Российские дирижабли РЛДН имеют неограниченные возможности

0
3364

После появления 13 июля новости от заместителя гендиректора «Концерна Радиоэлектронные Технологии» Владимира Михеева относительно размещения на платформе перспективных российских дирижаблей радиолокационных комплексов системы ПРО, все информационные электронные и печатные ресурсы тут же сосредоточились на рассмотрении возможностей будущей системы противостоять межконтинентальным баллистическим ракетам, но будущее предназначение подобных комплексов значительно более широкое, нежели ПРО лишь с космического направления.

Дирижабли семейства «Атлант» станут первыми грузовыми аппаратами данного класса в ВВС России ХХI века

В рамках программ развития ВКО и ВВС России, на всех ключевых стратегических воздушных направлениях, особенно Северо-Западном и Восточном ВН, предусмотрено развёртывание более, чем десяти РЛС системы предупреждения о ракетном нападении типов «Воронеж-ДМ» и «Воронеж-М». Эти радиолокационные комплексы относятся к системам быстрой заводской готовности, построены по модульной схеме и обладают обзорным потенциалом, не уступающим мощнейшему комплексу СПРН типа «Дарьял-У», дежурящему близ Печоры.

Кроме того, ежегодно в структуру ПВО и РТВ РФ поступают перспективные образцы радиолокационной техники: всевысотные обнаружители 96Л6Е, РЛО целеуказания и управления воздушным движением 59Н6Е «Противник-Г», а также такие многофункциональные радиолокационные комплексы для тактической ПРО большой дальности как «Небо-М», которому до сих пор нет равных среди зарубежных аналогов. Данные системы полностью закрывают стратосферные рубежи стратегически важных регионов страны от ударов СВН стран НАТО и США.

Как замечают многочисленные западные и азиатские военно-аналитические интернет-издания, Запад уже не способен на успешное вторжение в воздушное пространство России и членов ОДКБ: такие попытки будут жёстко пресекаться мощной группировкой ПВО Западного военного округа. И действительно, в Белоруссии и Ленинградской области, Крыму и Южном военном округе развёрнута столь развитая сеть ПВО на базе систем С-300ПС/ПМУ-1,2 и С-400 «Триумф», а также прикрывающих их «Панцирей-С1», что взломать её практически невозможно: ещё в воздушном пространстве приграничных областей страны НАТО уже лишаться четверти/трети своих ВВС, а на этот шаг ни один здравомыслящий англосакс не пойдёт.

Вспомните, сколько американцы «басен» рассказывали относительно воздушной операции и ракетных ударов по Ирану и Сирии в течении лет так десяти; естественно, зная мощь ПВО этих государств, ни о какой операции и речи быть не могло. В реальности же, агрессия совершалась лишь против государств с устаревшей ПВО на базе стареньких комплексов «Куб», «Нева», «Квадрат», С-200 (вспоминается Сербия, Ирак и Ливия).

В нашей ситуации стоит опасаться совершенно иного типа воздушно-космического противостояния, где театр воздушно-космических боевых действий будет «прижиматься» всё ближе и ближе к земле.

В условиях современного военного конфликта, когда всё воздушное пространство на высотах более 30 – 50 метров тщательно просматривается РЛС обзора и наведения наземного или морского базирования, в выигрыше будет оставаться тот, кто больше применяет малозаметные средства воздушного нападения в зоне или ниже вышеуказанных высот. Поэтому в ВВС США, помимо стратегических КР «Томагавк», внедряются и тактические крылатые ракеты средней и большой дальности, обладающие небольшими габаритными размерами, а значит, не имеющие ограничений по носителям в воздухе, на земле и на воде.

Наибольшее распространение получают крылатые ракеты семейства AGM-158A «JASSM», AGM-158B «JASSM-ER» и XM-501 “NLOS-LS”, они полностью унифицированы с подвесками большинства типов тактической истребительной авиации, а контейнерные пусковые установки XM-501 модульного типа спокойно помещаются в крытые прицепы грузовых автомобилей и на палубе небольших патрульных катеров. Дальность ракет системы «NLOS-LS» составляет 200 км, сами ракеты обладают «интеллектуальным» наведением с телеметрическим каналом и двухканальной (ТВ/ИК) системой самонаведения, что позволяет подлетать к цели по самым неожиданным траектория, с огибанием рельефа местности и облётом территории, насыщенной ПВО.

Ракеты семейства «JASSM-ER» имеют воздушное базирование и почти стратегическую дальность до 1200 км: теперь даже небольшие истребители типа F-16C или «Рафаль» могут выполнять стратегические ударные операции. Об угрозах со стороны ракет «JASSM», закупаемых Минобороны Польши для национальных ВВС, мы уже писали в одной из предыдущих статей. Тактические малоразмерные ракеты БД – едва ли не основная угроза для нашей ПВО.

Американские оборонные компании уже давно работают в сфере дирижаблей военного назначения. Много работ проведено компаниями «Локхид Мартин», «Mav6» и Агентством по перспективным оборонным исследованиям «DARPA», которое начало наиболее амбициозную программу под названием «ISIS». К программе были привлечены компании «Рэйтеон» и «Локхид Мартин». Была поставлена задача разработать дирижабль дальнего радиолокационного дозора и наведения со стратосферным базированием на высоте 21000 метров.

В способности комплекса должно было входить несколько режимов работы: «воздух-воздух», «воздух-поверхность/море», благодаря чему обеспечивалось обнаружение и сопровождение малоразмерных крылатых ракет и авиации в радиусе радиогоризонта (600 км на высоте 21000 м) и более, обнаружение старта БРПЛ морского базирования, обнаружение малоразмерной наземной техники и людей в радиусе 300-350 км, обнаружение и сопровождение всех видов высокоточного и зенитного ракетного оружия в радиусе 350 – 450 км. Для этого американские специалисты должны были разместить в нижней под радиопрозрачной обшивкой дирижабля мощную РЛС с АФАР и синтезированной апертурой, которая имела бы зону обзора, близкую к 360 градусам и двухчастотный режим обзора СМ- и ДМ-диапазона.

Между тем программа «ISIS» пока что на стадии развития и на театрах военных действий ещё не использовалась. Но получили развитие более простые системы, способные осуществлять оповещение о ракетном нападении или приближении подразделений противника, а также осуществлять позиционное ДРЛО. Самой интересной является комплекс «TARS», который может брать на борт мощную обзорную РЛС AN/TPS-78. Радар работает в S-диапазоне ДМ-волн и позволяет обнаруживать воздушные цели на удалении около 440 км. Дирижабль-носитель, разработанный компанией «ILC Dover» объёмом 11,9 тыс. м3 имеет длину 63 метра (как у авиалайнера Ил-96-400), благодаря чему вес полезного груза доходит до 0,55 тонны. Данный комплекс активно используется американцами в Афганистане.

Часто можно встретить и дирижабли семейства «PTDS», разработанные компанией «Локхид Мартин». Они отличаются достаточно малым объёмом оболочки (2,1 тыс. м3) и способны брать на борт «снаряжение» из оптико-электронных визирных систем высокого разрешения и лёгких комплексов акустической разведки, которые позволяют получать координаты источника выстрелов противника а также любое его перемещение по местности в радиусе не менее 20 км.

Дирижабли «PTDS» имеют достаточно небольшие размеры и малый вес «снаряжения», тем не менее, имеют важное тактическое значение в обороне границ США и американских военных лагерей и баз в Азии

Более радикальное «снаряжение» было придумано в проекте «Синий Дьявол» компании «Mav6», где для обороны цеппелина было решено применить систему индивидуальной ПРО.

Впрочем, все данные разработки ещё ждут своего часа, а пока пришло время рассмотреть возможности, которые могут быть реализованы в дирижабле для ВВС России.

В основу задач наших дирижаблей ляжет именно ДРЛО низколетящих крылатых ракет на тех участках территории, где присутствует сложный рельеф, затрудняющий обзор наземными РЛС систем ПВО и (или) количество зенитно-ракетных систем не позволяет в полной мере проконтролировать низковысотного участка воздушного пространства, например, некоторые районы западных границ России, а также северо-восточное побережье, омываемое морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем. Отечественный дирижабль должен будет подниматься на высоты до 20 км для выполнения своей основной функции – радиолокационного дозора. Россия нуждается в высотных дирижаблях гораздо больше, чем США, так её территория в 2 раза больше американской.

Двумя самыми главными преимуществами дирижаблей, с точки зрения службы в ВВС, является возможность круглосуточного наблюдения за определённым участком ВП и земной поверхности (без перерывов и необходимости дополнительной нагрузки операторов самолётов ДРЛО), применения более мощных АФАР (большая оболочка дирижабля способствует установке АР большой площади). «Арктические силы» станут одной из главных группировок войск, которая будет применять РЛДН-дирижабли для контроля за российской частью континентального шельфа.

Но дирижабли, как и любая другая техника военного назначения, имеют свои серьёзные недостатки, которые должны предусматриваться и ликвидироваться.
1. Крупные дирижабли, используемые для подъёма тяжёлого оборудования (РЛС, комплексов оптико-электронной и радиоэлектронной разведки) всегда имеют большие размеры оболочки, которые в поперечнике могут достигать 60 или даже 100 метров. Они становятся хорошо видимыми для оптических систем наблюдения противника, а само снаряжения имеет значительную радиолокационную заметность и является мощным источником излучения, из-за чего дальность его обнаружения вражескими средствами разведки может доходить до сотен или даже 1000 км.

2. Для выполнения задач ДРЛО с большей эффективностью, чем самолёты РЛДН, дирижабли подниматься на высоты свыше 17000 м, где радиогоризонт превышает 500 км, из-за чего упрощается возможность уничтожения дирижабля с помощью перспективных зенитно-ракетных систем дальнего радиуса действия, а также ракет класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности (это могут быть ЗУР RIM-174 комплекса SM-6 “ERAM” или модернизированные ракеты «в-в» AIM-54C «Феникс»); данные ракеты способны подниматься на высоты до 40 км, а затем по частично-баллистической траектории пролетать несколько сотен километров до цели, находящейся в верхних слоях атмосферы, потери скорости ракет на этих высотах минимальные.

3. Дирижабли являются статическими объектами большого размера из-за чего облегчается возможность их поражения с помощью сверхмощных «мегаваттных» противоракетных лазеров воздушного базирования, которые могут быть на вооружении ВВС США. Уязвимо и разведывательное оборудование перед облучением лазером или электромагнитными излучателями высокой мощности, поскольку дирижабли маневрировать, как самолёты, не способны.

РЕШЕНИЕ ВОПРОСА

  1. Разведывательные дирижабли не могут быть развёрнуты в непосредственной близости к ТВД, оперативное удаление от поля боя должно составлять от 500 до 1000 км, в зависимости от информации о вооружении ВВС и ПВО противника в зоне боевых действий. В мирное время, — не менее 300 км в глубь от границы условного контроля дружественными ВС.
  2. Каждый разведывательный комплекс должен быть оснащён станцией обнаружения атакующих ракет, лазерного облучения и радиолокационного облучения.
  3. Каждый дирижабль должен иметь на вооружении собственную компактную систему ПРО на базе лёгких противоракет (модернизированных версий ПЗРК «Игла-С» с радиолокационными головками самонаведения миллиметрового диапазона) для возможности борьбы с ЗУР противника.
  4. Зона работы дирижаблей должна прикрываться дивизионом ЗРК С-400 или «Витязь».
  5. Оборонительные системы дирижабля должны включать в себя не сколько баллонов со специальными инфракрасными аэрозолями для формирования защитной завесы в случае облучения сверхмощными лазерными установками.
  6. В случае сдвижения линии воздушного ТВД к зоне оперирования дирижабля, последний должен быть спущен на высоты менее 6-4 км, что значительно осложнит его поражение ракетами-перехватчиками противника в плотных слоях атмосферы.

Как видите, данное средство имеет очень сложную инструкцию по применению, учитывающую оперативную военную обстановку, технологическую оснащённость противника и собственные ТТХ и ЛТХ, значительно отличающиеся от тактической авиации. Между тем, богатая номенклатура оборудования дирижабля позволяет использовать его в целях точного воздушного и наземного целеуказания для войск ПВО или сухопутных войск.

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Дирижабли могут быть носителями мощных РЛС артиллерийской разведки. Применение контрбатарейных РЛС на воздушной платформе могло бы стать достаточно перспективным методом ведения войны, когда речь заходит о боях в горной местности. Стандартные «контрбатарейки» типа «Зоопарк» смогут обнаруживать и сопровождать артиллерийские снаряды лишь в момент его выхода из «тени» естественного препятствия (горы, холма) на линию визирования РЛС, из-за чего для определения координат понадобится гораздо больше времени и при отсутствии разведывательной наземной или авиационной техники на противоположной стороне горного элемента, деятельность дружественной артиллерии по подавлению огневых точек будет осложнена.

Дирижабль, оснащённый РЛС артиллерийской разведки, находящийся в 10 км над землёй, сможет практически сразу вычислить месторасположения вражеских единиц и предоставить точные координаты для поражения.

Обратите внимание, на «МАКС» дирижабль «Атлант» очень кстати был размещён рядом с самыми перспективными элементами радиолокационного прогресса России — радиолокационными модулями ДМ-/СМ-диапазона (РЛМ-Д и РЛМ-СЕ) комплекса «Небо-М», это в очередной раз подчёркивает перспективы дирижабля в ВВС

Сейчас данная отрасль в России только начинает зарождаться, и «КРЭТ» прикладывает для этого не мало усилий. Первые грузовые дирижабли «Атлант», над оборудованием которых работает мощнейший в РФ «электронный» холдинг, должны предстать перед нами в 2018-2019 гг. Разведывательные аппараты появятся не ранее начала 20-х годов.