Ситуация в Донбассе продолжает подходить к моменту новой эскалации активных боевых действий. Города на северных участках фронтов Новороссии обстреливаются из лёгкой и тяжёлой артиллерии всё чаще и чаще. Представители хунты в этот момент мирно обговаривают с Бридлавом то, как «минские договорённости» способствуют укреплению мира и стабильности в Юго-Восточной Украине, которой по сути-то уже и нет.
В этот же момент «Wall Street Journal» публикует новость о планах передачи Пентагоном украинской армии мощного радиолокационного комплекса артиллерийской разведки «Firefinder», состоящего из 3 РЛС AN/TPQ-36 и 2 AN/TPQ-37, по крайней мере, такой состав комплекса известен в американской армии. Ранее США уже передавали украинской стороне около 20 переносных РЛС артиллерийской разведки AN/TPQ-48, которые имели возможность работать по 82-мм снарядам миномётов на дальности 4 км и 120-мм – 5 км.
Данные радиолокаторы хоть и представляли определённую угрозу для ВС Новороссии, но только лишь в пределах дистанции 10-15 км. А учитывая, что война имеет преимущественно артиллерийский характер с дальностями 10 и более километров, AN/TPQ-48 потеряли своё высокое практическое значение, тем более, что хунта не имела опыта применения такой высокотехнологичной техники в экстремальных условиях действия наших ДРГ и других подразделений. ВСУ стали искать другое средство контрабатарейной борьбы и американцы им его предоставляют.
«FIREFINDER» ПРЕДСТАВЛЯЕТ УГРОЗУ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ВС НОВОРОССИИ
РЛС AN/TPQ-36(V), входящая в состав комплекса, работает в Х-диапазоне и способна обнаруживать и сопровождать на проходе до 100 целей на дальностях от 750 м до 24 км. Импульсно-доплеровская РЛС имеет ФАР с 64 ППМ, благодаря чему способна точно определять координаты выпущенных артиллерийских снарядов, по этой информации компьютеры 2-х АРМ операторов FBCB2 AN/UYK-128 проводят расчёт исходящей точки траектории и вычисляют место расположения артиллерийского расчёта.
РЛС AN/TPQ-37(V) работает уже в S-диапазоне сантиметровых волн. Апертура РЛС также сформирована ФАР с 359 ППМ с электронным управлением лучом; РЛС имеет повышенный энергетический потенциал. По траектории летящих снарядов РЛС определяет расположение расчётов артиллерии на дальности уже до 50 км. Контрбатарейный РЛК «Firefinder» функционирует по тому же типу, что и наш комплекс «Зоопарк-1» или более компактный переносной «Аистёнок». «Файрфайндер» можно спокойно причислить к контрбатарейным разведывательным комплексам комплексам дальнего радиуса действия.
РЛС AN/TPQ-37(V) представляет серьёзную угрозу для бронетанковых и артиллерийских подразделений армии Новороссии, поскольку радиус её действия распространяется значительно вглубь контролируемой территории. И если укры установят её в той же Авдеевке, провоцируя ВСН регулярными обстрелами на ответный огонь, они смогут быстро вычислить развёрнутые позиции артиллеристов ДНР, из-за чего нашим придётся очень часто менять дислокацию.
Единственное, чем реально можно нивелировать опасность от «контрбатарейки» «Firefinder», достать методом «военторга» дальнобойную тактическую противотанковую систему на подобии комплекса «Гермес». Ракету «Гермеса», управляемую в полёте по совершенно любой траектории, вычислить гораздо трудней, да и дальность её полёта превышает радиус действия радара РЛС AN/TPQ-37(V).
Самый менее затратный вариант по уничтожению «Firefindera» может заключаться в установке на любой китайский БПЛА лёгких пассивных датчиков обнаружения радиолокационного облучения, которые в момент её работы зафиксируют координаты источника, по которым можно будет ответить плотным огнём артиллерии или парой высокоточных снарядов. Главный недостаток военторга ВСН – отсутствие корректируемых артиллерийских боеприпасов, которые бы значительно улучшили боевые показатели армии Новороссии.
Полученный хунтой «Firefinder» может представлять угрозу и для России, поскольку разместить они его могут где угодно, а как известно, РЛС артиллерийской разведки могут вести наблюдение и за воздушной обстановкой. Размещённая неподалёку от границы AN/TPQ-37(V) может просматривать низковысотную область воздушного пространства над РФ на глубину 35-40 км, а это уже внедрение в российское ВП, за счёт чего те же американцы могут получать информацию о действиях наших ВВС и других войск на границе. И для РФ и для Новороссии это вызовет необходимость в применении активной РЭБ.
В любом случае, такие действия нуждаются в достойном ответе военного характера.