Главная Иностранные армии

Преимущества неатомной «Барракуды» в конкурсе австралийского ВМФ

0
1667

Отлично известно, что Азиатско-Тихоокеанский регион и Юго-Восточная Азия являются одними из самых сложных экономических и военно-стратегических участков Мира. История региона насчитывает десятки конфликтов между внутренними государствами, а также инициированные извне, к примеру, несколько войн во Вьетнаме. В данный момент ситуация более-менее стабилизировалась, но напряжённость никуда не пропала.

Подлодка класса «Колинз»

Значительно усложняет обстановку присутствие в регионе и окрестностях двух новых сверхдержав – Китая и Индии, а также полностью проамериканской Австралии, из-за чего регион может похвастаться интересным явлением как политическое хеджирование. Данный термин достаточно редко встречается в геополитической, и, тем более, военной литературе; он относится к финансам и экономике, но благодаря своему значению (в переводе с англ. hedge – гарантия, страховка) неплохо вписывается и в международную политику.

В АТР именно Австралия использует метод внешнеполитического хеджирования,- политического вектора «игры» на две стороны: поддерживает сотрудничество с КНР, не забывая то и дело обвинять её в нарушении прав человека и т.д., и в тот же момент придерживается линии «мирового порядка» и «демократии», навязываемых здесь США, что в корне не устраивает китайскую сторону, которая всеми силами, и весьма успешно, старается достичь военного паритета, или даже превзойти влияние США в регионе.

Австралийцы опасаются становления новых сверхдержав-соперников США. Сама же Америка находится по ту сторону Тихого океана и австралийцы в одиночку пытаются справится с ситуацией, тем более, что сама Австралия имеет постоянные разногласия и конфликты с Индонезией, которая вскоре может получить определённое количество совершеннейших в мире сверхманевренных многоцелевых истребителей Су-35С. Ответить Австралии будет нечем, не будет иметь удельного веса она и перед Китаем с Индией, сейчас она уже его не имеет.

По этой причине в Австралии стартовала программа модернизации Королевского ВМФ, который начал пополнятся серией из трёх достаточно современных ЭМ ПВО/ПРО класса AWD D39 «Hobart». Однажды мы делали обзор этого класса кораблей, который показал достоинства и недостатки «Хобартов». Наличие системы «Иджис» и современного ГАК ставит противолодочные возможности корабля в один ряд с американскими эсминцами «Арлей Бёрк», японскими «Коного/Атаго» и Ркр класса «Тикондерога». В туже очередь, наличие в системе управления огнём Mk 99 только двух одноканальных радиолокаторов подсвета AN/SPG-62 сильно ограничивает потенциал гарантированной ПВО этих кораблей («Тикондероги» имеют по 4 целевых канала, «Бёрки» — 3), по этому показателю «Хобарты» будут соответствовать фрегатам ВМС Испании класса «Альваро де Базан» и ВМС Норвегии «Фритьоф Нансен».

Тем не менее, благодаря «иджисовской» версии МРЛС AN/SPY-1D(V) с улучшенным низковысотным потенциалом и параметрами захвата баллистический целей, корабли смогут значительно ограничить зону контроля противолодочной авиации Китая и Индии вблизи австралийских вод, в целом этого недостаточно, и модернизация флота включает в себя подводную компоненту.

Обновление подводного флота сейчас носит для минобороны Австралии стратегическое значение, ведь страна ВВС страны по полной глупости и халатности лишились всего авиапарка дальних тактических бомбардировщиков F-111, которые могли контролировать акваторию Индийского и Тихого океанов на удалении до 2200 км, и без дозаправки. Сейчас такие возможности утрачены.

Подводная составляющая ВМФ Австралии представлена 6 не самыми современными ДЭПЛ класса «Колинз». Подлодки разрабатывались для австралийского флота в начале и середине 90-х гг. шведской компанией «Kockums» и большинство из них уже давно не отходит от причала. Подлодки имеют «Колинз» имеют водоизмещение 3350 тонн, длину 78 метров и очень малую глубину погружения (не более 200 метров). Установлено 6 533-мм ТА с возможностью запуска ПКР UGM-84 «Sub-Garpoon». Некоторые ДЭПЛ класса «Коллинз» сейчас модернизируются.

