Война на опережение

Вооруженные силы технологически развитых государств – США, других стран НАТО – давно освоили в теории и на практике адаптивные к быстро меняющейся обстановке действия сил и средств воздушного нападения на основе сетецентрического принципа управления.

В российском военном искусстве до настоящего времени одной из наиболее эффективных форм боевых действий считается операция, в том числе воздушная. Если все пошло не по заранее разработанному плану и выродилось в простую реакцию на изменение обстановки, операция признается несостоявшейся. То есть она трансформировалась в менее эффективную форму – боевые действия (БД).

Возможности сохранять организованный характер действий войск (сил) в операции и БД снижаются за счет резких, не спрогнозированных заранее изменений обстановки, а также достаточно низкой производительности сил и средств разведки по обнаружению объектов противника для нанесения ударов и по своевременному вскрытию основных направлений действий и количества его сил воздушного нападения (СВН).

Главное же ограничение – невозможность в реальном темпе развития событий обрабатывать и анализировать информацию о противнике и своих войсках (силах), а также планировать изменения способов решения задач операции и реализовывать их. Это приводит к несоответствию действий складывающимся условиям обстановки и в результате к снижению эффективности, большим потерям своих сил и средств.

Для преодоления данного недостатка в последние десятилетия в группировках вооруженных сил технологически развитых государств принят ряд мер. В локальных войнах применены принципиально новые эффективные способы ведения БД за счет их адаптации к условиям резко меняющейся обстановки.

От теории к практике

Переход к сетецентрическим действиям стал возможен благодаря достижениям, полученным при реализации концепций информационных войн, а также развитым системам тылового и технического снабжения. В соответствии с планом создания единой информационно-управляющей структуры вооруженных сил в США построена особая система на основе функциональной интеграции космических, воздушных, наземных и морских средств разведки, а также РЭБ, навигации, автоматизированной обработки, моделирования и управления оружием с опорой на услуги глобальных телекоммуникационных сетей военного и гражданского назначения.

Это привело к рождению принципиально новых возможностей в управлении войсками (силами) за счет систематического наблюдения за изменяющейся обстановкой в любом регионе мира, ее динамической и адекватной оценки, автоматизированной разработки эффективных способов нанесения ударов по выявленным объектам и точного наведения ударных средств в любом районе земного шара.

Война на опережение

Важнейшими задачами информационно-управляющей системы являются обеспечение в течение нескольких десятков минут после запроса объединений, соединений и частей через спутниковые и другие каналы связи подробными картами района БД, автоматизированная оценка намерений и действий противника, а также разработка вариантов поведения своих войск (сил) и управление ими при реализации наиболее эффективного варианта.

Развитие систем разведки, связи и математических моделей для поддержки принятия решений и обеспечения планирования позволило ВС США и других государств НАТО резко повысить интенсивность и эффективность авиационно-ракетных ударов, действий других войск и сил в последних локальных конфликтах, начиная с войны в Персидском заливе.

Анализ функционирования там многонациональных сил (МНС) в 1991 году показывает, что все началось с воздушной наступательной операции, продолжавшейся трое суток. Затем СВН продемонстрировали новые способы ведения БД, которые состояли в последовательном решении частных задач по подавлению системы ПВО и поражению отдельных обнаруживаемых разведкой объектов Ирака авиацией и крылатыми ракетами с сохранением высокой активности: 400–850 боевых вылетов в сутки (на уровне воздушной операции) в течение 35 дней.

В операции ВС США и Великобритании в Ираке «Лиса в пустыне», продолжавшейся 73 часа (с 17 по 20 декабря 1998 года), также были предъявлены новые способы сетецентрических действий – последовательные ракетно-авиационные удары высокоточным оружием по выявленным объектам. Их эффективность была очень высокой – поражено более 100 объектов.

В военных действиях против Югославии в 1999-м после двух массированных налетов авиации США и других государств НАТО последовательно наносились выборочные одиночные и групповые удары с интенсивностью 50–70 самолетов в сутки. Авиация и ракеты действовали группами по значительному количеству выявленных силами разведки объектов. При этом обнаруженные по радиоэлектронным и тепловым излучениям средства ПВО уничтожались в первую очередь специально выделенными силами и средствами, в том числе противолокационными снарядами.

В ходе контртеррористической операции «Несгибаемая свобода» в Афганистане в 2001 году американское командование с самого начала перешло к адаптивным действиям. Отказ от проведения операции был мотивирован ее неэффективностью в условиях большой рассредоточенности и скрытности нахождения террористических групп. При этом развитая система разведки и компьютерные средства поддержки принятия решений позволяли детально изучать и оценивать обстановку в районах БД и планировать поражение обнаруживаемых объектов самыми разными силами и средствами – от высокоточных ракет и управляемых авиабомб с лазерным наведением до артиллерии.

Действия вооруженных сил США и Великобритании, начавшиеся против Ирака 20 марта 2003 года, также носили выраженный адаптивный характер, приспособленный к активности группировки вооруженных сил Ирака в целом и системы ПВО в частности. На основе разведданных по выбранным объектам последовательно наносились групповые и одиночные удары (первый молниеносный нанесли по резиденции, в которой предположительно находился Саддам Хусейн).

Ввиду того, что Ирак не развернул сухопутные войска, одновременно с началом бомбардировок в страну ввели и сухопутные войска США и Великобритании. Они продвигались в глубь территории, практически не входя в зоны огневого воздействия противника. Для его предварительного подавления велась разведка и по обнаруженным группировкам наносились удары тактической, авианосной и армейской авиацией, а также огневыми средствами сухопутных войск. Действовали и силы специальных операций.

Противостоять этому, применять свои силы и средства ПВО и авиацию войска Ирака не могли, поскольку они подавлялись в первую очередь, а самолеты сразу же могли быть расстреляны ракетами «воздух-воздух» дальнего действия и наземными зенитными ракетными комплексами «Пэтриот», «Хок» и др.

Не действия и не операции

Анализ данных мероприятий, реализованных группировками войск (сил) США и их союзников, показывает, что их нельзя отнести ни к одной из ранее известных форм военных действий, так как они очень тесно увязаны общей целью, задачами и способами их выполнения. Но и операциями их назвать нельзя, поскольку все шаги заранее не планировались и не согласовывались, а также не ограничивались определенным промежутком времени (для воздушной операции – до трех или максимум пяти – семи суток). Они характеризовались переходом от ведения БД по заранее составленному плану к адаптивным БД, в которых решения по нанесению ударов осуществлялись сразу после обнаружения объектов.

Война на опережение

Для организации таких адаптивных действий авиации, других сил и средств был принят принцип так называемого центрально-сетевого ведения БД, впервые определенный в ходе операции «Несгибаемая свобода» в 2001 году. В дальнейшем возник термин «сетецентрические действия» (СД).

Фактически сетецентрическим является принцип организации управления войсками (силами), а их действия следует считать адаптивными. Но исходя из того, что под термином «сетецентрические действия» специалисты понимают именно адаптивные, менять определение нецелесообразно.

Реализация принципа СД силами воздушного нападения предполагает достижение цели нанесением ударов сразу после обнаружения объектов любыми средствами разведки. Главным свойством СД является их адаптация к складывающейся обстановке в режиме реального времени.

На основе анализа операции «Несгибаемая свобода» многие авторы определили содержание СД как последовательное решение частных задач по поражению различными силами и средствами обнаруживаемых объектов противника. Однако все это нельзя отнести к форме БД. Решение возникающих задач в СД не спонтанный процесс, как его иногда представляют, а четко направленные шаги на пути достижения конкретных целей. Например, в операции против Ирака «Буря в пустыне» (1991) многонациональные силы последовательно решали частные задачи, связанные прежде всего с поражением обнаруживаемых пусковых установок баллистических ракет и подавлением средств ПВО, а затем и других объектов Ирака.

