Главная Вооружение и техника

Новая российская ПКР потопит любой авианосец

2
463

На проходящем в Санкт-Петербурге Международном военно-морском салоне представлены образцы ракет, предназначенных для поражения надводных целей. Эксперты признают: по ряду позиций этому оружию нет равных в мире.

С берега, с моря, с воздуха

Авиационная тактическая противокорабельная управляемая ракета Х-35УЭ — это настоящий «кинжал» для кораблей противника. Стремительно пролетая над водной поверхностью со скоростью, близкой к звуковой, она способна ударить по борту или надстройке корабля полутора сотнями килограммов боевого заряда. Ракету можно запускать даже при волнении моря в шесть баллов, при этом летит она над волной на высоте всего в три метра. Пусковая огневая установка (ракетный комплекс или самолет) может находиться на удалении от цели до 260 километров.

Ракета марки Х-35 (по кодификации НАТО — AS-20 Kayak) в свое время пришла на смену технически устаревшей ракете «Термит». Пусковыми установками для Х-35 являются корабельный ракетный комплекс «Уран» и береговой ракетный комплекс «Бал», а также самолеты и вертолеты. Для запуска используется отделяемый твердотопливный ускоритель, задающий ракете первоначальную скорость, после чего включается турбореактивный двигатель. В авиационном варианте ускорителя у ракеты нет: первоначальное ускорение придается скоростью самого летательного аппарата.

Уникальность ракеты в том, что, летя к заданной цели на высоте 10-15 метров, она на конечном участке полета резко снижается до трех-пяти метров, «цепляя» объект атаки своей активной радиолокационной головкой самонаведения. На такой высоте и такой скорости перехватить ракету средствами ПВО уже практически невозможно.

Стоит отметить, что поначалу Х-35 ждала печальная участь. Разработка оружия пришлась на «переломные» 1990-е, когда денег на разработку вооружений не давали, и отрасль приходила в упадок. Тогда спас ситуацию заказ из Индии. Фактически ОКБ «Звезда» (в настоящее время входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение») за счет этого подряда смогло развернуть серийное производство ракет. В 2004-м году Х-35 была принята на вооружение ВМФ России в качестве ракеты для комплекса «Бал», а в 2005-м завершились испытания ракеты по авиационному варианту.

Представленная на МВМС-2015 ракета Х-35УЭ имеет меньший по размерам двигатель и оптимизированную конструкцию, позволившую увеличить запас топлива. При этом габариты оружия не изменились, что обеспечивает заменимость ракет разных модификаций при стрельбе из пусковых комплексов.

«Повышенная помехозащищенность, необходимая при действиях в сложных условиях, усовершенствованное бортовое радиоэлектронное оборудование, новые материалы, — все это Х-35УЭ», — подчеркивает гендиректор ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов.

Максимальная дальность стрельбы ракеты составляет 260 километров. А еще в систему наведения Х-35УЭ добавлена аппаратура спутниковой навигации, благодаря чему модернизированная головка самонаведения позволяет «захватывать» цели на дальности уже в 50 км, а не как раньше 20.

Отправить на дно авианосец

Удар пары противокорабельных ракет Х-31АД способен потопить или нанести летальные повреждения кораблю класса авианесущего крейсера. Сто с лишним кг боевого заряда, летящие со скоростью километр в секунду, не оставят шанса никому в море. Это сверхзвуковое противокорабельное оружие — единственное в мире в подобном классе.

Самолеты, с которых запускается это оружие, представляют всю номенклатуру современных авиационных боевых машин российского ВМФ — Су-30МК, Су-35, МиГ-29К, МиГ-29КУБ, МиГ-35. По сути, ракета может использоваться практически с любого самолета-носителя, на котором может быть подвешен контейнер или имеется бортовая система целеуказания с дальностью действия более 50 км. Есть планы включить Х-31АД и в номенклатуру вооружения вертолета корабельного базирования Ка-52К.

Ракеты этого семейства полностью адаптированы для применения с самолета-носителя. Они даже функционируют совместно с прицельно-навигационной системой и аппаратурой управления оружием, находящимся на борту самолета. Человеческий фактор здесь сведен к минимуму: летчику-оператору нужно лишь нажать «Пуск», приведя в действие катапультное устройство ракеты. Прицеливание, выдача информации с учетом параметров полета самолета-носителя, захват цели активной радиолокационной головкой самонаведения происходят автоматически.

Интересно, что поражение цели может быть двух видов — с проникновением боевой части ракеты внутрь корабля и с подрывом над ним. В обоих случаях кораблю наносятся фатальные повреждения. В случае удара по авианосцу (по полетной палубе) из строя выводится оборудование для взлета-посадки самолетов (паровые катапульты), что превращает эти корабли практически в обычные круизные лайнеры.

Ракеты Х-31АД могут применяться днем и ночью, в любых метеоусловиях, при активном радиоэлектронном и огневом противодействии противника, при волнении моря до пяти баллов.

Приоритет — гиперзвуку

Сегодня в мире идет поступательное наращивание систем противокорабельного оружия, повышение их боевых качеств, улучшение характеристик. Главные направления такого совершенствования — снижение заметности для радаров противника, повышение дальности пуска, создание более чувствительных головок самонаведения.

Так, в США в настоящее время разрабатывается малозаметная высокоавтономная противокорабельная ракета LRASM, которая будет способна осуществлять самостоятельный поиск, идентификацию цели, прокладку маршрута и поражение противника на большой дистанции без необходимости предварительной прокладки курса или внешнего целеуказания.

Идет разработка и сверхзвуковых ракет. Одна из них, разрабатываемая совместно российской Военно-промышленной корпорацией «Научно-производственное объединение машиностроения» и Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) Минобороны Индии, получила название PJ-10 «БраМос» (PJ-10 «BrahMos»). Ракета способна развивать скорость, в 2,5-2,8 раз превышающую скорость звука. Запуск может осуществляться с подводных лодок, кораблей, береговых установок и самолетов. Интересно, что «БраМос» может выстреливать даже с транспортника Ил-76: на его крыльевых подвесах могут крепиться не менее 6 ракет.

Дальность стрельбы «БраМос» приближается к 300 километрам, а высота полета ракеты составляет уникальный диапазон – от 15 километров (на марше) до 5 метров (при подлете непосредственно к цели). Масса проникающей боевой части составляет 300 кг, что существенно превосходит этот параметр у основного конкурента — ракеты «Гарпун» ВМС США, где БЧ весит около 220 кг.

Известно, что первый вариант «БраМос» уже принят на вооружение ВМС Индии. Сейчас речь идет о разработке второго поколения этого оружия. «БраМос»-2 будет в гиперзвуковой версии, при этом запуск пока будет производиться только с наземного носителя. Предполагается, что скорость новой ракеты будет превышать скорость звука в пять раз, что сделает ее неуязвимой для перехвата средствами ПВО противника.

«Россия не уступает США в сфере разработки высокоточного тактического оружия большой дальности, — уверен глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов. — А где-то мы даже имеем преимущество. По этому направлению ведется достаточно напряженная интенсивная работа. За последние два-три года мы разработали около десятка новых изделий, в том числе — и ракеты большой дальности».

/Дмитрий Сергеев, tvzvezda.ru/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Петька

    в авианосец с самолета или корабля надо пулять с 2 000 км, и то наверно не подпустят ближе, остается только с подлодки пулять , если не засекут )

  2. ваня иванов

    Лучше конечно подход к супостату под водой, а можно и выныривание из под воды на близкой дистанции от супостата !