"Чирок" имеет оригинальное хвостовое вертикальное оперение, где два стабилизатора являются единым треугольным аэродинамическим элементом, боковые образующие которого имеют "свал" около 45 градусов, что также снижает радиолокационную заметность

 

Активное развитие беспилотных летательных аппаратов гражданского и военного назначений постепенно переводит военно-воздушные силы в принципиально новую эру боевой авиации, где основу должны составить многоцелевые истребители, транспортные самолёты и разведчики 6-го и более поколений. Их пилоты не будут пребывать на борту, рискуя погибнуть от перехвата ЗУР противника, поражения ракетой «воздух-воздух» или мегаватного боевого лазера, они будут управлять действиями своих совершенных дронов из надёжно защищённых пунктов боевого управления, расположенных в глубоких бункерах или на борту воздушных командных пунктов, барражирующих в безопасности собственного воздушного пространства в тысячах километров от ТВД.

Но такая методика «умной войны» примет наиболее широкие масштабы не ранее 2040-х – 2050-х гг. Сейчас же мы наблюдаем тенденции развития зарождающейся многоцелевой беспилотной стратегической и тактической авиации в ведущих странах Мира.

БПЛА "Чирок"
БПЛА «Чирок»

Первенцами этого направления авиационной промышленности можно по праву считать российский ударный БПЛА «Скат», проект которого был заморожен из-за отсутствия финансирования в 2000-х гг., и американские многоцелевой БПЛА MQ-1 “Predator” и беспилотный стратегический разведчик RQ-4 “Global Hawk”, судьба которых оказалось более «радужной», поскольку они не только нашли своё место в составе ВВС США, но и пользуются неплохим экспортным потенциалом.

Резко изменившаяся после 2010 г. военно-политическая обстановка в мире, когда ведущие государства Северной Америки, Европы начали проявлять свои амбиции на владения большой части Арктического шельфа, богатого на залежи основных энергоносителей, а также на арктические зоны, имеющие стратегическое значение контроля над всем Евразийским континентом, заставила Российскую Федерацию кардинально видоизменить свои ВС, благодаря чему мы наблюдаем появление совершенного нового военного формирования, называемого «арктическими силами».

Для развёртывания арктической группировки войск решено использовать только самые совершенные виды вооружения, не менее четверти -трети которых должны составлять именно беспилотные летательные аппараты, что объясняется экстремальными климатическими условиями, а также огромными просторами Арктики, где регулярная деятельность человека сильно осложнена, а использование лишь пилотируемых самолётов тактической и противолодочной авиации отнимет тот потенциал, который в любой момент может потребоваться на Европейском или Южном ТВД.

На авиакосмическом салоне МАКС-2015 будет представлено огромное количество образцов беспилотной и пилотируемой авиации гражданского и военного назначений, но наиболее пристального внимания на этот раз несомненно удостоится передовой российский многоцелевой БПЛА «Чирок», разработанный Московским научно-исследовательским радиотехническим институтом (АО МНИРТИ), входящим в ОПК «Ростех».

«Чирок» является наиболее интересным российским проектом многоцелевого БПЛА, и можно ожидать его экспортного триумфа уже в недалёком будущем. В нём воплощена уникальная концепция тактико-технических характеристик, которая позволит аппарату функционировать в таких районах планеты, где использование вертолётов и самолётов очень сильно ограничено.

БПЛА «Чирок» достаточно компактен: размах крыла составляет всего 10 м, длина фюзеляжа – 4-5 метров, максимальная взлётная масса – около 0,7 тонны, и грузоподъёмность – 300 кг. При этом радиус действия БПЛА около 1200 км (как у современных тактических истребителей), а потолок – 6,5 км на скорости 250 – 300 км/ч. По ЛТХ «Чирок» не хуже «Предатора». Но по возможностям базирования у нашего изделия просто нет конкурентов.

Читайте также  Беспилотник X-37B провел на орбите больше года

В качестве шасси используется эффект воздушной подушки, воздух для которой нагнетается мощным вентилятором через решётчатый воздухозаборник в задней части фюзеляжа под «юбку» из секретных сверхпрочных материалов. В рекламном листе указывается, что «Чирок» способен применятся с любых видов сложной поверхности, включая грязь, лёд, песок, болото, снег и воду; в ровной бетонированной ВПП или шоссе он абсолютно не нуждается. Это говорит о том, что запуск может быть организован с самых неподготовленных мест: лесов, тундры, горной местности, моря.

В «Чирке» очень успешно сочетаются возможности самолёта, экраноплана и судна на воздушной подушке, благодаря чему возможно использование в качестве разведчика, лёгкого ВТС, ударного самолёта, способного действовать на глубине 1200 км над территорией противника (боевой радиус с возвратом) или 2500 км с полётом в одном направлении и посадкой (максимальная дальность).

"Чирок" имеет оригинальное хвостовое вертикальное оперение, где два стабилизатора являются единым треугольным аэродинамическим элементом, боковые образующие которого имеют "свал" около 45 градусов, что также снижает радиолокационную заметность
«Чирок» имеет оригинальное хвостовое вертикальное оперение, где два стабилизатора являются единым треугольным аэродинамическим элементом, боковые образующие которого имеют «свал» около 45 градусов, что также снижает радиолокационную заметность

Очень важным элементом считается применение цельнокомпозитного корпуса, что в сочетании с радиопоглощающими покрытиями делает ЭПР «Чирка» в пределах 0,5 м2, а использование малогабаритных «зачехлённых» двигателей почти полностью ликвидирует заметность дрона в инфракрасном канале визирования. Что это значит? Аппарат может применяться над территорией с максимально густой сетью ПВО противника, причём ещё до подлёта к опасной зоне ПВО он может из режима высотного полёта переходить в низковысотный полёт по типу экраноплана. Наибольшие возможности могут быть реализованы на морском театре военных действий, где имеет место развитая вражеская корабельная ПВО.

УДАРНОЕ И ВОЕННО-ТРАНСПОРТНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ БПЛА «ЧИРОК»

Чирок-1

300 кг полезной нагрузки. Казалось бы, — это не так много, учитывая, что для эффективного уничтожения нескольких хорошо защищённых опорных пунктов противника нужно не менее 1 – 1,5 тонны управляемых или корректируемых авиабомб или ракет класса «В-З». Тем не менее, это также не показатель. Если исходить из того, что «Чирок» имеет камерный тип воздушной подушки (что пока неизвестно), то непосредственно в успокоительной камере имеется специальный интегрированный в фюзеляж контейнер с отсеком для вооружения массой 300 кг и длиной 1,5 – 2 м, производитель заявляет, что БПЛА может применять высокоточное оружие по любым типам целей, а также различные комплексы оптико-электронной разведки.

На рисунке представлено три типа воздушных подушек: камерный, соплощелевой, многорядный сопловой, при этом очень вероятно, что "Чирок" имеет первый или второй тип конструкции СВП, поскольку 3-й имеет свои недостатки, т.к. всасывающие воздухозаборники находятся в донной части корпуса
На рисунке представлено три типа воздушных подушек: камерный, соплощелевой, многорядный сопловой, при этом очень вероятно, что «Чирок» имеет первый или второй тип конструкции СВП, поскольку 3-й имеет свои недостатки, т.к. всасывающие воздухозаборники находятся в донной части корпуса

Таким образом обеспечивается возможность использования «Чирка» в качестве малозаметного патрульного БПЛА противолодочной обороны. Он сможет лететь непосредственно над гребнем волны и сбрасывать радиогидроакустические буи на максимально близком к противнику расстоянии оставаясь практически незамеченным их ПВО. Крупные патрульные самолёты типа P-8 «Посейдон» или Ил-38Н не имеют таких конспиративных возможностей.

Читайте также  Переносной комплекс REX-1 для борьбы с БПЛА

Отсек вооружения БПЛА «Чирок» будет достаточно вместителен, чтобы разместить от 3 до 5 РГБ-25 или РГБ-55А (пассивного и активного типов) или от 6 до 8 более компактных РГБ-1А или РГБ-16-1 (пассивного ненаправленного действия). Данные буи способны обнаруживать в активном или пассивном режимах подводные лодки противника в радиусе от 1 до 5 км, даже при ощутимом волнении. Если же «Чирок» имеет сопло щелевой или многорядный сопловой тип воздушной подушки, то объёмы пространства отсека вооружения и снаряжения значительно увеличиваются, поскольку такой тип СВП не требует значительных объёмов успокоительной камеры, а использует лишь один или несколько вентиляторов и воздушные каналы для всасывания и выброса воздушного потока по краям юбки, а весь центр нижней части корпуса может быть использован под отсек с вооружением.

БПЛА «Чирок» имеет огромный тактический потенциал в противолодочной обороне. К примеру, если звено таких БПЛА запустить из военно-морской базы СФ, они могут сбросить до 40 – 50 РГБ в водах Норвежского моря, где наиболее часто встречаются ПЛАРБ и МАПЛ ВМС США. При этом, в сравнении с Ил-38Н, это будет сделано гораздо незаметней для ОВМС НАТО и значительно ближе, что позволит выяснить некоторые моменты новой морской тактики альянса.

Производитель заявляет о возможности применения ВТО. Действительно, «Чирок» может взять на борт различные виды компактного ракетно-бомбового вооружения. Также максимальная нагрузка позволяет брать на борт весьма грозное вооружение – толстостенную осколочно-фугасную бомбу ФАБ-250ТС (масса – 260 кг), способную пробивать железобетонные перекрытия толщиной до 1 метра. Эти бомбы отлично показали себя в горном массиве Афганистана Луркох и Чёрных горах, где только эти бомбы были способны разрушить пещерные укрепрайоны душманов.

Военно-транспортное и гуманитарное предназначения также является приоритетным. БПЛА «Чирок» способен доставлять дружественным войскам на ТВД различное радиоэлектронное снаряжение, лёгкое стрелковое и противотанковое вооружение, провизию в самых сложных условиях, в полуокружении противником на местности, где транспортный вертолёт или самолёт с большой долей вероятности может быть сбит вражеской ПВО.

Большая дальность БПЛА позволит ему в течении 2 часов барражировать на удалении 600 км от места взлёта. Размещение на борту оптико-электронных систем сделает возможным его использование в качестве поискового самолёта в сложных метеоусловиях.

Все возможности БПЛА «Чирок» пока что очень трудно перечислить, но дальнейшее развитие программы станет настоящим прорывом среди беспилотной авиации с альтернативными методами сложной посадки.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя