12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил страны, ведущих свою историю с далёкого 1912 года. С текущего (2015) года ВВС РФ объединены в единое целое с войсками Воздушно-космической обороны и представляют собой сегмент нового вида вооружённых сил – Воздушно-космических сил (ВКС РФ), указ о создании которых был подписан президентом (верховным главнокомандующим) России В.Путиным совсем недавно – 1 августа 2015 года. Примечательно, что главнокомандующим ВКС РФ стал главком ВВС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев.
Формирование Воздушно-космических сил на основании соединения ВВС РФ и войск ВКО министр обороны Сергей Шойгу прокомментировал так:
«Формирование ВКС путём соединения Военно-воздушных сил и Войск воздушно-космической обороны является оптимальным вариантом совершенствования системы воздушно-космической обороны страны. Это позволяет, в первую очередь, сосредоточить в одних руках всю ответственность за формирование военно-технической политики по развитию войск, решающих задачи в воздушно-космической сфере, во-вторых, за счёт более тесной интеграции повысить эффективность их применения, в-третьих, обеспечить поступательное развитие системы воздушно-космической обороны».
Начальником Главного штаба ВКС РФ и первым заместителем командующего войсками стал генерал-лейтенант Павел Кураченко, а генерал-лейтенант Александр Головко вступил в должность заместителя главкома ВКС – командующего космического войсками РФ.
Формирование же самих Военно-воздушных сил страны в нынешнем виде произошло в 1998 году, когда к марту на базе органов управления Войск ПВО и ВВС было сформировано управление Главнокомандующего ВВС и Главный штаб ВВС, а Войска ПВО и ВВС объединены в новый вид ВС РФ – ВВС.
День Военно-воздушных сил Российской Федерации в этой связи стал праздником не только для лётчиков истребительной, бомбардировочной, военно-транспортной, дальней авиации, но и для военнослужащих зенитных и радиотехнических подразделений. Кроме того, в этот день «рюмку чаю» по праву поднимают метеорологические, заправочные, воздухоплавательные и др. военные службы, без работы которых сами полёты военных самолётов и вертолётов были бы под большим вопросом.
Сегодня министерство обороны определяет задачи ВВС РФ следующим образом:
— отражения агрессии в воздушной сфере и защиты от ударов с воздуха пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны и группировок войск (сил);
— поражения объектов и войск противника с применением как обычных, так и ядерных средств поражения;
— авиационного обеспечения боевых действий войск (сил) других видов и родов войск.
В отечественной авиации целая плеяда замечательных лётчиков, имена которых навсегда вошли в историю. Одно из таких по-настоящему легендарных имён – Валерий Чкалов. Проживший короткую, стремительную жизнь Валерий Павлович стал олицетворением мужества и героизма в отечественной авиации.
Именно под его командованием был совершён первый в истории беспосадочный перелёт из Москвы в Ванкувер через Северный полюс. В составе чкаловского экипажа в 1397 году были прославленные Александр Беляков и Георгий Байдуков.
Необходимо особо отметить, что лётчик-испытатель Георгий Байдуков – рекордсмен не только по протяжённости того самого эпохального перелёта через Северный полюс, но рекордсмен по числу советских орденов. За свою профессиональную карьеру выпускник Ленинградской военно-теоретической школы ВВС и Качинской военно-авиационной школы лётчиков Георгий Филиппович Байдуков был награждён 22 орденами, среди которых два ордена Ленина, четыре ордена Красного Знамени, четыре ордена Красной Звезды. Георгий Филиппович отличился в ходе проведения множества операций во время Великой Отечественной войны: операция «Багратион», Минская операция, Люблин-Брестская операция, Кёнигсберская операция, Берлинская операция и др.
Отечественная военная авиация за годы своего существования задавала тон в небе. И не только, кстати, в небе. На многочисленных международных выставках и салонах по-настоящему огромный интерес вызывали советские (российские) самолёты и вертолёты, которые сегодня стоят на вооружении уже десятков государств мира от Южной Америки до Восточной Азии.
Сегодня ряды ВВС РФ активно пополняются новейшей боевой техникой, что не может не радовать. Буквально накануне газета «Ведомости» сообщила о том, что Минобороны РФ и Объединённая авиастроительная корпорация в скором времени заключат масштабный (доработанный) контракт на закупку для ВВС РФ 48 многофункциональных истребителей Су-35. Общая сумма контракта составит около 100 млрд. рублей. Речь идёт о пересмотренных позициях по контракту 2009 года. По словам министра обороны Сергея Шойгу, окончательная партия самолётов Су-35 по этому контракту будет поставлена в войска до конца 2015 года.
По словам представителя ОАК, в текущем году количество российских самолётов, на которые поступают заказы, может достичь 118 единиц. Речь идёт не только о поставках Су-35 в ВВС РФ, но и экспорта МиГ-29 в Египет, Армению, Су-30СМ в Казахстан, а также возможного заказа уже в этом году на истребители Су-35 Китайской Народной Республикой.
Увеличивается в масштабах, если можно так выразиться, и ареал использования самолётов и вертолётов ВВС РФ. Самолёты Дальней авиации всё чаще появляются над нейтральными водами у берегов Туманного Альбиона, западного побережья США, осуществляют посадки на аэродромах дружественных стран Южной Америки и Юго-Восточной Азии. Если первоначально у западных «партнёров» это вызывало реакцию, больше походящую на недоумение, то теперь у того же Запада в голове закрепилась мысль о том, что Россия возвращается.
Ни годы постсоветской разрухи, ни бурная радость «друзей» по поводу резанья боевых самолётов на дуршлаги, ни череда весьма странных реформ не смогли похоронить гордость России – нашу военную авиацию, даже если того кому-то очень хотелось.
С праздником, ВВС!
/По материалам topwar.ru/