела Меркель. Мы не хотим провоцировать Россию, считает она, но «ничего не предпринимать» причины нет: «Если посмотреть на российскую политику в области вооружений и российские программы их модернизации, то нет причины ничего не предпринимать в ответ».
Кроме того, в материале отмечается, что Германии подают пример Соединённые Штаты. Стало известно о решении Вашингтона разместить в Европе новое ядерное оружие, а также перебросить сюда истребители F-22 «Raptor» с целью охраны воздушного пространства.
Уполномоченный бундестага по делам бундесвера Ханс-Петер Бартельс сетует, что денег на полную оснащённость бундесвера нет: «Но на новые инвестиции, на обеспечение полной оснащённости бундесвера средства пока не предусмотрены». И он напомнил о принятом в НАТО решении тратить два процента ВВП на оборону.
Однако наращивание расходов на бундесвер до такого уровня нереалистично: Германии для этого пришлось бы иметь военный бюджет не в 34, а в 58 с лишним миллиардов евро, отмечает обозреватель.
Как и А. Меркель, герр Бартельс говорит об изменившихся геополитических условиях: «Ситуация в сфере безопасности изменилась. Наши восточноевропейские соседи ожидают от Германии такой же солидарности, которую проявляли по отношению к ней на протяжении десятилетий наши западноевропейские партнёры».
Российские эксперты видят в подобных утверждениях лишь предлог для наращивания военных бюджетов в Европе. Сопредседатель Ассоциации военных политологов Василий Белозёров напомнил о том, что Германия ранее заявила о создании новой «Белой книги», где политика России провозглашена дестабилизирующим фактором в Европе. «И под этим предлогом они намерены наращивать военный бюджет и якобы повышать боеспособность бундесвера», — сказал эксперт.
В период противостояния НАТО и Варшавского договора численность бундесвера в полмиллиона человек была продиктована соответствующими локальными задачами. «Тогда они готовились к тому, что начнутся сухопутные боевые действия прямо по линии разделения двух Германий, — отметил политолог. — Сейчас они готовятся к решению совсем других задач, в частности, проблемы Афганистана. Но если сейчас Берлин ставит себе задачу ещё сдерживать Москву, то трудно предположить, как они будут это делать и сколько денег им для этого потребуется».
По словам эксперта, бундесвер не является самодостаточным и «решает какую-то часть вопросов внутри НАТО». К самостоятельным боевым действиям по защите территории он не способен, и соответствующей задачи у него нет. Поэтому нельзя исключать того, что под выдуманным предлогом Германия просто пытается решить проблему с недофинансированием. С другой стороны, причин для качественного скачка эксперт не видит — денег на него не хватит: «С учётом существующих проблем качественного скачка бундесвера при таком увеличении финансирования не произойдёт».
Подытожим: на словах не желая участвовать в гонке вооружений, Германия на деле понемногу в неё встраивается. Тем не менее, крупных увеличений ассигнований на оборонные нужды бундесвера эксперты не ждут. Те дополнительные средства, что пойдут в 2016-2019 гг. по линии немецкого минобороны (при условии одобрения расходов депутатами), вряд ли качественно переломят на данном этапе негативную ситуацию в армии, сложившуюся из-за хронического недофинансирования.
/Олег Чувакин, topwar.ru/