Главная Иностранные армии

ВВС Ирана «залатают» стратегическую брешь: три ИАП в обмен на Азадеган

2
1907

О военно-техническом сотрудничестве между Поднебесной и Исламской Республикой Иран известно уже давно. ВС Ирана, являющиеся одними из самых сильных армий в Центральной Азии, имеют достаточно большой процент вооружений, в которых применена китайская радиоэлектронная элементная база, а также ракетное вооружение, созданное на базе китайский образцов.

Самыми яркими примерами являются противокорабельные ракеты «Noor» и «Qader», которые разработаны на базе известнейшей китайской ПКР YJ-82 (экспортное название C-802). Именно эти ПКР формируют основной рубеж противокорабельной обороны Ирана: гибкость применения и эффективность в ВС достигается за счёт использования полноценной системы базирования ракет, среди которой известны береговые ПКРК (носители – обыкновенные грузовые автомобили), авиационные носители (тактическая истребительная авиация ВВС Ирана), морские носители (фрегаты/СК класса «Alvand», ракетные катера «Kaman» и т.д.). Ракеты «Noor» имеют тактико-технические параметры, аналогичные отечественным ПКР Х-35 «Уран», а модернизированные версии «Qader» уже сходны с более совершенными Х-35У и AGM-84D (Block 1C), дальность которых достигает 260 и 220 км соответственно.

Большинство перспективного вооружения Ирана так или иначе появилось благодаря использованию БРЭО с китайской элементной базой, которая сейчас активно развивается и практически не отстаёт от мировых темпов. Но последние новости заставляют говорить уже не только о поставках современной электроники и «оцифровке» иранской военной техники, а более глобальном, даже стратегическом партнёрстве, которое позволит Ирану превратиться не только в обороняющуюся сторону, но и в такого «большого игрока», который получит региональный паритет или даже превосходство над всеми коалициями противника, такими как «аравийская коалиция» и Израиль.

Превращение Ирана в региональную сверхдержаву идёт планомерно и стабильно, что даёт повод оценивать российскую концепцию многополярного мира как успешную и наиболее адекватную. О превосходном развитии ВПК Ирана свидетельствует разработка большого количества новых систем ПВО, включая перспективный ЗРК «Бавар-373», современных РЛС системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и управления воздушным движением (УВД) типа «Гадир» с четырёхсторонней АФАР метрового диапазона. Также действует отлично оснащённый штаб ВВС и ПВО, куда поступают все данные о тактической обстановке, полученные РТВ и ВВС государства.

Но есть у Ирана большая проблема, которая на сегодняшний день не позволят в полной мере реализовать как оборонительный, так и наступательный потенциалы своей не слабой армии. Речь идёт о безнадёжном состоянии устаревающего авиапарка ВВС Ирана, который нуждается в срочном обновлении машинами поколения «4+». Основной состав фронтовой тактической авиации Исламской Республики представлен 300 многоцелевыми истребителями и тактическими бомбардировщиками 3-го и 4-го поколений, которые по основным боевым качествам полностью уступают истребительной авиации «аравийской коалиции», ВВС Израиля и естественно американской палубной авиации. К ним относятся такие машины как: 44 F-14A «Tomcat», 35 МиГ-29А, 30 Су-24МК, 65 F-4E «Phantom II», 60 F-5, 10 «Дассо Мираж» F1, несколько «Qaher-313», 30 HESA «Azarakhsh».

Большинство самолётов находятся в двадцати-тридцатилетнем сроке эксплуатации и почти полностью исчерпали свой ресурс. Небольшая их часть находится на модернизации. Так, F-14A модернизированы с помощью интеграции в вооружение зенитной управляемой ракеты MIM-23 от ЗРК «Хок», также потенциал сохранён у МиГ-29А. А наиболее совершенный лёгкий малозаметный истребитель 5-го поколения «Qaher-313» существует лишь в одном или нескольких экземплярах. Самолёты «Qaher-313» имеют ЭПР менее 1 м2 и предназначены для ближнего маневренного боя, перехвата крылатых ракет БПЛА, а также уничтожения низколетящих ударных вертолётов.