Читайте также  Россия и США: область полураспада

Последовательное поражение обнаруживаемых объектов относится, как правило, ко второму этапу начинающихся военных действий. В первый (во всех локальных войнах, кроме операции «Несгибаемая свобода») вошли спланированные операции по поражению заранее разведанных объектов. В дальнейшем точки для ударов выбирались исходя из последовательности решения задач военных действий. Например, в операции «Союзническая сила» последовательно уничтожались средства ПВО, объекты, имеющие отношение к СМИ, мосты, предприятия военно-промышленного комплекса, а позже – нефтеперерабатывающие заводы и объекты энергетической системы.

Таким образом, сетецентрический принцип возник при использовании средств воздушного нападения и других ударных средств. Он полностью применим и к действиям войск (сил) ПВО, содержание которых с момента их образования представляло последовательное решение возникающих задач по поражению летательных аппаратов противника. То есть войска (силы) ПВО изначально вели адаптивные действия, но только на тактическом уровне.

Это связано с тем, что задачу на поражение находящегося в полете воздушного объекта можно поставить только после его обнаружения силами (средствами) разведки на дальности, реально не превышающей прямую видимость. Для того и строились системы разведки и управления. Из расчета больших скоростей СВН и малого пребывания воздушных объектов в зонах их обнаружения силами разведки войск ПВО системы их управления автоматизировались. При этом комплексы средств автоматизации (КСА) разрабатывались в первую очередь для тактического звена, в котором реализовывалось управление активными средствами ПВО.

Такое же адаптивное содержание действий имеют силы и средства ракетно-космической обороны (РКО). На особенность управления ими влияют еще более высокие скорости и больший пространственный размах действий сил и средств ракетно-космического нападения противника в сравнении с параметрами работы СВН. Поэтому управление силами и средствами РКО сразу закладывалось автоматическое или высокоавтоматизированное.

Предел централизации руководства

Особенности управления СД войск (сил) ПВО и РКО сохраняются и при их интеграции в систему воздушно-космической обороны (ВКО) для борьбы с гиперзвуковыми летательными аппаратами (ГЗЛА). Главное условие для реализации сетецентрических действий войск (сил) ВКО – общее управление.

Наиболее эффективные шаги можно организовать только при централизованном руководстве всеми силами и средствами из одного пункта. Поэтому для координации СД группировок авиации и войск (сил) ВКО система пунктов управления, входящих в группировку, должна быть иерархической с максимальной передачей управленческих функций верхнему звену. Это осуществимо при выполнении следующих условий:

— наличия достоверной информации о составе, местоположении, состоянии, обеспеченности и действиях противника и своих войск (сил);

— возможности с помощью КСА верхнего звена определять эффективные способы действий любым боевым формированием и средством и доводить до каждого из них боевые задачи;

— способности реализовать цикл управления меньший или хотя бы не больший, чем у противника.

Эти условия определяют предел централизации руководства, который может распространяться от уровня пункта управления батальоном (дивизионом), полком, бригадой (дивизией), армией до стратегического. Предел централизации определяет структуру информационно-управляющей сети. Чем он ниже, тем шире разветвленная сеть и тем больше пунктов управления привлекается к постановке боевых задач.

Так как каждый из них может поставить задачу только силам и средствам, находящимся в подчинении, более разветвленная информационно-управляющая сеть ведет к менее рациональному общему распределению сил и средств для решения боевых задач и меньшей эффективности их выполнения общей группировкой. Исходя из данного фактора пункты (центры) управления силами и средствами в информационно-управляющей сети необходимо переносить на как можно более высокий уровень.

