Главная Немного из истории

Чем была ядерная бомбардировка Хиросимы

0
1361

От редакции: мы публикуем этот материал вне какого-либо историко-аналитического контекста, не припоминаем военных преступлений милитаристской Японии и страданий других народов. Просто сегодня актуально вспомнить апофеоз предыдущей мировой войны, случившийся 70 лет назад.

…6 августа 1945 года в 8 часов 16 минут утра в Токио внезапно прервалась связь с городом Хиросима.

«В 8.16 в Токио дежурный оператор японской радиовещательной компании отметил, что радиостанция Хиросимы в эфире не прослушивается. Примерно через 20 мин. центр железнодорожной телеграфной связи с Токио обнаружил, что главная телеграфная линия, проходящая к северу от Хиросимы, не работает. Затем от нескольких железнодорожных станций, расположенных в радиусе 1.6 км от города, начали поступать бессвязные сообщения о чудовищном взрыве в Хиросиме…» (из воспоминаний генерала Арисуэ).

Попытки разными способами выйти на связь с городом не приводили к какому-либо результату. Было известно, массового налета на город не происходило, а несколько В-29, пролетевших над ним, вряд ли могли бы причинить столь ощутимый вред. Между тем, ни гражданские власти города, ни командование 2-го армейского корпуса, расположенного в хиросимском замке, на связь не выходило и на запросы не отвечало.

После 13 часов 2-му армейскому корпусу удалось наконец передать в ставку главнокомандующего краткое донесение: «Хиросима была уничтожена одной-единственной бомбой; возникшие пожары продолжают распространяться«. Сообщение было передано не из штаб-квартиры корпуса, а со складов военной интендантской службы, находившихся в порту за пределами разрушенной взрывной волной и пожарами зоны. Оттуда удалось связаться с ближайшей военно-морской базой в Куре, с которой телеграмма была переслана в Токио. Что же касается находившейся в замке штаб-квартиры 2-го армейского корпуса, то она вообще не подавала никаких признаков жизни.

Один из офицеров генерального штаба получил задание немедленно вылететь в Хиросиму, определить степень разрушений и возвратиться в Токио с достоверной информацией. Офицер вылетел в Хиросиму и уже за 160 км до города увидел огромное облако дыма над ним. Это догорали последние строения.

«Как солдат, — писал он впоследствии, — я в то время уже привык к виду последствий воздушных бомбардировок, но увиденное мною в тот день не имело с этим ничего общего. Первым поразившим меня было то, что в простиравшихся перед моими глазами развалинах уже больше не было улиц. При обычных налётах после бомбардировки всегда можно было различить улицы, но в Хиросиме всё было снесено, и засыпанные обломками улицы уже ничем не выделялись среди развалин».

В штаб военной жандармерии 6 августа во второй половине дня поступило сообщение, что несколько бомбардировщиков превратили Хиросиму в море огня, что город уничтожен в результате атаки «небольшого числа вражеских самолётов» и применения боевых средств нового типа.

Однако наиболее устрашающим было сообщение, поступившее рано утром следующего дня: «Город Хиросима мгновенно был полностью уничтожен одной бомбой». (Йорыш А.И., Морохов И.Д., Иванов С.К. «А-бомба»)

К тому времени японские города уже неоднократно подвергались разрушительным бомбардировкам. Тысячи зажигательных бомб в марте 1945 года были сброшены на города Токио, Осака, Нагоя, Кобэ, притом в пожаре во время бомбардировки Токио погибло до 100 000 человек, что в 4 раза превышает количество жертв в Дрездене. Кампания по бомбардировкам городов (всего им подвергались 66 города) продолжалась до июля 1945 года. Это было время доминирования США в воздушном пространстве Японии, так как японские самолеты не могли подняться на доступную «сверхкрепостям» В-29 высоту, и потому не могли помешать налетам.

Тем не менее, Хиросима не подвергалась серьезным бомбардировкам, что вызывало самые разные слухи, вплоть до того, что в городе живет кто-то из близких президента США. Однако причина была гораздо прозаичнее и страшнее — Хиросима была выбрана в качестве цели №1 для нового, только что разработанного и испытанного в пустыне Аламагордо оружия, поэтому ее следовало сохранить в целости, чтобы тем более устрашающей была атомная бомбардировка.

Почему именно Хиросима?

Хиросима расположена в дельте реки, на ровном пространстве, с трех сторон окруженном горами. Город представлял собой массу скученно построенных и плотно заселенных в основном деревянных зданий, что создавало особо благоприятные условия для демонстрации мощи нового оружия, так как количество разрушений и жертв было бы максимально, вероятность пожара в городе была очень высока.

Так, в Нагасаки была использована более мощная бомба, но разрушений и жертв было почти вполовину меньше из-за другого рельефа местности и планировки города (половину его закрыла от бомбы гора)

Вот условия, которым должна была бы удовлетворять цель для нового оружия:

1. Поскольку ожидается, что атомная бомба должна производить наибольшее разрушение за счет первичной ударной волны, а последующие разрушения — вследствие действия огня, то объект должен содержать большой процент скученно расположенных каркасных зданий и других сооружений, легко поддающихся разрушению ударной волной и огнем;

2. Как подсчитано, основной разрушительный эффект от воздействия ударной волны при взрыве бомбы распространяется на площадь круга с радиусом более полутора километров. Следовательно, избранный объект должен представлять собой тесно застроенную площадь приблизительно тех же размеров;

3. Избранный объект должен иметь крупное военное и стратегическое значение;

4. Первую цель следует по возможности выбирать из таких объектов, которые до этого не подвергались бомбардировкам, чтобы эффект воздействия одной бомбы был достаточно нагляден. (по материалам сайта «Хиросима» http://hirosima.scepsis.ru)

В действительности взрыв превзошел все ожидания. Бомба взорвалась в 08:15 утра. В это время многие люди направлялись на работу и подверглись воздействию бомбы, находясь на улицах. Множество жертв было среди хиросимских школьников, мобилизованных на общественные работы в центре города. Их отряды попали под прямое воздействие взрыва ничем не защищенные, большинство детей погибло.

В музее Мира в Хиросиме есть немало экспонатов, отданных в музей родителями погибших школьников. Это обожженная и изорванная школьная форма, бывшая на детях 6-го августа, другие их вещи, по которым близкие опознавали их, иногда еще живых, но страшно изуродованных взрывом.

По городу прошла тепловая волна (ее температура достигла нескольких тысяч градусов). Ее воздействие продолжалось лишь доли секунды, но этого было достаточно, чтобы расплавить даже черепицу на крышах. От людей же, оказавшихся на ее пути, оставались лишь тени ни камнях.

Одна мать никогда не нашла тела своей дочери, но смогла опознать ее гэта (сандалию), которую отдала в Хиросимский музей мира. Здесь вкратце история гэта девочки Миёко (http://www.pcf.city.hiroshima.jp/)

Далее со скоростью 800 км\ч следовала ударная волна. Под ее ударом рушились деревянные домики, уцелели лишь несколько сейсмоустойчивых зданий, но они обрушились изнутри и выгорели. Те, кто были дома в момент катастрофы, оказались под обломками. На то, чтобы выбраться, у них был минимум времени и никаких необходимых инструментов, развалины очень быстро воспламенились, и город превратился в море огня, поглотившее тех, кто не смог спастись. Воспоминания переживших атомную бомбардировку пестреют сожалением о тех, кого невозможно было высвободить из-под развалин их домов.

«Я ощутил, как беспомощен может быть человек. Таща меня за руку, моя мать убегала прочь, оставив умирать двух своих дочерей. Она сказала мне: «Если б у меня не было тебя, я бы не оставила твоих сестёр и умерла бы вместе с ними».» (из воспоминаний, «Свидетели тех двух дней»)

Маленькие пожары слились в один гигантский. На город обрушился огненный смерч, уничтожавший то, что еще оставалось от Хиросимы. Люди искали спасения в реке Ота, но многие гибли там из-за ран и ожогов, не будучи в силах удержаться на поверхности воды.

По понятной причине фотографий этих минут практически нет. Зато есть масса воспоминаний, раз за разом рассказывающих о пожаре Хиросимы. Рисунки можно посмотреть на этом сайте.

…И, наконец, через некоторое время после взрыва начался знаменитый радиоактивный «черный дождь». Измученные жаждой, обожженные люди жадно ловили его капли, не зная, насколько он опасен.

По опубликованным данным американской оккупационной армии, атомная бомбардировка унесла жизни около 150 тысяч человек. Но эти цифры, очевидно, занижены, так как точное количество жертв никто не подсчитывал, крематориев не хватало, поэтому трупы сжигали на братских кострах. Братские захоронения находили много лет после бомбардировок. А тела тех, кто оказался в эпицентре, превратились в пепел, и их количество определить невозможно.

Кроме того, при подсчете жертв не учитывались военнослужащие, а также те, кто умер в ближайшие после катастрофы дни и месяцы, а их количество представляется очень и очень значительным.

Дома в радиусе 2 километров от эпицентра были полностью разрушены, а на расстоянии до 12 км подверглись частичному разрушению. Хиросима превратилась в город смерти. «Адом на земле» называют происходившее в ней многие очевидцы.

«Мистер Мацусигэ, новостной фотокорреспондент, писал в «Hiroshima Tokuho» 6 августа 1945 года, основываясь на своих чувствах:

«…Перед зданием полицейского участка района Сенда, расположенного к западной части моста Миюки, полицейский пытался оказывать первую медицинскую помощь, обрабатывая раны и ожоги, но количество раненых неумолимо росло. Я решил, что это надо сфотографировать, и уже приготовил камеру, но та картина, что я увидел через объектив, была ужасна. Среди сотен пострадавших, обожжённых до такой степени, что нельзя было сказать, мужчина это или женщина, лежали дети, кричащие «Горячо! Горячо!», и израненные плачущие младенцы, визжащие рядом с матерями — мёртвыми или уже умирающими от полученных ран.

Я пытался собраться с духом и уговаривал себя, что это моя работа, мой долг, даже если кто-то подумает, что я бессердечный или бездушный. В конце концов, я нажал на кнопку съёмки, и когда картина снова предстала перед моими глазами, она была уже мутной и расплывчатой от моих слёз». (по материалам сайта «Нагасаки»)

Но это был еще не конец отпущенных Хиросиме испытаний. Раненые и обожженные массово умирали, ведь им практически невозможно было оказать надлежащую помощь. Имевшиеся в городе врачи или погибли сами, или были лишены необходимых медикаментов. Да и откуда было бы взять их в таком количестве? И, наконец, стали проявляться последствия радиации. От облучения умирали те, кто, казалось бы, избежал смерти во время взрыва или последовавшего за ним огненного смерча.

Умирали солдаты, отправленные на расчистку города, волонтеры из спасательных отрядов, убиравшие трупы и облучившиеся уже после взрыва. Японцы тогда не знали средств от лейкемии, и лечить ее было практически нечем. А между тем, страна капитулировала, и американские оккупационные власти были заинтересованы по максимуму умолчать о произошедшем во время ядерных бомбардировок.

Генерал Томас Фэррел, заместитель начальника «Манхэттенского проекта», присланный провести расследование результатов атомных бомбардировок, сделал следующее заявление: «Все, кому выпало умереть, умерли. И от последствий взрывов в Хиросиме и Нагасаки больше не страдает никто».

Это не было правдой (Фэрелл, произнесший эти слова, даже не посетил к тому времени разбомбленные города), но надолго определило участь «хибакуся» — выживших жертв атомных бомбардировок. Об их участи предпочитали умалчивать, и они стали в некотором роде париями японского общества. Погибшие семьи, имущество, разрушенные дома, подорванное здоровье (а лечение хибакуся стало бесплатным далеко не сразу) и общественное отчуждение — тень атомных бомбардировок не оставила даже тех, кто смог выжить и их детей, родившихся уже после войны.

/Артур Климаков, odnako.org/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