Остальные самолёты уже не приспособлены для современной сетецентрической войны и могут использоваться лишь в качестве неплохих учебно-боевых машин и самолётов наблюдения и разведки на театре военных действий. Су-24МК могут быть использованы в качестве противокорабельных самолётов, для низковысотного прорыва ПВО и организации ПЛО на морском ТВД.

После поставки в Иран ЗРК С-300ВМ или модернизированных С-300ПМУ-2 противовоздушная оборона Исламской Республики достигнет такого потенциала, что уничтожить её с помощью обыкновенной СВКНО ВВС и ВМС США, и даже с израильской поддержкой, будет очень непросто. Тем не менее, слабые ВВС не позволят Ирану эффективно уничтожать элементы ПВО-ПРО и другую технику противника на Аравийском Полуострове, который даже сейчас находится под надёжным «зонтиком» ПРО, сформированной ЗРК “Patriot PAC-2/3” и регулярно присутствующими в Персидском заливе «Иджис»-эсминцами/крейсерами ВМС США. Арсеналы баллистических ракет ИРИ не способны эффективно прорвать эту оборону. Кроме того, существующие в ВВС ИРИ истребители не способны обеспечить завоевания господства в воздухе вблизи границы государства, а также над территориями страны, где плотность размещённых ЗРК недостаточна.

На днях из Шанхая пришла отличная новость. Газета «Цанькао сяоси» сообщает о готовящемся контракте между Минобороны ИРИ и первым китайским производителем боевых самолётов – компанией «Чэнду» (CAC) на поставку в ВВС Ирана крупнейшей в иранской истории партии современных многоцелевых истребителей J-10A. Известно, что до 2020 года Иран хочет получить 2 эскадрильи из 24 самолётов «Цзянь-10», за это он предоставит китайским нефтедобывающим компаниям разрешение на разработку огромного нефтяного месторождения Азадеган, которое позволит Китаю получить в будущем большую независимость от поставщиков энергоносителей, имеющих привязку к американскому политическому и экономическому аппарату.

Уже после 2020 года, по-видимому, планируется приобретение ещё 126 истребителей J-10A, количество которых позволит ВВС Ирана сформировать к 2020 – 2022 году 3 полноценных истребительных авиаполка, способных прикрывать западный и юго-западный регионы государства. Уже сейчас предстоящий контракт рассматривается как крупная военно-стратегическая сделка, которая в итоге приведёт к кооперации обоих государств и серьёзно «потеснит» американские интересы в Азии и Индийском океане.

Месторождение Азадеган является громадным, полностью не разведанным источником «чёрного золота», а поэтому имеет большую привлекательность на нефтяном рынке. Его разработка может вызвать неподдельный интерес со стороны Запада, а поскольку он расположен на иранской территории, американцы не имеют никаких юридических прав претендовать на этот регион, что в итоге может привести к использованию Западом своих «козырных» инструментов воздействия на регион.

Все риски работ в Азадегане связаны с близким расположением территории месторождения с границей Ирака, где продолжает действовать вскормленная американцами террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», с помощью которой американцы очень умело управляют политической ситуацией в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Само собой разумеется, что для охраны объектов разработки в Азадегане и Иран, и Китай должны будут обеспечить максимальную безопасность этого района. Это автоматически потребует присутствия подразделений НОАК, ВМС Китая, а также увеличения контингента ВС Ирана.

Не исключено, что в Персидском заливе появятся современные китайские эсминцы УРО «Тип 052C/D» и другие боевые корабли, что приведёт к недовольству Пентагона и будут иметь место различные провокации, связанные с присутствием ВМС США. Негласный конфликт между Китаем и США уже давно наблюдается и вокруг Вьетнама, архипелага Дяоюйтай, а также после введения Генштабом НОАК стратегии «трёх цепей», в которой все элементы ВС США в Азиатско-Тихоокеанском Регионе, по вполне адекватной причине, становятся целями для ВВС и ВМС Китая.

150 J-10 ПОЗВОЛЯТ ИРАНУ СТАТЬ НА РАВНЫЕ ПОЗИЦИИ С «АРАВИЙСКОЙ КОАЛИЦИЕЙ»

В одной из предыдущих статей мы рассматривали ударные возможности «аравийской коалиции». Более 450 имеющихся истребителей поколения «4+», среди которых есть такие самолёты как EF-2000 “Typhoon”, F/A-18C, “Mirage-2000-9”, F-15C/E, обеспечивают Аравийскому полуострову полное превосходство на земле, воде и воздухе над своей и окружающими территориями. Эти самолёты регулярно модернизируются и могут быть носителями любого типа современного американского ВТО, включая перспективные тактические ракеты большой дальности AGM-158B и более компактные AGM-84H “SLAM-ER”. Могут они применять и более дальнобойную версию ракеты «воздух-воздух» AIM-120C-7/8 “AMRAAM”, что не оставляет никаких шансов иранской авиации на удержание превосходства в воздухе даже на собственной границе.

Приобретение же 150 истребителей поколения «4+» J-10A позволят иранским ВВС не только эффективно проконтролировать всю западную границу государства в случае военного конфликта, но и по возможности проводить локальные воздушные операции на территориях «аравийской коалиции». Стоимость одного J-10 на рынке вооружений составляет 41 млн. долларов, 150 самолётов обходятся в 6,2 млрд. долларов, исходя из его превосходных боевых качеств это гораздо выгоднее, чем закупка более дорогих машин, тем более что цена будет гораздо ниже рыночной за счёт предоставления КНР права на разработку Азадеган. Кроме того, самолёты оснащаются российскими двигателями АЛ-31Ф, так что в обслуживании силовой установки Иран всегда сможет обратиться к НПО «Сатурн», что также является достаточно выгодными для российской стороны событием.

Планер истребителя J-10 имеет схему «утка» с большим ПГО площадью 5,45 м2, треугольное крыло имеет площадь 33,05 м2. Поворотное ПГО позволяет реализовать в полёте большие углы атаки более 30о, также резко повышает угловую скорость разворота и общую управляемость в ближнем воздушном бою. Угловая скорость разворота находится на уровне самолётов «Тайфун» и «Рафаль». J-10A имеет максимальную скорость около 2100 км/ч, потолок – 18000 м и способен проводить ударные операции в радиусе 800 км. Имеется штанга системы дозаправки в воздухе, благодаря которой J-10A может продолжительное время находится в беспосадочном патрулировании.

Надёжность двигателя АЛ-31Ф уже звучит как «брэнд», поэтому проблем с силовой установкой точно не будет. J-10A имеет неплохие разгонные возможности выраженные в высоком показателе форсажной тяги на мидель (2572 кгс/м2), а на 11 точках подвески может быть размещено до 7300 кг различного вооружения любого класса. В БВБ J-10A оставят позади практически любой американский или западноевропейский истребитель «аравийской коалиции» или ВВС Израиля, но в ДВБ могут возникнуть сложности. «Стремительный дракон» (так называют J-10 китайцы) оснащается достаточно слабой БРЛС «Жемчуг», которая имеет максимальную дальность обнаружения и захвата цели типа «F-16C» 80 и 60 км соответственно, поэтому саудовские F-15S будут обнаруживать его гораздо раньше.

Этот момент открывает ещё один вопрос для ВВС Ирана – необходимость покупки нескольких самолётов ДРЛОиУ. Это могут быть как китайские ZDK-03, так и российские А-50. Конечно, для Ирана более целесообразным является приобретение более совершенной версии истребителя J-10B, эти самолёты будут оснащены бортовой РЛС с АФАР с технологическим уровнем радара AN/APG-68 или «Жук-АЭ», но пока даже в ВВС Китая нет этих самолётов.

Данная сделка является грандиозным событием по двум причинам. Во-первых, укрепляется стратегическое сотрудничество среди «друзей России»; во-вторых, такое сотрудничество приведёт уменьшению американского влияния в Азии и более быстрому становлению Ирана как региональной сверхдержавы. Страны Аравийского полуострова, Израиль и Турция будут всё меньше влиять на военную обстановку в регионе.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Николаич

    автору так не терпелось запостить статью, что вычитыванием он себя решил не утруждать. Куча ошибок и фраза типа: «которое позволит и КНР и Китаю получить в будущем большую независимость «… Или в данной статье КНР это не Китайская Народная Республика? Тогда извиняюсь.

  2. Мартин

    Самолётики прикольные j-10 я фанат)) прикольно наблюдать за становлением «красных» ,главное чтоб нам это боком потом не встало. Ну я надеюсь что не встанет)