НАТО и прежде всего США уже давно имеют центры управления авиацией и силами ПВО (ВКО) с КСА, оснащенными моделирующими системами, которые обеспечивают показанные выше условия на оперативном уровне. Например, в войнах против Ирака в 1991, 1998 и 2003 годах, Афганистана в 2001-м руководство авиацией США и их союзников осуществлялось с центра управления воздушными операциями, расположенного в городе Эль-Хардже (Саудовская Аравия). Сюда поступала информация от всех сил и средств разведки в районе военных действий. Его вычислительные возможности позволяли моделировать и выдавать до 1500 полетных заданий при интенсивности полетов авиации до 3000 самолетовылетов в сутки.

В войне против Югославии в 1999 году более 90 процентов наземных целей были назначены для поражения авиацией и крылатыми ракетами органами управления ВВС, находящимися на континентальной части США.

В Персидском заливе в 1991-м старты баллистических ракет Ирака обнаруживались разведывательными космическими аппаратами США, находящимися на стационарной орбите над Индийским океаном. Информация передавалась по космическим системам связи на наземный центр обработки информации в Австралии и далее – на пункт управления Объединенного центрального командования ВС США в Саудовской Аравии. На вычислительном комплексе пункта управления осуществлялось распределение обнаруженных ракет между ЗРК «Пэтриот», расположенными на обороне объектов Израиля.

При ведении потенциальным противником воздушной операции на региональном уровне следует ожидать ее трансформации в новую форму военных действий. Условно ее можно назвать адаптивной воздушной операцией. При этом развитая система материально-технического обеспечения противника не накладывает ограничений на применение им сил и средств в адаптивных действиях. Эффективно противостоять этому традиционными способами крайне проблематично.

Адаптивные действия авиации и войск (сил) ВКО реально реализуются только в тактическом звене: в зенитных ракетных группировках, а также в группировках истребительной и ударной авиации и сил РКО. На оперативном уровне возможности систем разведки, связи, тылового и технического обеспечения и главное – существующие методы работы органов управления Вооруженных Сил РФ, в том числе ВВС, ограниченны. Они не подкреплены оперативной информацией и необходимыми средствами моделирования.

Это уже в настоящее время может приводить к отставанию во времени подготовки и реализации очередных действий войск (сил) от соответствующих возможностей органов управления потенциального противника. Следовательно, следует ожидать и замедленной адаптации к складывающейся обстановке. Альтернативы противодействия адаптивным способам действий войск, сил и средств потенциального противника нет. Нужно переходить к аналогичным способам с обязательным условием реализации цикла управления, меньшего или хотя бы не большего, чем у противника.

Стоп, пауза в планировании

Переход к адаптивным способам и формам военных действий авиации и войск (сил) ВКО на оперативном уровне возможен только в будущем. Для этого потребуется, во-первых, изменить организацию управления, во-вторых, развернуть непосредственную работу по первоочередному созданию разведывательно-информационных сетей, в-третьих, разработать новые комплексы средств автоматизации, создав в них путем внедрения моделирующих комплексов две подсистемы – обеспечения принятия решений и планирования боевых действий и реализации планов, в-четвертых, модернизировать материально-техническое обеспечение.

Война на опережение

Необходимость изменения организации управления обусловлена невозможностью эффективно противостоять сетецентрическим действиям противника при традиционном командовании. Когда действия войск (сил) по решению возникающих задач сначала планируются, а затем этим же органом управляются, возникает пауза. Потенциальный противник решает те же задачи параллельно (одновременно), для чего создаются специальные группы. Их работа осуществляется следующим образом.

Например, при организации адаптивных действий по последовательному поражению объектов противника авиацией группа планирования на основе данных разведки о новых вскрытых объектах, которые согласно цели военных действий должны быть поражены, определяет объект или их группу, по которому (которым) в данный момент необходимо и возможно воздействие. Также выделяются наиболее рациональные боеготовые средства для удара и с помощью моделирования выбирается способ его нанесения.

Читайте также  Размышления о грядущей войне с Ираном

Если ожидаемые результаты удовлетворяют требованиям эффективности при приемлемых потерях выделяемых сил и средств, план передается на реализацию. Пока идет управление нанесением очередного удара, разрабатывается новый план. Никаких пауз не возникает.