В 2011 году минобороны Австралии объявили конкурс на разработку перспективной многоцелевой неатомной подводной лодки с минимальными параметрами шумности, радиолокационной заметности, совершенным БРЭО и вооружением. На конкурс были привлечены японская компания «Kawasaki Heavy Industries», немецкая «Thyssen Krupp», французская «Direction des Constructions Navales» и др. Три данные компании предлагают наиболее совершенные образцы подлодок, которые на сегодня являются одними из самых совершенных.

Начнём с «Kawasaki Heavy Industries». Японская компания и её подлодки класса «Сорю» с самого начала стали фаворитами в австралийском конкурсе. Возможно, что это произошло ввиду нахождения Австралии и Японии в одном Азиатско-Тихоокеанском регионе, что значительно упрощало бы переход подлодок с японских верфей на базы в ВМФ Австралии, а также процедуру обслуживания субмарин специалистами «Кавасаки», ведь Австралия не имеет настолько квалифицированных специалистов, которые смогли бы быстро освоить все секреты и возможные проблемы «Сорю».

Подлодки класса «Сорю» являются дизель-стирлинг-электрическими подводными лодками (ДСЭПЛ) с высокой степенью автоматизации и цифровых технологий в БРЭО. Силовая установка анаэробного типа, воздухонезависимая (ВНЭУ), благодаря чему подлодки могут пребывать в подводном положении не менее 2,5 – 3 недель. Корпуса подлодок «Сорю» покрыты специальным покрытием, поглощающим гидроакустический волны ГАК противника, а также поглощающие все вибрации и «стуки», раздающиеся внутри силового и обитаемого отделений ДСЭПЛ. Субмарины имеют пониженную ЭПР, каплевидную форму носовой оконечности, а также Х-образные хвостовые стабилизаторы для отвода и ослабления акустических и радиолокационных волн.

Подлодка имеет весьма внушительные размеры: водоизмещение около 4200 тонн, длину 84 метра, что позволяет взять на борт солидный набор вооружения, включая 30 торпед «Тип 89» или ПКР «Sub-Garpoon». Для запуска предназначено 6 носовых 533-мм торпедных аппарата HU-606. Главным недостатком является небольшая глубина погружения (до 350 метров), а также энергетические недостатки силовой установки перед подлодками с электро-химическими генераторами и литий-ионными аккумуляторами.

ДСЭПЛ класса «Сорю»

Немецкая компания «Thyssen Krupp» предлагает не менее интересный вариант субмарины – «Тип 216», которые проектируются на базе проектов U-212A/U-214. Дизельная подводная лодка оснащается специальной ВНЭУ для экономичного сверхтихого хода под водой, которая представлена мощным электродвигателем постоянного тока «Siemens SINAVYCIS Permasin» мощностью 2300 л.с. (1700 кВт).

Двигатель получает питание от ЭУ «Siemens PEM BZM34», где напряжение генерируется в результате взаимодействия сжиженного кислорода с интерметаллидным водородом. Дизельный двигатель MTU 8V183/396 мощностью более 1200 л.с. служит для подводного хода в режиме РДП (надводное положение шноркеля), зарядки резервных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. Такой тип двигателя имеет ряд преимуществ: высокая надёжность блока топливных элементов, отсутствие необходимости подводной работы дизеля, наименьшие показатели шумности среди всех неатомных подлодок. Известно, что модернизация российских ДЭПЛ «Лада» также будет проходить по концепции анаэробной ЭУ с электрохимическими генераторами.

Немецкая подлодка «Type 212»

Подлодки проекта 212А смогли «пройти сквозь» противолодочную оборону американского авианосца «Энтерпрайз» и условно осуществить пуск торпед, также израильские экипажи на своей модификации 212-го типа «Dolphin» смогли предпринять условную атаку на корабли и подлодки 6 флота ВМС США во время учений в Средиземноморье. Это в очередной раз демонстрирует отличные перспективы анаэробных ДПЛ наряду с МАПЛ, когда дело касается нестратегических операций.

Немецкие субмарины типа 216 будут строиться на верфи «Howaldtswerke Deutsche Werft», принадлежащей концерну «Thyssen Krupp». Там же производится и размагничивание корпусов подлодок этого типа для собственного флота. При этом, неизвестно, будет ли производится размагничивание и установка компенсирующих магнитов на экспортные версии U-214, так как ранее эта технология была секретной и производилась лишь для ВМС Германии. Победа «Type 216» в австралийском конкурсе сильно зависит от этого параметра. Ведь для полной невидимости необходима и незаметность для детекторов магнитных аномалий, установленных на противолодочную авиацию.

«Тип 216» более компактный, чем «Сорю». Длина подлодки должна составлять 56,3 м, водоизмещение – 1840 тонн, дальность хода при этом может составлять до 7000 миль в надводном положении. Экипаж составляет всего 27 человек. Важной особенностью также является увеличение ресурса аккумуляторов на 25-30% за счёт возможности доподзарядки не только от дизеля, но и от топливных элементов во время подводного хода.

Подлодка оснащается высокопроизводительной БИУС MSI-90U, которая может управлять ГАК, РЛС, системами сетецентрической увязки, а также вооружением, среди которого, помимо известных ПКР и стандартных торпед, могут быть и наиболее совершенные дальнобойные торпеды DM-2A4 «SeaHake mod 4 ER» с дальностью от 90 до 140 км. За счёт чего подлодка имеет весьма ценные тактические качества.

Но всё же перейдём к французской концепции многоцелевой неатомной подводной лодки, которую компания «Direction des Constructions Navales» может предложить Королевскому ВМФ Австралии в рамках конкурса. Французы подошли к перспективному проекту наиболее технологично, учитывая все географические особенности и региональные угрозы для австралийского флота.

За основу компания «DCNS» взяла свой наиболее перспективный проект многоцелевой ударной АПЛ «Barracuda». Франция пошла иным путём, и не стала предлагать австралийцам свою самую известную анаэробную МПЛ класса «Scorpene Basic-AIP», которая продвигается в ВМС Индии, поскольку так французы бы точно проиграли конкурс немцам или японцам. «Shortfin Barracuda Block 1A» является неатомной модификацией «Барракуды», которая оснащается ВНЭУ типа МЕSМА (Module d’Energie Sous-Marine Autonome), представленной ГТУ установкой замкнутого типа, которая работает на этаноле и сжиженном кислороде. Данная установка хоть и не является столь надёжной как немецкая ЭУ фирмы «Siemens», позволит данной подлодке иметь высочайшие тактические показатели, а также выгодно отличаться от её конкурентов.

Дело в том, что корпус «Барракуды» имеет длину 99 м и водоизмещение 5300 тонн, «DCNS» обещает спроектировать «Shortfin Barracuda Block 1A» длиной 90 м и водоизмещением свыше 4000 тонн, и она станет самой одной из крупнейших неатомных подлодок. Большое водоизмещение гарантирует большие внутренние объёмы новой «Барракуды», куда могут быть установлены значительно большие резервуары с сжиженным топливом, что позволит достичь подводной дальности до 800 – 1000 миль.

Более крупные размеры боевого отделения позволят разместить на борту «Shortfin Barracuda Block 1A» помимо ПКР и торпед ещё и крылатые ракеты SCALP в количестве 20 ед. Из 4 533-мм ТА может быть запущено до 20 ракет/торпед различного типа, что значительно превосходит арсенал немецкой субмарины U-216.

«Shortfin Barracuda Block 1A»

«Barracuda SNA» в своём атомном варианте для ВМС Франции является очень дорогим и совершенным изделием. Цена одной подлодки составляет 1,3 млрд. долларов. Корпус имеет все технические «навороты» XXI века, такие как водомётный движитель, большие бортовые панели ГАС, низкую радиолокационную сигнатуру корпуса, безэховое покрытие, низкий мидель рубки, Х-образные кормовые стабилизаторы.

Точно такая же комплектация будет предоставлена ВМФ Австралии, с той разницей, что на подлодке установят ВНЭУ МЕSМА и не установят какого-либо секретного французского оборудования. Ударных качеств от этого «Shortfin Barracuda» не утеряет, дальность плавания также будет на 50-60% выше, чем у конкурентов.

По сумме качеств эти подлодки в десяток раз превзойдут существующий состав подлодок «Колинз», а австралийский флот именно на подлодках и держится, о чём не раз заявляли адмиралы. За счёт «Барракуд» австралийцы получают новые возможности Юго-Восточной Азии и АТР, а совместное использование под прикрытием ЭМ «Хобарт» позволит в режиме РДП совершать дальние морские походы и даже выполнять ограниченные боевые операции.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