Конец июля ознаменовался эпохальным событием для Военно-воздушных сил США. Многоцелевой тактический истребитель 5-го поколения F-35B STOVL достиг первоначальной боевой готовности и отныне может применяться в боевых действиях.

pic_4fe2c3e36a13cef83c91362c29459aea

Как сообщает ресурс «defensenews.com», ВС США встретили новость с огромным позитивом и надеждами на увеличение тактической гибкости и возможностей ВВС США в XXI веке, ведь F-35B – второй после «Раптора» стелс-истребитель следующего поколения, который готов к отправке на театр военных действий. Истребители, входящие в состав 121-й эскадрильи КМП США в данный момент развёрнуты на авиабазе г. Юма в Аризоне.

Планируется серийное производства 340 самолётов с укороченным взлётом и вертикальной посадкой, которые будут переданы большинству подразделений Корпуса морской пехоты США. Но особых поводов сильно ликовать нет, потому что боевой потенциал этой машины имеет ряд тактико-технических недостатков, отмеченных как лётчиками ВВС США, так и видимый в небольшом обзоре систем и конструкции самолёта.

«КОРОТЫШ» СРЕДИ МОДИФИКАЦИЙ

Для оценки тактического совершенства F-35B по сравнению с остальным семейством «Лайтнингов» и другой тактической авиацией поколения «4+» и даже «4», стоит обратить внимание на конструкцию планера, массо-габаритные параметры, топливную систему.

Несмотря на очень совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование, включая высокоэффективную БРЛС AN/APG-81 с синтезированной апертурой, как и у F-35A/C, самолёт имеет дополнительный крупный подъёмный вентилятор с карданной передачей от вала компрессора ТРДДФ F135-PW-600. Это привело к необходимости 40%-го уменьшения внутренних топливных баков с естественным 35%-м уменьшением боевого радиуса действия по сравнению с палубной катапультной версией F-35Cдля ВМС США.

Радиус действия F-35B составляет всего 825 км по сравнению с 1100 км для F-35C. Это очень сильно сказывается на тактических возможностях данного самолёта по двум причинам. Во-первых, большая часть современных многоцелевых истребителей поколения «4+» имеет радиус действия 1000 – 1600 км (это касается таких машин как МиГ-29СМТ, Су-30СМ, Су-35С, Су-34, «Рафаль», «Еврофайтер», F-16C и т.д.), американцы привыкли к проведению воздушных операций силами палубной авиации, и F-35B, c его маленьким радиусом действия, будет серьёзно уступать современному противнику над его территорией.

Читайте также  Шведский «Грипен» рвётся в дальний бой: догнать «Рафаль» и «Сайлент Игл»

Действия самолётов-заправщиков на ТВД с сильной вражеской ПВО невозможны, и самолёты либо вообще не будут достигать важных стратегических объектов противника, либо будут требовать введения в звено истребителей с заправочным агрегатом «Супер Хорнет», что потребует дополнительного обслуживания и «головной боли» для командования при проведении воздушной операции. Другое дело Т-50 ПАК-ФА с боевым радиусом около 2000 км (полная автономность и самодостаточность)! Во-вторых, это проблема, связанная с типом взлёта F-35B, где применение мощного вентилятора для короткого разбега «сжирает» весьма ощутимый процент и так небольшого запаса топлива.

Масса пустого самолёта за счёт массивной системы КВВП увеличилась на 1200 кг, при этом площадь крыла осталась такая же как и у более лёгкого F-35A. Этот момент сильно повлиял на тяговооружённость истребителя, которая с 1,05 резко снизилась примерно до 0,95 (при нормальной взлётной массе), а ещё и площадь крыла 42,74 м2 против 62,06 м2 у F-35C, сделали F-35B менее менее маневренным, чем даже более лёгкий F-35A. Нагрузка на крыло у F-35B на 42% большая, чем у F-35C. По этой же причине F-35B имеет и самую высокую скорость сваливания среди большинства западных истребителей, она составляет 275 км/ч против 160 км/ч у F-22A.

F-35B, в отличии от того же «Раптора», не способен выполнять различных сверхманевренных фигур, а отсутствие аэродинамических наплывов и «несущего» фюзеляжа не позволяет реализовать высокой скорости разворота, из-за чего истребитель проиграет ближний бой большинству современных истребителей, включая F/A-18E/F, F-16C, F-15SE, МиГ-29 и др. Между тем, цена самолёта переваливает за отметку в 100 млн. долларов, как и у его упрощённого собрата F-35A.

Недавно стало известно, что компания «Боинг» считает своим основным конкурентом именно «Локхид Мартин» с их F-35A в датском и голландском тендерах на покупку перспективных истребителей. «Боинг» пытается «протолкнуть» на европейский рынок F/A-18E/F “Super Hornet” и имеет не меньшие шансы, чем «Локхид». «Супер Хорнеты» уже давно эксплуатируются, их БРЛС AN/APG-79 незначительно уступает тому, что установлен на F-35A, а маневренность F/A-18E уж более высокая. Наличие двухместных версий с оператором систем вооружения делает этот истребитель более привлекательным, тем более, что его цены слегка ниже, чем у F-35.

Читайте также  Настолько ли затратны полёты Ту-22М в Сирию?

В плане же БРЭО с оптико-электронными прицельными системами, самолёты F-35A/B/C остаются одними из самых совершенных. Потенциал датчиков сравним со станцией ОАР на истребителях МиГ-35.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя