Главная Армия России

Ядерный айсберг: что скрывает шахтная пусковая установка

0
5149

C точки зрения военной инженерии в мире найдется совсем немного объектов, которые могут соперничать с шахтами ядерных ракет по степени интересности и технической сложности. Разве что, подводные субмарины, которые представляют собой пусковые шахты для МБР в подводном положении. Вся история, начиная с самой задумки шахт для хранения и пуска ядерных ракет — одна сплошная мелодрама с элементами фантастики. Традиционные лидеры в области ядерных вооружений — Советский Союз (Россия) и США своим ядерным силам всегда придавали особенное значение.

Однако, серьезная работа в области ядерных вооружений всегда касалась не только боеголовок ракет, двигателей или других технических решений. Способ хранения ракеты и ее использования в момент часа «икс» — это не менее сложная военная наука.

Особая секретность

Относительно того, как правильно хранить ракету в пусковой установке шахтного типа у военных существует внушительная инструкция. Примерно на 70 листах описываются основные положения, требования, нормативы и предписания, которые необходимо соблюдать для того, чтобы ракета, находящаяся в глубине шахты в любой момент по команде с дежурного поста могла устремиться в сторону неприятеля.

Опытные ракетчики, служившие еще в советских РВСН, говорят, что проверки состояния таких ракет — чуть ли не ежемесячные. Шутка ли, ракета с ядерным зарядом, летящая через океаны и континенты прямо на голову врагу — дорогостоящая и весьма хрупкая техника и неправильный режим хранения может поставить крест на возможном ответном ударе.

С начала 60-х годов ХХ века, когда ракетное вооружение в СССР и США начинает активно развиваться, придумывают и специальный способ хранения таких смертоносных ракет — пусковые шахты, в которых ракета терпеливо, день за днем и месяц за месяцем ожидает своего часа. Технически пусковая шахта с ядерной ракетой — это высокозащищенный военный объект, находящийся на глубине от 50 до 100 метров под землей, способный выдержать различные варианты атаки с воздуха вплоть до прямого попадания ракеты или другого высокоточного вооружения. В Советском Союзе шахты для баллистических ракет строить умели и могли: военных объектов по всей территории страны насчитывалось более сотни.

Защищенность и предотвращение любой попытки проникновения — вот два важнейших критерия при строительстве пусковых шахт для ядерных ракет в РВСН Советского Союза. Те, кому довелось строить и обслуживать такие объекты, люди особенные. И работа у них тоже была особенная.

Виктор Семеновский — собеседник «Звезды» и подполковник запаса РВСН Советского Союза на вопрос о том, как именно строились пусковые шахты, отвечает с присущим военным юмором:

«Как как… тяжело, как. Такие объекты, чтоб вы понимали, это не баню у себя на даче построить. Тут кроме технических изысканий, расчетов, систем обеспечения… такая масса тонкостей, что умом тронуться можно. В средней полосе теперь уже России, во время Союза был один объект, который нам довелось достраивать. Так вот чтобы сохранить секретность, соблюсти меры безопасности и прочее, туда военных специалистов-строителей собирали со всей страны.

И каждый новый «привоз» делал свою работу. Кто-то грунт вывозил, кто-то занимался «заливкой» конструкций, кто-то проводку монтировал. И везде были разные люди. Одним и тем же не доверяли. До того секретно было. В итоге, об этом объекте не было известно вплоть до конца 1992 года, когда уже наступила, сами знаете, какая эпоха и все стало можно. На этом объекте трудившиеся люди получали неплохой заработок и подписку о неразглашении на 20, а то и вовсе на 25 лет».

На пушечный выстрел

Помимо систем жизнеобеспечения, командных пунктов, ракетные пусковые шахты оснащены и системой предупреждения о проникновении или попытке проникновения на особо охраняемый объект. Среди военных бытует мнение, что проникнуть на такой объект невозможно чисто физически. На наш вопрос о том, какие же способы чисто теоретически могут существовать, отставной старший лейтенант РВСН Николай Федорчук отвечает: «Никаких. Вас засекут за 10 км и вы даже понять не успеете, как вас будут в багажник УАЗика «упаковывать»».

Система безопасности на стратегическом ядерном объекте — особо секретная тема, однако о предыдущих разработках в этой области кое-что известно. В состав автоматической защитной системы (АЗС) входит (входило), по меньшей мере, четыре подсистемы защиты:  комплекс сейсмических датчиков М-200 и система «Радиан» , состоящая из чувствительных датчиков, которые начинают «сигналить» дежурному о том, что злоумышленники пытаются преодолеть периметр объекта. Помимо прочего, в составе защитного комплекса пусковой шахты находится и комплекс «Пион-Т», который способен выявлять точное местоположение нарушителя на территории объекта.

Однако, если нарушитель по какой-то причине продолжает движение на территорию объекта через так называемые «сектора», то последним, к чему прикоснется рука диверсанта или любого другого шпиона, станет система высоковольтной охранной сетки П-100, напряжение которой составляет от 800 до 3000 вольт. Такая «изгородь» устанавливается непосредственно по периметру объекта и контролируется только из караульного или дежурного помещения.

Инженер-проектировщик компании «Ростех» Игорь Коновалов, поясняя принцип работы такой системы защиты, привел весьма простой и наглядный пример: «Чтобы понять принцип работы такой системы защиты, вообразите себе, что вы находитесь на крыше электрички и вдруг вам захотелось потрогать пантограф, которым электричка снимает напряжение с контактной сети. Что с вами будет? Правильно. Смертельный исход почти сразу от высокого напряжения. Вот и нарушителю «светит» примерно то же самое. Если не мгновенная смерть, то инвалидность стопроцентная. Шутки с таким напряжением шутить нельзя.

Что касается работы самой системы, то, по моим данным, эффективность у нее 100%. На одном из объектов много лет назад был случай, когда на объект каким-то непонятным образом зашла коза. Обычная коза. Ну и, в общем, после того как у животного состоялся контакт с высоковольтной сеткой, дежурным ничего не оставалось кроме как доложить о происшествии, а потом убрать все, что от козы осталось», — заявил эксперт.

10 секунд на пуск

Само устройство советской (российской) шахты для хранения ядерных ракет уже давно не является государственной тайной. Безусловно, принципы работы автоматики, систем подачи электричества на объекте и прочих стратегически важных систем до сих пор засекречены, однако, с технологической точки зрения, шахта представляет собой довольно интересное сооружение.

Сама шахта больше похожа на гигантский колодец, в глубине которого вместо пресной, пригодной для питья воды, находится ракета, способная уничтожить три города величиной с Лос-Анджелес одним махом.

Ракету, несмотря на всеобщее заблуждение, в пусковую шахту загружают лишь частично — разгонные блоки с двигателями, горючим и окислителем загружают без боевой головной части. Специальный заряд доставляют на объект уже после того, как «тело» ракеты надежно спрятано и закреплено внутри шахты.

Особого внимания на таких объектах заслуживает и так называемое защитное устройство — громадная металлическая крышка, оснащенная гидравликой для молниеносной «раскупорки» шахты. Закрепляется такое ЗУ чаще всего на специальных шарнирах и в случае подачи команды на запуск «отщелкивается» так же легко, словно крышка от стеклянной бутылки с лимонадом. Относительно технических ухищрений, которыми снабжено защитное устройство — данных мало, да и сами военные, пусть и в запасе, о таких технических средствах говорят неохотно.

Сергей Ковалько, отставной ракетчик и военный историк, в интервью «Звезде» пояснил, что в защитном устройстве секретов не меньше, чем и в самой пусковой установке:

«Помимо того, что крышка служит защитой от попадания ракеты со сравнительно серьезным зарядом, непосредственно в корпусе самого ЗУ может быть размещено оборудование для радиоэлектронной борьбы, например, чтобы «ослепить» вражескую ракету на конечном участке ее пути. Но это лишь один из вариантов. Основное назначение этой крышки массой в 150 тонн, это конечно недопущение повреждения ракеты, ведь последствия могут быть весьма плачевные», — заявил эксперт.

Несмотря на то, что все приспособления, гидравлика, да и сами защитные устройства весят несколько сотен тонн, пуск ядерной ракеты из шахты осуществляется за считанные секунды: подтверждение приказа на запуск и нажатие кнопки «пуск» в пункте управления даёт системам и механизмам шахты 10 секунд на пуск ракет.

Короткий щелчок кнопки и защитное устройство шахты с характерным для гидравлики шипением «съезжает» в сторону, а через секунду пиропатроны «выталкивают» ракету из шахты. Еще через секунду у ракеты запускаются основные двигатели и уже ничто не способно ее остановить. Кстати, саму «ракету» военные «ракетой» называть не любят. Для них любой стратегический боеприпас — это «изделие».

Кувалда на командном посту

В августе 1980 года после одной из проверок на командном посту РВСН Советского Союза было принято решение о внедрении в инвентарь дежурного расчета комплекса… кувалды. Самой обыкновенной кувалды, которой работники железнодорожных путей заколачивают «костыли» удерживающие железнодорожное полотно. Однако, «принятию на вооружение» кувалды предшествовал весьма забавный инцидент, который чуть было не стоит карьеры одному из дежурных.

Суть поучительной истории состоит в том, что проверяющие центральный командный пункт РВСН офицеры дали дежурившему в тот момент генералу Георгию Новикову вводную: «Ваши действия, когда поступил сигнал, а сейф с кодами для пуска не открылся с трех попыток, а отведенные нормативами 60 секунд для этой операции заканчиваются?».

Находчивый советский офицер не колеблясь даже секунды, ответил: «Порядок действий такой:  достать из-за сейфа специально приготовленную кувалду, сбить ударом замок, вытащить боевые документы и, зачитав приказ министра обороны тотчас передать его в войска. Затем доложиться главнокомандующему и начальнику Главного штаба РВСН. Отдать команду боевому расчету смены на оповещение боевых постов, частей, управлений и служб центрального аппарата ГК РВСН».

Сначала, по рассказам военных, дежурного чуть было не привлекли к ответственности за посторонний предмет на посту, однако чуть погодя, взглянув на ситуацию с другой стороны, пришли к мнению, что нахождение неуставной кувалды на боевом посту обусловлено «стратегической необходимостью». «В сложной психологической обстановке, когда шифр замка на сейфе может не сработать, кувалда — идеальное решение. Простой и надежный прибор, который, откровенно говоря, неплохо сочетается со сложной электроникой. Да и засекречивать его не нужно», — рассказывает подполковник РВСН в отставке Виктор Торчинский.

Шахтные пусковые установки — вне всякого сомнения, шедевр военной инженерной мысли. Создание таких сооружений поручается только самым опытным военным специалистам, а проектирование и разработку объектов осуществляют лучшие КБ страны. Несмотря на то, что ядерная триада: воздух, земля, вода — в России активно применяется и состоит на боевом дежурстве, шахтные пусковые установки не собираются уходить.

Уровень современной маскировки таких объектов и общая грамотность командного состава, по заверениями военнослужащих, в российской армии в данный момент таковы, что вполне вероятно в какой-нибудь деревушке в средней полосе России большой склад, производственное помещение или складки местности могут быть всего лишь «верхушкой» ядерного айсберга, а сама техника, которую все эти годы военные содержат в исправном состоянии в любой момент готова ответить на самую серьезную угрозу извне.

/Дмитрий Юров, tvzvezda.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