Развитие сил и средств разведки и связи в Вооруженных Силах Советского Союза и России традиционно отставало от потребностей сил и средств поражения. Их усовершенствование необходимо для обнаружения, распознавания и выдачи точных координат объектов удара для авиации, ракет и артиллерии. Следует также объединить разведывательную информацию, циркулирующую в автономных системах ПВО и РКО, для ее использования в интегрированных системах ВКО.

Информационно-моделирующая среда

Имеющиеся в ВС РФ командно-сигнальные комплексы средств автоматизации (КСА) оперативного уровня с частными информационно-расчетными задачами (ИРЗ) не приспособлены для формирования рациональных способов действий разнородных группировок войск, сил и средств и не обеспечивают адекватную оценку ожидаемых результатов.

Главный недостаток КСА, построенных на частных ИРЗ, состоит в том, что они не позволяют в реальном масштабе времени в ходе боевых действий обеспечивать автоматизированную коррекцию ранее сформированных способов действий и их разработку для решения внезапно возникающих задач.

Война на опережение

Для устранения этих недостатков оперативным органам управления нужны принципиально новые КСА, оснащенные общевойсковыми моделирующими комплексами. Предпосылка их создания – информационно-моделирующая среда (ИМС), разработанная ОАО «НПО «Русские базовые информационные технологии». ИМС представляет собой совокупность электронных (виртуальных) моделей обстановки, сил, средств и процессов вооруженной борьбы и решаемых на их основе ИРЗ, обеспечивающих отражение военной обстановки любого масштаба, проведение расчетов и моделирование военных и других действий во всех их проявлениях.

Информационно-расчетные задачи ИМС включают комплексы организации планирования, оценки обстановки, автоматизированного расчета способов действий противника и своих войск (сил), разработки вопросов всех видов обеспечения и управления. В ИМС также входят средства сопряжения с вышестоящими, соседними и нижестоящими КСА, а также разведки и вооруженной борьбы (для тактического уровня). Это позволит использовать КСА, на которых развернута ИМС, в качестве узлов информационно-управляющей сети группировки войск (сил).

Специфические свойства составных частей ИМС обеспечивают реализацию функций, необходимых в перспективных КСА оперативного уровня для управления адаптивными действиями. Возможность создания вариантов с любым количеством и размещением сил и средств позволит автоматизированно формировать и отображать текущую реальную обстановку, складывающуюся в районе военных действий соответствующей группировки войск (сил). Решение ИРЗ для оценки обстановки и моделирование действий войск (сил) сделают возможным в реальном масштабе времени разрабатывать эффективные планы операций и боевых действий, а также способы решения внезапно возникающих задач.

Просчитанные с помощью ИМС операции (боевые действия) и их планы будут представлять собой распределение сил и средств ВКО по направлениям (районам ответственности дивизий ПВО), а авиации и ресурса сил и средств – по поставленным задачам. Также речь идет об электронных моделях действий войск (сил), которые можно воспроизвести в реальной динамике развития. На основе сравнения реального и запланированного возможно разрабатывать и оперативно ставить задачи на поражение разведанных объектов противника, перенацеливать авиацию, усиливать формирования при затруднении решения очередных задач и т. п. С «бумажными» планами это неосуществимо.

В реальном времени

Показанные свойства ИМС позволяют создать для органов управления принципиально новые КСА, позволяющие реализовывать адаптивные действия. В состав КСА, построенного на основе ИМС, должны входить модули сбора и обработки информации, боевого управления, планирования, формирования донесений и команд, а также автоматизированные рабочие места (АРМ) соответствующих должностных лиц. На всех этапах функционирования такого КСА модуль сбора и обработки информации обеспечивает получение из разведывательно-управляющей сети данных о составе, состоянии и действиях группировок войск (сил) сторон, об условиях обстановки, а также директив от вышестоящих органов управления и донесений от нижестоящих.

