Главная Иностранные армии

Япония «возрождает» имперские взгляды

3
1818

Лето 2015 года стало временем заметных перемен во внешнеполитическом векторе Японии. Сначала парламентом был принят законопроект, разрешающий использовать Силы самообороны государства вне территории Японии, затем последовала уже привычная для нас риторика, касающаяся принадлежности Курильской гряды островов. Причём на этот раз японские власти требуют, чтобы Россия снова занялась вопросами совместного рассмотрения ситуации вокруг Курильских островов и снова вернулась к в рамки «Иркутского соглашения», заключённого между Владимиром Путиным и Ёсиро Мори ещё в 2001 году.

При этом ни с военно-стратегической, ни даже с логической точки зрения сейчас это не имеет никакого смысла. И пойти на уступки, полностью удовлетворяющие Японию, в этом вопросе просто нельзя, ведь сложившаяся сейчас ситуация свидетельствует лишь о том, что при американской поддержке японцы постараются как можно скорее потеснить Россию и Китай в АТР. Но о Китае позже.

Остров Кунашир является одним из главных участков Курильской гряды, за который Япония вступает в территориальный спор с РФ

Япония продолжает свои хитрые манёвры в этом тонком вопросе и в качестве «инструментов» его решения рассматривает меры военного характера. Закон, разрешающий действовать армию за пределами собственного государства,- самая заметная часть предпринимаемых и рассматриваемых Японией мер, и закупка стратегических разведывательных БПЛА RQ-4 “Global Hawk”с дополнительным размещением подобных машин ВВС США на своей территории является одной из важных частей этих мер. Зачем стране, которая находится в более-менее нормальных отношениях со своими соседями, закупка стратегической разведывательной авиации?

Ответ предельно ясен. Для наблюдения за передвижением армейских подразделений ВС России на Курилах, разведкой объектов Тихоокеанского флота и слежкой за действиями ВМС Китая как вблизи его берегов, так и непосредственно в зоне Сенкаку. Морские силы самообороны имеют перспективнейшие анаэробные ДСЭПЛ класса «Сорю» (в планах доводка серии до 10 субмарин), а также эсминцы УРО «Акидзуки» (4 корабля), обладающие самой развитой системой морской ПРО самообороны среди всех стран, кроме России.

КЗРК на базе ракет RIM-162 “ESSM” имеют уникальную индивидуальную 4-хсторонню МРЛС FCS-3A на 30 целевых каналов совместной голландско-японской разработки. Станция также устанавливается на эсминцы-вертолётоносцы класса «Хьюга». Разработан комплекс был с учётом высоких противокорабельных способностей ТОФ ВМФ России и ВМС/ВВС Китая, в дополнение отсутствующих качеств низковысотной работы БИУС «Иджис» эсминцев «Конго» и «Атаго».

Развитие именно таких образцов вооружение подчёркивает, что Минобороны страны рассматривает ведение военных действий с нашей и китайской армиями. Смелость же официальной риторики заключается в том, что американцы в открытую поддерживают Японию в спорах относительно принадлежности островного архипелага Дяоюйтай. А это машинально подтверждает общую поддержку японской геополитической позиции со стороны США.

ЯПОНИЯ ПОНИМАЕТ БЕСПЕРСПЕКТИВНОСТЬ РАЗРЕШЕНИЯ, НО ОПАСНОСТЬ СОХРАНЯЕТСЯ

Попытки втянуть ВС Российской Федерации в конфликт на Курилах выглядят очень «туманно», но опасность точечных ударов по отдельным военным объектам на Курилах, а также заход в наши воды современных японских подлодок сохраняется. Причём степень опасности продиктована дальнейшей позицией японской стороны, Россия же в очередной указала на чёткую неизменную линию по статусу островов.

На заседании российского правительства в четверг премьер-министр Д. Медведев отметил важность Курильской гряды как важнейшего оборонительного рубежа России в тихоокеанской зоне. Там будет продолжено обустройство как гражданской, так и военной инфраструктур для достаточного укрепления суверенитета государства. И в самом деле, исходя с точки зрения защиты наших рубежей, укреплением Курильских островов нельзя пренебречь, ведь Япония и её островная система являются основными плацдармами дислокации ВС США в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Значимость Японии в контроле американцами АТР была однажды подкреплена словами командующего ВВС США генерала Шарпа в тихоокеанской зоне, что американцы не могли бы проводить военные действия во Вьетнаме без базы ВМС США на Окинаве. Действительно, Окинава является важнейшим стратегическим объектом США на Тихом океане, на котором происходит пополнение материально-технических ресурсов, ремонт техник ВМС и ВВС, а также оборона американских КУГ и личного состава, которое в случае тех или иных военных действий на Дальневосточном ТВД временно теряют свою боевую устойчивость.

Сама Япония также имеет значительную военную инфраструктуру США, основой которой можно считать штаб 5-й воздушной армии ВВС США, дислоцируемый с 1975 года на базе Йокота, неподалёку от Токио. Данная авиабаза обладает длинной ВПП (около 3300 м), благодаря чему на её территорию может прибывать самая разнообразная военно-транспортная авиация, включая стратегические ВТС C-5 «Galaxy» с различной бронетанковой и ракетной техникой на борту. Личный состав авиабазы составляет не менее 5000 человек, а база является одним из элементов сил оперативного развёртывания США на Дальнем Востоке. Известно также о крупной авиабазе США Мисава, на которой и размещаются «Глобал Хоуки», именно эта база расположена не так далеко от Курильских островов.

Личный состав авиабазы ВВС США Йокота на собрании командования 5-й воздушной армии

Как видите, Япония является настоящей колонией США, которая может представлять угрозу и Китаю и России. Очень важной частью обороноспособности Курильских островов являются ускоренные темпы оснащения ТОФ современными противолодочными самолётами Ил-38Н, ПКРК «Бастион» и ЗРК С-400, способными отражать многие угрозы с японской стороны.

Но даже сейчас мощь ТОФ и ВВС РФ в этом направлении имеет некоторые недостатки. В основном это касается подводной компоненты, где количество действующих малошумных ДЭПЛ пр. 877 «Варшавянка» составляет не более 5 ед., в то же время японцы имеют здесь в 4 раза превосходящие количественно силы похожих подлодок классов «Сорю», «Оясио» и «Харусио», которые были спроектированы гораздо позднее и имеют ряд технических достоинств, включая ВНЭУ (на порядок большее время пребывания под водой) и в кокой-то степени меньшую акустическую заметность.

Известно, что для модернизации ТОФ в его состав планируется ввести перспективных 6 ДЭПЛ пр. 677 «Лада», но неизвестны даже даты закладки данных подлодок, и будут ли все эти подлодки оснащены анаэробными ЭУ на электрохимических генераторах. Это вызывает огромные опасения за боевой потенциал ТОФ, и одна надежда на скорейшее поступление других классов субмарин и надводных кораблей. По сути, вся боеспособность ТОФ держится на противолодочной морской авиации, кораблях и МАПЛ оснащённых ПКРК и приданных подразделениях ВВС, в которых есть поступления модернизированных Су-27СМ, Су-35С и Су-34. Всё это неплохо удерживает Японию от провокационных действий.

У КНР СИТУАЦИЯ БОЛЕЕ СЛОЖНАЯ

В отличии от ситуации с Курильскими островами, где японцы проявляют свои имперские притязания очень осторожно и умеренно, а американцы воздерживаются от каких-либо резких заявлений о поддержке Японии в этом вопросе, ситуация со спорным архипелагом Дяоюйтай (на япон. — Сенкаку) куда более сложная. Японцы ведут себя здесь более агрессивно и непредсказуемо. ВМС и ВВС Китая частенько приходится высылать на рубежи небольшого архипелага истребители J-11 для патрулирования воздушного пространства островов, а также корабли классов корвет/фрегат/ракетный катер для пресечения попыток выхода на рубежи архипелага Морских сил самообороны Японии.

Буквально несколько дней назад командующий ТОФ США адмирал Скотт Свифт, прибывший с визитом в Японию, заявил о готовности противостояния с ВМС Китая в случае возможной эскалации военных действий в районе Сенкаку. Между Японией и США существует некий 5-й пункт договора о совместной безопасности, который подразумевает любые военные амбиции на Дяоюйтай как действия, угрожающие национальной безопасности США.

До чего «докатился» Мир: какие-то американцы считают дозволенным воевать против крупнейшей азиатской «святыни», причём за острова, к которым они вообще никакого отношения не имеют. Тем не менее.

Такая пренебрежительная риторика США по отношению к Поднебесной может быть вызвана лишь двумя важнейшими военно-стратегическими факторами.

Во-первых, китайские ядерные силы, флот и стратегическая бомбардировочная авиация всё ещё не имеют достаточного количества носителей для нанесения Америке значительного экономического ущерба и достаточного подавления ВС США как в Тихом Океане, так и на самой территории США; отсутствуют и стратегические бомбардировщики способные достигать даже берегов Аляски.

Во-вторых, с глобальной точки зрения, Китай имеет военные «рычаги» влияния лишь в АТР, где ВС США вместе с ВС Японии пока способны затянуть его в затяжную войну в море и воздухе регионального масштаба.

Совместные японо-американские силы имеют на данный момент в разы лучший противолодочный, противокорабельный и противовоздушный потенциал, который охватывает практически весь АТР, вплоть до берегов Камчатки, Курильских островов, Тайваня и Филиппин. То, что действительно помогает ВС США удерживать свои способности на Дальнем Востоке – это наличие там штабов командования воздушными армиями и ВМС.

Как говорил известнейший американский адмирал флотами на Тихом океане Уильям Хэлси: «Стратегию, тактику и командование можно назвать божественной троицей войны, но главным в ней является командование». В этих словах есть суть распространения американских военных штабов вне пределов США для достижения глобального господства.

У Китая же имеются очень серьёзные проблемы, связанные с тактикой ведения боевых действий подводным флотом не только в дальней, но и в ближней морской зоне. Китай только начинает познавать азы подводного кораблестроения, в то время как даже такие страны как Швеция, Германия и Франция сделали огромные успехи на этом поприще. Китайские перспективнейшие разработки включают в себя проект ракетного подводного крейсера стратегического назначения 094 «Цзинь», перспективной многоцелевой атомной подводной лодки с КР на борту пр. 093 «Шань», а также дизельных подводных лодок с ВНЭУ (подробности типа ЭУ неизвестны) Тип 039 «Сун» и неанаэробной Тип 032 «Цин».

Пр. 093 «Шань» — МАПЛ, оснащённая ПКР YJ-82. Относится к классу подобных подводных крейсеров пр. 949А «Антей» и пр. 885 «Ясень», но обладает не лучшими показателями тихоходности и низкими ТТХ крылатых ракет, из-за чего эффективность в современных условиях достаточно низка

И одна и вторая подлодки не имеют особых инновационных конструктивных решений: отсутствие современных «безэховых» покрытий, крестообразных стабилизаторов, обыкновенный, достаточно широкий профиль рубки, отсутствия движителя водомётного типа делают лодки достаточно заметными для любых из стоящих на вооружении ВМС США и Японии активных и пассивных сонаров. А вооружение, включающее торпеду Yu-4 и противолодочную ракето-торпеду ПЛО YJ-8, действующие на дистанциях 15-80 км не позволит и близко приблизится американским или японских КУГ, обороняемым противолодочной авиацией и подводными лодками типа «Сорю» и «Лос-Анджелес». Тем более, что все надводные корабли ВМС США имеют в составе вооружения очень чувствительный ГАК AN/SQQ-89 (V), работающий даже во второй дальней зоне акустической освещённости. Китайским «подводным» корабелам ещё учиться и учиться.

Возможный ТВД между ВМС Китая и США в районе Сенкаку

Серьёзные недостатки давно существуют и с противокорабельной обороной. На вооружении китайской боевой авиации, а также флота стоят исключительно ПКР семейства YJ-82 «Атакующий орёл» (в НАТО – «CSS-N-8 Saccade»). Разработано много модификаций данной ракеты, включая YJ-85 (C-805) с увеличенной до 400 – 450 км дальностью. Ракеты способны «подходить» к цели «над гребнем воды» (высота 5 метров) на скорости 920 км/ч, тем не менее их нельзя считать перспективным противокорабельным вооружением, поскольку они дозвуковые и не обладают элементами технологии «стелс».

К примеру, ВМС и ВВС Индии имеют в крупносерийном производстве противокорабельную тактическую ракету морского, воздушного и наземного базирования большой дальности «БраМос», которая имеет маршевую и подлётную скорость 2100 км/ч, способна энергично маневрировать (преодолевать ПРО противника) на дальности до 300 км. Характеристики двух ракет «Брамос» практически соответствуют одной ПУ ПКРК «Бастион». Индийские ВВС даже сформировали специализированное противокорабельное авиакрыло из самолётов Су-30МКИ с 216 «Брамосами» на борту. Этот усиленный авиаполк гораздо сильнее и совершенней всего того, что сейчас есть у КНР, поэтому Индия теоретически сможет уничтожить даже пару американских авианосных группировок.

Китайские же ПКР не способны прорвать совместную ПВО, построенную на базе кораблей американского флота, и эсминцев ЭМ «Акидзуки». Из этого следует вывод: для успешных боевых действий за о-ва Дяоюйтай (Сенкаку) и закрепления контроля хотя-бы над 1/5 частью АТР, Китаю необходима разработка современных сверхзвуковых ПКР, новые технологии в строительстве МПЛ, разработка самолётов противолодочной обороны большой дальности.

Япония же, пользуясь поддержкой американских хозяев, пытается всё более жёстко отстаивать свои имперские прихоти начала ХХ века, чем усложняет и так непростую обстановку в АТР.

3 КОММЕНТАРИИ

  1. игороь

    Границы Дальнего востока не прикрыты ни с суши ни с моря….сволочи…

    • Аноним

      а ядрёны-батоны разве не сдерживающий фактор? Японы понимают, что Курилы мертвым не нужны. Потому пока дерзят в основном Китаю.

  2. Андрей

    На этом сайте один бред. если почитать несколько статьей, то понимаешь, что здесь нам только пудрят мозги — армия у нас устарела, оружия мало, командиры глупые, границы не прикрытые…

    думаю, что аффтар этих статей в Пентагоне…