Ни для кого не секрет, что в современной войне на театре военных действий, насыщенным неисчислимым количеством переносных зенитно-ракетных комплексов, средств радио-электронных помех, дальнобойных зенитно-ракетных систем, авиации противника, победит не обязательно тот, который обладает численным перевесом, а прежде всего тот, на ком технологический перевес (более высокая пропускная способность радиолокационных прицельных комплексов, лучшая помехозащищённость, наличие оптико-локационных прицельных комплексов, станций обнаружения лазерного облучения и атакующих ракет, оборонительных систем).
В статье же рассмотрим несколько лучших образцов отечественного оборонного авиапрома и их перспективы.
Индия готовится объявить очередной тендер на поставку национальным ВВС перспективного лёгкого фронтового истребителя. Трудно переоценить его важность для шести ведущих мировых авиастроительных корпораций: Boeing (F/A-18E/F Super Hornet), Lockheed Martin F-16IN Super Viper(Block 60), SAAB (Gripen IN), Dassault (Rafale), Eurofighter(EF-2000 Typhoon), Российская Самолётостроительная Корпорация МиГ (МиГ-35).
История нашего «Ястреба» началась ещё в далёком 1977 г., когда лётчик-испытатель А.В. Федотов 6 октября поднял в воздух МиГ-29 «самолёт 901», которому после снятия подфюзеляжных гребней присвоили имя МиГ-29А «изделие 9-12». Уже на то время машина обладала выдающимися аэродинамическими характеристиками планера: фюзеляж создаёт 40% подъёмной силы и выражен огромными наплывами в сопряжении с крыльями, что позволяет выполнят установившийся разворот с угловой скоростью 23,5 град./с (на сегодняшний день это под силу лишь французскому Rafale).
Также было реализовано традиционное для наших истребителей разнесение двигательных гондол для повышения живучести (невозгорания одного двигателя от другого в экстренных ситуациях). Как и все поколения МиГ-29 (вплоть до СМТ), новый МиГ-35 сохранил и высочайшую скороподъёмность 19800 м/мин благодаря новым двигателям РД-33 серии3М с тягой по 8800 кг/с каждый. В ближнем воздушном бою даже «старый» МиГ-29А способен превзойти в своём классе любой лёгкий истребитель четвёртого поколения благодаря как аэродинамическим качествам, так и наличию ОЭПрНК-29. Далее перед ОКБ МиГ была поставлена задача по доработке РЛПК и номенклатуры вооружения для решения задач дальнего воздушного боя в современных условиях, в соответствии с появлением новых угроз.
На серийный МиГ-29А был установлен доработанный РЛПК-29, в котором реализовали возможность целеуказания ракетам класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ (Р-77). С применением этих ракет появилась возможность одновременного обстрела двух воздушных целей, благодаря установленным активным радиолокационным головкам самонаведения 9Б1348Э с дальностью захвата цели с ЭПР 3 м2 – 20 км. В квантовой оптиколокационной станции ОЭПрНК-29-1 ввели режим обстрела воздушных целей из пушки с помощью нашлемной системы целеуказания.
Также не позабыли и об установке приёмника тактической обстановки от самолётов дальнего радиолокационного обнаружения, радиолокационных станций радиотехнических войск на земле, а также от корабельных радиолокационных обнаружителей; информация выводилась на дисплей в кабине. Бортовая радиолокационная станция Н019 «Рубин» обнаруживала цель с эффективной отражающей поверхностью 3 м2 на дальности 70 км, одновременно сопровождала на проходе 10 и обстреливала 2 цели. Усовершенствованная машина получила название МиГ-29С «изделие 9-13», и по сей день является самым распространённым фронтовым истребителем в ВВС России и стран СНГ.
По расчетам военных аналитиков в воздушном бою на средних дистанциях МиГ-29С по эффективности превосходит истребители F-16C и Rafale на 10%, а Mirage 2000-5 и JAS39 Gripen — на 25% (с первыми модификациями бортового радиоэлектронного оборудования).
С модификации МиГ-29С род «двадцатьдевяток» разделился на две ветви. В первой, в 1998 г., появился окончательный вариант доработанного МиГ-29С – МиГ-29СМТ (изделие 9-17): очень удачная машина поколения 4+, сохранившая все лучшие боевые качества по задачам ПВО от «С-ки», также получившая доработанную бортовую РЛС Н019МП (с дальностью обнаружения цели типа «истребитель» 115 км) способную обстреливать уже 4 цели одновременно. По эффективности выполнения задач «воздух-воздух» МиГ-29СМТ значительно превзошёл даже Су-27 основной модификации, на что в большей степени повлияло ещё одно конструкторское решение: установка дополнительных внутренних топливных баков общей ёмкостью 2020 л (1585 кг) вместо верхних воздухозаборников. Благодаря им боевой радиус действия на большой высоте составляет 1100 км (с одним подвесным топливным баком) и 1700 (с тремя), а с одной дозаправкой 3400 км (была установлена выдвижная заправочная штанга для системы «шланг-конус»).
Но главной «изюминкой» изделия 9-17 стала возможность работы по наземным и надводным целям практически всей номенклатурой высокоточного ракетного и бомбового вооружения: Х-29Т(Л), Х-25МПУ, Х-35У, Х-31А(П), КАБ-500кр; это стало возможным благодаря введению режима картографирования рельефа местности, а также введению приёмников ГЛОНАСС, GPS, Navstar, реализации концепции HOTAS, установки двух цветных ЖК-дисплеев, снабжённых кнопочным обрамлением, функциями «электронной лупы» и «полупрозрачных изображений».
Вторая ветвь представлена машинами: МиГ-29М (МиГ-33), МиГ-29К (палубный), МиГ-29КУБ (корабельный учебно-боевой), и главной звездой нашей статьи и индийского тендера — многоцелевым истребителем МиГ-29М2 (МиГ-35).
Два первых истребителя практически идентичны как по бортовому радиоэлектронному оборудованию, так и по спектру выполняемых задач; различие лишь в том, что МиГ-29К имеет конструктивные элементы, наиболее приспособленные к базированию и использованию с палубы тяжёлого авиа-несущего ракетного крейсера (упрочнённые опоры шасси, укреплённые стенки центрального бака и заднего силового отсека), главная особенность установка двигателя РД-33И с повышенной до 9400 кг/с форсажной тягой; МиГ-29М – наземный вариант МиГ-29К, но с менее мощным двигателем РД-33К (8800 кг/с) и стандартным планером.
МиГ-35 (МиГ-29М2) – настоящее чудо технологий! Во-первых, в нём воплощены все новаторские решения РСК «МиГ», использованные во всех модификациях МиГ-29; во-вторых, присутствуют элементы истребителя шестого поколения! По основным конструктивным особенностям планера и мест размещения экипажа самолёт почти идентичен МиГу-33КУБ. Почти полностью сохранены конструкция планера, система управления самолетом, силовая установка, кабина пилотов. Различия в отсутствии посадочного гака, тормозного парашюта и нескладываемых консолях крыла. МиГ-35 имеет более лёгкий планер.
Теперь вернёмся к главному – элементам пятого и шестого поколений.
На сегодняшний день на истребитель будет устанавливаться радиолокационная станция «Жук-АЭ» (FGA-29) с активной фазированной антенной решёткой, способная сопровождать на проходе 30 целей, обстреливать 4 цели при применении ракет Р-27ЭР(ЭМ) и 8 ракетами РВВ-АЕ на дальности 130 км, антенная решётка состоит из 680 приёмо-передающих модулей.
Истребитель оснащён новейшей оборонительной оптико-локационной системой, так называемой «Станцией обнаружения атакующих ракет» (отсутствует на всех истребителях поколения 5): это «всевидящее око» высокого разрешения способно обнаружить любую приближающуюся угрозу с огромных расстояний, независимо эффективной отражающей поверхности, поскольку работает в оптическом канале визирования. Цель типа «зенитная управляемая ракета» обнаруживается с 50 км, ракета «воздух-воздух» — с 30 км, зенитная ракета переносного зенитно-ракетного комплекса – с 10 км.
На самолёте установлено 2 объектива оптической системы с матрицами высокого разрешения: одна за фонарём кабины(верхняя полусфера), вторая в конформном отсеке левой мотогондолы (нижняя полусфера). Именно эта система безоговорочно выводит МиГ-35 в фавориты.
Также установлена станция обнаружения лазерного облучения: сенсоры на законцовках крыльев (дальность обнаружения источника облучения – 30 км).
Оптико-локационных комплекса уже два: уже известная, но доработанная станция переднего обзора с секторами обзора +/-90° по азимуту и -15/+60 по углу места, работает в инфракрасном, телевизионном и лазерном каналах; круговая оптико-локационная станция нижнего обзора с аналогичными каналами визирования но с дополнительным лазерным дальномером-целеуказателем и функцией захвата лазерного пятна для работы по наземным и морским целям.
Все оптико-локационные системы сконструированы НИИ Прецизионного Приборостроения, защитные стёкла объективов систем выполнены на высокопрочной сапфировой основе и не подвергаются быстрому помутнению, вследствие воздействия высокоскоростных частиц атмосферы.
Пришло время представить наш МиГ на любом ТВД. Этот истребитель не будет нуждаться в громадном серийном производстве для успешного завоевания превосходства в воздухе, он вполне сможет расправиться с любым воздушным противником при хорошей подготовке пилотов и рациональном использовании всех бортовых систем. Он сможет достойно выполнять и функцию «мини-AWACS», с помощью станции обнаружения атакующих ракет прицельный комплекс сможет выдавать координаты через оптоволоконную систему (пропускная способность 680 Мб/с) на малоразмерную цель радиолокационной станции Жук-АЭ, а затем перехватить эту ракету с помощью РВВ-АЕ, также сможет предать изображение тактической обстановки на дисплеи дружественных истребителей, оповестить о приближении средств воздушного нападения противника.
Поскольку истребитель двухместный, экипаж будет иметь больше «разгрузочного» времени, сможет более слаженно работать; два места оснащены семью широкоформатными ЖК-индикаторами, которые будут держать экипаж в полной осведомлённости о событиях на агрессивном информационном поле современного театра военных действий.
И это ещё только малая доля от всех возможностей этого великолепного истребителя поколения 4++ с элементной базой поколения 6. Его ждёт богатое будущее в XXI веке. Если индийские военные эксперты сделают правильный выбор — и тендер выиграет тридцатьпятка: Индия получит ВВС, превосходящие даже китайские, выйдя в региональные лидеры ещё до получения на вооружение многоцелевого истребителя поколения 5 FGFA (аналог Т-50 ПАК ФА). В мирное время он будет прекрасным оружием сдерживания, а на престижных авиавыставках многократно поднимет статус России на рынке высоких технологий.
Как то странно получается, разработка ведётся, люди работают, государство «сжигает» деньги в Сирии по ($ 2 500 000) в день, а на новые разработки государству наплевать??? Уж сколько Погосян не тянул «финансовые потоки» на фирму «Сухой» однако же принимая во внимание территорию в более чем 17 миллионов квадратных километров, её надо эффективно охранять. Многофункциональные истребители Т-50 даже в количестве 150 штук не способны выполнить эту задачу, кроме того, у западных границ РФ сосредоточено (если не ошибаюсь до 8 000 летательных аппаратов NATO), тут у Сухого есть более амбициозные планы по насыщению армии РФ истребителями Т-50 в количестве 440 штук, но это явный самообман. 1. У Сухого всего 2 завода (Новосибирск, Комсомольск на Амуре, именно там и собирают Т-50), но более 12 штук в год не собрать, техника очень сложная, транспортные издержки на доставку комплектующих очень большие, к тому же периодичность технического обслуживания как выясняется не сильно увеличилась по сравнению с 4 поколением истребителей. Вывод только один: Лёгкий истребитель 5 поколения, который станет «дополнением» к тяжёлому истребителю 5 поколения, тем более что США, Китай, и другие страны поступают так же. Выбор за Минобороны.
Вот написали мол славное время начинается. Ау, вы чуваки в своём уме? Базовая платформа, была в 1982 году. Много модификаций было, только вот врождённые конструктивные недоработки уже не устранить. 1. Дальность полёта (ну полный отстой, 2800 км), 2. слабое БРЭО (было), 3. И двигатели 30 летней давности. Если бы лет 10 назад, испытали, доказали надёжность, приняли в ряды ВВС, тогда бы можно и на экспорт. Постепенно рынок будет наполняться 5 поколением истребителей. Вопрос: Кто будет брать машину за $ 70 000 000, когда можно будет брать машину 5 поколения?
Кроме того, в силу технологических особенностей (4 поколение снимут с производства), где брать запчасти? Ответ только один-5 поколение истребителей, хотя они прибавят и в массе, и стоимости, можно сразу «заменить» 2-3 машины. Выгода очевидна.
Специалист
Вы дилетант WWXX или скорее всего просто любитель авиации?
Миг-35 серии 9-61 и 9-67 и оборудование что установлено на данных самолетах отвечает всем современным требованиям, точно также как и у самолетов ВВС или ВМС США F-16 или F-18 последних серий выпуска например F-16 Blok- 62 имеет уже такие высокие возможности радара и различного другого оборудования что самолет устаревшей серии например F-22 Blok-5 и в подметке ему не годится даже в дальнем бою.
Что же касается самолетов МиГ-35 или F-16 Blok-52+ или Blok-62 это совершенно новые самолеты поколения 4++ с новыми двигателями с новым оборудованием с новым радио поглощающим покрытием и которые по своим тактико техническим возможностям не уступают даже самолетам пятого поколения.
Славное время МиГ-35 еще только начинается удивительная совершенная машина.
Я уверен, что время поколения 4 прошло. Просто потому шта уже есть F 35, J 31, далее AMCA будет, Турция, Южная Корея с Малайзией, даже Иран это усё 5 поколение. Да и цена Миг 35 не менее 70 миллионов долларов. И сколько же можно «модернизировать» 4 поколение, уже всё до последней капли выжали. Возможности любой платформы по части модернизации не безграничны.
Попробуй продай 4 поколение того же F 16 без АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ СО СТОРОНЫ США НА ПОКУПАТЕЛЯ, я посмотрю как покупатель ОБРАДУЕТСЯ покупке 4 поколения, когда через 3 года можно будет купить 5 поколение.
Пятое поколение истребителей еще только развивается и тут нужно признать, что первыми в этой области развития идут США. Россия и Китай также идут в ногу со временем, однако, не все так уж и просто.
Ведь все дело в том, что в случае самолета F-35, несмотря на все его недостатки, написанной в различной серой прессе, это отличный самолет, но для решения своих задач — для подавления ПВО противника, выполнения различных ударных операций, но самолет в том виде в котором сейчас существует и его различные модификации, он гораздо хуже может применяться для роли так называемого легкого перехватчика, в которых постоянно нуждаются не самые богатые страны мира, при всем этом он не такой энергичный например, как современные модификации F-16 Blok-52+ bkb Blok-60 оснащенные новыми двигателями и самой передовой и современной электроникой. По этому пути обновленных модификаций идут Российский МиГ-35 и Французский Мираж-2000-5F Dast-5, так например на проводимых учениях в США «Красный Флаг», самолет F-35 Blok-10, показывал достаточно скоромные возможности, выходя на позицию перехвата воздушной мишени, летящей на высоте от 5 до 16 км, при этом затрачивая гораздо больше времени на перехват цели. Конечно F-35 может выполнять данные задачи, но стоимость и обслуживание делает этот самолет все же менее привлекательным.
Что же такое самолет МиГ-35 и для чего он был создан.
Специалист
Это не совсем так.
Специалист
Пятое поколение истребителей еще только развивается и тут нужно признать, что первыми в этой области развития идут США. Россия и Китай также идут в ногу со временем, однако, не все так уж и просто.