Собранная и обработанная должностными лицами с помощью АРМ информация поступает в модули планирования и боевого управления, которые реализованы на отдельных системах ИМС и работают независимо. Модуль боевого управления постоянно находится в режиме мониторинга текущей обстановки. Модуль планирования от текущей обстановки может отключаться и использоваться для поддержки принятия решения на операцию (боевые действия) и обеспечения ее (их) планирования, а также для разработки способов решения внезапно возникающих задач по обстановке, сложившейся на момент отключения от реальной.

Новый КСА позволит органу управления оперативного звена автоматизированно планировать действия войск (сил), а в ходе боевых действий – управлять ими и одновременно согласовывать все шаги при резком изменении обстановки и по решению внезапно возникающих задач. Разработанный таким образом электронный план действий представляет собой модели их вариантов, которые могут развертываться и отображаться в реальном времени.

Использовать его возможно следующим образом. С началом боевых действий должностные лица группы управления (реализации плана) на соответствующем модуле оценивают обстановку, выбирают и запускают на отображение сообразный складывающейся обстановке вариант действий группировки войск (сил). Далее они сопоставляют спланированное с реальным и выявляют рассогласования. Если они существенны (например, средствами разведки обнаружены новые объекты или возникли непредвиденные направления действий СВН противника), план корректируется или разрабатываются способы решения внезапно возникших задач.

Новый общий план подается на модуль боевого управления. Группа реализации при этом организует, к примеру, перенацеливание самолетов на другие объекты, нанесение внеплановых авиационных ударов, маневр истребителей на новое направление и т. п. Для этого привлекаются временно свободные или ориентированные на менее важные цели силы и средства.

Новые задачи войскам (силам) ставятся с помощью модуля формирования донесений и команд. При наличии нескольких моделирующих систем параллельно могут разрабатываться разные способы решения внезапно возникающих задач. Такой процесс управления способен длиться неограниченное время (пока есть ресурсы для ведения военных действий).

ВКС как основные ликвидаторы отставания

Построение и функционирование КСА на основе ИМС необходимо для оперативного органа управления. Использование такого КСА для руководства авиацией и войсками (силами) ВКО в сетецентрических действиях позволит сократить до нескольких минут время с момента возникновения очередной задачи до начала ее выполнения, реализовать цикл управления не больший, чем у противника.

Для ведения адаптивных действий на стратегическом уровне КСА должен позволять решать оптимизационные задачи и осуществлять моделирование для рационального распределения войск, сил, средств и их ресурса между военными округами (объединениями ВВС и ПВО) не только до начала стратегических действий (операций), но и в их ходе.

Адаптивные действия формирований ПВО, РКО и в перспективе ВКО тактического звена осуществляются за счет управления непосредственно подразделениями, боевыми расчетами, экипажами и средствами вооруженной борьбы с помощью алгоритмов КСА.

Для проведения адаптивных действий без отставания от соответствующих возможностей потенциального противника (США и НАТО) должно быть выполнено еще одно условие: система материально-технического обеспечения обязана обеспечивать к моменту необходимости выполнения очередной задачи готовность к применению выделенных для этого сил и средств. Вот почему так важна модернизация материально-технического оснащения авиации и войск (сил) ВКО.

Основную работу по ликвидации отставания от потенциальных противников в возможностях организации и ведения адаптивных способов действий авиации и войск (сил) ВКО следует возложить на воздушно-космические силы. Им предстоит работа по созданию разведывательно-информационных сетей и новых комплексов средств автоматизации с подсистемами планирования боевых действий и реализации планов. Они должны модернизировать материально-техническую базу авиации и войск (сил) ВКО, организовать разработку средств и способов борьбы с разведывательными и информационными силами потенциальных противников. Без этого в области безопасности мы можем надеяться только на ракетно-ядерный щит страны.

/Владимир Барвиненко, доктор военных наук, vpk-news.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя