В небольшое продолжение нашей вчерашней темы о модернизации ВВС Ирана за счёт приобретения китайских J-10, хотел бы добавить некоторую информацию об использовании устаревших самолётов иранских ВВС. В иранском интернете появилась интересная фотография, где F-14A дозаправляется от F-4E.

25-3

l2pz_1435254869910Практика дозаправки между бортами истребительной тактической авиации существует достаточно давно. Мы наблюдали как дозаправляется Як-130 от МиГ-29КУБ, а Су-33 от соседнего в звене истребителя. Такой тактический элемент даёт гораздо больше возможностей при выполнении сложных воздушных операций. Использование в качестве танкера одного или нескольких истребителей звена позволяет увеличить радиус действия всего звена примерно на 35-40% с гораздо меньшими рисками для жизни экипажа большого заправщика.

Истребитель, использующийся в качестве танкера, оснащается 2-3 специальными ПТБ большой ёмкости, благодаря которым появляется возможность по необходимости дозаправлять звено, при этом безопасность звена может быть сохранена в отличии от стандартного процесса дозаправки от крупного воздушного танкера.

5694537

Заправка такими танкерами как Ил-78М производится в основном на значительной высоте, из-за чего и звено и самолёт-заправщик достаточно уязвимы как для средств ПВО, так и для авиации противника. Заправка же внутри звена между двумя истребителями может производится и на минимальной высоте, в зависимости от типа рельефа и погодных условий. Лётчик истребителя всегда успеет быстрее сманеврировать в случае нештатной ситуации на малой высоте.

Также экипаж воздушного танкера в непосредственной зоне боевых действий рискует гораздо больше, чем лётчик высокоманевренного истребителя, оснащённого заправочным агрегатом: крупный дозвуковой самолёт с огромной ЭПР вряд ли успеет уйти от выпущенной по нему ЗУР или ракеты «воздух-воздух», а также он является своеобразным маячком для противника, указывая на примерное местонахождение дружественных истребителей. Обычное же звено истребителей с парой заправочных аппаратов имеет стандартную небольшую ЭПР и при низком полёте почти незаметно для удалённых радиолокационных средств противника.

Читайте также  Рассказы о вооружении: По-2. Король ночного неба

Кроме этого, если истребитель с заправочным агрегатом находится на земле, он может гораздо более оперативно подняться в воздух и быстро прибыть в необходимый участок для дозаправки дружественных истребителей. Обслуживающий персонал для такого истребителя гораздо меньше, чем для стратегического воздушного танкера.

Между тем, такой тип дозаправки целесообразен исключительно в тактических операциях, с высокой насыщенностью ПВО противника и присутствием вражеской истребительной авиации. При перемещении крупных соединений ВВС на дальности свыше 2000 км замены крупным танкерам по прежнему нет.

В ВВС России основным тактическим дозаправщиком является Су-24М, хотя агрегаты системы "шланг-конус" внедряются и на новые версии МиГ-29
В ВВС России основным тактическим дозаправщиком является Су-24М, хотя агрегаты системы «шланг-конус» внедряются и на новые версии МиГ-29

При заправке истребителя от истребителя, дозаправщик в основном оснащается компактным подфюзеляжным модулем с катушкой системы «шланг-конус». Применение такой методики в и ВВС Ирана подтверждает высокую выучку и опыт лётного состава ВВС Исламской Республики.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя